Хеврон. У Дуба Мамврийского

Первый объект «Русской Палестины», восстановленный в собственности и владении Московского Патриархата на территории Палестинской национальной администрации.

Хеврон — город с 4-тысячелетней историей и на сегодня с 200-ми тысячами жителей — один из городов «святого треугольника» (Иерусалим, Вифлеем, Хеврон) в Палестине, в 30 км. к югу от Иерусалима. Здесь жил Авраам. Хеврон он избрал местом упокоения своей жены Сары, здесь же Авраам впоследствии был похоронен и сам, как и его дети, Исаак и Иаков, и их жены. Край это благодатный. Чего только ни выращивают на доброй земле Хеврона! Но, пожалуй, наиболее знаменит он своими виноградниками. Далеко за пределами города и Палестины известны и изделия хевронских гончаров. Столетиями, из поколения в поколение передаются трудовые навыки и секреты мастерства. Горны горят, не гаснут...

В то время (последняя треть XIX — начало XX вв.), когда русские приобретали на палестинской территории земельные участки, строили храмы, монастыри, гостиницы для паломников, школы и больницы, т.е. когда создавалась «Русская Палестина», сама эта территория входила в состав Оттоманской империи. С окончанием Первой мировой войны и до 1948 года она находилась под английским мандатом. После создания государства Израиль в 1948 году и в результате арабо-израильской войны Западный берег р. Иордан, где расположен город Хеврон, был оккупирован Иорданией, а в итоге конфликта 1967 года — Израилем.

Так случилось, что русская недвижимость на этих территориях, в том числе и хевронский участок, оказалась после Первой мировой войны и с тех пор находилась во владении Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Статус этих территорий как оккупированных, т.е. отсутствие на них законной суверенной власти, не позволял Советскому Союзу, а потом и России, требовать восстановления своих прав на принадлежащее им имущество.


Инок Авраам и А. Ф.Чистяков, автор статьи, в храме Живоначальной Троицы в Хевроне.
Апрель, 2009 г.

Это стало возможным после того, как с Мадридской конференции (1991 г.) начались мирные переговоры между израильтянами и палестинцами и был последовательно заключен ряд соглашений, в соответствии с которыми в 1994 г. была учреждена Палестинская национальная администрация (ПНА) с юрисдикцией сначала в секторе Газа и Иерихоне, а затем, в 1995—1996 гг. — и в других основных городах Западного берега р. Иордан, в т. ч. в Хевроне.

В феврале 1997 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился с посланием к Главе ПНА Я.Арафату с просьбой о перерегистрации на Русскую Православную Церковь (Московский Патриархат) ряда объектов на территориях ПНА. Среди них был и участок в Хевроне с Дубом Мамврийским.

Сам Хевронский участок сложился из двенадцати разновременных приобретений в 1868— 1889 гг. архимандрита Антонина (Капустина) — тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которого по праву называют создателем «Русской Палестины». На участке находились двухэтажный дом для паломников, построенный Антонином в 1874 г., сторожевая башня на верхней точке холма (1890 г.) и храм во имя Святой Живоначальной Троицы и Святителя Чудотворца Николая (сооружен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Кавелиным) в 1906—1914 гг.).

Хевронский участок был и остается в перечне самых значительных владений Русской Церкви в Палестине. Во-первых, потому что на нем находится Мамврийский Дуб — одна из великих христианских святынь.


Дуб Мамврийский сегодня

При этом дубе Бог явился Аврааму в образе трех ангелов (Бытие, Глава 18). Во-вторых, поскольку в Хевроне в то время, когда архимандрит Антонин приобретал эту землю, не было ни православного, ни иного христианского присутствия. И по сей день участок с Дубом Мамврийским остается единственным христианским владением в Хевроне.

В июне 1997 г. Предстоятель РПЦ совершал визит в Святую Землю, приуроченный к празднованию 150-летия учреждения в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Это в наши дни воссоединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви стало нормой русской церковной жизни и нормой для восприятия этой жизни обывателем. Тогда же конфликта избежать не удалось. Руководство Елеонского (Вознесенского) монастыря в Иерусалиме (центра РПЦЗ) отказалось допустить на территорию обители Иерусалимского Патриарха Диодора с Патриархом Алексием II — его гостем. Так бы и остался этот случай эпизодом в межцерковных отношениях, но следующим в маршруте Предстоятеля РПЦ был Хеврон, участок с Дубом Мамврийским, куда Его Святейшество и отправился после обеда у Ясера Арафата. Представители РПЦЗ, находившиеся на участке, попытались помешать Патриарху Алексию II. И только благодаря заступничеству палестинских властей эта попытка не удалась. В качестве Представителя России при ПНА мне довелось вступить на участок в числе лиц, сопровождавших Его Святейшество. Я.Арафат был взбешен.

Ведь палестино-израильское Временное соглашение по Западному берегу и полосе Газа, известное как Соглашение «Осло—2» (подписано 28 сентября 1995 г.), предусматривало, что «ответственность за места религиозного значения (далее — «Святые места») переходит к палестинской стороне» (Ст. 32, п. 1). Обе стороны (т. е. палестинцы и израильтяне) должны были обеспечивать свободный доступ к Святым местам и свободу религиозных отправлений (п. 2). В этом соглашении, а также в заключенном 15 января 1997 г. Соглашении по Хеврону Святые места конкретизировались, и среди них — участок с Мамврийским Дубом. Таким образом, действия «зарубежной» Церкви означали прямой вызов палестинским властям в первые даже не годы, а только месяцы ее становления на палестинской земле. Под вопросом оказывалась способность этих властей выполнять свои договорные обязательства.

И ответ не заставил себя ждать. Палестинские власти решили передать хевронский участок Русской Православной Церкви. 2 июля мне и Начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Феодосию (Васневу) (ныне епископ Тамбовский и Мичуринский) сообщили об этом решении. Вместе мы согласовали дату — 5 июля. Утром того дня я приехал в Хеврон из Газы, где тогда размещалось Представительсто РФ при ПНА, а архимандрит Феодосий, и с ним иеромонах Гурий (Данилов) (ныне игумен Гурий — Благочинный III округа Чебоксарско-Чувашской епархии настоятель Храма Новомучеников и Исповедников Российских в городе Чебоксары) — из Иерусалима. Ворота от дороги на участок нам открыли послушник Александр (ныне инок Авраам), который к тому времени уже высказал пожелание перейти под юрисдикцию Московского Патриархата, и сторож, местный, из коренных хевронцев араб Анвар Заблях. Мы прошли мимо Мамврийского Дуба, мимо монастыря и расположились на холме неподалеку от храма в виду дома для паломников, где находились наши оппоненты из «зарубежной» Церкви. Какое-то время нам пришлось ждать представителей палестинских властей. Ближе к полудню они прибыли, передали нам полученные от представителей РПЦЗ ключи. «Зарубежные» представители все же не удержались, шуметь начали, один их них, уже в храме, даже попытался напасть на отца Гурия, прижимавшего к груди коробку с ключами. Пришлось вмешаться полицейским. Кто-то вознамерился вынести икону из храма. Бдительность проявил сторож Анвар. Наконец, представители «зарубежной» Церкви с участка выехали. Это событие получило очень большой резонанс, и в Палестине, и вовне. Патриарх Московский и Всея Руси направил послание (датировано 10 июля 1997 г.) Я. Арафату с особой благодарностью за содействие в возвращении монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне его законному владельцу — Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Предстоятель РПЦ отметил, что «ныне, после того, как, при Вашем участии, русский монастырь в Хевроне возвращен Русской Православной Церкви, доступ к Дубу Мамврийскому и другим святыням, находящимся в монастыре, будет открыт для всех без исключения паломников»1.

Специальное заявление было сделано от имени Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, которое тогда возглавлял Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Предстоятель Русской Православной Церкви: «Передача монастыря в Хевроне законному владельцу — Русской Православной Церкви — стала подтверждением признания руководством Палестинской Автономии прав Московского Патриархата на собственность, созданную за счет Русской Церкви, Российского государства и народа»2.

Синод РПЦЗ попытался мобилизовать «все имеющиеся в его распоряжении средства для удержания контроля над монастырем»3. Была развернута информационная кампания, были инициированы обращения в госдепартамент США и к американским сенаторам. Из «практической инструкции верующим на этот счет»: «И самое важное — пожалуйста, свяжитесь с сенатором от Кентукки Макконнелом с просьбой внести поправку в законопроект об иностранной помощи (С955), автором которого он является, и попросите его сделать так, чтобы финансовая помощь США Палестинской Автономии зависела от возвращения нам нашего незаконно конфискованного монастыря». Специальная делегация РПЦЗ высокого уровня срочно отправилась в Палестину, и 12 июля 1997 г. была принята Я. Арафатом. В письме на имя Я. Арафата (от 14 июля), после выражения признательности за эту встречу, Митрополит Виталий, тогдашний глава РПЦЗ, просит Я. Арафата принять извинения за «непослушание» некоторых членов Духовной Миссии в Иерусалиме, обещает их наказать и проследить, чтобы подобное поведение «никогда не повторилось»4. Правда, эти слова почему-то касались случая на Елеоне в Иерусалиме, юрисдикция Палестинской Администрации на которой не распространялась. От Хеврона, значит, отказываться не хотели.

Свое веское слово сказал Иерусалимский Патриархат — главная инстанция по всем вопросам Православной Церкви на территории Святой Земли. Его позиция была изложена и опубликована 17 июля 1997 г. Митрополитом Лиддским Тимофеем, тогда — Генеральным Секретарем Иерусалимского Патриархата (ныне — Митрополит Вострский5) и стала важнейшим фактором в поддержку Палестинской Администрации и Русской Православной Церкви. Было заявлено, что Иерусалимская Православная Церковь признает в качестве единственно законной Русской Православной Церкви только Московский Патриархат во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Единственным законным владельцем и собственником русских монастырей и храмов и всего недвижимого имущества в Святой Земле является Московский Патриархат. Безосновательны обвинения в адрес руководства ПНА о незаконности передачи монастыря. (Аналогия — в 1948 г. государство Израиль передало Московскому Патриархату не один, а целых пять монастырей и другое недвижимое церковное имущество на территории Израиля6). Последний тезис был очевидно адресован правительству Израиля, которое в своем заявлении (от 9 июля 1997 г.) квалифицировало действия палестинских властей как нарушение палестино-израильских соглашений7.

С этого «стояния» у Дуба Мамврийского минули годы. Русские паломники и туристы, посещая Святую Землю, все чаще едут в Хеврон. С тех пор и мне довелось не раз побывать на русском хевронском участке. Многое изменилось. Прежде запущенный участок вниманием Священноначалия РПЦ и усилиями русских людей приведен в идеальный порядок, отреставрирован Храм, не узнать некогда обветшалый дом для паломников.Только дуб усох. Но под его охваченными железными скрепами стволами вовсю зеленеет молодая поросль: корни остались живыми. Ключарь подворья святых Праотцев в Хевроне сейчас — иеромонах Алексей (Елисеев), уже не первый после отца Гурия, не уступившего угрозам и не выпустившего из рук старый короб с ключами от Храма. Но, как и прежде, спешит открыть ворота навстречу гостям сторож Анвар. Как и много лет назад, вас встретит инок Авраам, пришедший к Церкви долгим и трудным путем. Недавно некто из России, бизнесмен, за разговором с ним, поинтересовался: «Пятнадцать лет служишь, и все еще инок?» Авраам улыбается той же доброй и чуть застенчивой улыбкой, которую я помню с первого дня нашего знакомства, когда по его звонку я приехал в Хеврон защищать российского гражданина от притеснений тогдашних «зарубежных» хозяев: «два мира в Русском Мире (...), служение понимают по-разному».

О том, что в июле 1997 года в событиях на хевронских холмах вершится история, знаю по себе и уверен, их участники и не думали. Также уверен, не помышляли они и о том, чтобы самим в историю войти. Помыслы были простые. Делали каждый свое дело, убежденные в его правоте, заботясь о восстановлении исторической справедливости. Сегодня, по прошествии времени, значение тех событий уже можно попытаться оценить в полной мере. Восстановлен, воссоздан не только сам хевронский участок. Русской Православной Церкви возвращены участок в Иерихоне (известный как «антониновский», также полностью восстановлен) и земельный участок «Эль-Атн» в Вифлееме, на котором построена гостиница. А ведь именно с Хеврона началось возвращение Русской Православной Церкви недвижимости, а правильнее сказать — русского наследия, на территориях под юрисдикцией ПНА ее законному владельцу с признанием РПЦ в этом качестве Палестинской Национальной Администрацией. И именно в Хевроне впервые на палестинских территориях, что называется, «на земле», проявились новые отношения Русской Православной Церкви и государства, поддержавшего Церковь. Так пошло и потом. Возможно, высказанное здесь окажется полезным для тех, кто соберется отправиться в Святую Землю, познать «Русскую Палестину», и на их пути окажется Хеврон.

_____________
Примечания

1 Цитируется по тексту из архива автора.

2 Сообщение ОВЦС МП для органов информации от 10.07.1997 г. Цитируется по тексту из архива автора.

3 Срочная директива всем священникам и верующим Президента Синода Епископов Русской Православной Церкви за Рубежом от 29.07.1997 (текст из архива автора).

4 Цитируется по тексту из архива автора.

5 О нем см.: А.Бычкова. Интервью с Митрополитом Тимофеем // «Православный Паломник» — № 7-8 — 2010 г.

6 Цитируется по тексту из архива автора.

7 Заявление Пресс-бюро Правительства Израиля от 9.07.1997 г.

Поделиться: