1 ноября (20 октября по ст.с., 1864 год) празднуется день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны, возглавлявшей Императорское Православное Палестинское Общество с 1905 по 1917 годы.
Дни рождения великой княгини Елизаветы Федоровны.
Исторические факты и свидетельства
|
|
|
|
|
|
Основные факты ее биографии хорошо известны, нет смысла их вновь пересказывать. Хотелось бы к общеизвестному описанию добавить несколько личностных штрихов, характеризующих стиль ее жизни. Для нас Елизавета Федоровна — святая, небесная покровительница ИППО, но ее будни были наполнены обычными делами, красавица, занимающая высокое положение в обществе, и не подозревала, какие испытания ее ждут. Приведем без комментариев несколько исторических свидетельств о том, какие события сопровождали ее день рождения, и как в семье отмечали этот день.
1884 год
Бракосочетание великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны состоялась 3 июня 1884 года. Свадебным подарком от императора Александра III, брата Сергея Александровича, стал дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, который позже стал именоваться Сергиевским. На следующий день после свадебной церемонии супруги уехали в подмосковное поместье Ильинское на время перестройки дворца.
В середине октября отпуск великого князя закончился, супруги возвращаются в Санкт-Петербург, ремонт дворца к этому времени был завершен.
20 октября, в день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны, состоялось освящение домового храма Сергиевского дворца, перенесенного на второй этаж. Храм был выполнен в русском духе и освящен во имя Рождества Христова придворным протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии членов императорской семьи.
1890 год
Дневник цесаревича Николая Александровича
17 октября <Годовщина крушения поезда и чудесного спасения царской семьи>. В первый раз праздновали эту годовщину дома. В 121/4 пошли к молебну и панихиде со всеми бывшими в этот день в поезде. Завтракали в арсенале. Гуляли в Зверинце. Пили чай с д.Сергеем и т.Эллой.
20 октября. В 11 час. отправились в город праздновать рождение т.Эллы. Завтракали в бальной зале со всеми…
1891 год
В ночь на 12 сентября в Ильинском умерла от преждевременных родов (начавшихся вследствие несчастного случая) Александра Георгиевна (Аликс), супруга великого князя Павла Александровича, брата Сергея Александровича. Новорожденный Дмитрий и его старшая полуторагодовалая сестра Мария остаются жить в семье Сергея Александровича.
22 октября, на сороковой день после трагедии, великая княгиня Елизавета Федоровна пишет императрице Марии Федоровне письмо, в котором нет никакого упоминания о том, как два дня назад праздновали ее день рождения, в нем описываются совсем другие заботы — как чувствуют себя малышки и о создании комитета помощи жертвам неурожая, который возглавила Елизавета Федоровна.
Вел.кн. Елизавета Федоровна — имп. Марии Федоровне
<…> Душа милой Аликс витает возле вас, и особенно в этот день <…> как ужасно жить без нее! Бедный, милый Павел и мой бесценный муж… Трудно смириться с тем, что мы больше не увидим ее чудесную улыбку, не услышим веселого смеха. <…>
Слава Богу дорогие малютки чувствуют себя прекрасно. Малыш весит уже почти 8 фунтов и выглядит вполне здоровым ребенком, хотя, конечно, родился недоношенным. Девочка с каждым днем становится все более резвой, копируя слова, которые говорят взрослые. Каждое утро няня дает ей целовать фото Аликс, она говорит: «Дорогая мама». <…> мы даем ей посмотреть портрет, чтобы образ ее любимой матери оставался живым в ее памяти. <…>
Мы уже принялись за дела, у меня было заседание комитета. <…> Постоянно видишь страшную картину — маленькие дети выброшены на улицу, потому что их матерям нечем их кормить, но их нельзя взять. Бахметев П. пришлет тебе устав. Будь любезна покажи его сразу Саше на его одобрение, чтобы можно было быстро дать делу ход.
1892 год
В октябре-декабре Сергей Александрович и Елизавета Федоровна путешествуют по Европе.
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
20 октября. Рим. Встал в 8 ч.— принес жене цветы gardenia — дождливо, но очень тепло. В 10 ч. отправились в церковь и отслужили молебен… Здесь встреча посольства…
С днем рождения Елизавету Федоровну поздравляет и цесаревич, на что она ему отвечает телеграммой: «Нежнейше благодарю. Пиши на адрес посольства в Риме. Элла».
1893 год
В сентябре-октябре Сергей Александрович и Елизавета Федоровна путешествуют по Европе.
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
20 октября. Дармштадт. <…> Жене приготовили большой стол с подарками — она ровно десять лет не проводила этого дня здесь; большой завтрак — многие приходили поздравлять…
21 октября. Дармштадт. <…> Красили все утро с успехом вещи для базара…
1894 год
В Ливадии в день рождения Елизаветы Федоровны после болезни умер император Александр III. У его постели находились члены августейшей семьи и несколько человек свиты. Облегчить страдания больного приезжал о. Иоанн Кронштадтский. Даже перед смертью император не забыл о дне рождения своей невестки, поздравил и Елизавету Федоровну и Сергея Александровича с днем ее рождения. Ей исполнилось 30 лет. С этого дня в день ее рождения совершалось поминовение императора Александра III.
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
18 октября. Ливадия. <…> О. Иоанн был у Саши — говорил с ним.
19 октября. Ливадия. … поднес жене скромный подарочек.
Письмо императрицы Марии Федоровны матери — королеве Дании Луизе.
18 октября 1894. Ливадия. С тех пор, как я начала писать это письмо еще возле моего горячо любимого Саши, все уже позади! Моя жизнь разбита и сломлена навсегда, ибо как я могу представить себя живущей без того, кто был для меня всем! <…> Я надеялась, что Господь не допустит этого, он смилостивится, услышав все те миллионы обращенных к нему молитв за жизнь ангела моего Cаши. Но нет. Невозможно описать ту боль, которой переполнено мое сердце! …Если бы только это была я, но за что именно его, который был так добр и так необходим не только мне и детям, но и всем, своей стране, своему народу, да всему миру.
…Слава Богу, в последние дни он позволял мне делать для него все, поскольку сам уже ничего не мог, а позволить камердинеру помогать себе не хотел, и каждый вечер так трогательно благодарил меня за помощь. <…> Он был неизменно терпелив и никогда не жаловался, я только видела, как он, бедняжка, был горестен и несчастен, когда смотрел на меня глазами, полными, как мир, печали <…>. В 6.30 ему разрешили подняться, с большим трудом пересадили в удобное кресло и вывезли в залу, где он и оставался до последнего. <…> Вся семья вошла к нему, он всех поцеловал и даже в этот момент не забыл, что у Эллы День рождения, поздравил ее…
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
18 октября. Ливадия. «Да будет воля Твоя!» … Ночь была без сна — в 9 ч. мы все пошли и вскоре поднялись к Саше — он сидел в кресле в спальне — мы все к нему подходили — обнял меня за шею, сказал мне: «Поздравляю тебя с сегодняшним днем»…
1895 год
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
18 октября. Царское. Александровский дворец. … жена каталась с Аликс, я гулял с Ники почти два часа — хорошо говорили. Чай — были Владимир и Михен — за сим читал Аликс и жене — она и Ники дали подарки жене — среди прочего брошка с их миниатюрами — прелесть. Перед обедом подарки жене. Вечер наедине.
20 октября. Царское. … в крепость — все семейство — заупокойная обедня — молились горячо! Не верится и тяжело на сердце!
1896 год
14 мая этого года состоялась коронация императора Николая II.
Игумен Серафим (Кузнецов), который несколько лет спустя привезет прах великой княгини Елизаветы Федоровны в Иерусалим, в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997) упоминает о такой детали во время коронации: «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга».
Действительно, 18 мая произошла Ходынская катастрофа, ответственность за которую возложили на великого князя Сергея Александровича как генерал-губернатора Москвы, хотя не он лично отвечал за поддержание порядка, который обеспечивался на уровне коронации императора Александра III, совершенной за 13 лет до этого. Но в этот раз за царскими подарками, начиная с ночи и раннего утра, собралось неожиданно много народу — более полумиллиона человек. Царский подарок включал в себя памятную кружку (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовую сайку, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10–15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно». Очевидно, что это была чья-то провокация, и вряд ли какие-то меры могли предотвратить давку. Но интриги начали плести вокруг имени великого князя Сергея Александровича, у которого было много недоброжелателей среди Дома Романовых. Это значительно омрачило его жизнь и его супруги Елизаветы Федоровны.
В июле-октябре Сергей Александрович с супругой проводят в Европе, где к ним присоединяется императорская чета, возвратившись домой лишь накануне ее дня рождения.
Дневник вел.кн. Сергея Александровича
19 октября. Царское — Александровский дворец. Серо, сыро, дождь! Здесь встреча — много народу. Мое мучение начинается. Мучаюсь! Ники и Аликс дали жене прелестные подарки — оба трогательны!!! Вечер, все в наших комнатах пили чай.
20 октября. Царское Село. В 101/4 все мы поехали в город — в крепости горячо молились. цари поехали в Гатчину — мы задержались в Мраморном у Кости. В 4 ч. пили чай у нас все наши... невыносимо тяжело и больно — на душе так нехорошо" Что будет дальше? Обедали с царями — вечер в разговорах. Моя душа разрывается надвое. Господи помоги!
1901 год
20 октября в подмосковном имении Усово Сергей Александрович и Елизавета Федоровна отправились в храм на заупокойную литургию в день памяти императора Александра III. После обеда был отслужен молебен по случаю дня рождения великой княгини.
Дальнейшие годы принесли этим любящим друг друга людям еще больше сплетен, потерь, трагедий, мученическую смерть… Но, как видим, даже дни рождения проходили в великокняжеской семье без всякого ныне модного пафоса — ни дорогостоящих подарков, ни катания на воздушных шарах, ни фейерверков… Молитва, дружеский завтрак или чай, милые трогательные подарки.
_______________________
Источники и литература
1. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. М.2011.
2. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909).
3. Архивы России
4. Андрей Мановцев. Венчание на царство Николая II: не только ходынская трагедия. На сайте Татьянин день