Живому распростёртому на земле антиминсу уподобил член Императорского Православного Палестинского Общества владыка Кирилл святые места Урала, связанные с последними днями Царской семьи и членов Дома Романовых.
Этот образ прозвучал в обращении Его Высокопреосвященства к участникам торжественного богослужения в мужском монастыре во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны по завершении молебна у алапаевской шахты, куда в ночь с 17 на 18 июля 1918 года живыми были сброшены Алапаевские мученики – Великая княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара и члены Дома Романовых.
– Этот образ ввёл в обиход приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в 2000-ом году, – рассказал в общении с представителями СМИ митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. – Сразу после Архиерейского собора в августе, когда была совершена канонизация святых Царственных страстотерпцев, в сентябре Предстоятель Русской Православной Церкви посещал Екатеринбург. В молитвенном шествии к месту уничтожения останков святых Царственных страстотерпцев он впервые сказал, что путь на Ганину Яму – это образ живого, распростёртого по земле антиминса. Этот же образ затем был повторён и в Казахстане, на земле, которая также обильно омочена кровью новомучеников росийских.
Что такое антиминс*? Антиминс – это главный предмет любого храма, он находится на святом престоле, без него невозможно совершать Божественную Литургию. Как в армии есть знамя, так и в Церкви – святой антиминс. Это самый главный предмет в храме, который мало, может быть, заметен, но без него невозможно существование самого храма.
Эти места неразрывно связаны и тем, что всё это злодеяние совершилось в течение одних суток, сначала в Екатеринбурге, затем здесь, в Алапаевске, и тем, что это одна, уральская земля. Урал явился местом «романовской Голгофы», то есть местом, где было уничтожено абсолютное большинство членов императорской фамилии: в Перми, в Екатеринбурге, в Алапаевске.
И для нас, конечно, очень важно, чтобы мы почитали всех тех, кто ничего дурного для страны не сделал. Наоборот, члены Дома Романовых старались и сделали многое из того, чем мы сегодня пользуемся. И память о них должна вернуться в нашу с вами жизнь.
Поэтому для нас Царские дни – это совершение памяти наших мучеников и наших покровителей, что всегда является таким особым проникновением и в Вечность, где они сейчас пребывают, и через это в нашу собственную жизнь. Это уроки, которые действительно были сделаны и сотворены в нашей истории, и забывать их мы не должны ни в коем случае.
Время сейчас непростое: очень многие люди (в церкви мы это очень чувствуем) ожесточаются, озлобляются, начинают роптать на весь окружающий мир, поэтому нужно проявить больше терпения, любви и милосердия по отношению друг к другу. Терпеть друг друга – «друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов». Чтобы исполнять этот Закон, нужно просто перетерпеть эти обстоятельства, в которых мы так или иначе оказываемся, иметь упование на Божию помощь и радоваться жизни, потому что Господь дал нам эту жизнь, Он дал нам этот бесценный дар для того, чтобы мы своими собственными глазами увидели хотя бы краешек того Рая, который Он приготовил для нас всех. Будем здесь на земле чувствовать и стремиться всей душою к Создателю, чего я желаю каждому!
На вопрос представителей СМИ о том, чем будет отличаться существенно празднование Царских дней в следующем юбилейном году, Его Высокопреосвященство отметил, что ключевыми событиями всегда будут оставаться богослужения и молитвенные шествия 16-17 июля.
– Я полагаю, что и 100 лет, и 101, и далее ничем не будут отличаться от этих дней, которые сформировались на протяжении этого времени. Главными событиями остаются богослужения и Царский крестный ход в Екатеринбурге, и в Алапаевске тоже крестные ходы и службы.
Владыка митрополит отметил, что, возможно, добавятся какие-то мероприятия, связанные с Царской темой – большая конференция или заседание Всемирного Русского Народного Собора, например.
– Принципиально ничего не может измениться, потому что это время молитвы и время собирания тех людей, которые почитают своих мучеников, почитают свою историю и особо почитают святую Царскую семью. Они всегда приезжают на Средний Урал в эти дни, собираются здесь, рассказывают об этом своим друзьям, родственникам.
Самое главное – это наше единение вокруг наших святых и вокруг нашей исторической памяти. Это наша история, наша жизнь, наша страна, наш народ, который мы должны принимать таким, какой он есть. И любя Бога, почитая святых, мы должны стараться делать мир добрее, лучше, – сказал владыка митрополит.
* Антиминс («вместопрестолие») – плат с зашитой частицей мощей.
По материалам сайта ekaterinburg-eparhia.ru