Выставка «Россия в Святой Земле» - РГБ

5 июня 2012 года в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась масштабная выставка «Россия в Святой Земле», приуроченная к 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества. Российская государственная библиотека стала одним из основных участников развернувшейся экспозиции, предоставив вниманию публики 73 экспоната из своих фондов. Среди них — книги и письма из коллекций российской императорской фамилии, рукописные и печатные документы, старинные географические карты, рисунки и литографии, имеющие отношение к истории гуманитарной деятельности православной русской миссии на Ближнем Востоке.















«Наши палестины»

Всем известно устойчивое выражение «в наших палестинах», но мало кто знает, что оно обязано своим существованием именно Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО).

130 лет деятельности Общества охватывают небольшой отрезок более чем тысячелетнего пути русских паломников к христианским святыням Ближнего Востока. С середины XIX в. российское правительство стало целенаправленно создавать комфортные условия для русского присутствия в библейском регионе — в Иерусалиме была открыта Русская духовная миссия, построен небольшой городок. Поток странников значительно увеличился после русско-турецких войн XVIII—XIX вв., когда россияне получили право свободно посещать Палестину в результате мирных договоров с Османской империей. Так в 1882 году было учреждено Православное палестинское общество.

Одним из учредителей Общества был директор Московского Публичного и Румянцевского музеев Михаил Веневитинов — исследователь и издатель древнерусских «хождений» (так в допетровской Руси назывался жанр путевых записок). Именно Веневитинову инициатор создания Общества Василий Хитрово подарил первый экземпляр «Православного палестинского сборника». Считается, что публикация этой книги документально закрепила идеологические и духовные принципы деятельности русской миссии (развитие паломничества, образовательная и медицинская помощь местным жителям, поддержка Восточных патриархатов, научное изучение библейского региона) и стала катализатором к созданию ИППО.







Неудивительно, что в архивах РГБ находится так много ценных документов, отражающих историю Общества. Один из них встречает гостей выставки — рукописное Евангелие XV века с экслибрисом Николая II и запиской «От князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова» (один из председателей ИППО).

Эта история продолжается до сих пор и, судя по всему, претендует на стирание политических границ и отмену конфессиональных противоречий, примиряя все ветви христианства, ислам и иудаизм, членов царской семьи и большевиков, царскую, коммунистическую и постсоветскую Россию. Восток, который для русских верующих всегда был не просто географическим понятием, а духовным измерением (недаром же в одном из православных песнопений Христос называется «Востоком Востоков»), стал местом двухтысячелетнего притяжения для всех.







Возвращение на Восток

«Интерес России к исторической Палестине никогда не был продиктован корыстью», — отметил на открытии выставки нынешний председатель ИППО Сергей Степашин. Действительно, история присутствия России в библейском регионе — это история деятельности священников, строителей, учителей, врачей, переводчиков, ученых, археологов, меценатов и бедняков, чрезвычайных и полномочных послов и «народных дипломатов».

Как и во всякой долгой истории, здесь не обошлось и без трагедий, каковыми стали судьбы первого председателя Общества великого князя Сергея Александровича и его жены, великой княгини Елизаветы Федоровны. Путешествие в Святую Землю так ее впечатлило (рукописный оригинал «Маршрута путешествия Их Императорских Высочеств» тоже есть на выставке), что урожденная немецкая принцесса-лютеранка решила принять православие, а после гибели мужа от рук террористов взяла на себя руководство Обществом. «Богу угодно было поразить Императорское Православное Палестинское общество жестокою утратою: оно лишилось деятельного, благожелательного и заботливого Покровителя», — пишет в официальном докладе Николаю II вице-председатель ИППО о «желании великой княгини Елизаветы Федоровны принять на себя звание председательницы Общества». Судя по всему, она напрямую решала все вопросы, касающиеся Общества, — на выставке немало писем и документов, это подтверждающих.






Удивительно и трагично, что Великая княгиня повторила судьбу своего мужа и после смерти вернулась на Восток — именно туда, куда она совершила свое первое, так сильно впечатлившее ее, путешествие, в храм святой Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала, и где теперь покоятся ее мощи. Одни из наиболее ценных экспонатов на выставке принадлежали ей: маленький рукописный Часослов XV века на средненидерландском языке с 10 миниатюрами и сборник житий подвижников веры «Под благодатным небом».

«Отношения наши политические в Востоке и сложные их обстоятельства до такой степени изменились, что писать заочно инструкцию новой Миссии нашей почти невозможно, — пишет архимандрит Леонид Кавелин, — мы теперь уже имеем дело не с турками, а с европейцами… здесь всякая полумера не только не принесет пользы, но даже может послужить ко вреду Миссии, уронив ея достоинство». Речь о колониальных стремлениях Европы, которая наблюдала за деятельностью русской миссии и желала также усилить свое присутствие в регионе. Так в работе ИППО появились политические мотивы. Которые нимало не мешали симпатиям местного населения к русским: документы свидетельствуют, что уважение перед русскими паломниками было так велико, что православные арабы месяцами ждали, когда они приедут, чтобы пригласить их в крестные отцы и матери к своим детям. В 1914 году в 24 учебных заведениях общества в Палестине обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика, подворья и странноприимные дома одновременно вмещали до 6—7 тысяч паломников, было построено около десяти больниц. На выставке немало документальных свидетельств об открытии всех этих заведений, «султанских фирманов» о приобретении Россией участков земли под строительство, список православных жителей Палестины, прошение православных сирийцев к ИППО об открытии школ и т. д.







«Все движимое и недвижимое имущество»

Кроме просветительской и гуманитарной работы, ИППО вело и научную: спонсировало археологические экспедиции, изучало древние манускрипты в монастырях. Эта деятельность обеспечила Обществу выживание и после 1917 года, когда оно стало работать при Академии наук, продолжая выпускать все тот же «Палестинский сборник». Приобретенные земли за годы советской власти оказались утрачены — на выставке можно увидеть грозную ноту посла Красина министру иностранных дел Великобритании Керзону от 1923 года: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое и недвижимое имущество указанного общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского государства». Борьба за зарубежную собственность ИППО продолжалась на протяжении всего ХХ века. Кстати, Общество занималось не только Ближним Востоком — оно открыло и православное подворье в итальянском городе Бари (тогда — Барград), где хранятся мощи св. Николая Чудотворца. Любопытно, что проект странноприимного дома и храма во имя св. Николая Чудотворца принадлежит архитектору Алексею Щусеву, автору проекта главного здания РГБ.

С начала 90-х годов ХХ века Императорское православное палестинское общество постепенно возвращает себе утраченную за годы советской власти инфраструктуру в Святой Земле. На сегодняшний день ИППО вернуло Сергиевское подворье в Иерусалиме, построило культурно-деловой центр в Вифлееме, на историческом участке ИППО в Иерихоне открыт музейно-парковый комплекс.

«Сегодня нет человека на Востоке, который не знал бы о школах, больницах, странноприимных домах, построенных Палестинским обществом», — сказал на вернисаже заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов. Очевидно, что на небольших участках древней Палестинской земли реализована, быть может, самая демократическая из возможных моделей православной веры, под покровительством которой звуки арабской лютни не мешают церковнославянскому хору, а голоса на иврите не звучат какофонией для того, кто думает на греческом. На протяжении сотен лет Палестина была местом присутствия не только Святого Духа, но и духа мира. Остается надеяться, что он не покинет ее и в наши дни.

Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Поделиться: