RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



Императорское Православное Палестинское Общество

Статья опубликована в Международном журнале «Военный дипломат» № 4–5, 2008 г.
Этот номер был подарен на память Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Феофилу III
Председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергеем Вадимовичем Степашиным во время их встречи в ходе официального визита делегации ИППО на Святую Землю
с 14 по 17 декабря 2008 г.


Председатель Императорского Православного Палестинского Общества
С. В. Степашин показывает Патриарху Феофилу III статью про ИППО
в журнале «Военный дипломат»

Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) в истории национальной культуры России, в духовном развитии и самосознании российского народа занимает особое место. Равно как и в утверждении позиций России на Ближнем Востоке, укреплении там православного присутствия. Деятельность этой старейшей в России неправительственной организации, созданной по воле Александра III, на протяжении всей ее истории, при участии Русской Православной Церкви, являет собой гуманитарную, просветительскую и научную миссию, призванную сохранить духовные и культурные ценности российского народа в сердце христианского мира — в Святой Земле.

«Одна из первоочередных задач Императорского Православного Палестинского Общества
состоит в восстановлении исторической справедливости
в деле сохранения духовных и культурных ценностей России в Святой Земле»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

«Императорское Православное Палестинское Общество
вносит особый вклад в создание и сохранение Русской Палестины,
в укрепление православного присутствия в Святой Земле».

Сергей Степашин

Для того чтобы полней осознать важнейшее значение деятельности Императорского Православного Палестинского Общества сегодня, следует еще раз вспомнить, когда, как, почему и зачем оно появилось.

История...

Как известно, крещение Руси началось 1020 лет назад и связано с именем Великого князя киевского Владимира Святославича, при котором христианство было признано государственной религией. В 988 году Владимир «Красное Солнышко» крестился сам вместе с семьей и дружиной, а затем начал крестить народ Киева и его окрестностей. Византийские проповедники, окрестившие Владимира и киевлян, по воле князя отправились из Киева в новгородские и другие земли России, распространяя христианство на русской земле.

И хотя на начальном этапе своей российской истории христианство насаждалось принудительно, встречая сопротивление, как народа, так и языческого жречества, в дальнейшем оно сыграло огромную роль в истории Русского государства, способствовало появлению письменности, развитию образования и культуры, архитектуры и живописи.

Именно ко времени крещения Руси русские былины и духовные стихи относят первых русских богомольцев, отправлявшихся в библейскую Святую Землю поклониться местам, напрямую связанным с именем Сына Божия, Иисуса Христа. В первую очередь это относилось, конечно, к городу Иерусалиму, «матери церквей русских». По словам одного из историков XIX века, «Связь со Святой Землей фактически поддерживала та богомольная Русь, сермяжная, во Христе бродячая, чьи интересы были сосредоточены в Киеве, Сарове, Афоне и Святой Земле, как перепутьях к небесному, взыскуемому Иерусалиму».

Таким образом, связь России с Иерусалимом поддерживалась почти с самого начала принятия христианства на Руси и насчитывает более тысячи лет.

До середины XIX в., пока пароходное сообщение не стало регулярным, паломники добирались до Святой Земли в одиночку или группами на собственный страх и риск. Как правило, такое путешествие занимало около двух лет и сопровождалось множеством лишений и опасностей, а многим богомольцам так и не удавалось вернуться на родину.

На протяжении столетий паломники были почти единственной нитью, связывавшей Россию со Святой Землей. Именно они подняли вопрос об организованной помощи русским богомольцам на Святой Земле, добились государственной поддержки паломничества и увеличили ежегодные потоки русских пилигримов в десятки раз. «Только в сороковых годах XIX столетия стали у нас серьезно думать о Палестине и вплотную подошли к вопросу о необходимости надзора и защиты наших пилигримов, равно как и о более тесном общении с иерархией восточных патриархов»,— пишет тот же упомянутый выше историк.

Одним из тех, кто заставил в России «серьезно думать о Палестине» был Андрей Николаевич Муравьев, принадлежавший к семье, из которой вышли несколько замечательных деятелей, оставивших след в истории российского государства. В 1829–1830 гг. А. Муравьев совершил путешествие в Палестину и Египет, а по возвращении написал книгу «Путешествие ко святым местам в 1830 году», которая, по словам великого Александра Пушкина, произвела «столь сильное впечатление». Впоследствии А. Муравьев, также описав свои впечатления еще в ряде книг и статей, предпринял исследования церковных отношений России с Востоком, и был первым, кто предложил учредить в Иерусалиме представительство русской православной церкви — Русскую Духовную Миссию. Он считал, что она необходима для организации регулярных богослужений для русских паломников на родном языке. Тогда же он выступил с предложением приобрести в Иерусалиме сооружения для приюта русских богомольцев.

Эти идеи, изложенные в докладной записке в канцелярию Святейшего Синода, нашли отражение в предложении обер-прокурора Святейшего Синода графа Николая Протасова в 1841 г. Однако вмешательство вице-канцлера графа Карла Нессельроде, «полубога российской внешней политики первой половины IXI века», полагавшего, что гласное отправление духовного лица в Иерусалим грозит дипломатическими осложнениями, задержало реализацию проекта учреждения Миссии на шесть лет. Они потребовались для осознания того, что помощь паломникам на Святой Земле не противоречит, а совпадает с государственными интересами и, несмотря на множество дипломатических и религиозных сложностей, эту помощь стали медленно, но неуклонно реализовывать.

В 1847 г. в Иерусалим была направлена первая Русская Духовная Миссия, которую возглавлял архимандрит Порфирий Успенский, для представительства русской церкви при иерусалимском патриархе. После окончания Крымской войны, в 1857 г. в Иерусалим прибыла вторая Русская Духовная Миссия под руководством Кирилла Наумова, епископа Мелитопольского. Обе миссии не должны были «возбуждать подозрений иностранных агентов, дабы не дать повода к толкам о каких-либо скрытых намерениях России».

Уже тогда многим стало ясно, что необходима иная, не государственная и не церковно-административная, организация помощи паломникам. Поэтому в 1857 г. с целью облегчения русским паломникам их путешествия на Святую Землю было создано коммерческое «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ).

В 1857 г. Борис Павлович Мансуров (правовед, государственный деятель, долгое время возглавлял Палестинский Комитет, преобразованный затем в Палестинскую Комиссию. Впоследствии служил в Сенате, был членом Государственного Совета), будучи в то время чиновником особых поручений в Морском министерстве, где занимался продвижением интересов РОПИТ, монополизировавшего перевозки паломников в Святую Землю, представил министру военно-морских сил Великому князю Константину Николаевичу, родному брату императора Александра II, отчет о поездке на Святую Землю. В отчете Мансуров утверждал, что интересы России совпадают с интересами РОПИТ, что позволит «привести наше вмешательство на Востоке в такую неполитическую форму», которая обезоружит противников и весь вопрос «упростится, если придать ему… коммерческий характер». В 1858 г. было учреждено Русское Императорское консульство в Иерусалиме. Однако все эти российские учреждения — Духовная Миссия, консульство, РОПиТ — не смогли отстаивать на месте интересы православия и бороться с влиянием общин и братств других разновидностей христианства. Особенно успешной была деятельность католических и протестантских миссионеров среди коренного православного населения (арабов), и численность этих общин непрерывно росла. И Великий князь Константин Николаевич заключил, «что латинскому натиску на православие можно противодействовать не одним оружием, а достаточно двинуть верующую и молящуюся Русь как новую стражу к центру православия на Голгофской скале». В том же 1858 г. был учрежден Палестинский Комитет для сбора пожертвований «на улучшение быта русских паломников на Святой Земле», который возглавлял сам Константин Николаевич вплоть до его переезда в Варшаву в 1862 г. в качестве наместника Царства Польского. Он, «не довольствуясь своими заботами о Св. Земле издали», вместе с супругой, «первый из Великих князей земли Русской», в мае 1859 г. прибыл в Святую Землю поклониться святыням и «лично познакомиться с палестинскими делами». Именно во время их пребывания там за Россией был закреплен большой участок земли, называемый сегодня «Русской территорией» (Миграш ха-русим). А Палестинским Комитетом под фактическим руководством Б. П. Мансурова была возведена большая часть построек на этой территории. Надо сказать, что Палестинский Комитет повел освоение Святой Земли с широким размахом, значительно увеличилось и число русских паломников. В деловой сфере Комитет оттеснил Русскую Духовную Миссию на второй план, активно вел покупку земельных участков и строительство. Сам Б. П. Мансуров в качестве управляющего делами Комитета (преобразованного позже в Комиссию) принимал личное участие в покупке Россией места близ Храма Гроба Господня, а затем следил за археологическими раскопками на этом месте.

Однако после отъезда Великого князя в Варшаву связанная с его именем независимость Палестинского Комитета исчезла, и он перешел в ведение МИД, а после завершения намеченного строительства на «Русской территории» был преобразован в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИДа. В функции Комиссии входило содержание построек на Русской территории в Иерусалиме и размещение в них богомольцев. Представителями Комиссии в Иерусалиме были русские консулы.

Таким образом, организация потока паломников и руководство ими на Святой Земле стали носить государственный характер, и управление всеми православными делами на Святой Земле (до создания ИППО) осуществлялось двумя государственными ведомствами — МИДом и Святейшим Синодом. Свободу же деятельности консула, управлявшего заодно и постройками, возведенными Палестинским Комитетом, сдерживали требования государственной политики. Деятельность Русской Духовной Миссии подпадала под ограничения, связанные с пребыванием в Иерусалиме Патриарха — главы независимой (автокефальной) православной церкви. Кроме того, свои действия эти представители России должны были согласовывать с соответствующими петербургскими департаментами, конкурировавшими между собой. Таким образом, их деятельность заранее была обречена на неудачу.

Результатом такого неудовлетворительного состояния дел стало появление идеи освобождения из ведения государственных организаций заботы о православии и о русских паломниках на Святой Земле и передачи этих задач организации общественной, а не коммерческой, как предлагал ранее Б. П. Мансуров.

Первым энтузиастом этой идеи и упрямым борцом за создание Палестинского Общества был Василий Николаевич Хитрово (1834-1903) — писатель, получивший образование в Императорском Александровском лицее, и состоявший членом совета министра народного просвещения. В 1871 г. он впервые побывал в Святой Земле как паломник-турист. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что с тех пор он всю свою жизнь посвятил деятельности, связанной с проблемами православия на Святой Земле. Написав сам о Святой Земле несколько сочинений, он стал собирать библиотеку по всем вопросам, имевшим какое либо отношение к святым местам (которую позднее передал Обществу). Систематический каталог библиотеки Общества включал три тома, что говорит о ее богатстве и о глубине интереса В. Н. Хитрово к бесконечному множеству тем, которые она охватывала. Он издал библиографический труд с перечнем книг и статей на русском языке о Святой Земле. В конце концов, он пришел к мысли о необходимости учреждения Палестинского Общества.

Идею его создания В. Н. Хитрово изложил в письме (от 3 февраля 1877 г.) архимандриту Антонину (Капустину), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. «Часто приходило мне на мысль: отчего бы нам не образовать свой Палестинский Комитет — не официальный, заседающий неведомо где и творящий неведомо что, а частный, в роде «Palestina exploration fund» с целью изучения Св. Земли, ознакомления с нею России, поддержания русских паломников и русского элемента в Палестине, приобретения замечательных участков земли, издания учёных сочинений и, в особенности, хорошего путеводителя. Мне кажется, что настоящее время едва ли не самое удобное для осуществления подобного предложения. Наше влияние на Востоке сильно потрясено и нуждается в новых силах для своего поддержания».

Архимандрит Антонин поначалу весьма скептически отнесся к этой идее. «Довольно нам и одной несказанной «Палестинской Комиссии», заправляющей тем, о чём ни единого понятия не имеет»,— написал он в ответ.

Однако такой ответ не смутил В. Н. Хитрово. Он обратился к другому известному палестинскому деятелю, архимандриту Леониду Кавелину, настоятелю Подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря (храм монастыря, построенный в XVII веке, воспроизводил в плане Храм Гроба Господня), возглавлявшему Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме до архимандрита Антонина. «Я всё вожусь с мыслью об устройстве здесь частного Палестинского Комитета… Если бы удалось поместить его под хорошее покровительство кого-либо из членов царской фамилии, или кого-либо из митрополитов, я полагаю, что в денежных средствах недостатка не будет, а впоследствии к нему можно будет присоединить и атрибуты теперешнего официального Палестинского Комитета, а также и его денежные средства. Что Вы думаете о возможности образовать подобное общество, и может ли оно иметь успех? Польза, хоть научная, всё же будет». Но и архимандрит Леонид в ответном письме (от 1-го марта 1877 г.) не поддержал этих намерений.

Российские светское общество и придворные круги не только отнеслись с прохладой к планам и надеждам В. Н. Хитрово, но и проявили явную боязнь затрагивать такие непростые темы, как «православный Восток» и его «православные жизненные интересы». Впрочем, оказалось, что ничто не смогло заставить его отказаться от своего плана: Хитрово продолжал бороться за реализацию идеи создания Палестинского Общества.

Поддержка появилась неожиданно, и тут, вероятно, не обошлось без личных амбиций. Дело в том, что и консульство, и Палестинская Комиссия боролись с Духовной Миссией в основном за право быть представителем русского имени перед Патриархией и руководить «палестинским делом». Духовная Миссия же имела только «право содействовать консулу, но не распоряжаться». К тому же было принято решение «низвести Миссию на степень домовой при русском консульстве церкви».

«Партия» главы Духовной Миссии в Святой Земле архимандрита Антонина и сочувствующих ему пришла к заключению, что к нормализации условий деятельности Миссии приведет создание некой общественной организации, ведающей всем «православным делом» в Палестине. В письме к В. Н. Хитрово от 23 января 1879 г. архимандрит Антонин уже не только сам возвращается к идее создания Общества, но даже излагает ряд конкретных рекомендаций по ее воплощению в жизнь.

Помощь архимандрита Антонина и дружески расположенных к нему лиц и советом, и делом помогли В. Н. Хитрово найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, в котором тот оказался после ряда лет борьбы за создание Общества. Архимандрит рекомендовал В. Н. Хитрово члену Государственного совета графу Ефимию Васильевичу Путятину, который по достоинству оценил идею создания Палестинского Общества и всемерно поддержал ее.

В. Н. Хитрово, сам написавший Устав частного Православного Палестинского Общества и сам же один его подписавший, представил проект устава на утверждение обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву, который пожелал видеть подписи лиц, готовых стать членами Общества. Получив это известие, граф Е. В. Путятин, недолго думая, повез подписной лист… Великому князю Сергею Александровичу (четвертому сыну императора Александра II и родному брату императора Александра III) где оказалось, что он (Великий князь) «с удовольствием принимает председательство в будущем Обществе».

Понятно, что после столь высокого волеизъявления список членов-учредителей, обладающих весом в российском обществе, стал быстро пополняться.

И вот то, за что боролся В. Н. Хитрово, свершилось 8 мая 1882 г.: Устав нового Общества получил высочайшее утверждение. А 21 мая состоялось торжественное открытие Православного Палестинского Общества (ППО).

Первый параграф Устава ППО гласил: «Православное Палестинское Общество утверждается исключительно с учёною и благотворительною целями, для достижения коих ему предоставляется:

а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока;
б) оказывать пособие православным паломникам этих мест;
в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству».

Общество имело три отделения:

— отделение поддержания православия на Святой Земле;
— отделение пособия русским паломникам;
— отделение исследований, публикаций и пропаганды.

Председателем Общества при его создании стал Великий князь Сергей Александрович. После его гибели в 1905 г. председателем стала его супруга — Великая княгиня Елизавета Федоровна, дочь Великого Герцога Гессенского Людвига IV и родная сестра императрицы Александры Федоровны.

Одной из основных задач Отделения пособия паломникам ППО было облегчение пути в Святую Землю для паломников из бедных слоев населения.

Общество сумело договориться с Министерством путей сообщения и с Обществами железных дорог (с каждым в отдельности), примыкавших к Черноморским и Азовским портам, о скидках на билеты: сначала только на билеты 3-го класса, а затем и на билеты 1-го и 2-го классов. Железнодорожные общества снизили цену билетов третьего класса наполовину. РОПиТ согласилось предоставлять скидки от 30 до 50%, в зависимости от порта посадки, на билеты до порта Яффы по предъявлении православными паломниками заграничных паспортов и специальных паломнических книжек.

Кроме скидок на проезд до Святой Земли паломнические книжки предоставляли паломникам и другие значительные удобства. Книжки были действительны в течение года со дня выдачи и давали богомольцам возможность при желании останавливаться по пути в Яффу и обратно в Одессе, Киеве, Курске, Ростове-на-Дону, Таганроге и Константинополе, а также позволяли им провести на Святой Земле весь паломнический сезон. В 1892 г., когда была открыта первая на Святой Земле железная дорога от Яффы в Иерусалим, руководство ППО договорилось с правлением железной дороги о скидке на билеты и о предоставлении специального поезда в Иерусалим при прибытии определенного количества паломников.

Для паломников был устроен приют в Одессе, откуда отправлялось их подавляющее большинство (98,5%), так как там им иногда приходилось подолгу ждать или оформления заграничного паспорта, или парохода, отправлявшегося в Яффу.

Ко времени основания ППО на Святой Земле уже были построенные еще заботами Палестинского Комитета специальные подворья для паломников и паломниц числом около 900 человек.

Следует отметить, что хотя проблемы нехватки мест для размещения православных паломников из России и создания в Святой Земле, говоря современным языком, необходимой инфраструктуры всегда были актуальными, тем не менее, и Палестинский Комитет, а впоследствии Палестинская Комиссия, и Православное Палестинское Общество всегда уделяли их решению огромное внимание.

Результатом успешной деятельности ППО, а также в немалой степени благодаря авторитету и влиянию его главы и почетных членов стало присвоение Обществу в 1889 г. высокого звания «Императорского». Следует отметить, что к этому времени обострились противоречия между Палестинской Комиссией и ППО, а также личные отношения Б. П. Мансурова и В. Н. Хитрово, соответственно возглавлявших эти организации. Б. П. Мансурова критиковали за то, что ради коммерческих выгод Комиссия пренебрегает интересами паломников, не уделяет внимания сотрудничеству с другими организациями, работавшими в Палестине, что отрицательно сказывалось на деятельности Русской Духовной Миссии в обстановке межконфессиональной конкуренции. В результате этого и ряда других причин одновременно с присвоением почетного звания Палестинскому Обществу Палестинская Комиссия была упразднена, а все капиталы и земельные участки, принадлежавшие ей, были переданы императором Александром III в собственность ИППО. Палестинское Общество получило в свое распоряжение и два подворья — Мариинское (женское) и Елизаветинское (мужское). В 1893 г. число паломников достигло более 3000, а к 1899 г.— 6200 (количество одновременно находящихся в Иерусалиме паломников, а не общее количество паломников за год).

Освящение Сергиевского подворья. Молебен во дворе подворья

Александровское подворье.
Вид с юго-востока

Николаевское подворье.
Вид с Яффской улицы

К названным подворьям Обществом были добавлены Александровское и Сергиевское подворья. В 1906 г. начало действовать новое, пятое по счету, Николаевское подворье.

Палестинское Общество не только активно занималось расширением подворий, но и, как уже отмечалось выше, уделяло большое внимание устройству дополнительных подсобных служб, необходимых для обеспечения тысяч паломников самыми необходимыми услугами. Так, например, в Сергиевском подворье были устроены не только отдельные номера первого и второго класса с общими столовыми и гостиной, но и народная трапезная, водогрейная, кухня, баня и прачечная. Здесь же находилась контора управляющего русскими подворьями. На территории подворий действовали книжно-иконная и продовольственная лавки. Имелись также пожарная станция, кузница и иные подсобные мастерские, хлебопекарня, которая по проекту обеспечивала выпекание в течение сезона (с октября до апреля) почти 170 тонн хлеба.

На «Русской территории» имелась также русская почтовая контора, тут же продавали и русские почтовые марки особого образца для отправки писем в Россию.

Общество решило и один из «самых острых, жгучих вопросов иерусалимской жизни» — проблему водоснабжения, а также устроило канализацию, прорубив в скале «двухверстный канал для отвода нечистот», приняло на себя заботы о питании паломников. Каждый из них мог получить в общей трапезной за 5 копеек щи и похлебку, за 3 копейки кашу (хлеб и квас отпускались бесплатно). Еще 3 копейки в сутки брали за жилье (первые 2 недели паломники за кров не платили), по копейке утром и вечером за горячую воду. Таким образом, жилье и стол обходились паломнику в 13 копеек в сутки. Меж тем, как следует из отчетов Общества, при таких расценках каждый паломник, уплачивая ему в среднем 5 рублей, обходился Обществу в 20.

Надо отметить, что больные и пожилые лица составляли немалую часть паломников. Они тяжело переносили жаркий климат и бытовые условия, а также физические нагрузки переходов от одной святыни к другой. Поэтому Русская Духовная Миссия была первой, кто предпринял действия по обеспечению паломников необходимой медицинской помощью, начав строительство госпиталя по поручению императрицы Марии Александровны. Русский госпиталь был построен в 1862–1863 гг. По словам Б. П. Мансурова, госпиталь был аналогом построенного голландцами в городе Смирне и считавшегося лучшим в то время госпиталем на Востоке, и даже усовершенствован и приспособлен к местным условиям.

Паломник, внесший больничный сбор в размере одного рубля и получивший особый больничный билет, получал право на бесплатные лечение и пребывание «в стационаре» независимо от времени, которое он проводил в больнице. При этом надо учитывать, что заболеваемость российских паломников составляла внушительную цифру — от 14%, например, в 1884 г. до 53% в 1876 г. (от общего числа паломников).

Медикаменты для больницы поступали от известной французской фармацевтической фирмы через Марсель. Медики того времени были высокого мнения о госпитале. В частности, доктор М. М. Касторский, посетивший госпиталь в мае 1885 г., отметил «опрятность и чистоту, которые могли бы поспорить с первоклассными образцовыми больницами», а также, что «едва ли найдутся во всех хороших лечебных заведениях Петербурга такое оборудование, как аппарат для переливания крови и аппарат для промывания желудка и такое обилие дорогостоящих хирургических инструментов». (К слову, в отличие от французских и английских лечебных заведений, которые лечили только представителей своего вероисповедания, больницы и амбулатории ИППО оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся в ней, независимо от религиозной принадлежности. Справедливости ради следует сказать, что такую же политику проводили немецкие и американские миссии, полагая, что таким образом они смогут привлечь в свою веру новых последователей.)

В 1881 г. на средства благотворителей в госпитале было устроено ванное отделение. В 1885 г. было закончено строительство здания для инфекционного отделения, проведенное на средства благотворителей, собранные Московским генерал-губернатором Владимиром Андреевичем Долгоруковым у московских купцов.

ИППО организовывало караваны для посещения паломниками святых мест в других точках Святой Земли. Сопровождали эти караваны проводники-черногорцы, владевшие русским и местными (турецким, арабским, греческим) языками. Таких проводников в Обществе было до 10.

Одним из важнейших результатов деятельности Общества стало изменение его статуса, показавшее, кто стоит за ним. Будучи частной организацией, оно обладало рядом преимуществ, состоявших в свободе от ограничений, которые имели дипломатические и церковные официальные представители внешней государственной политики. Это позволяло Обществу, тем не менее, находившемуся под строгим контролем МИДа и Святейшего Синода, проводить политику, которую нельзя было возложить на официальные государственные представительства. Главным образом это относилось к деятельности по распространению российского влияния на местное население, прежде всего, через школы.

Успешная деятельность Общества в укреплении позиций России на Ближнем Востоке постепенно позволила передать ему часть функций государственного и церковного представительства. Во многих случаях этим формальным инстанциям предоставлялось право лишь иметь информацию о происходящем и высказывать мнение по поводу этой деятельности.

ИППО представляло собой образец союза церкви и государства в России, что особенно отчетливо проявилось во время юбилейных торжеств в честь его 25-летия. Они состоялись в одном из пригородных дворцов императорской фамилии, в Большом дворце в Петергофе, в присутствии царя и царицы. Да и список имен деятелей и членов Общества, в который входили высшие представители духовной и светской власти, также красноречиво отражал этот союз.

Один из членов ИППО, М. П. Соловьев, уже в 1894 г. говорил об официальном положении Общества как о факте. «Из всех существующих в Европе Палестинских Обществ, наше является единственным, состоящим в такой близкой связи с верховной властью. Все они — частные предприятия, наше — государственное, русское учреждение, над которым властно и торжественно у врат Святого Града развивается византийский орел православного царя».

Создание Отделов Общества во многих местах Российской Империи, широкая разъяснительная работа среди населения и удешевление путешествия обеспечили постоянный и все увеличивающийся поток русских паломников в Святую Землю. Обладание Россией немалыми участками земли в Иерусалиме и его окрестностях, Назарете, Хайфе, близ Хеврона и в других местах, наличие и строительство постоялых дворов, церквей и монастырей — все это обеспечивало возможность постоянного присутствия русского населения в Святой Земле, главным образом, в Иерусалиме. Достаточно сказать, что православное население Иерусалима в зимние месяцы удваивалось (с 6 до 12 тысяч). К русским владениям примыкала улица, тоже называвшаяся «русской», которая была полностью занята лавками и уличными торговцами. «Владельцы лавок, торговцы и торговки — арабы, турки, евреи, но везде звучит русская речь, слышится русский говор. Наши мужики и бабы чувствуют себя здесь, да и вообще в Иерусалиме, как дома и, подобно англичанам, искренне удивляются и даже негодуют, когда их кто-нибудь не понимает»,— писал современник.

Успехи деятельности Палестинского Общества в усилении паломнического движения позволили уже в 1894 году заявить, что Святая Земля является родиной для русского паломника, и он не признает себя там чужим. «Постоянно изменяясь в личном составе и числе, русский народ никогда не оставляет Святой Земли и может считаться водворённым в ней, в числе постоянных жителей её».

Результаты успешной деятельности ИППО были высочайше отмечены императором Николаем II в специальном рескрипте, зачитанном в его присутствии на юбилейном торжественном собрании Общества в 1907 г.: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, оно имеет 8 подворий, где находят приют до 10000 паломников, больницу, 6 лечебниц для приходящих, весьма многими посещаемых, и 101 учебное заведение с 10400 учащимися; за 25 лет им выпущено 347 изданий по палестиноведению».

Трудно переоценить вклад Императорского Православного Палестинского Общества в дело организации паломничества из России к святым местам. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало все возможное, чтобы облегчить этот путь. Оно не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всем протяжении странствия к святым местам ощущал заботу Общества и Отечества.

Огромную роль Общество сыграло в развитии отечественного востоковедения. В его изданиях — «Православном Палестинском сборнике», частью — в «Сообщениях» и «Отчетах» — опубликованы важные работы, посвященные истории и культуре народов Ближнего Востока, ряд литературных памятников, принадлежащих отечественной культуре. Уже при своем появлении эти издания приобрели международную известность и признание.

…И современность

После Октябрьской революции существование Императорского Православного Палестинского Общества удалось сохранить исключительно благодаря авторитету его членов — известных в стране ученых,— однако лишь в одном виде деятельности — научном. Из названия Общества изъяли «Императорское» и «Православное», оно стало именоваться «Российским Палестинским Обществом», а его периодическое издание «Православный палестинский сборник» стало называться просто «Палестинским сборником». В трудные послереволюционные годы Общество смогло противостоять натиску новой эпохи и внесло собственный вклад в развитие отечественной науки. До конца 20-х гг. оно жило интенсивной научной жизнью. Но в 30-40-е гг. его деятельность заглохла, хотя формально Общество не прекратило своего существования.

Новый подъем обозначился в начале 50-х гг. Возобновились научные занятия, причем не только в Ленинграде, как прежде, но и в Москве. Отделения общества появились в Горьком, Ереване, Тбилиси.

Тем не менее, первый после революции выпуск «Палестинского сборника» состоялся лишь после смерти Сталина, в 1954 г. Он имел в скобках номер 63, что подчеркивало преемственность послереволюционного Палестинского Общества с дореволюционным. Однако в редакционной статье говорилось практически только о научном значении Общества, которое «стало к концу века мощной научной организацией», в работе которой приняли участие «все крупнейшие» русские ученые своего времени. «Всесторонние исследования были предприняты востоковедами, классиками, византистами, славистами, специалистами по древнерусской литературе, искусствоведами и археологами».

Только через 75 лет, в 1992 году, Президиум Верховного Совета РСФСР вернул Обществу его историческое название, рекомендовал Правительству принять меры к восстановлению его традиционной деятельности, возвращению ему имущества и прав. В 1993 году Общество было перерегистрировано Министерством юстиции РФ в качестве правопреемника и дореволюционного Императорского Православного Палестинского Общества, и Российского Палестинского Общества советского времени.

В 1990-е годы были воссозданы также духовные связи, связывающие Общество с Русской Православной Церковью. Эта связь приобрела совершенно особый характер с того момента, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял возрождающееся Общество под свое непосредственное покровительство и возглавил Комитет почетных членов ИППО.

Значимым этапом на пути Общества явилась его регистрация в 2006 г. в Международном комитете при ООН неправительственных организаций по социально-экономическим вопросам (ЭКОСОС), к чему Министерство иностранных дел РФ и лично его глава Сергей Лавров приложили много сил.

Сейчас ИППО предпринимает немало усилий для возрождения традиционной для него деятельности, которую Общество вело до революции. Целью Палестинского Общества на современном этапе является полномасштабное восстановление его юридического и фактического присутствия в традиционном пространстве деятельности — в России и за рубежом. Решение как паломнических, так и научных задач невозможно без воссоздания во многом утраченной сегодня системы исторических связей и гуманитарного сотрудничества с народами Ближнего Востока, без решения вопросов зарубежной собственности ИППО с учетом государственных, церковных и научно-общественных приоритетов.

В прошлом году исполнилось 125 лет со дня создания ИППО. В том же году, в июне, состоялось Собрание Императорского Православного Палестинского общества, на котором, в том числе, прошли выборы Комитета почетных членов ИППО и нового Совета ИППО. Председателем Общества был избран глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Его кандидатура была выдвинута тогда Президентом РФ Владимиром Путиным, получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и была одобрена министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Еще в день своего избрания на этот высокий пост С. В. Степашин подчеркнул, что «одна из первоочередных задач Общества состоит в восстановлении исторической справедливости в деле сохранения духовных и культурных ценностей России в Святой Земле». Он также отметил, что «стоящие перед Обществом сложные задачи требуют еще большей консолидации Русской Православной Церкви и государства».

И хотя до июня прошлого года Обществом под председательством члена-корреспондента РАН, известного историка Древней Руси и Русской Православной Церкви Ярослава Щапова велась большая и полезная во всех отношениях работа, тем не менее, такая консолидация с избранием на пост председателя ИППО, как у нас принято говорить, «государственного человека», С. В. Степашина, несомненно, вышла на качественно новый уровень, раскрыла перед Обществом новые возможности и горизонты.

Если обратиться всего лишь к хронике основных событий, в которых участвовало Общество с июня 2007 года по настоящее время, то можно убедиться в многогранности деятельности ИППО и подлинно прорывных моментах в деле урегулирования очень сложных вопросов, в том числе и таких, как возвращение российской собственности на территории другого государства — Сергиевского подворья в Иерусалиме, земельных участков в Иерихоне, достижения важных договоренностей об открытии русской школы и культурного центра в Вифлееме, создании нового отделения Общества в Рамалле. За всем этим стоит сложнейший переговорный процесс с руководством Израиля, Палестины, религиозными лидерами России и зарубежья, который вел С. В. Степашин при поддержке руководства России и с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Рабочая встреча Председателя ИППО
С. В. Степашина с Патриархом Алексием II
14 августа 2007

Рабочая встреча Председателя ИППО С. В. Степашина с Председателем ППО в Святой Земле архиепископом Берлинским и Германским Марком 29 января 2008

Так, уже 14 августа 2007 г. глава Счетной палаты РФ, Председатель ИППО С. В. Степашин в рабочей Патриаршей резиденции встретился со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II для рабочего обсуждения вопросов, связанных с деятельностью ИППО. Во время встречи Его Святейшество дал высокую оценку подвижнической миссии ИППО, пожелал Сергею Степашину благословенных успехов в его трудах и трудах Общества.

В конце того же месяца в Союзе писателей России прошла встреча действительных членов ИППО с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Израиле Петром Стегнием, на которой он рассказал о том, как ему видится работа ИППО в сотрудничестве с МИД России в Израиле. В частности, он оценил как перспективное сотрудничество с коллективом филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме. Непосредственным же объектом совместной работы ИППО и Православного Палестинского Общества в Святой Земле, по его мнению, могла бы стать школа, которую содержит Русская Церковь в Вифании. Эта единственная на сегодняшний день русская школа на Святой Земле — наследница просветительских традиций Русской Духовной Миссии и ИППО. Как сказал посол, сегодня дипломаты, церковные служители, деятели ИППО должны выступать в Иерусалиме «как коллективный Антонин (Капустин)».

Осенью 2007 г., в конце октября глава ИППО Сергей Степашин провел переговоры с Архиепископом Берлинским и Германским Марком, являющимся Председателем Православного Палестинского Общества (ППО) в Святой Земле. Они подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве, которое призвано сохранить национальное историко-культурное и духовное наследие России и уникальные памятники православной культуры на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Была также достигнута договоренность по выработке взаимоприемлемых подходов к восстановлению исторического единства Императорского Православного Палестинского Общества и обсужден вопрос о совместном освоении участка на Елеонской горе, где планируется создать Центр русского паломничества и туризма.

С 1 по 4 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялась Церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства». В ней приняли участие Синодальные отделы Московского патриархата, епархии Русской православной Церкви, паломнические организации, светские и духовные учебные заведения, государственные и общественные структуры, благотворительные организации — всего более 200 организаций из России, Украины, Беларуси, Греции, Италии, Германии и других стран. Императорское Православное Палестинское Общество и Православное Палестинское Общество в Святой Земле представили на выставке свои стенды, которые посетили Председатель Комитета Почетных членов ИППО Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Председатель ППО в Святой Земле Архиепископ Берлинский и Германский Марк.

В рамках выставки состоялась научно-церковная конференция «Ради Иерусалима не успокоюсь». Русские люди в Святой Земле», на которой были заслушаны целый ряд докладов, объединенных темой истории российского присутствия в Святой Земле. Также к выставке было приурочены Свято-Елисаветинские чтения, прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге.

В том же месяце Председатель ИППО Сергей Степашин побывал с визитом в Иерусалиме, где 19 ноября вручил вице-премьеру Израиля Авигдору Либерману послание Президента России Владимира Путина, касающееся вопросов, связанных с возвращением России Сергиевского подворья — одного из самых красивых зданий в центре Иерусалима, построенного в 80-х гг. позапрошлого столетия.

В Иерусалиме Сергей Степашин также встретился с представителями Иерусалимского и Вифлеемского отделений ИППО, православных общин города Назарета.

В декабре 2007 г. исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского церковного деятеля, ученого, богослова, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Этой дате была посвящена церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины», состоявшаяся 14 декабря в Паломническом центре Московского Патриархата. Члены ИППО, представители Отдела внешних связей Московской Патриархии, Научного Совета РАН всесторонне рассмотрели вклад архимандрита Антонина (Капустина) в развитие Русской Палестины.

В январе нынешнего, 2008 года, глава ИППО Сергей Степашин принял первого вице-премьера, министра иностранных дел Израиля госпожу Ципору Ливни. На встрече 17 января присутствовала также Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в РФ госпожа Анна Азари.

Во время встречи, прошедшей в обстановке взаимопонимания, стороны обсудили ситуацию вокруг российской собственности в Израиле, в частности, вопрос о скорейшем завершении юридических формальностей, связанных с передачей России имущественных прав на Сергиевское подворье в Иерусалиме.

Сергей Степашин проинформировал израильскую делегацию об основных направлениях деятельности общества, его планах. Сегодня ИППО, сохраняя название, полученное еще до создания Государства Израиль, преследует более широкие цели, чем в конце XIX — начале ХХ века. Его миссия направлена на решение задач по сохранению русского языка и культуры, образованию, поощрению паломничества из России в Святую Землю. Кроме того, общество готово стать своеобразным культурным и гуманитарным «мостом», содействующим налаживанию нормальных отношений на Ближнем Востоке.

Госпожа Ц. Ливни, в свою очередь, отметила, что израильская сторона признает необходимость юридического решения вопросов о возврате собственности России в Сергиевском подворье и заинтересована в развитии гуманитарных контактов с Россией. Она подчеркнула, что в этих процессах ИППО может сыграть конструктивную роль. «Это отвечает нашим собственным интересам»,— сказала госпожа Ц. Ливни.

В конце января Председатель ИППО Сергей Степашин встретился с Председателем Православного Палестинского Общества в Святой Земле архиепископом Берлинским и германским Марком. На встрече 29 января ими было подписано совместное заявление о достижении договоренности по совместному освоению участка Ард-уль-Хабаэль, расположенного на склоне Елеонской горы в Иерусалиме. Стороны также обсудили ряд вопросов, связанных со строительством на нем Русского центра поддержки паломничества и туризма в Святую землю.

В первую неделю февраля в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» состоялся торжественный вечер, посвященный 125-летию ИППО.

Выступившие на вечере члены ИППО рассказали об исторически значимых свершениях отцов-основателей Общества и призвали к сохранению и приумножению духовного наследия ИППО.

Выступивший также Советник посольства Палестины в Москве Мухаммед Хатыб высоко оценил деятельность Общества.

На вечере целому ряду лиц были вручены дипломы за выдающийся вклад в укрепление дружбы с народами стран библейского региона.

В этом же месяце, 21 февраля, состоялось заседание международной секции ИППО под председательством заместителя Председателя ИППО, заместителя министра иностранных дел РФ Александра Салтанова. В нем приняли участие видные российские дипломаты, ученые-востоковеды, представители Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом, представители некоторых общественных фондов. В ходе состоявшейся дискуссии был детально обсужден план международных и культурных мероприятий Общества на 2008–2010 гг., который будет представлен на утверждение Совета ИППО.

В выступлениях Александра Салтанова, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя ИППО, помощника главы Счетной палаты Юрия Грачева, секретаря ИППО, члена президиума Всемирного Русского Народного Собора Андрея Охоткина, руководителя международной секции ИППО Олега Озерова и других участников подчеркивалось, что ИППО является важной международной общественной организацией, которая с момента своего создания в России в 1882 году работает во имя наведения мостов между народами нашего государства и странами Ближнего Востока, включая Израиль, где расположены святыни христианства и других мировых религий. ИППО также является рупором гражданского общества России, который призван донести мнение российской общественности о необходимости диалога цивилизаций, установления мира и спокойствия на Святой Земле. Как отмечалось, именно на решение этих задач нацелены мероприятия, предусмотренные планом.

Принявший активное участив в работе заседания архиепископ Берлинский и Германский Марк, возглавляющий Православное Палестинское Общество на Святой Земле, в своем обращении к собравшимся провел мысль о том, что после подписания Акта о каноническом общении между двумя ветвями Русской Православной Церкви создались благоприятные условия для сближения двух частей Императорского православного палестинского общества, расколотого трагическими событиями ХХ века, и организации их совместной работы. Архиепископ Марк привлек внимание к подписанному 31 октября 2007 г. им и председателем ИППО С. В. Степашиным Соглашению о долгосрочном сотрудничестве между ИППО и ППО на Святой Земле, а также к соглашению о совместном освоении участка на Елеонской горе, где планируется создать Центр русского паломничества и туризма.

11 марта в рамках пресс-клуба «Восток» РИА «Новости» состоялась пресс-конференция ИППО на тему: «Императорское Православное Палестинское общество: цели, задачи и планы на будущее».

Выступавшие единодушно отмечали, что с приходом в Общество нового руководства не только сохранилась преемственность, но и укрепились многолетние традиции Общества, идет конкретная и динамичная работа.

На пресс-конференции был также представлен краткий отчей о деятельности Общества с июня 2007 г., о ходе формирования долгосрочной Ближневосточной программы по расширению русского культурного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке.

Епископ Марк, заместители Председателя ИППО Юрий Грачев и Николай Лисовой, руководитель международной секции ИППО заместитель директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России Олег Озеров, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата Сергей Житенёв рассказали об основных паломнических, научных и международных проектах Общества.

На пресс-конференции было заявлено, что в рамках Ближневосточной программы в числе прочих также ставится вопрос об организации Русского исторического института.

А уже 20 марта Совет ИППО принял знаменательное решение об учреждении этого института с представительствами в традиционных научных центрах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока (Венеции, Стамбуле, Иерусалиме).

Цель института — организация и проведение исследований в странах Средиземноморья и Ближнего Востока в тесной связи с историей России, проведение археологических и других исследований.

Еще с 2004 г. ведущие учены страны ставили вопрос о необходимости возобновления деятельности русских научных институтов за рубежом, в частности, о возрождении Русского археологического института (РАИК), который был учрежден в Константинополе в 1894 г. и плодотворно действовал вплоть до 1914 г. А в ноябре 2004 г. Президент России Владимир Путин поддержал просьбу святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, президента РАН академика Юрия Осипова и ректора МГУ академика Виктора Садовничего о возобновлении деятельности Русского археологического института.

В начале следующего месяца, апреля, официальная делегация ИППО во главе с заместителем председателя ИППО Юрием Грачевым совершила поездку в Святую Землю.

Во время своего пребывания там члены делегации обсудили вопросы, связанные с восстановлением присутствия Общества в Святой Земле, с Послом РФ в Израиле Петром Стегнием, главой Миссии РФ при Палестинской национальной администрации Сергеем Козловым и начальником Русской духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Тихоном (Зайцевым). Делегация Общества провела переговоры с заместителем генерального директора Министерства иностранных дел Израиля П. Авиви и Послом по особым поручениям Э. Маргалитом, после чего посетила Сергиевское подворье в Иерусалиме. Также делегация ИППО нанесла визит в мэрию города и провела встречу с директором Департамента международных связей мэрии М. Бен-Ционом. Вопросы развития паломничества и религиозного туризма делегация Общества обсудила с генеральным директором Министерства туризма Израиля Р. Бен-Гуром.

Делегация Общества после нескольких встреч с руководством ПНА в Рамалле и Вифлееме, также посетило земельный участок Правительства Российской Федерации в Иерихоне. В ходе поездки в Галилею делегация ИППО провела несколько встреч с представителями местных православных общин в Назарете, Акко и Кфар Ясифе.

Состоялись встречи Юрия Грачева и Олега Озерова с Главой ПНА Махмудом Аббасом, генеральным секретарем президентства ПНА Т. Абдеррахимом, начальником канцелярии Главы ПНА Р. Хусейни, губернатором и мэрами Вифлеема и Иерихона, представителями палестинской общественности.

17 апреля Председатель ИППО Сергей Степашин принимал главу палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса.

Основной темой беседы стали вопросы, связанные с деятельностью ИППО на Святой Земле, в том числе касающиеся расположенной на территории Палестины российской собственности. На встрече, в числе прочего, обсуждались вопросы расширения российского присутствия в Палестине, для чего предполагалось использовать возможности, имеющиеся в распоряжении ИППО.

Сергей Степашин проинформировал Махмуда Аббаса об основных задачах, стоящих в настоящее время перед Обществом. Среди них — восстановление и реконструкция принадлежащих ИППО участков и зданий, начало реализации программ в области образования и здравоохранения, а также содействие паломничеству русских туристов в Палестину. В частности, речь шла о строительстве школы с изучение русского языка в Вифлееме и культурного центра на горе Елеон, создании отделения ИППО в Рамалле и восстановлении прав собственности России на земельный участок в одном из старейших городов, сохранившемся на Земле — Иерихоне. На встрече также рассматривались вопросы переоформления документов на земельный участок в Иерихоне, ранее принадлежавший России, где находится уникальный исторический памятник: библейская смоковница, известная как «дерево Закхея», возраст которого более двух тысяч лет.

Как подчеркнул Сергей Степашин, на этом земельном участке находится одна из святынь христианства — библейская смоковница, или дерево Закхея, которое, по мнению главы ИППО, имеет огромное значение для истории русской религии и культуры. Согласно библейскому преданию, именно на это дерево некогда взобрался глава мытарей (налоговой службы) Иерихона по имени Закхей, чтобы увидеть Иисуса.

Вот как описан этот случай в Евангелии от Луки.

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19, 1-10).

Из этой цитаты видно, как Господь свершил еще одно чудо: заставил раскаяться и преобразиться человека, имя и профессия которого не вызывали до того ни у кого из людей, независимо от их социальной принадлежности, ничего, кроме ненависти и страха.

Руководство ПНА со своей стороны не только высказало пожелание активизировать деятельность ИППО в Палестине, но и создать новое отделение Общества в Рамалле.

Глава ПНА поблагодарил С. В. Степашина за теплый прием и выразил уверенность в том, что реализация планов ИППО придаст новый импульс восстановлению традиционного присутствия России на Святой Земле. Он также подтвердил готовность палестинской стороны оказывать поддержку всем начинаниям Общества по возвращению российской собственности в Святой Земле.

В конце апреля произошло знаменательное событие в истории российской собственности в Святой Земле, в частности, Сергиевском подворье. Президент России Владимир Путин своим распоряжением поручил выделить во II квартале этого года из резервного президентского фонда МИДу России 10 млн рублей для Императорского Православного Палестинского общества. Эти деньги были выделены на проведение ремонтных и консервационных работ на объектах Сергиевского подворья в Иерусалиме, в том числе в домовой церкви, а также на проведение инвентаризации и экспертизы находящихся там художественных и исторических ценностей в целях их последующей реставрации. (Одно из самых красивых зданий в центре Иерусалима, Сергиевское подворье было построено в 1880-е годы и зарегистрировано на имя главы Императорского Православного Палестинского Общества, московского генерал-губернатора, Великого князя Сергея Александровича. К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости на Святой земле, однако в 1964 г. большая их часть была продана правительством СССР Израилю за символическую сумму в $4,5 млн., полученных к тому же фруктами (так называемая «апельсиновая сделка»). В числе этих объектов было и Сергиевское подворье. В январе 2008 года произошел обмен нотами между Россией и Израилем по юридической процедуре, связанной с передачей России этого здания.)

4 июля 2008 г. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провел рабочую встречу с Председателем Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным.

Глава Счетной палаты проинформировал также Руководителя Правительства о ситуации с возвращением в Россию русской зарубежной собственности. «Мы вернули практически все наши земли на Ближнем Востоке — те, что принадлежали Российской империи, Советскому Союзу»,— сказал Сергей Степашин Владимиру Путину.

Как сообщает пресс-служба правительства, Сергей Степашин показал премьеру первые удостоверения о возвращении земель — в Вифлееме и Иерихоне. «Это уже наша, российская земля»,— подчеркнул глава Палестинского общества.

В том же месяце решился самый главный вопрос — передача Сергиевского подворья в Израиле, что стало, по словам Сергея Степашина, «событием исторического значения».

***

Даже просто неполная хроника событий, связанных с деятельностью ИППО, свидетельствует о поистине гигантской работе его Председателя, заместителей, членов Общества, всех, кто, так или иначе, связан с его благородной миссией. И совершенно очевидно, что вся его деятельность не может быть успешной без всемерной поддержки подвижников Отечества.

Нельзя не сказать об активной поддержке общества со стороны Комитета Почетных членов ИППО, во главе которого стоит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Члены Комитета выбираются на общем собрании Общества. В его состав входят по традиции выдающиеся деятели России. В него, в частности, входят сам Патриарх, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Великая княгиня Мария Владимировна как представительница Российского Императорского дома, Председатели Государственной Думы Борис Грызлов и Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и многие другие достойные члены российского общества: видные ученые, общественные деятели, предприниматели, оказывающие помощь Обществу.

Палестинское общество умножает и развивает гуманистические традиции отечественной науки, стремится всесторонне осветить прошлое ближневосточного региона, его культуру, языки, верования. Традиционным является интерес к христианскому Востоку, а также к проблемам Ближнего Востока.

В настоящее время Императорское Православное Палестинское Общество насчитывает 7 отделений, как в России, так и на Святой Земле: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Орле, Перми, Кишиневе, Иерусалиме и Вифлееме.

Императорское Православное Палестинское Общество намерено и в дальнейшем предпринимать максимум усилий для реализации задач по восстановлению исторической справедливости в деле сохранения духовных и культурных ценностей России в Святой Земле, и оно является апробированным и гибким инструментом русского влияния на Ближнем Востоке. Общество полно решимости всячески укреплять духовную связь России со Святой Землей, поддерживать русскую Палестину, беречь ее великое наследие, вести большую просветительскую, гуманитарную, научную работу, консолидировать усилия государства, общественности и церкви в этой чувствительной и важной сфере во имя укрепления и процветания России.

Шавердов А.Г.

Международный журнал «Военный дипломат» № 4–5, 2008 г.

Тэги: Хитрово В.Н., Антонин (Капустин), 125 лет ИППО, больница ИППО, амбулатории ИППО, Степашин С.В.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню