Казанское кладбище в Царском Селе основано в XVIII веке, но до сих пор является действующим.
Казанское кладбище в Царском Селе:
могила почетного члена ИППО Д.С. Арсеньева
Храм-часовня святителя Николая на Казанском кладбище Царского Села.
Открыт в 1999 году в нижнем ярусе колокольни Дж. Кваренги после ее реставрации
До революции это кладбище отличалось от большинства кладбищ Петербурга и окрестностей своим высоким статусом — принадлежностью к загородной императорской резиденции.
Неудивительно, что именно там был похоронен генерал-адъютант, член Государственного совета, адмирал Дмитрий Сергеевич Арсеньев (14 сентября 1832 - 14 сентября 1915), скончавшийся в свой 83-й день рождения в Царском Селе.
Арсеньев Дмитрий Сергеевич (14.09.1832-14.09.1915)
С 1864 по 1885 гг. Дмитрий Сергеевич был воспитателем, а потом попечителем великих князей Сергея и Павла Александровичей. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. находился с великим князем Сергеем Александровичем в действующей армии, при главной квартире Государя Императора и в Рущукском отряде.
Д.С. Арсеньев был замечательным педагогом, добрым, отзывчивым человеком. До конца жизни он пользовался дружеским расположением как своих бывших воспитанников, великих князей Сергея и Павла Александровичей, так и всей Императорской семьи. В письме к императору Николаю II в Ставку 15 сентября 1915 императрица Александра Фёдоровна писала: «Чувствуя себя плохо, я не была в состоянии пойти на панихиду по старому Арсеньеву, но пойду завтра вечером на вынос... или же на похороны в четверг утром. Я послала крест из цветов от нас обоих и написала бедной маленькой Наденьке (дочь Арсеньева, фрейлина), а также выразила соболезнование от твоего имени ее братьям. Целая страница истории прошлого уходит вместе с ним».
Газета «Царскосельское Дело» отметила на своих страницах: «Покойный пользовался широкой известностью не только, как моряк и просвещенный деятель, но и как человек с кристальной душою и редко отзывчивым сердцем».
Знаменская церковь в Царском Селе, в которой отпевали Д.С. Арсеньева
16 сентября тело усопшего Дмитрия Сергеевича было перевезено в храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», где был отслужен парастас. На гроб почившего было возложено множество венков от Царской Семьи, Вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Павла Александровича. Отпевание почившего раба Божия Димитрия возглавил настоятель Знаменской церкви протоиерей Иоанн Сперанский.
Дмитрий Сергеевич сыграл важную роль в появлении Императорского Православного Палестинского Общества. В 1882 году он передал великому князю Сергею Александровичу для ознакомления брошюру В.Н. Хитрово "Православие в Святой Земле", после прочтения которой великий князь, недавно сам совершивший паломничество в Святую Землю, дал согласие возглавить новое Палестинское Общество. Так десятилетняя мечта Хитрово о частном Обществе, помогающем русским паломникам в Святой Земле, превратилась в реальность.
На первом же собрании Императорского Православного Палестинского Общества 21 мая (с.ст.) 1882 года Д.С. Арсеньев был избран почетным членом, затем он занимал должности члена Совета (1889), вице-председателя (1901) и почетного вице-председателя (1904).
Слева в отдалении видна часовня свт. Николая, прямо - часовня-усыпальница С. Орловой-Давыдовой.
Фото: Энциклопедия Царского Села
Справа от усыпальницы Орловой-Давыдовой просматривается Казанская церковь (мавзолей Ланского). Надгробие Арсеньевых осталось за кадром справа.
Фото: Энциклопедия Царского Села
Главные ворота Казанского кладбища ведут к Казанской церкви.
На стенде-карте кладбища обозначено 159 исторических захоронений. Могила Д.С. Арсеньева на этой карте отсутствует.
Фото: Энциклопедия Царского Села
Могилу Д.С. Арсеньева не так-то легко было отыскать из-за того, что имена на надгробии были кем-то заменены. Эта работа была завершена в 2013 году руководителями фонда "Возрождение культурного наследия" и членами Московского областного отделения ИППО Александром Николаевичем Паниным (заместителем председателя отделения) и Семеном Яковлевичем Ваксманом, которые совершили пять поисковых экспедиций в Царское Село в рамках проекта "Возвращение памяти: история ИППО в регионах". Расположена могила Д.С. Арсеньева в исторической части кладбища рядом с часовней-усыпальницей С.А. Орловой-Давыдовой и в прямой видимости от церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (мавзолея Ланского). Все эти объекты находятся почти у главных ворот кладбища.
Большую помощь членам ИППО в поисках оказал житель Царского Села, краевед, неутомимый исследователь местных некрополей, автор многочисленных газетных публикаций и нескольких книг об истории кладбищ Царского Села Виктор Анатольевич Панов, много времени отдавший изучению исторических захоронений Казанского и Кузьминского кладбищ. Он-то и рассказал, что в 1970-х годах на Казанском кладбище сгорело служебное помещение, где хранились все документы по захоронениям. Можно предположить, что это было сделано умышленно, потому что позднее многочисленные участки сровняли с землей, и на них появились уже поздние захоронения.
Фото надгробия на могиле Д.С. Арсеньева, опубликованное в марте 2012 года.
Надписи уже сбиты, в углублении приготовлена плита с именами других людей.
Фото: Энциклопедия Царского Села
Одно из имен, написанных на приготовленной светлой плите, есть на отдельной надгробной плите
Надписи на боковых панелях надгробия прочитать уже невозможно
Сохранилась надпись на нижней части памятника со словами из Пс. 90 "Живый в помощи..."
Красивое надгробие на могиле Д.С. Арсеньева ждала другая участь: в 1990-е годы на нем были сбиты первоначальные надписи и в последующие годы надгробие было "перелицовано". Надписи сообщали совсем о других упокоенных здесь людях - о Дорофееве Александре, скончавшемся в 1970 году 15 лет отроду и Бочаровой Апполинарии Афанасьевне 1910 г.р., скончавшейся в 1990-е годы (последняя цифра в дате смерти не читается). Причем имя А.А. Богачевой указано также на отдельной плите, установленной на могиле перед надгробием Д.С. Арсеньева. Зачем надо было непременно сбивать имена Арсеньевых на их надгробии и указывать вместо них новые имена, просто непонятно. Даже если используется старинный участок под новые захоронения, почему надо вытравливать память о прежних прославленных владельцах?
Зато В.А. Панов хорошо помнит еще старые дореволюционные слова "Член Государственного Совета, адмирал ..." на передней панели надгробия. Именно по этим словам (имя было уже сбито) исследователь определил, что это место захоронения Дмитрия Сергеевича Арсеньева.
На задней панели надгробия в эпитафии имя "Варвары" забито именем "Александр"
Известно, с кем из домочадцев похоронен Дмитрий Сергеевич. В «Петербургском некрополе» В. И. Саитова 1908 года значится могила его супруги Варвары Владимировны Арсеньевой, урожденной Скарятиной (27.09.1844 - 4.08.1906), дочери новгородского губернатора. Под перебитым именем "Александр" в эпитафии на задней панели памятника распознается первоначальное имя рабы Божьей Варвары.
Но еще ранее, в 1882 году, Арсеньевы схоронили свою маленькую дочку Машу, родившуюся в 1877 году (25.02.1877 - 29.12.1882). Можно было бы предположить, что изящное художественное надгробие в виде небольшой башенки сказочного замка было изготовлено для нее. В центре узорчатых арок, венчающих колонны, изображено лицо то ли ребенка, то ли ангелочка. Арки образовывают углубление, где стояла икона и куда можно было ставить свечи или лампады. Икону защищали от непогоды закрывающиеся с трех сторон створки, на что указывают оставшиеся дырочки от петель.
Захоронена ли здесь дочь, мы вряд ли узнаем, так как все надписи и спереди, и сзади сбиты. Но, судя по тому, что на задней панели надгробия была выбита эпитафия с именем Варвары, а на передней панели явно было указано только два имени, то вероятнее всего, это надгробие адмирал заказал для увековечивания памяти жены, оставив место для своей фамилии. Сам участок был просторный, хватило бы места всем детям.
К сожалению, с начала 1950-х годов стала наблюдаться устойчивая тенденция по вторичному использованию величественных памятников, колонн, обелисков, крестов с полной перелицовкой данных погребенных, а в "лихие" 1990-е использование старинных памятников под свои нужды стало практиковаться особенно активно.
А.Н. Панин возлагает цветы на могилу Д.С. Арсеньева 13 сентября 2013 г.
В нижней части надгробия уже прибита плита светлого цвета с новыми именами.
В сентябре 2013 года члены ИППО впервые смогли возложить цветы и помолиться на могиле Д.С. Арсеньева. А затем стали собирать сведения о нем в архивах Москвы и Санкт-Петербурга для написания книги. С тех пор А.Н. Панин и С.Я. Ваксман несколько раз посещали могилу Дмитрия Сергеевича, но прояснить ситуацию с более поздним захоронением пока так и не удалось.
Клеймо мастера М. Кузнецова, изготовившего надгробие.
14 октября 2015 г.
В ходе посещения могилы Арсеньевых в октябре 2015 года, в 100-летнюю годовщину кончины Д.С. Арсеньева, В.А. Панов показал членам ИППО клеймо мастера, изготовившего памятник - М. Кузнецовъ. кстати, на карте у входа на кладбище под номером 127 обозначен склеп-часовня работы архитектора М. Кузнецова.
Новое захоронение на участке Арсеньевых в левом углу.
14 октября 2015 г.
В 2015 году в ограде захоронения Арсеньевых появилась новая могила слева - Дорофеевой Н.Н.
Работа по возврату исторической справедливости требует неимоверных усилий. Но это дело правое, а значит важное и необходимое. Работа благотворительного фонда "Возрождение культурного наследия" и Московского областного отделения ИППО в тесном содружестве с другими организациями по восстановлению справедливости в вопросе захоронения семьи Арсеньевых будет продолжена.