Финифтевые русские иконы над входом в Кувуклию

Блинова Л.Н.
В 2005 году ростовская фирма «Эмалевая миниатюра» под руководством А.Л.Рудника завершила воссоздание резной сени с 13 иконами из финифти, установленной над входом в Кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

На иконах овальной формы изображены двенадцать апостолов и образ Воскресения Господня.

Считается, что первоначально эта надвратная сень была изготовлена русскими мастерами. Время появления сени точно неизвестно. В некоторых источниках ее относят к первой половине XIX века, по другим сведениям, русский дар появился в священном месте как итог паломничества на Святую Землю брата императора Александра II - великого князя Константина Николаевича с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем в мае 1859 года. Великий князь в письме Александру II впечатление, которое произвела на него "Русская Обедня на Голгофе", выразил такими словами: "...я не плакал, а просто таял слезами. Было в то же время и страшно, и сладко, и утешительно. <...> Обедню эту я во всю жизнь свою не забуду!" А прощаясь с Иерусалимом, у Гроба Господня все просто рыдали вместе с Иерусалимским патриархом.

Хотя молитва в храме Гроба Господня и произвела неизгладимое впечатление на августейшего паломника, но есть ли связь между ним и финифтевыми иконами доподлинно неизвестно. Проследим эту версию по дошедшим до наших дней фотографиям Кувуклии XIX века. Таковые сохранились, например, в палестинской коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества, учрежденного в 1882 году (порядка 7 000 снимков ныне хранятся в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург), и в собрании фотографий Американской колонии в Иерусалиме. Последнюю коллекцию составляют в основном работы фотографов Г.Эрика и Эдит Мэтсон (G. Eric and Edith Matson), полное собрание которых, а это более 22 тысяч негативов на стеклянных пластинах и фотопленке, 11 альбомов, более 1000 отпечатков, передано в 1966 году на хранение в Библиотеку Конгресса США. Фотолаборатория в Американской колонии, основанной в 1881 году, появилась в 1896 году. В коллекцию вошли снимки периода 1896-1946 годов, некоторые отпечатки и стекла были раскрашены вручную. Обе коллекции в настоящее время оцифрованы. 

Точная датировка снимков затрудняется тем фактом, что например, в коллекции ИППО есть работы явно более раннего времени, чем появление ИППО. Это неудивительно, т.к. в то время фотографические карточки святых мест широко продавались. Они могли быть приобретены в лавках, в местных фотоателье или у европейских фотографов, приезжавших снимать виды Святой Земли, причем в то время считалось обычной практикой обмен и приобретение не только фотографий, но и самих стеклянных пластин с негативами. Примером такого ателье может служить фотомастерская итальянца Луиджи Фьорилло (L. Fiorillo), открытая им в египетском городе Александрия. Он довольно активно работал на Ближнем Востоке в 1870-90 годы. Или фотоателье итальянца французского происхождения Танкрейда Дюма (Tancrède R. Dumas, 1830-1905), работавшего первоначально в Константинополе, а с 1866 года в Бейруте. Их работы есть в собрании Палестинского Общества.

Сразу стоит сказать, что установить точную датировку снимков XIX века не представляется возможным. Все хранилища датируют снимки в своих коллекциях весьма приблизительно с погрешностью в 10-20 лет, а порой и больше, датируя их не периодом съемки, а годом публикации альбомов, если таковые были.  Но чаще всего фотографии просто продавались в виде памятных открыток с изображением святых мест. Это был очень популярный товар среди многочисленных путешественников и паломников из Европы, Америки и России. На многих фото можно увидеть подписи на нескольких языках.

В палестинской коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества есть несколько снимков Кувуклии, по-разному оформленной. Можно наблюдать, как постепенно количество лампад увеличивалось, оформление надвратной части входа менялось, становясь более богатым. Не погружаясь во времена предшествующие приезду великого князя Константина Николаевича в Иерусалим, рассмотрим несколько фотографий более позднего времени.


Интерьер храма Гроба Господня.
Фото из палестинской коллекции ИППО, инв. № ГМИР П-5230

На фотографии стены Кувуклии хорошо просматриваются, видны надписи из Евангелия наверху, пара икон, пара лампад, никакой резной сени с иконами апостолов над входом еще нет. К сожалению, на снимке не указаны ни дата, ни авторство.


Интерьер храма Гроба Господня.
Фото из палестинской коллекции ИППО, инв. № ГМИР П-5233

На этом фото Лангахи (Langahi), грека, открывшего свое ателье в египетском Порт-Саиде, Кувуклия снята крупным планом. Вход украшают барельефы, одна лампада, больше никаких украшений. Дата съемки неизвестна, фотография имеется в коллекции Императорского Православного Палестинского Общества. Сохранившиеся фотографии Лангахи из разных собраний позволяют определить период его деятельность на Ближнем Востоке примерно 80-90 годами XIX столетия, возможно и ранее.


Гроб Господень.
Фото из коллекции ИППО работы Т.Дюма. 1889 г.
В коллекции ИППО фото числилось под номером 730, инв. № ГМИР - П-1782

А вот это фото из палестинской коллекции ИППО работы Танкрейда Дюма стало счастливым исключением, т.к. на нем в правом углу стоит дата съемки - 1889 год, этим годом датированы многие его фотографии, сделанные в Яффо, Вифлееме, Иерусалиме. На снимке хорошо видно, что появилось больше лампад, плотные ряды икон наверху уже закрывают надписи на стенах, но арочный свод над входом в Кувуклию еще не украшен сенью с иконами апостолов. Таким образом, можно совершенно точно утверждать, что до 1889 года надвратной сени не было. Другие фото не будут столь удачны для хронологических поисков.



Интерьер храма Гроба Господня.
На снимке стоит оттиск фирмы Photochrom Zurich (P.Z.), печатный номер 15013.
Фото из Библиотеки Конгресса датировано м.1890 и 1900 гг. Фотохромная техника.
Снимок приводится из каталога, изданного Детройтской фотографической компанией в 1905 г.
Detroit Publishing Co., catalogue J foreign section. Detroit, Mich.: Detroit Photographic Company, 1905.

На этом фото из Библиотеки Конгресса видно, что арка над входом в Кувуклию не имеет икон апостолов, но уже украшена декоративным панно, вероятно из бархата, с вышитыми узорами и кистями из золотых нитей. Нижний край панно украшен шестью полукружиями золотого шитья, посередине которых можно разглядеть двуглавого орла, в центр которого вделана полукруглая икона. Возможно, эта икона в обрамлении двуглавого орла была подарена кем-то из царствующего российского дома. 

Специалистами Библиотеки Конгресса фото датировано приблизительно между 1890 и 1900 годами, при этом следует учесть, что техника фотохромной литографии была изобретена в 1880-х годах в Швейцарии, став наиболее популярной в 1890-е годы. Но оттиск швейцарской фирмы Фотохром Цюрих (Photochrom Zurich), дает дополнительный штрих для датировки, т.к. эта фирма в 1889 году была преобразована в компанию Photoglob AG Zurich. 

Аналогичное изображение Кувуклии есть на следующем фото.




На подписи под фото указан номер в каталоге 342, в правом углу стоит лого Американской колонии в Иерусалиме.
Фото из Библиотеки Конгресса.

Это фото хранится в Библиотеке Конгресса в коллекции фотографов Американской колонии Г.Эрика и Эдит Мэтсон в виде стеклянной пластины и датировано между 1898 и 1914 годом. Год 1914 указан в качестве второй крайней даты, т.к. этим годом датирован каталог, в котором учтено это фото. В то же время в каталоге исторических фотографий Среднего Востока, хранящихся на микрофишах в Оксфордском колледже святого Антония, фотографии Американской колонии под номерами, близкими к № 342 (№ 336 и 424 с видами Иерусалима) датированы примерно 1900 годом.  

На этом фото при увеличении двуглавый орел также частично виден, хотя его закрывает свисающая перед ним лампада. 

Таким образом, в 1890-е годы арочный свод над входом в Кувуклию какое-то время был украшен вышитым панно и иконой в оправе в виде двуглавого орла.

А вот на нижеследующих фото из собрания Императорского Православного Палестинского Общества над Кувуклией уже запечатлена надвратная сень с иконами-медальонами с изображением апостолов. И хорошо различимы детали резной оправы для них. Двуглавый орел отсутствует.




Подпись под фото: Иерусалим, Виа Долороза, 14 стоянка, Гроб Господень. № в авторском каталоге 127.
Над цифрой 127 можно различить фамилию автора снимка - Луиджи Фьорилло.
Фото из коллекции ИППО под № 729, инв. № ГМИР - П-1781.




Судя по старорусскому шрифту на подписи, снимок сделан русским фотографом.
Фото из коллекции ИППО.
Инв. номер ГМИР - П-5232

Итак, в коллекции Императорского Православного Палестинского Общества имеются снимки, запечатлевшие сень с иконами апостолов над входом в Кувуклию, причем разными фотографами, но, к сожалению, дат на снимках нет.

Если отталкиваться от авторства Луиджи Фьорилло, то биографических данных его не обнаружено, никто не указывает даже дат его рождения и смерти, но периодом его активной работы в странах Ближнего Востока считается период с 1870 по 1890. Есть данные, что в 1870 он открыл свое ателье в Александрии и выпустил альбом фотографий Святой Земли и Иерусалима. В то же время Библиотека Принстонского университета датирует его фотографии в своем собрании со ссылкой на издание "The Holy Land: Photograph Album" 1870-1890. Известно, что в Санкт-Петербурге в 1894 году вышел альбом фотографий Феликса Бонфиса (F. Bonfils) "Назарет и окрестности", который также содержал снимки Фьорилло. Кроме того, в каталоге исторических фотографий Среднего Востока Оксфордского колледжа святого Антония есть упоминание об издании альбома работы Л. Фьорилло с фотографиями интерьера кафедрального собора святого Георгия. Речь идет об англиканском соборе, построенном в 1899 году, альбом увидел свет в 1900 году. Из этого следует, что по крайней мере в 1899-1900 годах Луиджи Фьорилло бывал в Иерусалиме. 

На одном из аукционов встретилась фотография Лангахи очень плохого качества, но на которой можно различить надвратную сень над Кувуклией. Даты на фото нет, продавец датирует его примерно 1890 годом, что все-таки рановато.

Можно сделать вывод, что после 1889 года, на который указывает снимок Т.Дюма, над входом в Кувуклию какое-то время находилось вышитое панно и икона, оправленная в двуглавый орел, а затем, предположительно, к концу 1890-х годов или к началу 1900-х появилась сень с иконами апостолов.

Вернемся к великому князю Константину Николаевичу. Вскоре после возвращения из Иерусалима он активно взялся за укрепление русского присутствия в Иерусалиме. Адмирал, глава Морского ведомства он возглавил Палестинский комитет, итогом работы которого в 1860-64 годы стало появление первых русских построек в Святом граде - зданий консульства и Русской духовной миссии, Троицкого собора, мужского и женского подворий, больницы. В то же время он неудачно справился с обязанностями наместника Царства Польского (1862-1863), в него даже стреляли в Варшаве, но он отделался легким ранением. После возвращения в Россию был назначен Председателем Государственного Совета (1865-1882). Великий князь держался активных либеральных взглядов, был идеологом многих реформ своего старшего брата императора Александра II, от отмены крепостного права до продажи Аляски. После смерти императора был оттеснен от значимых постов. 

Личная жизнь Константина Николаевича тоже не была гладкой. В отношениях с Анной Иосифовной, которая, по воспоминаниям современников, не была ни умна, ни добродетельна, наступило охлаждение, у великого князя постепенно зародились взаимные чувства к балерине Анне Кузнецовой, которая ради него оставила сцену. Фактически это была вторая семья, к сожалению, первенец умер во младенчестве в 1873 году. Потом в течение 1870-х годов родилось еще четверо внебрачных детей - два сына и две дочери. В 1886 году оба сына умерли друг за другом от скарлатины. Анна Кузнецова очень тяжело переживала их смерть и наотрез отказалась возвращаться в зловещий для нее дом в Санкт-Петербурге, решив поселиться в Ореанде. В 1889 году в Павловске у великого князя случился инсульт, он потерял речь, левая половина тела была парализована. В начале 1890 года случается еще два удара. Ухаживала за ним Анна Иосифовна, которая на все его мольбы о предоставлении возможности повидать для прощания вторую семью, ответила жестким отказом. Умер Константин Николаевич 13 января 1892 года. 

Мог ли он среди всех этих бурных событий заказать интересующую нас сень с иконами для храма Гроба Господня? Вряд ли. Ее не было ни в период его работы в Палестинском комитете, ни в ближайшие годы после смерти внебрачных сыновей, ни на момент его первого инсульта. Кто и когда сделал этот дар? Возможно, при исследовании архивов историки когда-то ответят на этот вопрос со всей определенностью, но пока мы можем с большой долей вероятности поставить под сомнение факт причастности великого князя Константина Николаевича к этому дару, что придает ему еще больше загадочности и не умаляет его художественной значимости. 

Миниатюры для сени над Гробом Господним в Иерусалиме выполнены в технике ростовской финифти. Финифть - процесс трудоемкий, краски из минералов и окислов металлов, стертых в порошок, наносятся слоями на металлическую пластину и несколько раз обжигаются. В результате изображение становится блестящим, похожим на стекло, сохраняет веками яркий цвет, но боится механических повреждений. Спустя сотню лет сени потребовалась реставрация.


Сень с иконами апостолов над входом в Кувуклию. Ноябрь 2004 г.
Греческий вариант реставрации.
Фото: Яндекс-фотки

Попытку выполнить эту работу предприняли греческие мастера, но они не воспроизвели точных копий ни икон, ни деталей оправы. Тогда в Иерусалимской Патриархии было решено обратиться к русским мастерам. К счастью в Ростове уникальная технология горячей эмали и ручная роспись сохраняются до сих пор, финифть выжила, и когда с середины XIX века рухнул рынок популярных икон из финифти, т.к. их сменили более дешевые печатные аналоги, и после 1917 года, когда были запрещены религиозные сюжеты.

За почетный иерусалимский заказ по воссозданию сени взялась ростовская фирма «Эмалевая миниатюра» под руководством А.Л. Рудника. Изделия фирмы, работающей с начала 1999 года, получили высокую оценку не только любителей изящных искусств, но и специалистов Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Работы над реконструкцией-реставрацией финифтяных пластин для сени благословил Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. 

За прошедшие годы практически все эмалевые дробницы сени оказались повреждены, на многих видны следы от ударов. Финифтяные пластины пришлось демонтировать и фактически заново воссоздавать. "Чисто как копийная работа, сложности не представляла, единственное, что сложность, и в то же время интерес был, восстановить саму пластинку как в XIX в, сделать тонкую, легкую пластинку, чтобы не нагружать эту деревянную сень лишним весом, вот над этим пришлось поработать", – рассказала главный художник ООО "Эмалевая миниатюра" Светлана Павлова. По словам генерального директора Александра Рудника, ушло определенное количество времени на то, чтобы достичь совпадений по технологии. Для сохранения толщины и веса пластин потребовался опыт французских эмальеров.





На создание каждой миниатюры ушло около месяца. Кроме того, мастера-ювелиры отреставрировали оправу эмалевых пластин: сняли краску, закрывавшую топазы и восполнили около 40 процентов утраченных страз. В целом же воссоздание было проведено за полтора года. 


Два варианта реставрации сени: над Кувуклией установлен греческий аналог,
и привезен из Ростова точный вариант оригинала

Точные копии пластин были изготовлены художниками С.П. Березиной, С.В. Грязновой, Н.П. Захаровой, Н.Н. Лукьяновой, Н.В. Богословской, Е.Д. Овечкиной. Реставрацию металла и драгоценных камней провели ювелиры О.Р. Удальцов и А.В. Мухарев. Мастера сталкивались порой с трудностями, но их усилия увенчались блестящим результатом, копии миниатюр были исполнены безукоризненно. 

В январе 2005 года в Музее финифти Ростовского кремля отреставрированная старинная сень была представлена на выставке "Ростов Великий - Святая Земля. Миниатюра на эмали". После окончания выставки обновленная сень была привезена в Иерусалим.

Кувуклия, построенная в 1810 году после пожара в храме Гроба Господня, нуждается в реставрации, в настоящее время она скреплена металлическими скобами. Можно смело утверждать, что современные ростовские мастера в продолжение старинных русских традиций сделали пусть небольшой, но достойный вклад в ее украшение и воссоздание.

Источники и литература

1. Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества из собрания Государственного музея истории религии - http://palestina.indrik.ru/

2. Сайт Библиотеки Конгресса - http://www.loc.gov/index.html.

3. Каталог исторических фотографий Среднего Востока Центра Среднего Востока Колледжа святого Антония в Оксфорде Historical Photographs of the Middle East Microfiche Catalogue

4. Каталог фотографий Принстонского университета

5. «Ростов Великий - Святая земля. Миниатюра на эмали». Сайт ГМЗ "Ростовский кремль" и на сайте Ярославской епархии

6. О выставке «Ростов Великий - Святая земля. Миниатюра на эмали» на сайте Администрации Ростовского муниципального района

Поделиться: