В течение 20–30-х гг. XX в. в фонды областных библиотек поступали национализированные великокняжеские книжные собрания.
Книги великого князя Сергея Александровича Романова (1857–1905) в фонде Челябинской областной библиотеки
Так, распыляясь крохотными островками по многомиллионным фондам советских библиотек в 1936 г., 11 экземпляров из личной библиотеки великого князя Сергея Александровича Романова обрели приют на полках Челябинской областной универсальной научной библиотеки (ОУНБ).
Личная библиотека великого князя Сергея Александровича располагалась в имении Ильинское. Значительную часть его библиотеки (около 18000 экземпляров) составляли художественно-иллюстрированные издания. Великий князь сам следил «за антикварными каталогами, отмечая, что необходимо приобрести для своей библиотеки» (См.: Дуров В. А. Книга в Семье Романовых. – М., 2000. – С. 69; Советская библиография. – 1934. – № 3/4. – С. 142). После смерти великого князя Сергея Александровича книги из его библиотеки были распределены в разные книгохранилища страны, часть из них попала в провинцию.
После событий 1917 г. усадьба была национализирована, а осенью 1918 г. создано «Ильинское советское коммунистическое земледельческое хозяйство», позднее преобразованное в совхоз «Ильинское-Усово». Затем по инициативе В. И. Ленина усадьба стала домом отдыха для рабочих «Ильичево». В 1929 г. усадебный дом сгорел. Со временем были уничтожены и другие постройки. Уцелел только храм Илии Пророка (восстановленный и возвращенный верующим в 1991 г.).
А. Н. Греч так описывает усадебную библиотеку в Ильинском: «Здесь были старинные гравированные увражи по искусству, и большой отдел истории, наряду с французскими романами, очень своеобразно и изящно переплетенными в «пестрые бумажки», подражавшие ситцам… В библиотеке сыро и мрачно. Тесно подступившие к окнам деревья затемняли свет; в полусумраке поблескивали рамы старинных портретов царей, золото корешков; слышался типичный запах затхлости, сочетавшийся с своеобразным запахом старинных книг. Библиотека была самым заманчивым местом в Ильинском, привлекавшем своей архитектурной романтикой – зубцами, стрельчатыми «замковыми» окнами, типичной расцветкой, сочетавшей кирпич и белый камень. Все это казалось милой, но бесконечно характерной игрушкой, пытавшейся по-своему воскресить в XVIII веке отсутствовавший в России средневековый, готический стиль». (См.: Греч А. Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества: ил. альманах ВООПИК. – Вып. 32. – М., 1995. – С. 11).
За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича.
К. В. Лемох. 1886 г. Картон, масло, 31×24,5 см.
Справа внизу подпись: «К. Лемохъ». Слева внизу авторская надпись и дата: «Село Ильинское. 1886».
На обороте фирменная этикетка поставщика художественных принадлежностей
Ее Величества Королевы Англии и принца и принцессы Уэльских «Winzor & Newton».
Экспертное заключение ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря (эксперты Киселева А. Р. и Горячева Т. П.) от 18 марта 2010 г.
В 1886 г. К. В. Лемох в картине «За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича Романова» отобразил библиофильские эмоции и чувства великого князя. На полотне он изображен за чтением в своем кабинете, в родовой усадьбе Ильинское. С членами царской семьи живописца, графика, портретиста К. В. Лемоха (1841–1910) связывали многолетние дружеские узы. Карл (Кирилл) Викентьевич преподавал рисование и живопись детям императора Александра III.
Современники отмечали, что великий князь Сергей Александрович очень хорошо овладел языками – немецким, английским, французским; неплохо играл на фортепиано. Он восхищался творчеством А. Данте, читал в подлиннике В. Шекспира и И. В. Гете.
О многом говорят и его литературные интересы. Чтение всегда заполняло значительную часть досуга Сергея Александровича. Он был человеком изысканного художественного вкуса, глубоко чувствовал поэзию, музыку, живопись. Любил поэзию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Из современников великий князь высоко ценил поэзию А. А. Фета. Это были особо почитаемые им авторы. С последним он был лично знаком. Афанасий Фет, поэтический учитель великого князя Константина Константиновича (К. Р.), порою наносил визиты Сергею Александровичу и подарил ему свой новый сборник «Вечерние огни». Несомненно, хорошо знал великий князь и поэзию Ф. И. Тютчева, дочь которого, Анна Федоровна Тютчева, была воспитательницей Сергея Александровича и поддерживала с ним отношения долгие годы.
Был знаком Сергей Александрович и с автором «Обломова» Иваном Александровичем Гончаровым. Сергей Александрович высоко ценил творчество Л. Н. Толстого, с удовольствием прочел его «Севастопольские рассказы» и «Войну и мир». Он первым из Романовых познакомился с произведениями Федора Михайловича Достоевского (романами «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы») и страстно рекомендовал их другим.
Также был лично знаком с академиком Владимиром Павловичем Безобразовым (1828–1889), которого дважды приглашали читать лекции по политической экономии и государственным финансам великим князьям (в 1870 г. – Алексею Александровичу и Николаю Константиновичу, в 1876 г. – Сергею Александровичу и Константину Константиновичу). Примечательно, что именно сын В. П. Безобразова – Павел Владимирович (1859–1918) – затем подарит великому князю Сергею Александровичу свой труд «О сношениях России с Францией» (1892), предварительно, снабдив его дарственной записью ««Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Сергiю Александровичу отъ автора».
Издания великого князя С. А. Романова в фонде Челябинской ОУНБ
1. Безобразов, Павел Владимирович (1859–1918). О сношениях России с Францией / [Соч.] П.В. Безобразова. – Москва : Унив. тип., 1892. – , 465, II с.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – экслибрис великого князя С. А. Романова (утрачен), наклейка: «Переплетная Т. И. Гаген. Москва».
На шмуцтит. надпись: «Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Сергiю Александровичу отъ автора».
2. Сборник правительственных распоряжений и официальных известий по улучшению быта помещичьих крестьян с 20 ноября 1857 по 20 мая 1858 года : Второе полугодие. – М. : тип. Александра Семена, 1858. – 110, II с. – Прил. к «Сел. Благоустройству».
В полукожаном переплете.
На форзаце – вензельный экслибрис.
На тит. л., с. 17 – прямоугольный штемпель (44х17): «ЧЕЛЯБИНСКАЯ || ЦЕНТРАЛЬНАЯ || БИБЛИОТЕКА» и служебные отметки библиотекарей (первая пол. XX в.).
Подчеркивания красным карандашом в тексте.
3. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 2.
В полукожаном переплете.
На форзаце – вензельный экслибрис.
4. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 3.
В полукожаном переплете.
На форзаце – вензельный экслибрис.
5. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 4.
В полукожаном переплете.
На форзаце – вензельный экслибрис.
6. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 5.
В полукожаном переплете.
На форзаце – вензельный экслибрис.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
7. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 6.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – вензельный экслибрис.
8. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 7.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – вензельный экслибрис.
9. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 9.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – вензельный экслибрис.
10. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 17 : 1882. Кн. 10.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – вензельный экслибрис.
11. Вестник Европы : журн. истории – политики – литературы. – Г. 22 : 1887. Кн. 10.
В полукожаном переплете.
На корешке – золототисненый суперэкслибрис.
На форзаце – вензельный экслибрис, наклейка: «И. Краут. Переплетчик. Мещанская улица, № 10, кв. № 10».
Книжные знаки великого князя Сергея Александровича Романова
Вензельный книжный знак (экслибрис) в рокайльном картуше – фигурной рамке (в форме щита), увенчанной императорской короной и украшенной гирляндами из роз, в стиле рококо. В центре щита – сплетенные вместе две заглавные буквы имени и отчества «С» и «А». Книжный знак напечатан темно-коричневой краской на сатинированной бумаге. Выполнен в конце XIX в. Автор неизвестен.
Золототисненый суперэкслибрис, помещенный в нижней части корешка книги. Знак образуют две заглавные буквы-инициалы «С. А.». Над инициалами возвышается императорская корона. Книжный знак выполнен в конце XIX в. Автор неизвестен.
Ю. С. Яхнина, заведующая сектором редких книг