Аннотация: В публикации рассматривается деятельность Императорского Православного Палестинского Общества по организации массового паломничества из России в Палестину в конце XIX – начале XX в. Основным источником для автора послужили воспоминания паломников, опубликованные в «Епархиальных ведомостях».
Ключевые слова: общественные организации, Императорское Православное Палестинское Общество, русское духовенство, православное паломничество.
Abstract: This article is devoted to the activity of the Imperial orthodox Palestinian society in the pilgrimage organization from Russia to Palestine at the turn of the 20th century. Article based on little-known pilgrim memories, published in “Eparchial proceedings”
Key words: society organizations, Imperial Orthodox Palestinian society, Russian clergy, Orthodox pilgrimage.
Одной из старейших общественных организаций современной России является Императорское Православное Палестинское Общество, созданное в 1882 г. Свои задачи ИППО решало на Ближнем Востоке и внутри России. Во-первых, это была организация православного паломничества в Палестину и на Афон. Во-вторых, поддержка православной религии и тех, кто исповедует ее в Палестине и Сирии. В-третьих, распространение среди населения России правдивой информации об истории и современном состоянии Святой земли, а также научное изучение этой территории. Еще одной, публично не оглашаемой, задачей организации было укрепление позиции России на Ближнем Востоке.
Помимо делопроизводственных документов, важным источником по истории деятельности ИППО в Палестине являются воспоминания паломников. В последнее время были изданы несколько источников личного происхождения, которые принадлежат перу известных в России людей. Это мемуары А.С. Норова, Д.А.Скалона, архимандрита Леонида Кавелина, и др. [1; 2; 3]. В то же время в местных церковных официозах - «Епархиальных ведомостях» в конце XIX – начале XX в. был опубликован целый ряд воспоминаний, которые могут дополнить существующий корпус источников новыми данными. Именно эти мемуары были впервые введены в научный оборот в данной публикации.
Приоритетной задачей ИППО являлась забота о российских православных паломниках, которые направлялись на поклонение христианским святыням в Палестине. Оно стремилось сделать поездку богомольцев максимально доступной, для этого заключив соглашения об удешевленном проезде с железнодорожными компаниями и Русским обществом пароходства и торговли, чьи суда курсировали по Черному морю и Восточному Средиземноморью. Например, вся поездка от Петербурга до Иерусалима и обратно в 3-м классе по железной дороге и на пароходе через Вильно и Одессу стоила 54 рубля. [4, с.256]. Билет на пароходе от Одессы до Яффы в Палестине стоил по обычному тарифу 20 р. 50 к. в один конец, а по паломнической книжке ИППО он обходился в 24 р. в оба конца. [5, с. 14].
Палестинское общество наладило продажу паломнических книжек во многих городах, где у него действовали отделы. Помимо двух столиц это были: Воронеж, Казань, Калуга, Киев, Курск, Пенза, Самара и др. епархиальные центры. Отделы назначали для этого специальных уполномоченных, как правило – из местного духовенства. Паломник из Астрахани А.Вендревский покупал книжку в Киеве, у протоиерея Софийского собора П.Г. Лебединского. [6, с.562]. Священник А.Трапицын из Вятки приобрел этот документ в Москве, а его земляк Н.Гусев – в Казани. [7, с.124; 8, с.278].
Абсолютное большинство паломников покидали Россию и возвращались в нее через Одессу. Учитывая это, Палестинские общество назначило в этот портовый город своего представителя, им в начале ХХ в. являлся М.И. Осипов, который провожал в порту убывавших в плавание паломников. [9, с.96].
Палестинское общество наладило в Святой земле организационное сопровождение паломников, прибывавших из России. Для этого им были наняты специальные сопровождающие, называвшиеся кавасами. По данным Н. Гусева за 1898 г. у ИППО было 5 таких служащих, все они по национальности являлись черногорцами, хорошо знали русский язык и палестинские реалии, владели также в той или иной мере языками местного населения (арабским и турецким). [10, с.351].
Проводник ИППО Марко Джурич.
Фото из архива ИППО на Сергиевском подворье
Самой колоритной фигурой среди них был наиболее опытный кавас по имени Марко. Его упоминают почти все мемуаристы-паломники, то титулуя его по имени и отчеству Марко Георгиевичем Черногорцем, то называя на русский манер Марковым. [11, с.460; 12, с.714]. Упомянутый выше вятский паломник Н.Гусев упоминает другого каваса по имени Христо, который был неразлучен с порученными его заботам паломникам и, по словам мемуариста, ухаживал за ними как «любящая няня за своими питомцами». [10, с.351].
По прибытии в Яффу, которая являлась морскими воротами Палестины, паломники их-за отсутствия удобной гавани вынуждены были обращаться к услугам лодочников-арабов. Последние пользовались страхом паломников оказаться в воде при переправе на берег (бывало и так, что лодки переворачивались при свежем ветре) и сильно завышали цены за свои услуги. О том, как изменилось положение в конце XIX в., повествует А. Трапицын: «Ныне благодаря заботливости о русских паломниках Православного Палестинского Общества, взявшего на себя уплату по перевозке поклонников на берег, подобные несчастные случаи, кажется, не повторяются…». Каждому паломнику еще в России выдавались две контрамарки, которые он должен был отдать лодочнику в Яффе при своем прибытии в Палестину и при отъезде из Святой земли. Эти контрамарки лодочники обменивали на деньги в русском агентстве на берегу. Тех перевозчиков, которые пытались выпросить у россиян «бакшиш» (чаевые), наказывали «рублем», за этим внимательно следили кавасы, сопровождавшие паломников при переправке их на берег. Траты паломников на дорогу в Иерусалим значительно снижались благодаря ИППО. Его служащие сразу же провожали православных из порта на железнодорожный вокзал, и им не нужно было останавливаться, как прежде, на ночлег в местном греческом монастыре и нести в этой связи материальные расходы. [12, с.714].
В Иерусалиме значительная часть паломников останавливалась на Сергиевском подворье ИППО. А.Трапицын подробно описывает его, перечисляя помещения, которые имелись внутри его – жилые помещения для паломников, столовая, пекарня, прачечная, кузница и пр. Правда, ненадежные информаторы подвели мемуариста, и он утверждал, что подворье начало функционировать в 1890 г. [13, с.885]. На самом деле Сергиевское подворье было открыто для проживания паломников с 20 октября 1889 г.[14, с.27]. Е.Мерцалов подробно излагает в воспоминаниях расположение зданий на подворье и изъявляет благодарность его служащим, которые подобрали автору достаточно комфортную, и в то же время недорогую комнату для проживания. [15, с.737-740].
На протяжении всей поездки паломники постоянно находились в движении: они осматривали Иерусалим и его окрестности, ездили в Вифлеем, Назарет, на Мертвое море, Иордан и т.д. Везде их сопровождали кавасы Палестинского общества, которые не только служили проводниками в совершенно незнакомой стране, но и выполняли обязанности экскурсоводов, т.е. давали основную информацию о святых местах, которые посещали паломники. Более того, они обеспечивали безопасность, причем не только от фанатизма мусульманского населения, но и от различных случайностей, угрожавших здоровью или кошельку доверчивого русского паломника. Н.Гусев повествует о том, что кавас Марко ограждал паломников от назойливости мелких турецких служащих, которые выпрашивали у русских паломников «бакшиш». По свидетельству Е. Мерцалова он же спас их от прокаженных, которые выпрашивали милостыню у паломников. Только окрик и палка каваса избавили русских от опасности заразиться страшной болезнью. [16, с.456; 17, с.190].
Анализ обнаруженных нами в дореволюционной периодике паломнических мемуаров убеждает в том, что благодаря мероприятиям ИППО паломничество стало на рубеже XIX и XX в. менее затратным и, следовательно, доступным не только для зажиточных слоев населения, но и для простых крестьян. Эта же организация с конца XIX в. сумела сделать паломничество более безопасным, организовав своеобразную охранную службу в лице кавасов, которых можно охарактеризовать как профессионалов своего дела. Кроме того, благодаря Палестинскому обществу, путешествия стали для паломников гораздо более познавательными, т.к. в условиях налаженных поездок по территории Палестины они имели возможность посетить гораздо больше святых мест.
Литература
1.Норов А.С. Путешествие по Святой земле в 1835 году/ А.С. Норов. – М.: Индрик, 2008.
2.Скалон Д.А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году / Д.А. Скалон. – М.: Индрик, 2007.
3.Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника / Леонид Кавелин, архимандрит. – М.: Индрик, 2008.
4.Новгородские епархиальные ведомости.– 1898. - № 4. –15 февр.
5.Астраханские епархиальные ведомости. – 1886. - № 15. – 15 июля.
6.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 4. –16 февр.
7.Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 7. –1 апр.
8. Костромские епархиальные ведомости. – 1909. - № 4. –15 февр.
9.Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 8. –16 апр.-
10.Архангельские епархиальные ведомости. -1913. - № 16. – 15 авг.
11.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 17. – 1 сент.
12.Вятские епархиальные ведомости. – 1895. - № 21. – 1 нояб.
13.Лисовой Н.Н. Подворья ИППО в Иерусалиме/Н.Н. Лисовой. - М.: Индрик,2012.
14.Олонецкие епархиальные ведомости. – 1900 - № 21. – 1 нояб.
15. Вятские епархиальные ведомости. – 1900. - № 10. – 16 мая.
16. Олонецкие епархиальные ведомости. – 1901. - № 5. – 1 марта.