В 2010 году празднуют 10-тысячелетие древнейшего города мира – Иерихона. Название города происходит от древнего местного культа луны (яреах) и означает буквально – лунный.
Русский след в истории Иерихона
Этот самый низкорасположенный (250 м ниже уровня моря) и древний город на земле, город с глубочайшей и насыщенной историей, располагается в Иорданской долине в 7 километрах от реки Иордан и в 12 километрах от Мертвого моря.
С запада город отделяется крутым массивом гор Иудейской пустыни. Наличие пресноводных источников воды и дождевых потоков, несущихся с гор в зимнее время и орошающих долину Иерихона, превратило эту местность в цветущий оазис и обеспечило раннее заселение людьми. В результате уникального местоположения города в нем образовался тропический климат: зимой с температурой не ниже +15 — +18, летом же температура поднимается до +45 градусов по Цельсию. Не случайно Иерихон упоминается в нескольких местах в Библии как Иерихон — город пальм. По арабской пословице «голова пальмы должна гореть в огне, а ноги стоять в воде». Обилие воды и жары давало все необходимые условия для выращивания здесь этого важного продукта древнейших цивилизаций.
Вид на современный город Иерихон с Сорокадневной горы. Фото 7 января 2010 года
© Фотогалерея портала «Православный поклонник на Святой Земле»
«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». (Второзаконие. Гл. 34. 1-4).
Старый город Иерихона со всеми культурными слоями представляет собой курган (Тель) — высотой 21 метр, который по-арабски называется Тель эс-Султан. В результате наиболее значительных археологических раскопок проведенных в Тель эс-Султане экспедицией в 1930–36 гг. (Дж. Гарстанг) и в 1952–61 гг. (К. М. Кеньон), ученые смогли найти следы перехода от охоты и собирательства к земледелию и к началу возникновения городской цивилизации с возникновением городским стен, башен, построек из необожженного кирпича. Найдены слои периода докерамического неолита – 9 тысяч лет до нашей эры, что и делает Иерихон самым древним городом из всех известных городов мира.
10-тысячелетие Иерихона в 2010 году – достаточно условная дата, и на самом деле историю города можно вести от 12 тысяч лет назад.
Башня древнего Иерихона высотой 8 метров периода докерамического неолита (8400—7300 до н. э.).
Фото 6 октября 2010 года
Также археологами была открыта древнейшая мощная башня высотой 8 метров периода докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены города периода раннего бронзового века (примерно к 3-му тысячелетию до н.э.), возможно именно те самые стены, упоминаемые в Библии в связи с разрушением Иисусом Навином стен Иерихона и «трубами Иерихонскими»:
«Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами.
Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане. 11 [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.
Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню.
Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все истребили] мечом. А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее [были], и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее [были], Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона.
В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его. И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле. «Нав. 6. 1-25)
Падение Иерихона. Заглавный лист Евангелия
Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке
После раздела земли Обетованной между коленами Израиля, Иерихон достается колену Вениамина (Нав. Гл. 18. 21), но в эпоху Судей находится под властью моавитянского царя Эглона (Суд. Гл. 3. 13). Известен древний источник Иерихона, который арабы называют Эн Султан и связан он с памятью пророков Илии и Елисея, оживившего источник щепоткой соли:
«И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя.
И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.
Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, и сказали ему: вот, есть [у нас], рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите?
И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал». (Четвёртая книга Царств. Гл.2. 3-23)
Русская икона чуда над источником пророка Елисея
в греческом православном монастыре пророка Елисея в Иерихоне
С именем пророка Елисея также связана трагическая история из Библии, когда он идет из Иерихона в Вефиль: «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. (Четвёртая книга Царств. Гл.2. 24-25) Источник пророка Елисея существует и сейчас, и почитается как жителями Иерихона, так и прибывающими со всего мира христианскими паломниками.
Источник пророка Елисея в Иерихоне. Фото 6 октября 2010 года
После возвращения евреев из вавилонского пленения в 516 году до н.э. и весь период II Храма, Иерихон становится большим оживленным и торговым городом. Этому способствовали как пересечение караванных путей, так и орошающий поля источник пророка Елисея. Процветает торговля финиками, производство благовоний, разводятся уникальные бальзамовые деревья. Еще Хасмонеи, а затем Ирод Великий строят здесь дворцы, руины которых в окрестностях Иерихона существуют до сих пор. Царь Ирод, симпатизирующий римской культуре, строит также здесь ипподром и театр. Именно во время правления царя Ирода, Иерихон достигает периода высшего расцвета в своей истории. Ирод умирает в Иерихоне, но завещает похоронить себя в Иродионе – дворце-крепости, построенной им в Иудейской пустыне в окрестностях Вифлеема. Долгое время место его могилы было неизвестно, пока её не нашел в 2007 году в результате археологических раскопок у подножья Иродиона известный израильский археолог Эхуд Нецер.
В период Иудейской войны 66–73 гг. командующий римскими легионами Веспасиан построил в Иерихоне башни и оставил в нем часть войск 10 легиона. После падения II Иерусалимского храма в 70 году, Иерихон приходит в упадок и становится небольшим сельскохозяйственным городом. Новый импульс в развитие города приносится в Византийский период правления в Палестине с 335 до 635 года. В этот период Иерихон становится центром христианского паломничества, здесь строятся храмы и монастыри, руины которых обнаружены при археологических раскопках, в том числе и русских экспедиций. Так сохранились следы византийского присутствия в виде гробниц священнослужителей и мозаик церквей на русских участках в Иерихоне: Антониновском и Иоасафовском, сохранился камень в пещере греческого монастыря Сантарион на горе Искушения, где Спаситель молился и постился 40 дней, искушаемый диаволом.
В этот же период в Иерихоне прослеживается и еврейское присутствие. В результате археологических раскопок были найдены руины синагоги VI века. Строение было ориентировано на Иерусалим и имело мозаичный пол с изображением семисвечника (меноры) и с надписью «мир Израилю» и посвятительной надписью на арамейском языке
1. Первый удар по расцвету Византии был нанесен в 614 году при нашествии персов под руководством Хозроя, которые беспощадно уничтожали храмы и монастыри. В 635 году в Палестину приходят арабы, завоевывая все византийские города, в том числе и Иерихон.
Начинается мусульманский период истории города. Из памятников архитектуры этого периода сохранились руины дворца султана Хишама из династии Омеядов, построенного в раннеисламском стиле в 724 году и разрушенного сильным землетрясением 749 года. Элементы декора дворца Хишама с барельефными скульптурами можно сегодня увидеть в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Они были перенесены сюда в 30-е годы XX века после археологических раскопок. В мусульманский период христианское паломничество в Иерихон прекращается, тем не менее, начинают развиваться новые торговые связи. С VIII по XI века здесь производят еще неизвестный Европе сахарный тростник и за счет этого Иерихон вновь достигает расцвета. Сохранились руины мельниц для обработки сахарного тростника, акведуки. По-видимому, бюджет на постройку дворца Хишама в этот период закладывался с продажи сахарного тростника. Землетрясение XI века и борьба между различными мусульманскими кланами приводит город в упадок. В 1099 году сюда приходят крестоносцы, включают город в одно из княжеств королевства крестоносцев и снова начинается расцвет города за счет возрождения паломничества, земледелия, торговли и ремесел. Именно в период крестоносцев 1104–1106 гг. Иерихон посещает знаменитый русский паломник из Чернигова — игумен Даниил и оставляет следующие воспоминания в своих знаменитых хождениях в Святую Землю:
«Иерихон же тый был первее град велик и тверд вельми; того Иерихона Исус Навгин взял и разорил до конца; ныне же ту есть село срациньское. И ту есть дом Закхеев, и пень древа того и до ныне стоит на нь же бяше взлезл, хотя видети Христоса»2.
Руины дворца Хишама в Иерихоне. Фото 6 октября 2010 года
В конце XII века, крестоносцы проигрывают войну за Святую Землю мусульманам и войска знаменитого мусульманского полководца Салах-ад-Дина захватывают город. В городе сокращаются торговля, земледелие и он вновь приходит в упадок. Состав населения сменяется в основном на кочевников-бедуинов. Производство сахарного тростника прекращается полностью, дома превращаются в нищие кибитки и мазанки. С этого времени и практически до начала XIX века Иерихон остается в полном запустении. В начале XIX века на руинах города крестоносцев оседают два бедуинских клана, а в конце XIX сюда приходят нубийские арабы-мусульмане – выходцы из Судана. До сих пор можно увидеть темнокожих арабов — жителей Иерихона. В конце XIX века различные европейские христианские державы стали проявлять интерес к древнему Иерихону. В связи с новозаветными событиями здесь возникают храмы, монастыри и подворья для паломников.
Вид на Иерихон. Фотографы Ф. Бонфис и Цангаки. Март 1894 г.
В Новом Завете Иерихон упоминается в связи с чудом исцеления Иисусом Христом нищего слепого по имени Вартимей:
«И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». (Мк. 10. 46-52)
Икона чуда исцеления Христом нищего слепого Вартимея в Иерихоне
Греческий православный монастырь пророка Елисея в Иерихоне
Одна из самых известных евангельских историй в Иерихоне относится, конечно, к мытарю Закхею. В древней Палестине мытари – сборщики налогов не пользовались уважением среди иудеев, поскольку собирали налоги Римской власти, захватившей власть в Иудее у евреев и крайне непопулярной в народе. Мытарь Закхей так хотел увидеть Христа, что даже забрался на дерево, чтобы увидеть Спасителя:
«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19. 1-10).
Икона Спасителя обращающегося к мытарю Закхею
Греческий православный монастырь пророка Елисея
Не менее важным и значимым евангельским событием, связанным с окрестностями Иерихона является событие, когда Спаситель был трижды искушаем диаволом вскоре после Крещения Господня в реке Иордан:
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4. 1-11).
Православная традиция связала это событие с горой высотой 350 метров над уровнем моря к западу от Иерихона. По-арабски гора называется Каранталь, по-гречески Сарантарион, что означает – Сорокадневная, а еще гора Искушения в русской традиции. В византийский период на вершине Сорокадневной горы возникает монастырь, основанный византийским подвижником св. Харитоном Исповедником. Буквально на уровне середины горы традиция сохраняла пещеру с камнем, где Спаситель молился и постился 40 дней и был первый раз искушаем диаволом. В 614 году греческий монастырь был разорен полчищами персов и пребывал в запустении вплоть до 70-х годов XIX века.
В конце XIX века, во многом благодаря усилиям русских жертвователей и доброхотов, были собраны средства для восстановления обители, и по благословению Патриарха Иерусалимского Кирилла II была восстановлена церковь в пещере Спасителя и устроены кельи с внутренним коридором. Справа от алтаря церкви, крутая лестница ведет в придел «Первого искушения» в нише которого находится – камень Спасителя.
Монастырь открыт для посещения. В 2000 году властями Палестинской национальной администрации в рамках развития города Иерихона была сооружена канатная дорога, позволяющая туристам и паломникам посетить труднодоступный монастырь Искушения, буквально нависающий над пропастью на середине скалы.
Греческий православный монастырь на горе Искушения в окрестностях Иерихона. Фото 2009 г.
Общий вид на Сорокадневную гору с нависшим посередине греческим монастырем и недостроенным из-за I-й мировой войны на вершине горы монастырем третьего искушения Христа
Фото 7 января 2010 года
Камень возле которого Господь молился и постился 40 дней и ночей в греческом православном монастыре Искушения на Сорокадневной горе
В связи с памятью пророка Елисея и евангельского события покаяния мытаря Закхея в Иерихоне в 1886 году на средства русских благотворительниц – А. Д. Богдановой и члена Императорского Православного Палестинского Общества Марии Михайловны Киселевой из Пензы был воздвигнут православный храм во имя пророка Елисея
3. Сейчас здесь находится греческий православный монастырь пророка Елисея в котором сохранилось немало русских икон, пожертвованных в различные периоды. Во дворе монастыря по греческому преданию находится главная святыня – смоковница (сикомора) мытаря Закхея. Сохранились элементы ствола и ветвей, огражденные стеклянным колпаком, перед которым поставлена икона с изображением Христа, обращающегося к сидящему на дереве мытарю Закхею.
Греческий православный храм в монастыре пророка Елисея в Иерихоне. 2009 г.
«Смоковница Закхея» в греческом православном монастыре пророка Елисея
Фото 7 января 2010 г.
Знаменитый архимандрит Антонин (Капустин) — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме покупает здесь участок называемый впоследствии – «Антониновским». Уже в 1873 году архимандрит Антонин через своих верных помощников — драгомана Императорского консульского Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде (Зиаде), несмотря на угрозы местных бедуинских кланов, грабивших и нападавших на всех подряд, покупает два участка земли в Иерихоне и становится первым европейцем, рискнувшим здесь постоянно осесть и признать в этих местах черты Библейского Иерихона
4. Впоследствии на этом участке возникают дом с садом, цистерна для сбора дождевой воды и обустраивается часовня, в которую вошли византийские мозаики IV века и захоронения византийских монахов.
Несколько позже еще один русский монах, но теперь уже из Афона, покупает большой участок земли, известный ныне как «Иоасафовский» на территории которого находится и ныне древняя смоковница (сикомора), почитаемая жителями Иерихона как «Древо Закхея». Здесь на территории 15 тысяч кв. метров были обнаружены, как считал сам отец Иоасаф, развалины древней обители.
«Оказавшиеся развалины принадлежат древней обители, что доказывают мозаический кругами пол, фундаментальные стены, малая цистерна и купель, колонны, капители, выстланные большими камнями полы и водопроводные каналы на глубине 1.5 аршина от поверхности земли»5.
В 1886 году Иоасафовский участок был передан в юрисдикцию Императорского Православного Палестинского Общества, Совет которого решил провести в 1891 году на участке серьезные археологические раскопки. Для этой цели Обществом в Святую Землю командируется научная экспедиция ИППО под руководством Н. П. Кондакова, прошедшая по маршруту Константинополь — Афины — Бейрут-Гауран — Заиорданье — Иерусалим. Экспедиция провела в Иерихоне два дня, посвятив их
«осмотру местности древнего города, столь замечательной в различном отношении, и посещению некоторых окрестных мест, особенно Сорокадневной горы с ее пещерными церквами»6. Эта экспедиция нашла на территории «Антониновского участка» византийские мозаики IV века с эпитафией игумена Кириака на греческом языке
«Гробница блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннадцатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Второго [565-578]»7 и остатки капителей христианских базилик
8.
Иерихон в начале XX века. Фотоальбом «Иерусалимские сувениры»
Русские раскопки не получили дальнейшего развития в XX веке из-за разразившейся I Мировой войны в 1914 году. Затем революция 1917 года, и Антониновский участок оказывается в ведении Русской Православной Церкви Зарубежом.
В период с 1917 по 1948 годы Иерихон попадает во власть Британского мандата над Палестиной, а с 1948 года находится в составе Хашимитского королевства Иордания. Затем с 1967 в составе государства Израиля. В 1993 году в рамках Соглашений в Осло Иерихон был передан Палестинской национальной администрации. Согласно оценке, в 2003 году в Иерихоне жили около 20 тысяч человек, подавляющее большинство — мусульмане. Основные источники дохода населения — сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов
9.
Что касается русского Иерихона, то Антониновский участок властями Палестинской национальной администрации в 1997 году передается Русской Православной Церкви Московской Патриархии, а Иоасафовский участок переписывается на правительство Российской Федерации.
Новый импульс русский Иерихон получил с 2007 года, когда председателем Императорского Православного Палестинского Общества был избран Председатель Счётной палаты Российского Федерации – Сергей Вадимович Степашин. Его кандидатура была выдвинута Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, получила благословение Святейшего Патриарха Московского Алексия II и одобрена министром иностранных дел РФ С. В. Лавровым. Усилиями С. В. Степашина власти Палестинской национальной администрации передали ему как Председателю ИППО документы, подтверждающие передачу в собственность России земельного участка в Иерихоне. Для православных это имеет исключительное значение: именно здесь находится одна из христианских святынь — библейская смоковница или дерево Закхея.
9 июня 2008 года на заседании Совета Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) состоялась торжественная церемония передачи в собственность Российской Федерации земельного участка на территории Палестины, в городе Иерихоне, на котором растет библейская смоковница, или дерево Закхея, получившее такое название в память о мытаре Закхее, который залез на него, чтобы увидеть, как в город входит Иисус Христос. Документы, подтверждающие право владения этим участком, лично передал главе ИППО, Председателю Счетной палаты Российской Федерации Сергею Вадимовичу Степашину мэр города Иерихона Хассан Салех, присутствовший на заседании Совета. При этом он подчеркнул, что решение о возвращении России указанного земельного участка было вынесено Председателем Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом. Участок, площадью 12 тыс. кв. метров передан в собственность Правительства Российской Федерации. Этот участок был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы крестьянки Елены Резниченко. Когда отец Иоасаф был вынужден покинуть Святую Землю, он подарил участок Императорскому Православному Палестинскому Обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича Романова.
13–17 октября 2008 года участок со смоковницей посетила официальная делегация ИППО и МИД России, в состав делегации вошли и специалисты, перед которыми ставились задачи ознакомления с состоянием природных и культурно-исторических памятников на этих участках, а также оценка перспектив исследования и первоочередных мероприятий для их охраны и поддержания. 17 декабря 2008 года на Иоасафовском участке ИППО побывала официальная делегация ИППО во главе с Председателем ИППО С. В. Степашиным, 21 мая участок посетил в ходе рабочего визита Управляющий делами Президента Российской Федерации В. И. Кожин.
Председатель ИППО С. В. Степашин с делегацией, губернатор и мэр Иерихона,
Представитель Российской Федерации в ПНА С. Г. Козлов у входа на участок ИППО в Иерихоне
Фото 17 декабря 2008 года
Делегация ИППО во главе с С. В. Степашиным в храме Благовещения в православном монастыре Искушения
Фото 17 декабря 2008 года
Дендрологическая экспертиза участка с библейской смоковницей была осуществлена в ходе работы экспертов 13–17 октября 2008 года. Было выявлено, что дерево Закхея, которому по оценке доктора биологических наук Ю. Н. Карпуна (директор Субтропического ботанического сада Кубани, ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур РАСН) около 2 тысяч лет, нуждается в специальных лечебных и профилактических мероприятиях по его дальнейшему сохранению.
На заседании Совета ИППО от 9 апреля 2009 года было принято решение о создании музейно-паркового комплекса на участке в Иерихоне и о проведение там археологических раскопок.
17 декабря 2009 года Совет ИППО утвердил состав рабочей группы по спасению библейской смоковницы. В нее вошли действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества И. М. Куликов (академик Россельхозакадемии, директор ГНУ «Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства»), Д. С. Репинский (председатель совета директоров группы компаний «Дефа»), С. И. Шкуркин (заместитель директора департамента аппарата Счетной палаты Российской Федерации), председателем был избран аудитор Счетной палаты Российской Федерации М. В. Одинцов.
К апрелю 2010 все оздоровительные мероприятия по спасению смоковницы и установление инженерной системы для капельного орошения древнего дерева были завершены. Процесс спасения фиксировался на видеокамеру, видеоматериалы были использованы для создания научно-документального фильма. В дальнейшем рабочая группа Императорского Православного Палестинского Общества по спасению библейской смоковницы будет проводить мониторинг жизнеспособности дерева Закхея и осуществлять контроль по уходу за его наземной частью.
Библейская смоковница на русском Иосафавском участке в Иерихоне. Фото 7 мая 2010 г.
С учетом привязки к уникальным деревьям, в том числе и к библейской смоковнице, на историческом участке ИППО началось строительство музейно-паркового комплекса, открытие которого намечено на октябрь 2010 года, в рамках мероприятий празднования 10-тысячелетия Иерихона. 8 апреля 2010 капсулу для потомков в фундамент комплекса заложил Управляющий делами Президента Российской Федерации В. И. Кожин. Библейская смоковница — живой свидетель Христа, после завершения научной программы по агросанации, проведенной под руководством Императорского Православного Палестинского Общества, будет еще долго радовать паломников и туристов музейно-паркового комплекса
10.
Укрепление русского духовного и культурного присутствия в Святой Земле является не только важной вехой в юбилейных событиях торжественного празднования 10-тысячелетия города Иерихона, но и знаковым событием возвращения России в Библейский регион, к которому с трепетом и благоговением всегда относились и сейчас относятся русские люди.
______________
Примечания
1. Иерихон.
Еврейская электронная энциклопедия
2. Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. Он-лайн публикация на сайте
«Православный поклонник на Святой Земле»
3. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». М., Изд-во Информационного агентства Русской Православной Церкви. 2000. с. 114
4. Р. Б. Бутова, Н.Н. Лисовой. История русских археологических исследований в Иерихоне // Российская археология. 2009, № 3 Июль-Сентябрь, с. 153–161.
5. Письмо иеромонаха Иоасафа (Плеханова) к В. Н. Хитрово от 10 сентября 1885 г. // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. I. М., 2000. с. 257.
6. Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб. 1904. с. 136. Цит.: по Р. Б. Бутова, Н.Н. Лисовой. История русских археологических исследований в Иерихоне. // Российская археология. 2009, № 3 Июль-Сентябрь, с. 153–161.
7. Подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне.
Официальный сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
8. Р. Б. Бутова, Н.Н. Лисовой. История русских археологических исследований в Иерихоне. // Российская археология. 2009, № 3 Июль-Сентябрь, с. 153–161
9. Иерихон.
Еврейская электронная энциклопедия.
10. Сохранение евангельской смоковницы — дерева Закхея в Иерихоне.
Официальный сайт Императорского Православного Палестинского Общества.