Из истории Подворья во имя святителя Николая в Бари. Об иконостасе авторства Альберта и Маргариты Бенуа

В год памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя ИППО, представительство ИППО в Бари (Италия), которым руководит Ольга Новичкова, делится некоторыми страницами из истории Храма во имя Святителя Николая, ныне Патриаршего подворья. Во имя Святителя Николая Чудотворца Этот храм на итальянской земле, как известно, был построен силами ИППО для русских паломников в 1913-1915 годах под патронатом Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая привлекла к его возведению архитектора Алексея Щусева.
 Среди раритетов, архивных документов и свяятынь в храме бережно хранится иконостас, созданный русскими художниками Альбертом Бенуа  и его супругой Маргаритой Бенуа,урожденной Новинской.
 
 
 
Рассказывает действительный член ИППО, настоятель Патриаршего Подворья во имя святителя Николая в Бари протоиерей Вячеслав Бачин:
 
«Иконостас был водружен к освящению в 1955 году. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х гг. русскими художниками Альбертом Бенуа и его женой Маргаритой, которые в этот период проживали в Париже. Композиция одноярусного иконостаса следует канонической схеме: в местном ряду, справа от Царских врат, водружен образ Спасителя, слева от него — храмовый образ свт. Николая, с подписью «Живые — мертвым, в столетний юбилей Тверского и Елизаветградского училищ, от офицеров 1-го Уланского Петербургского полка». Справа от Царских врат — икона Божией Матери с Младенцем. Над Царскими вратами, украшенными иконами Благовещения и четырех Евангелистов, — «Тайная Вечеря». На боковых вратах образа Архангелов — Михаила на правой и Гавриила.
 
Кроме этих образов в иконостасе установлены следующие иконы (слева направо): «Свв. царица Александра и Пантелеимон», «Свв. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец», «Свв. Сергий Радонежский, Александр Невский и Серафим Саровский», «Св. Спиридон Тримифунтский», «Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Свв. апостолы Петр и Павел», «Свв. Владимир и Ольга». Над оконечностями иконостаса, на стене, водружены большие образы св. Серафима Саровского (справа) и св. Сергия Радонежского.
 
 
В высокой конхе апсиды художниками Бенуа был написан образ Знамения Божией Матери, ниже — Спас на Престоле. К сожалению, они не сохранились.
 
Летом 2017 г. в храме во имя Святителя Николая был установлен новый иконостас, а  одноярусный иконостас авторства Бенуа был  установлен в 2019 году в часовне в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», обустроенной в паломническом корпусе Патриаршего подворья по благословению в то время митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, руководителя Московской  Патриархии по зарубежным учреждениям (ныне  митрополит Волоколамский Антоний, руководитель ОВЦС МП).
 
Здесь паломники могут совершать молитвенное правило, готовиться ко Святому Причащению. На стенах расположены фотопортреты русских архипастырей с 1911 года по настоящее время, с  именами которых связана история образования, строительства, современного состояния подворья.»
 
 
Рассказывает руководитель представительства ИППО в Бари Ольга Новичкова:
 
 «Свой неоценимый вклад в иконописные работы  и роспись храма внесли талантливые живописцы супруги Бенуа. Архитектор, иконописец, живописец, акварелист Альберт Александрович Бенуа является представителем знаменитой династии художников и архитекторов. Сын и ученик акварелиста Александра Александровича Бенуа (Конского)(1852–1928), внучатый племянник академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа.
 
В 1910 вместе с женой, художницей Маргаритой Александровной Бенуа,   поселился в Париже. Поступил в Специальную школу архитектуры, работал в мастерских Анри Зоа и Пьера Виньяла.
 
 В 1925 представил архитектурные проекты церквей на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930) и Париже (La Renaissance, 1932), Праге (1935).
 
С 1930-х годов Альберт Бенуа занимался в основном церковным строительством и религиозной живописью. В 1937 участвовал в строительстве храма-памятника на русском воинском кладбище в Мурмелоне-ле-Гран близ Реймса, куда ежегодно совершается паломничество в память русских воинов, погибших во Франции в Первую мировую войну. Построил и расписал церковь Успения Божьей Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, освященную в 1939 году и выполненную в псковско-новгородском стиле конца XIV–начала XV века. Консультировал проект русской церкви в Бизерте (Тунис).
 
Автор икон для иконостаса и росписей алтарной части храма святителя Николая в Бари (совместно с женой). Нескольких икон храма Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости в Ментоне (1950-е), православной церкви в Сан-Ремо (Италия). Вместе с женой расписал нижний храм при кафедральном соборе св. Александра Невского в Париже.
 
Следует отметить, что Бенуа создали эскизы более ста крестов и надгробий на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, в том числе памятника галлиполийцам (копия памятника, возведенного в Галлиполи, Турция), надгробий И. А. Бунина, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и И. С. Шмелева.
 
Был членом Союза деятелей русского искусства (1920–1930-е), Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1937). Входил в общество «Икона» и был постоянным участником его выставок. Входил в приходской совет собора св. Александра Невского и в правление Общества охранения русских культурных ценностей, был членом Комитета по охране памятников русским воинам, павшим на французском фронте в Сен-Илер-ле-Гран (деп. Марн, 1950) и Комитета по охране и поддержанию могил на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 
Альберт Александрович Бенуа похоронен в крипте храма Успения Божьей Матери в Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом упокоена и его супруга Маргарита Бенуа, имена которых навсегда вошли в историю Храма во имя Святителя Николая в Бари».
 
 
Поделиться: