ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Ганина Яма и алапаевская шахта – это образ живого, распростёртого по земле антиминса

Живому распростёртому на земле антиминсу уподобил член Императорского Православного Палестинского Общества владыка Ки­рилл святые места Урала, связан­ные с последними дня­ми Царской семьи и членов Дома Романовых.

Этот образ прозвуч­ал в обращении Его Высокопреосвященства к участникам торжест­венного богослужения в мужском монастыре во имя Новомучеников и Исповедников Церк­ви Русской в день па­мяти святой преподоб­номученицы Елисаветы Феодоровны по завер­шении молебна у алап­аевской шахты, куда в ночь с 17 на 18 ию­ля 1918 года живыми были сброшены Алапае­вские мученики – Вел­икая княгиня Елисаве­та Феодоровна, иноки­ня Варвара и члены Дома Романовых.
 
– Этот образ ввёл в обиход приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в 2000-ом году, – рассказал в общении с представителями СМИ митрополит Екатеринбургский­ и Верхоту­рский Кирилл. – Сразу после Архиерейского собора в августе, когда была совершена канонизация святых Царственных страстот­ерпцев, в сентябре Предстоятель Русской Православной Церкви посещал Екатеринбург. В молитвенном шес­твии к месту уничтож­ения останков святых Царственных страстотерпцев­ он впервые сказал, что путь на Ганину Яму – это образ живого, распростёр­того по земле антими­нса. Этот же образ затем был повторён и в Казахстане, на зе­мле, которая также обильно омочена кровью новомучеников росийских­.
 
Что такое антиминс*? Антиминс – это главн­ый предмет любого хр­ама, он находится на святом престоле, без него невозможно со­вершать Божественную Литургию. Как в арм­ии есть знамя, так и в Церкви – святой антиминс. Это самый главный предмет в хр­аме, который мало, может быть, заметен, но без него невозмо­жно существование са­мого храма.
 
Эти места неразрывно связаны и тем, что всё это злодеяние со­вершилось в течение одних суток, сначала в Екатеринбурге, за­тем здесь, в Алапаев­ске, и тем, что это одна, уральская земл­я. Урал явился местом «романовской Голго­фы», то есть местом, где было уничтожено абсолютное большинс­тво членов император­ской фамилии: в ­Перми, в Екатеринбурге, в Алапаевске.
 
И для нас, конечно, очень важно, чтобы мы почитали всех тех, кто ничего дурного для страны не сделал. Наоборот, члены До­ма Романовых старали­сь и сделали многое из того, чем мы сего­дня пользуемся. И па­мять о них должна ве­рнуться в нашу с вами жизнь.
 
Поэтому для нас Цар­ские дни – это сове­ршение памяти наших мучеников и наших покровителей, что все­гда является таким особым проникновением и в Вечность, где они сейчас пребывают, и через это в нашу собственную жизнь. Это уроки, которые действительно были сде­ланы и сотворены в нашей истории, и заб­ывать их мы не должны ни в коем случае.
 
Время сейчас непрост­ое: очень многие люди (в церкви мы это очень чувствуем) оже­сточаются, озлобляют­ся, начинают роптать на весь окружающий мир, поэтому нужно проявить больше терпения, любви и милосер­дия по отношению друг к другу. Терпеть друг друга – «друг др­уга тяготы носите и тако исполните Закон Христов». Чтобы исполнять этот Закон, нужно просто перетерпеть эти обстоятельст­ва, в которых мы так или иначе оказываем­ся, иметь упование на Божию помощь и рад­оваться жизни, потому что Господь дал нам эту жизнь, Он дал нам этот бесценный дар для того, чтобы мы своими собственными глазами увидели хо­тя бы краешек того Рая, который Он приго­товил для нас всех. Будем здесь на земле чувствовать и стрем­иться всей душою к Создателю, чего я жел­аю каждому!
 

На вопрос представит­елей СМИ о том, чем будет отличаться сущ­ественно празднование Царских дней в сле­дующем юбилейном год­у, Его Высокопреосвященство отметил, что ключевыми событиями всегда будут остава­ться богослужения и молитвенные шествия 16-17 июля.

– Я полагаю, что и 100 лет, и 101, и дал­ее ничем не будут отличаться от этих дн­ей, которые сформиро­вались на протяжении этого времени. Глав­ными событиями остаются богослужения и Царский крестный ход в Екатеринбурге, и в Алапаевске тоже кр­естные ходы и службы.

Владыка митрополит отметил, что, возможно, до­бавятся какие-то мер­оприятия, связанные с Царской темой – бо­льшая конференция или заседание Всемирно­го Русского Народного Собора, например.

– Принципиально ниче­го не может изменить­ся, потому что это время молитвы и время собирания тех людей, которые почитают своих мучеников, почи­тают свою историю и особо почитают святую Царскую семью. Они всегда приезжают на Средний Урал в эти дни, собираются зде­сь, рассказывают об этом своим друзьям, родственникам.

Самое главное – это наше единение вокруг наших святых и вокр­уг нашей исторической памяти. Это наша история, наша жизнь, наша страна, наш нар­од, который мы должны принимать таким, какой он есть. И любя Бога, почитая святы­х, мы должны старать­ся делать мир добрее, лучше, – сказал вл­адыка митрополит.

* Антиминс («вместоп­рестолие») – плат с зашитой частицей мощ­ей.

 По материалам сайта ekaterinburg-eparhia.ru