RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



стр. 4 из 4

Династия Романовых и Русская Палестина

Приветственное слово Председателя ИППО
д.ю.н., профессора С. В. Степашина

Дорогие друзья!

Мы не в первый раз встречаемся в этом конференц-зале. Открывая заседание нашей научной конференции, хочу с особым удовлетворением подчеркнуть, что сотрудничество Императорского Православного Палестинского Общества и Института российской истории Российской академии наук становится хорошей традицией. И думаю, это не случайно. Мы всегда считали, что Палестинское Общество, его деятельность в Святой Земле, его просветительное служение как в странах библейского региона, так и у себя на Родине, является закономерной и неотъемлемой частью истории России, Русской Православной Церкви, отечественной культуры.

Прошлый год был для нас юбилейным: мы отмечали 130-летнюю годовщину со дня основания нашего Палестинского Общества. Думаю, члены Общества сделали все возможное, чтобы достойно отметить эту дату. Не хочу и не смогу перечислить здесь все, сделанное нами. Достаточно назвать открытие в юбилейном году  Центров ИППО в Москве и в Вифлееме, создание в Москве памятника основателю Общества Василию Николаевичу Хитрово, фундаментальную выставку в Манеже летом прошлого года. В ней участвовало 6 ближневосточных государств, с народами которых ИППО активно работало и продолжает сотрудничать сегодня. К открытию выставки нам удалось подготовить и издать целый ряд книг, каталогов, альбомов, посвященных различным аспектам гуманитарно-просветительной деятельности Общества.

Сегодняшняя конференция, которую я имею честь открыть, посвящена другой знаменательной дате российской истории. Четыреста лет назад, в 1613 г., Земский собор в Москве избрал на царство первого представителя династии Романовых — царя Михаила Федоровича. Это было не только завершение Смуты и распада, терзавших Россию в начале XVII в., но и началом нового длительного и плодотворного периода в развитии российской державности. Торжественное празднование этой исторической даты имеет общенациональное значение, будет способствовать восстановлению и утверждению исторической памяти наших сограждан, явится важным и актуальным стимулом дальнейшего возрождения нашего Отечества.

…Есть некие, недостаточно еще, быть может, изученные законы глубочайшей универсальной связи и взаимного соответствия между характером народа – и его религиозной верой, между национальным самосознанием – и историческими формами созидаемой им государственности. «Выбор веры», осуществленный когда-то Владимиром Красным Солнышком и русским народом, всесторонне осмыслен и обоснован в бесчисленных книгах и исследованиях. Гораздо реже, в силу различных причин, мы говорим и вспоминаем о выборе формы государственного устроения – «выборе царства». Нынешний, «романовский», юбилей заставит, будем надеяться, историков серьезней задуматься над тем несомненным фактом, что никакой разговор о России, ее истории и месте, занимаемом в мире, – не возможен вне контекста Православной Империи. Это другой тип государственности Здесь не претензия Москвы (России) на какую-то особую миссию в истории. Суть не в претензии, а в ответственности, в самоотверженном жертвенном служении титульной имперской нации всем большим и малым народам, вовлеченным в ее орбиту, а в конечном счете и всей православной ойкумене.

Для нас, членов Императорского Православного Палестинского Общества, особое значение имеет тот факт, что представители Дома Романовых на протяжении всей 300-летней истории своего служения Отечеству активно участвовали в развитии русско-палестинских связей, а затем и в созидании того удивительного феномена истории и культуры, который мы по праву называем Русской Палестиной. Царь Михаил Федорович лично встречал и приветствовал приезжавшего в Москву патриарха Иерусалимского Феофана, царь Алексей Михайлович лично посылал в Палестину старца Арсения Суханова – за моделью храма Гроба Господня для строительства Нового Иерусалима. С эпохи Петра Великого духовные связи с Иерусалимом и Ближним Востоком органично включаются в систему российских дипломатических отношений.

Во всех русско-турецких договорах XVIII–XIX вв. (а Палестина, напомню, входила в этот период в границы Турецкой империи) особыми статьями подчеркивалась государственная защита личных и имущественных прав русских православных паломников на всех местах поклонения, а также дипломатическое право российских представителей защищать интересы местного православного населения. В 1735 г. императрица Анна Иоанновна подписала разработанные еще при Петре Великом «Палестинские штаты» — регламентирующие порядок регулярной выдачи материальной помощи Иерусалимской Церкви и другим патриархатам, отдельным монастыря и храмам Христианского Востока.

Особого разговора заслуживает — и этому будет посвящен один из докладов конференции — восточная политика императрицы Екатерины Великой. Великий поэт Гавриил Романович Державин был, видимо, близок к пониманию исторических замыслов императрицы, когда призывал ее в оде «На взятие Измаила» (1790)

Отмстить крестовые походы,
Очистить Иордански воды,
Священный Гроб освободить.

XIX век становится временем активного возрождения древнего, почти забытого за реалиями русско-турецких войн, феномена русского паломничества. Между тем православное паломничество являлось одной из характерных черт личного народного благочестия. Постепенно оно  превращается в государственно организованное массовое движение – вид народной дипломатии, состоящей под непосредственным Высочайшим патронатом. Это сделалось мощным средством укрепления духовных связей с Востоком и русского присутствия на Востоке. Русские цари и члены Императорского Дома Романовых оказывали личную поддержку проектам и начинаниям на Святой Земле, реализация которых привела к созданию Русской Палестины.

Значение и роль самодержца, главы государства, особенно ярко раскрывается в планировании и осуществлении внешней политики. В концепции и на практике самодержавной монархии внешняя политика единолично определялась императором. Безудержный централизм российской бюрократии, особенно, что касалось внешнеполитических решений, проводился с такой последовательностью, что можно только удивляться, какие только третьестепенные и еще менее важные вопросы не «возносились» на высочайшее благоусмотрение. Царь лично просматривал и утверждал все штаты и сметы зарубежных представительств, все акты, касающиеся создания или преобразования тех или иных российских светских или церковных учреждений, весь дипломатический и консульский персонал, все архитектурные и художественные проекты оформления российских зарубежных церквей. Все хоть сколько-нибудь значащие вопросы представлялись государю во всеподданнейших докладах министра иностранных дел, в официальное наименование российских посольств и консульств непременно входил титул «императорское».

Тем более вся система дипломатических связей и отношений европейских держав, с неизменно высоким удельным весом династического родства и личного общения монархов, в XIX – нач. XX вв. предполагала постоянный учет и использование семейных и религиозных традиций. Любая зарубежная поездка высочайших персон, особенно любое из августейших паломничеств в Святую Землю было связано с задачами внешней политики, каждое влекло за собой длинный шлейф политических, экономических и гуманитарных последствий,— то, что академик Ф. И. Успенский, председатель Палестинского Общества в 1920-х годах, назвал в свое время «конкуренцией народов на Ближнем Востоке».

Большое значение среди факторов русской политики на Востоке несомненно имели личные религиозные убеждения. Когда император Александр II, создавая в 1859 году Палестинский Комитет, предшественник Палестинского общества, сказал: «C'est une question de coeur pour Moi».— Это для меня вопрос сердца»,— он выразил общее отношение Романовых к Святой Земле.

 Наибольшее значение в ряду так назывемых «августейших» паломничеств имело, как известно, паломничество в Иерусалим в 1881 году великого князя Сергия Александровича с братом Павлом Александровичем и кузеном Константином Константиновичем, впоследствии президентом Академии Наук, знаменитым поэтом, печатавшимся под инициалами «К.Р.». Именно заинтересованное отношение Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволило в следующем, 1882 году организовать в Петербурге Православное Палестинское Общество под его председательством и покровительством. Пройдет несколько лет – и все русские учреждения в Святой Земле войдут в единую систему ИППО, с его земельными участками, школами и учительскими семинариями, больницей и амбулаториями, храмами и паломническими приютами, научно-издательскими и археологическими проектами.

…Когда я думаю о Русском Иерусалиме, когда удается посетить, как было в последнюю мою недавнюю поездку, его архитектурные памятники, до сих пор определяющие исторический облик Святого Города, невольно бросается в глаза, что это, в сущности,— Иерусалим романовский. И не только по эпохе и архитектурным стилям, но и по топонимии. Имена лучших представителей династии доныне звучат в названиях замечательных памятников отечественной культуры и искусства.

Так, самая первая русская церковь в Святой Земле — домовый храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме — была освящена в 1864 г. во имя царицы-мученицы Александры – в память об императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. Памятником императрице Марии Александровне, жене Александра II, осталась церковь Марии Магдалины в Гефсимании. Память о ней же хранит Мариинское подворье. Имя ее сына, вел. кн. Сергия Александровича, носит Сергиевское подворье, построенное Палестинским Обществом в 1886–1890 гг., имя его супруги Елизаветы Федоровны — Елизаветинское подворье.

Построенный в память о великом князе Константине Николаевиче  дом на русском Гефсиманском участке, близ храма Марии Магдалины, и сегодня называется «Домом Великого князя». Церковь во имя святого Александра Невского над Порогом Судных Врат на Александровском подворье была освящена в 1896 г. в память императора Александра III — создателя Императорского Православного Палестинского общества; Николаевское подворье, освященное 6 декабря 1905 г., носит имя последнего российского самодержца.

И ведь, между прочим, этот романовский Иерусалим, наверное, никогда не возник бы, не будь в истории Земского Собора 1613 года, 400-летию которого посвящена наша конференция. Не все Романовы были одинаково выдающимися людьми, были среди них великие государственники и реформаторы, были святые страстотерпцы, были и просто неудачники. Не все их деяния были одинаково значимы с точки зрения истории Российской державы, Русской Церкви и русско-палестинских культурных связей. Но каждое в череде царствований, в преемственном продолжении внешней политики и дипломатии, было уникально и составляло фрагмент той многоцветной мозаики, из которой складывается цельная картина русского присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке.


28 марта 2013 г.

Тэги: научные мероприятия, приветствие Степашина С.В., Петров Ю.А., Грачёв Ю.А., Лисовой Н.Н., Бутова Р.Б., прот. Алексий Марченко, Житенёв С.Ю., Гагарин Г.Г., Матар Д., Бибиков М.В., Фонкич Б.Л., Смирнова И.Ю., Мельникова Л.В., 400-летие Романовых

Первая 1 2 3 4 Следующая Последняя
Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню