Духовно-воспитательная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны на примере Синодального училища

Под особым покровительством Елизаветы Федоровны был Московский Синодальный хор и хоровая школа мальчиков.

Русская церковная музыка приблизила Великую княгиню к полному пониманию почитаемых ею святынь, к полному приятию православия. Все знаменательные события в ее судьбе «сопровождались» пением полюбившегося ей Синодального хора. В жизни Великой княгини соединились Марфо-Мариинская обитель, Успенский собор и Чудов монастырь. (49)

В пору переезда великокняжеской четы в Москву директором Синодального училища был С.В. Смоленский. Духовный расцвет хора, несомненно, явился результатом благотворного взаимодействия в деле становления талантливой молодежи Великой княгини и С.В. Смоленского, а затем и В.С. Орлова, впоследствии ставшего директором училища. Елизавете Федоровне была близка уникальная программа непрерывного общеобразовательного и музыкального обучения детей от 7-8 лет. Церковно-приходская школа при училище способствовала освоению духовного наследия с детства, поэтапному приобщению к музыкальной эстетике, созвучной ей оказалась и задача учебного заведения – воспитание просвещенных церковно-музыкальных деятелей, опытных регентов церковных хоров . 

Великокняжеская чета с 1890-х гг. часто посещала Синодальное училище. По просьбе Великой княгини хор юных певчих неоднократно исполнял на повторных духовных концертах в училище наиболее близкие ее душе духовные произведения, в частности, «Ныне силы» и «Помощник и Покровитель» Бортнянского [2;2]. В воспоминаниях С.В. Смоленский писал о том, как преображался Синодальный хор в присутствии великокняжеской четы: «…состоялось посещение училища Сергеем Александровичем и Елизаветой Федоровной… Пели великолепно, как очень редко. Великий князь сказал мне на прощание: “Ваш хор – сущее наслаждение. Я буду у вас еще раз на Пасхе”; … Дамы по обыкновению плакали». Речь шла о домашнем концерте Синодального хора под управлением В.С. Орлова по случаю посещения Их Высочествами училища в 1895 г. 

Особенно торжественно проходили службы с участием певчих в дни Священного коронования [3;2], в дни Высочайших выходов в Успенский собор [4;2], по случаю рождения членов Императорской Семьи [5;2], а также приездов Государя [6;619]. Наиболее часто, на литургиях, Синодальный хор в присутствии великокняжеской четы и множества богомольцев, исполнял произведения Кастальского, Турчанинова и Смоленского [7;2]. В 1900 г. в присутствии Царской Семьи и августейшей четы проходил ряд выступлений синодальных певчих; в Вербное Воскресенье, на Пасху в церкви Спаса за Золотой решеткой и т.д. [8;197] Елизавета Федоровна часто посещала литургии в Успенском соборе в «царские дни», о чем свидетельствуют многочисленные упоминания в прессе [9;2]. 

Духовный композитор А.В. Никольский в одном из писем 1895 г., писал о чувствах, вызванных исполнением хора на литургии по случаю именин Елизаветы Федоровны: «Пели мы. Я хоть немного был утешен…Так бы и слушал! Что хорошо, то хорошо!» [10;399-400]. 

Благодаря Великой княгине осуществлялся прием воспитанников Елизаветинского благотворительного общества в число учеников Московской Синодальной типографии и Синодального училища, находившегося при ней . Под покровительством Елизаветы Федоровны проходило становление молодых певчих, определение детей в одно из лучших учебных заведений. 

Августейшие супруги принимали участие и в дальнейшей судьбе выпускников училища, способствуя укреплению их таланта, находя их труду хорошие условия. Так, бывший певчий Солнцев в летнее время 1892 и 1893 гг. приглашался в село Ильинское для управления хором по личному усмотрению (50) Великого князя, в качестве регента желавшего видеть только эту кандидатуру [12;351]. Впоследствии, Великая княгиня, способствуя творческому развитию певчих, помогала воплощать им свое дарование в обители милосердия. Один из них, выдающийся деятель Голованов, еще, будучи студентом, под покровительством Елизаветы Федоровны руководил небольшим составом хора в Николаевском дворце, а после окончания училища – небольшим хором с 1909-1911 гг. в церкви Марфо-Мариинской обители. 

Частые концерты Синодального хора в генерал-губернаторском доме свидетельствовали о его особой духовной близости великокняжеской чете. Синодальным хором исполнялись произведения А. Кастальского, М. Балакирева, П. Чайковского, Д. Бортнянского и т.д. Великий князь проявлял интерес к историческим концертам, неоднократно проходившим специально для августейшей четы и ее приближенных. Исторические концерты как проект поддержки певческого искусства, привлекал все большее количество молодых людей. 

Великий князь интересовался ведением хорового искусства, существовавшими в столице духовно-певческими хорами. Московская духовная консистория предоставляла информацию по его запросам . 

О международном уровне начинаний учебных заведений, находившихся под попечением Великой княгини, говорит успех Синодального хора за границей, в частности, на духовном концерте в Вене, собравшем многочисленное студенчество, в основном славянскую молодежь. Первая же пьеса – «Царю Небесный» заслужила всеобщий восторг. Многие слушатели после концерта напевали молитву «Господи, помилуй». Музыкальная критика того периода отмечала удивительную способность хора петь «как бы одним ртом», дисциплину и интеллигентность певчих [14;2]. Высокая интеллигентность и образованность Великой княгини позволяла ей чувствовать это качество в синодальных певчих. Студенты участвовали и в русской миссии, выступая в Вене на освящении православного храма. 

Довольно часто посещения служб Императорской Семьей и Великой княгиней были неожиданными, но неизменно певчие демонстрировали совершенное исполнение, о чем неоднократно говорил Государь руководителю Синодального училища [15;183]. Подобное почтение вызывало большую радость у творческого коллектива. 

Настоящим экзаменом для певчих был неожиданно назначенный концерт у Великого князя Сергея Александровича в апреле 1900 г., после первого отделения вспомнили, что Императору нравился хор Чайковского «Был у Христа младенца сад». В то время, как Сергей Александрович беседовал с Государем, хор, не исполнявший это произведение много лет, успел подготовиться и прекрасно выступил [16;117]. 

Благодаря великокняжеской чете укрепилась традиция объединения певчих сил в концертах. Так, в 1903 г. в Городском манеже проходил духовный концерт под управлением регента В.С. Орлова с участием всех московских духовно-певческих хоров. Великокняжескую чету заботило положение служащих в частных духовно-певческих хорах, в пользу которых и был дан концерт. На нем были исполнены: «Ангел вопияше» Кастальского, «Херувимская», «Тебе одеющагося» Турчанинова и т.д. Народный гимн «Боже, царя храни» повторялся несколько раз [17;2]. (51)

Елизавета Федоровна и Императорская Семья неоднократно поощряли преподавателей и учащихся, в частности, пожалованием певчим наград – серебряных часов, украшенных гербами [18;2]. Великокняжеская чета, заботясь о молодежном воспитании, приобщала своих племянников к православной культуре, в том числе и совместными посещениями праздничных литургий с участием Синодального хора [19;378]. 

Совместная молитва Великой княгини и синодальных певчих особенно проникновенно звучала в военное время. В ее присутствии неоднократно совершались молебны о русской армии [20;54]. Во время Первой мировой войны Синодальный хор в присутствии Елизаветы Федоровны и В.С. Гордеевой пел на освящении лазарета для раненых и приюта для увечных воинов [21;897]. 

Великой княгине было отрадно участие певчих в выставках церковных древностей, которые она любила посещать. В частности, она присутствовала на освящении экспозиции в Чудовом монастыре, где были собраны уникальные образцы из ризниц соборов: Успенского, Архангельского, Покровского и т.д. При пении синодальных певчих состоялся молебен в Андреевской церкви. Председатель выставки преосв. Анастасий указывал на историческое и церковно-археологическое значение выставки [22;3]. Великая княгиня понимала значимость этого явления в процессе формирования у молодежи отношения к церковной истории и археологии. Юбилейная выставка церковных древностей, состоявшаяся в период романовских торжеств, стала богатым источником вдохновения для студентов. 

В училище был организован кружок преподавателей хорового пения. В его задачи входило улучшение методической стороны преподавания хорового пения, а также певческого мастерства. Кружок собирал лучших представителей церковно-певческой России [23;7]. Неоднократно проводились съезды хоровых деятелей, что соответствовало репутации Синодального училища как центра духовно-хоровой культуры. Елизавета Федоровна глубоко ценила участие этого учебного заведения в деятельности православного миссионерского общества [24;2]. 

Великая княгиня оказала существенное влияние на русскую музыкальную педагогику. Фактически, Синодальное училище было близко к хоровой академии. К 1917 г. общеобразовательный курс соответствовал курсу духовных училищ и семинарий. Это было высшее специальное музыкальное учебное заведение, имевшее целью подготовку преподавателей церковного пения и музыки, научную разработку древнерусского пения, а также постоянное совершенствование хора. Изучение церковно-певческого искусства было нераздельно с изучением иконописи, архитектуры, пластических искусств, что позволяло певчим подбирать соответствовавшие тому или иному храму песнопения. Это было близко духовно-эстетической направленности Великой княгини. Обращение к древнерусской культуре в процессе овладения хоровым искусством охотно поддерживалось Елизаветой Федоровной, видевшей в учащихся возродителей культурных истоков. 

С помощью таких воспитательных очагов православной культуры, как Синодальное училище, Великая княгиня хотела повлиять на молодых людей, отошедших от Церкви. Художественное и церковно-певческое искусство представляли для нее воспитательное единство, способствовавшее духовному просвещению. (52)

Студенчество порубежья веков остро нуждалось в религиозно-воспитательном воздействии искусства. 

Елизавета Федоровна, понимая высокую степень влияния церковной музыки на становление молодых людей, способствовала тому, что воспитанники покровительствуемых ею учебных заведений часто посещали репетиции и концерты «синодалов», приобщаясь к церковно-певческому искусству. Постепенно происходило творческое становление училища как благотворительно-просветительского центра. Устраиваемые концерты в пользу многих учащихся – яркое тому свидетельство. 

Благотворительность, воспринятая молодыми людьми от Великой княгини, проявлялась и во взаимной помощи, и в широком участии в начинаниях Елизаветы Федоровны. Хор юных студентов проявлял заботу о призреваемых Елизаветинским благотворительным обществом детях. В пользу приютов неоднократно давались концерты, как правило, в этом участвовали и соединенные московские хоры, что способствовало еще большему распространению благотворительного движения в музыкальной юношеской среде. Таким образом, при Елизавете Федоровне развивалась традиция духовных песнопений, также проходивших в пользу благотворительного общества. Так, в 1913 г. в одном из концертов, продемонстрировавшем высокие художественные результаты, принимали участие Синодальный хор, Императорский хор и оркестр, а также многие выдающиеся артисты [25;5]. 

Сбор от многих духовных концертов поступал в комитет общества «Красного Креста» на нужды войны на Дальнем Востоке. Это всегда вызывало благодарность со стороны Елизаветы Федоровны, часто присутствовавшей на подобных мероприятиях [26;138-139]. 

Певчие Синодального хора неоднократно в присутствии Елизаветы Федоровны служили панихиды на могиле Сергея Александровича в Чудовом монастыре [27;2]. 

Духовному просвещению хора способствовало наличие прекрасной библиотеки, «хранящей исторические предания церковного пения». В училище неоднократно проводились богословские чтения , что говорит о полноте его духовно-просветительского труда. Подобный подход к образовательному процессу находил отклик в чутком сердце Елизаветы Федоровны, заботившейся о воспитании молодых людей в духе православной культуры. Просветительская деятельность Великой княгини заключалась и в создании особой домово-храмовой обстановки в учебном заведении, необходимой для духовного единства преподавателей и студентов. Великая княгиня ценила С.В.Смоленского за стремление создать самостоятельный церковный стиль многоголосия, за то, что он прилагал все усилия для того, чтобы воспитанники после окончания училища были не регентами-ремесленниками, а регентами-музыкантами с развитым вкусом. 

Синодальный хор был особенно близок Великой княгине, когда она стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители. На ночные и утренние службы ее всегда сопровождала одна из сестер. Благодаря Елизавете Федоровне насельницы обители приобщались к церковному искусству. 

Отдельно следует сказать об участии синодальных певчих в одном из самых выдающихся событий в жизни Великой княгини – возведении в сан настоятельницы Марфо-Мариинской обители. Накануне освящения в Покровском храме (53) состоялось всенощное бдение, в присутствии депутаций от общин сестер милосердия: Иверской, «Красного Креста», воспитанниц приюта и школы Марфо-Мариинской обители. Перед началом богослужения Великая княгиня проследовала в храм с сестрами обители и стала в храме на настоятельском месте, напротив правого клироса. Всенощную совершал о. Митрофан Сребрянский при пении Синодального хора, «Шестопсалмие» и канон читали сестры. 

В день освящения храма синодальными певчими под управлением Голованова исполнялись произведения древнего распева, специально написанные к этому дню и переложенные Кастальским, а также, произведения Бортнянского. На всенощном бдении в присутствии Елизаветы Федоровны пел сестринский хор [29;416]. 

Учащиеся старших классов приглашались в провинциальные города для организации церковных хоров. Постепенно шел процесс распространения церковно-певческого искусства в стране. Елизавета Федоровна одобряла миссию приобщения народа к церковному песнотворчеству. Синодальный хор, распространяя среди населения русскую церковно-хоровую музыку, развивал дело Великой княгини. 

Елизавета Федоровна высоко ценила деятельность Синодального училища, направленную на упорядочивание богословского пения в России. Под ее попечительством происходило совершенствование певчих, отмечавшееся заслуженными наградами. Многие незаурядно талантливые молодые люди посвящали себя преподаванию в училище. При Великой княгине установилась преемственность духовной элиты, личностные качества которой складывались во многом благодаря ее влиянию. 

В периодике говорилось о том, что на программах Синодального хора всегда встречались имена молодых авторов, которые, проникаясь русским народным пением, писали церковно-музыкальные сочинения в русском стиле, тем самым, распространяя среди населения национальную музыку [30;2]. 

Елизавета Федоровна поддерживала национальную творческую направленность учебного заведения. Она прекрасно понимала потребность общества в свежей композиторской мысли, которая должна была способствовать возрождению хоровой культуры и значимость для становления молодого человека церковно-хорового искусства. Духовные произведения учеников отражали высокую степень их нравственного становления. Поддерживая Синодальное училище, Великая княгиня способствовала развитию музыкальной славянской культуры. 

Такие выдающиеся руководители, как Смоленский, Орлов были для Великой княгини примером процветания педагогического искусства в России. Совместно с преподавателями Синодального училища поднимая хоровое дело на новый уровень, она обозначила проблему религиозной социализации личности. 

Синодальный хор, первоначально зародившийся как патриарший, пережил настоящий расцвет на рубеже XIX-XX столетий. Именно тогда под попечением Елизаветы Федоровны и под руководством блестящих деятелей училища хор «зазвучал» в полную мощь.                                         

___________
Примечания

1. ЦИАМ Ф. оп. 1. д. 223. 

2. Московский листок. 1896. №54. пят. 23 ф. № 95. суб. 5 апр. 

3. Московские церковные ведомости. 1904. № 21. 23 мая. (54)

4. Московский листок. 1893. № 133. пят. 14 мая. 

5. Московский листок. 1899. № 166. ср. 16 июня. 

6. Московские церковные ведомости. 1914. № 27. 

7. Московский листок. 1901. № 134. Вт. 15 мая. 

8. Московские церковные ведомости. 1903. № 15-16. 

9. Московский листок. 1899. № 133. 24 апр.; Новости дня. 1903. № 22. 30 мая. 

10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. М.,1998. 

11. ЦИАМ. Ф. 114. оп.1.д.156. 

12. Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных, Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140й годовщине со дня рождения Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны», М., 2005. 

13. ЦИАМ. Ф. 203. оп.546. д.10.

14. Московский листок. 1899. № 100 субб. 10 апр.; № 107. субб. 17 апр. 

15. Московские церковные ведомости. 1903. № 14. 6 апр. 

16. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. I. М.,1998. 

17. Новости дня. 1903. № 7137. 

18. Новости дня. 1903. № 7140. 

19. Московские церковные ведомости. 1904. № 34. 

20. Московские церковные ведомости. 1904. № 5. 1 ф. 

21. Московские церковные ведомости. 1914. № 44. 

22. Московский листок. 1913. № 62. 15 мар. 

23. Московский листок. 1900. № 280. с. 7. окт. 

24. Московский листок. 1901. № 147. пон. 28 мая. 

25. Московский листок. 1913. № 4. суб. 5 я. 

26. Московские церковные ведомости. 1904. № 11. 

27. Московский листок. 1909. № 98. чет. 30 апр. 

28. Московские церковные ведомости. 1897. № 10. 

29. Московские церковные ведомости. 1912. № 16. 9 апр. 

30. Московский листок. 1897. № 71. ср. 12 мар.

Поделиться: