В 1869–1871 гг. архимандрит Антонин (Капустин) приобрел один за другим ряд участков на вершине Елеонской горы в острой конкуренции с французским кармелитским монастырем Pater Noster (Отче наш), основательницей которого была влиятельная Элоиза Аурелия де Босси, княгиня де ла Тур д'Овернь, приятельница императора Наполеона III, обладавшая несметным богатством.
Елеонский Вознесенский Русский монастырь в 1869-1914 гг.
Архимандрит Антонин (Капустин),
начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме |
В официальном донесении в Святейший Синод от 28 октября 1885 г. архим. Антонин писал: «Элеонская церковь находится на самой вершине святой горы Вознесения, на участке земли, купленном мною в собственность Духовной Миссии в 1871 г.»2. Здесь имеется в виду получение в мае 1871 г. предварительных ходжетов (купчих) на первые 2 приобретенных участка3. Окончательные владельческие документы были выданы ему 11 окт. 1873 г.
9 января. Отправление на Элеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св. Гора.
11 января. Поездка на Элеон. Кипарисныя соображения. Будущия рощи, аллеи, куртины, парки и все другия пространства»4.
Делегация ИППО у мозаик, открытых архим.Антонином (Капустиным).
Елеонский монастырь. 14 марта 2013 г.
Елеон. Русский Спасо-Вознесенский
женский монастырь |
Из Одессы пароходом в Яффу в 1884 г. был доставлен иконостас от московского купца П. Д. Каверина, а в 1885 г.- хрустальная люстра для храма от камергера Ю. С. Нечаева-Мальцова14.
Храм был освящен 8 июня 1886 г. во имя Спасителя, т. к. Иерусалимский патриарх Никодим категорически возражал против его освящения в честь Вознесения Господня, оставляя этот приоритет за местом Вознесения. Поэтому в русских официальных источниках церковь стали именовать Спасо-Вознесенской, а неофициально просто Вознесенской, как хотел основатель.
Елеон. Русские паломники у могилы архимандрита Антонина
Елеон. Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Колокольня обители (Русская свеча)
|
Колокол, пожертвованный купцом Александром Рязанцевым,
доставлен на Елеон из Яффы
На следующий день архим. Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 часов утра, тысячи людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 часам вечера удалось подтянуть колокол к ограде русского участка. 7 февраля колокол был осторожно выгружен в пространство, окруженное фундаментом колокольни (заложен в кон. 1884), и поставлен вертикально на деревянные брусья. По мере возведения следующих ярусов колокольни колокол каждый раз поднимали на новый уровень. Строительство колокольни было завершено в 1887 г. Крест для нее был пожертвован братом архим. Антонина московским протоиереем Платоном Капустиным и доставлен в Иерусалим в 1888 г.19.
Кроме Спасо-Вознесенского храма и колокольни в Елеонском монастыре находится еще несколько храмов. На средства русской благотворительницы И. Г. Силаевой, проживавшей в Иерусалиме, к 1910 г. была выстроена часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Крестителя. Еще в византийский. период здесь существовала церковь, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты архим. Антонином во время елеонских раскопок.
Сохранилось 3 мозаики с геометрическим орнаментом и изображениями птицы, животного, граната или кисти винограда, а также армянской надписью с именем еп. Иакова (по мнению Е. С. Лукьяновой, она на несколько веков моложе и лишь «вписана» в более древние напольные мозаики20). Углубление в полу, где лежала честная глава св. Иоанна Предтечи, выделено мозаикой. Инокини Елеонского монастыря читают в часовне Неусыпаемую Псалтирь.
К востоку от музея лестница из 30 ступеней ведет в большую 2-камерную пещеру, в одной из камер которой также сохранилась мозаика (100х72 см) с армянской надписью: «Молитвами святого Исаии и преподобных отцов, я, Ваган, создал это в память ради прощения грехов». Тот факт, что контуры рисунка прослеживаются на надписи, свидетельствует о том, что и в этом случае армянская надпись была вставлена позже24. «Вся пещера до 5 сажен длиною была наполнена человеческими костями… Не был ли это монастырский склеп Исаии с братией, заделанный и увековеченный надписью каким-то благочестивым Ваганом?.. Через несколько времени вся эта масса человеческих костей под влиянием кислорода воздуха стала тлеть и превратилась в тончайшую пыль. Тогда можно было заметить, что весь пол пещеры был разделен низенькими перегородками на 16 отделений разной величины»25. Трудно сказать, сообщались ли между собой главное здание и описанная пещера, т. к. строительные работы сделали невозможным дальнейшее археологическое исследование. Отметим только, что уровень пещеры на 5 м ниже, чем пол с мозаиками в архимандритском доме.
После возведения дома архим. Антонин решил выровнять место, прилегающее к его восточной стене.
Е. С. Лукьянова, изучавшая елеонскую археологию в 1929–1937 гг., обобщила результаты исследования в виде стройной концепции, согласно которой почти все находки архим. Антонина являются фрагментами единого архитектурного памятника времени равноапостольного Константина I Великого — Елеоны. По мнению исследовательницы, это была огромная базилика, сопоставимая по размерам и отчасти по архитектурным особенностям с базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Оспаривая наиболее распространенное среди археологов убеждение, что остатки Елеоны следует отождествлять с фундаментами гораздо более скромного по размерам строения на месте кармелитского монастыря Pater Noster, Лукьянова попыталась реконструировать план базилики времен равноапостольного Константина, полностью вписав его в территорию Елеонского монастыря, действительно весьма близко подступающую с востока к Имвомону — месту Вознесения Господня29. Руины на кармелитском участке принадлежат, по ее мнению, монастырю прп. Мелании Римляныни Старшей30. Пока эта гипотеза не нашла подтверждений.
В 1895 г., после смерти архим. Антонина, Я. Е. Халеби по просьбе нового начальника РДМ архим. Рафаила (Трухина) купил на его деньги на Елеоне участок размером в 4 дунама (0,4 га), граничащий с участками архим. Антонина, и т. о. округлил владения Елеонского монастыря31.
После решения Святейшего Синода о превращении женского общежития на Елеонской горе в женскую общину и получения благословения от Иерусалимского Патриарха Дамиана 12 августа 1906 г. (в день рождения архим. Антонина) состоялось открытие общины. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) — монахиня Евпраксия (Миловидова), бывшая послушница московского Алексиевского монастыря. Приехав в 1880 г. в Иерусалим для поклонения св. местам, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архим. Антонином и его помощником игум. Парфением, не стала их постоянной помощницей. Приобретя в июле 1899 г. собственный дом в Иерусалиме (на ул. Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья), она оформила его по примеру архим. Антонина как вакуф, который после нее перейдет к «бедным монахам и паломникам православного вероисповедания, русским подданным, проживающим при Русской [Елеонской] церкви»32. В 1912 г. настоятельница Евпраксия была награждена наперсным крестом. Она скончалась 12 декабря 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет33.
Община, состоявшая первоначально из 15 сестер, управлялась, как и Горненский монастырь, в соответствии с «особыми правилами», утвержденными Святейшим Синодом 24 июля — 5 августа 1898 г. Каждый из монастырей жил за собственный счет, на средства из нештатных источников. Дополнительным источником дохода было монастырское рукоделие: изготовление церковных риз, воздухов, пелен, продажа сорочек паломникам для омовения в Иордане (они хранились потом верующими для похорон, в качестве саванов), писание монахинями икон и картин в иконописных мастерских (в настоящее время иконы, писанные горненскими и елеонскими сестрами, можно видеть во всех православных храмах Святой земли). В нач. XX в. нередкой практикой было устройство послушниц в качестве прислуги в русские и иностранные дома Иерусалима. Кроме того, сестры трудились на всех подворьях миссии.
Число сестер в Елеонском монастыре быстро росло и составило к 1914 г. около 180 чел.34. Средства, поступавшие в кассу общины, были недостаточны. Доходы за 1911 г. равнялись 19 112 руб., за 1912 г.- 13 114 руб., за 1913 г.- 12 334 руб. Иными словами, в среднем елеонские сестры должны были жить на 6 руб. 80 коп. в месяц35.
Оскудение содержания монашествующих было связано со строительством в монастыре, поглощавшим все средства.
Начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) отмечал (в записке 1913) в качестве своей особой заслуги
На территории обители сохранился также дом ученика и соратника архим. Антонина игумена Парфения (Нарциссова), зверски убитого искавшими «монастырское золото» злоумышленниками в 1909 г. (в настоящее время в доме расположена монастырская библиотека).
_____________
Примечания
1. Дмитревский. 2006. С. 54
2. Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 199
3. Дмитревский. 2006. С. 55
4. Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126
5. Дмитревский. 2006. С. 56
6. Тер-Мкртичян. 1991. С. 94-95
7. Там же. С. 14
8. Дмитревский. 2006. С. 56-57
9. Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126; Святой Елеон. 1986. С. 23
10. Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б. IV. № 853/23
11. Он же. Дневник за 1886 г. // Там же. № 853/28
12. АВП РИ. Ф. ИППО. Оп. 873/1. Д. № 588. Л. 68–68 об.
13. Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б. IV. № 853/23
14. Осипов. 1892. С. 463
15. Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 150, 240
16. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима // ЦВ. 1885. № 14. С. 240
17. Дмитревский. 2006. С. 63
18. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима // ЦВ. 1885. № 14. С. 240
19. Осипов. 1892. С. 463
20. Loukianoff. 1939. P. 3, 8
21. Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 257
22. Loukianoff. 1931
23. Eadem. 1939. P. 7-8
24. Ibid. P. 5
25. Дмитревский. 2006. С. 57-58
26. Там же. С. 58
27. Там же. С. 31, 60
28. Там же. С. 29, 59
29. Loukianoff. 1939. P. 38-41
30. Ibid. Р. 37
31. Никодим (Ротов). 1997. С. 307
32. Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 298
33. Никодим (Ротов). 1997. С. 372
34. Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 118
35. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX — нач. XX в. М., 2006. С. 362
36. Никодим (Ротов). 1997. С. 341
Источники
1. Антонин (Капустин), архим. Отчет о пожертвованиях в Иерусалимскую миссию // ДБ. 1875. № 12;
2. Осипов М. И. Отчет уполномоченного ИППО в Одессе за время с 1883 по 1892 г. // СИППО. 1892. Т. 3. Вып. 4. С. 457–472;
3. Дмитриевский А. А. Памяти члена Рус. духовной миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения, убиенного на горе Елеонской: Некр. // Там же. 1909. Т. 20. Вып. 2. С. 298–308;
4. Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине, V–XVIII вв. М., 1991;
5. Россия в Св. Земле. 2000. 2 т.
Литература
1. Кусмарцев П. И. Светлый праздник Вознесения Господня на св. Елеонской горе: Мысли и чувства паломника в Св. Земле. Иерусалим, 1911.
2. Loukianoff E. S. Le Mus?e de Convent russe du Mount des Oliviers ? J?rusalem // Bull. de l'Inst. d'?gypte. Le Caire, 1931. T. 13.
3. eadem. «?? ???????». Le Caire, 1939. (M?moires pr?sent?s ? l'Inst. d'?gypte; T. 42).
4. Святой Елеон: Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон: К 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, 1886–1986. Иерусалим, 1986;
5. Никодим (Ротов), митр. История Рус. духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997;
6. Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 226–232;
7. Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе / Подгот. текста, сопроводит. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2006.