На Богословском кладбище Санкт-Петербурга нашел свое последнее пристанище один из самых известных священников Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX веков, талантливый проповедник, блестящий публицист, богослов, «петербургский златоуст», почетный член Императорского Православного Палестинского Общества протоиерей Василий Яковлевич Михайловский (1834-1910).
Богословское кладбище Санкт-Петербурга:
могила почетного члена ИППО протоиерея В.Я. Михайловского
Протоиерей Василий Яковлевич Михайловский.
Второй слева на ленте - золотой знак почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества (хорошо просматривается белая эмаль в центральной части знака).
Название кладбища происходит от располагавшейся на его территории церкви во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Кладбище было основано в 1841 году. В 1844 году Святейший Синод утвердил проект каменной церкви, но денег на ее строительство не нашлось, и в 1853-1854 годах была построена небольшая двухэтажная часовня. В 1914 году последовало разрешение приспособить кладбищенскую часовню под временную церковь. Был выдан переносной антиминс и в часовне стали служить литургию.
Вообще на кладбище хоронили в основном прихожан Сампсониевской (храм Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в Полтавской битве) и Спасо-Бочаринской (храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) церквей, а также умерших в Пантелеимоновской больнице для душевнобольных на станции Удельной.
В 1915-1916 годах на кладбище по проекту архитектора В.Н. Боброва была построена деревянная трехпридельная церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Храм освящен 26 ноября 1916 года епископом Ямбургским Преосвященным Анастасием (Александровым).
В 1938 году церковь была разграблена и снесена вместе с частью кладбища, так как располагалась «в закрытой зоне военной организации». В октябре 2000 года была выстроена и освящена деревянная церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна.
В годы Великой Отечественной войны кладбище стало одним из мест массового захоронения жителей блокадного Ленинграда.
В глубине одного из участков, где уже нет и дорожек, а только теснятся ряды могил и оград известный краевед, духовная писательница и некрополист Татьяна Иннокентьевна Ганф в 2010 году обнаружила могилу протоиерея Василия Михайловского.
По благодати Божией осквернение не коснулось могилы праведника, Господь ее уберег.
В достаточно хорошем состоянии сохранилась ажурная металлическая ограда и величественный крест на постаменте из мрамора. По словам Татьяны Иннокентьевны, «очевидно, что за могилой первое время ухаживали духовные чада батюшки, но впоследствии ее долго не посещали – современные почитатели с трудом смогли отмыть трехметровый памятник от слоя грязи».
16 октября 2015 года, в 105-ю годовщину кончины прот. Василия Михайловского, мы с С.Я. Ваксманом в сопровождении Т.И. Гафт смогли посетить памятную для истории Императорского Православного Палестинского Общества могилу. Не без трепета мы подошли к месту захоронения отца Василия Михайловского. Как удивительно, что эта могила праведника уцелела, какое счастье подойти и приложиться к кресту.
Хотелось бы отметить, что величественный крест и надгробный памятник на его могиле, судя по надписям на надгробии, были воздвигнуты трудами участников братского народного хора при храме Вознесения Христова.
Все вместе мы трижды пропели «Вечная память» и от имени Императорского Православного Палестинского Общества возложили цветы к подножию памятника.
Захоронение было описано и сфотографировано для базы данных в рамках программы "Возрождение памяти: история ИППО в регионах". Целью программы является поиск сведений о дореволюционных членах ИППО и мест их захоронений, увековечивание их памяти.
Думается, что эта могила должна быть украшена знаком Императорского Православного Палестинского Общества, которое издавало его книги, и знак которого он с гордостью носил при жизни.
При посещении кладбища Татьяна Иннокентьевна показала место, где находилась кладбищенская часовня, в 1914 году приспособленная под церковь. Прекрасно сохранились ее фундаменты.