ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Создание Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1895 г.)

Православное Палестинское Общество было создано в 1882 г. и семь лет спустя получило название Императорского, перейдя под непосредственное покровительство русского царя.

Создание Владимирского отдела
Императорского Православного Палестинского Общества (1895 г.)

Православное Палестинское Общество было создано в 1882 г. и семь лет спустя получило название Императорского, перейдя под непосредственное покровительство русского царя. С самого начала его председателем стал брат императора Александра III великий князь Сергей Александрович. После гибели его от рук террориста-эсера бразды правления в обществе взяла в свои руки вдова первого председателя великая княгиня Елизавета Федоровна, остававшаяся во главе организации до 1917 г. Главными целями ИППО стала организация паломничества православных в Палестину, сбор средств в России на эту благую цель, ознакомление широких слоев населения с прошлым и настоящим положением Святой Земли.

До 1893 г. существовала лишь центральная структура ИППО в столице, провинциальные члены общества на местах не были каким-либо путем организованы. Но в том же году по инициативе великого князя Сергея Александровича начали создаваться отделы в губерниях. Первый из них открылся 21 марта 1893 г. в Якутской области, в том же году возник Одесский отдел. В 1894 г. начали работать Волынский, Вятский, Оренбургский, Пензенский, Рязанский, Черниговский, Томский, Калужский, Екатеринбургский, Ярославский, в 1895 г. – Тверской, Казанский. Смоленский, Ставропольский, Псковский, Донской, Владимирский/1/. С возникновением отделов деятельность общества заметно активизировалась, оно стало богаче, многолюднее и могло осуществлять проекты, о которых не быть и речи в 1880-х и первой половине 1890-х гг.

О том, как возникали отделы и как они делали свои первые шаги на благородном поприще, можно наглядно проследить на примере Владимирского подразделения Палестинского общества, открытого, как уже отмечалось выше, в 1895 г., т. е. в числе первых в стране.

В марте 1895 г. во «Владимирских епархиальных ведомостях» был опубликован рескрипт председателя ИППО от 21 декабря 1894 г. на имя епархиального владыки. В нем великий князь Сергей Александрович информировал архиепископа Владимирского и Суздальского высокопреосвященного Сергия о том, что в различных губерниях и областях страны уже созданы 12 отделов Палестинского общества и рекомендовал открыть аналогичное подразделение и во Владимирской губернии/2/.

Еще в феврале, как бы предваряя рескрипт великого князя, во «Владимирских епархиальных ведомостях» были опубликованы «Руководящие правила для действий отделов и уполномоченных ИППО». В них кратко формулировались цели Палестинского общества. Здесь говорилось, что следует вовлекать в него как можно больше представителей разных сословий, причем эти усилия являются в большей степени способом распространения сведений об ИППО и Палестине, а не средством увеличения его денежных средств. «Правила» подчеркивали, что вступать в ИППО нужно совершенно сознательно, необходимо вносить не только деньги, но и свой труд в общую копилку и один деятельный участник организации важнее, чем сотня членов, просто платящих взносы. Далее говорилось о различных способах сбора средств и о Палестинских чтениях, в проведение которых отделы должны активно включиться.

В том же номере «Епархиальных ведомостей» публиковались правила приема в ИППО. Кроме подачи заявления и уплаты вступительного взноса, каждый присоединявшийся к Палестинского обществу должен был заполнить анкету, в которой указывалось, какое направление деятельности организации для него ближе всего. На выбор предлагались следующие три варианта: поддержание православия в Святой Земле, пособие русским паломникам в Палестину, ученые исследования и издательская работа. Понятно, что приверженцев третьего направления в провинции почти не было, и вступавшие обычно указывали в анкетах в качестве будущего поля деятельности два первых/3/.

Большую организационную работу по открытию отдела проделал епархиальный владыка архиепископ Сергий. Он переговорил во Владимире с лицами, сочувствовавшими целям общества. По правилам для возникновения такого структурного подразделения требовалось вступление не менее 10 чел., но желающих нашлось почти в два раза больше – 19 человек.


Губернатор Михаил Николаевич Теренин, тайный советник


Вице-губернатор князь Николай Петрович Урусов


Губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Леонтьев, тайный советник

Кроме епархиального архиерея, а также Тихона — викарного епископа Муромского и ректора местной духовной семинарии архимандрита Никона, в состав отдела дружно вступили первые лица губернии. Это были: губернатор М. Н. Теренин, вице-губернатор князь Н. П. Урусов, губернский предводитель дворянства М. М. Леонтьев. Большинство членов-учредителей составило купечество, принадлежавшее к предпринимательской элите губернского центра: владимирский городской голова А. А. Шилов, купцы В. А. Парков, Н. Д. Свешников, Н. А. Петровский, В. Н. Муравкин, А. Ф. Петровский, Н. Н. Сомов, П. Т. Седов, И. К. Павлов и др. На привлечение купечества в ряды общества владыка, как видно, обратил особое внимание, т. к. представители этого сословиямогли поддержать отдел своими щедрыми пожертвованиями.


Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий
(в миру — Иван Александрович Спасский; 21 января 1830 — 20 ноября 1904),
председатель Владимирского отдела ИППО, почетный член ИППО


Епископ Тихон
(в миру Павел Семенович Клитин, 1935 — 5 декабря 1896).
30 ноября 1895 г. владыка Тихон был назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии, скончался в Полтаве


Василий Гаврилович Добронравов
(7 (20) марта 1861, с. Шегодское, Владимирская губерния — 21 ноября 1919, Владимир),
историк, публицист, педагог, известный владимирский краевед, духовный писатель


9 апреля 1895 г. в покоях владыки Сергия состоялось собрание учредителей. На нем архиерей прочел упоминавшийся выше рескрипт великого князя Сергея Александровича, рассказал об уже созданных отделах ИППО в других губерниях. В дальнейшем собравшиеся приступили к выборам должностных лиц отдела. Председателем его был единогласно избран владыка Сергий. Такого рода выбор не представлял ничего необычного, руководителями других отделов также являлись епархиальные архиереи. Товарищем председателя (т. е. его заместителем) стал епископ Муромский Тихон, а казначеем – статский советник Иван Степанович Крутиков, кандидатом к нему на случай выбытия был выбран купец Николай Дмитриевич Свешников. Членами совета отдела были выбраны Н. П. Урусов, А. А. Шилов, Н. А. Пышкин, В. Н. Муравкин,А. Ф. Петровский, И. К. Павлов/4/.

Особую роль в любом отделе играл его делопроизводитель, который вел большую часть текущей работы. На эту должность во Владимире был избран Василий Гаврилович Добронравов – преподаватель Владимирской духовной семинарии. Он также преподавал психологию и логику во Владимирской мужской гимназии. Добронравов широко известен как краевед, по заданию Владимирской епархии он совместно с В. М. Березиным подготовил и опубликовал содержательный справочник в пяти томах «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». В. Г. Добронравов являлся видным членом Владимирской губернской ученой архивной комиссии, занимавшейся краеведческими исследованиями, готовил к печати сборники «Трудов» ВГУАК. Обязанности делопроизводителя в отделении ИППО он исполнял с 1895 по 1902 год/5/.

На первых шагах только что открытого отдела, т. е. на его работе в течение первого года существования целесообразно остановиться подробнее, т. к. такого рода деятельность была довольно типична для других отделов, возникших ранее или позже владимирского.

Важнейшим направлением в деятельности Палестинского общества являлось ознакомление широких слоев населения с прошлым и настоящим Святой Земли. Успешно привлекать в свои ряды новых членов, собирать добровольные пожертвования можно было лишь при условии, если люди имели представление проблемах, встававших на пути наших паломников в Палестину в прошлом и тех удобствах, которые ждали их благодаря усилиям ИППО, предпринятым в последнее время. Население также должно было знать о положении православного населения Палестины, о святых местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа.

Для большинства прихожан, которые были неграмотными,необходимо было устное живое слово пастырей. В связи с этим в крупных населенных пунктах Владимирской епархии были организованы собеседования, которые назывались в повседневной практике духовенства «чтениями о Святой Земле».Для проведения чтений были выбраны такие города и  фабричные села, в которых до этого проходили так называемые внебогослужебные собеседования по различной тематике, в основном – не связанные с историей и современным положением Святой Земли. Этот опыт оказался достаточно успешным и был использован при проведении палестинских чтений в тех же населенных пунктах: Владимире, Шуе, Иваново-Вознесенске, Муроме, Киржаче и крупном фабричном селе Карабанове в Александровском уезде.

В губернским центре в Успенском кафедральном соборе чтения вел законоучитель местной гимназии о. Николай Покровский, здесь же чтения велись в Воскресенской и Сретенской церквях, в манеже. В Шуе они были устроены протоиереем Евлампием Правдиным в особом здании, построенном до этого специально для народных чтений. В Иваново-Вознесенске их вел в народном училище при фабрике Н. Гарелина  священник Преображенской церкви Иоанн Орлов. В Предтеченской церкви города Мурома  выступали перед паствой почти все городские священники в порядке очередности, в Карабанове – о. Александр Сокольский/6/.

Епархиальный владыка поручил всем ведущим чтения священникам, в первую очередь, ознакомить публику с целями ИППО и его конкретной деятельностью. Для того чтобы клирики имели в своем распоряжении соответствующий фактический материал, на места из Владимира была разослана литературы полученная, в свою очередь, отделом из Петербурга. Это была книжка Соловьева «Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество», брошюры: «Поездка в Палестину», 12 выпусков «Чтений о Святой Земле», «Русские богомольцы в Святой Земле».

Иереи, руководившие чтениями, по окончании года направили в епархиальное правление отчеты о проделанной работе. Из них явствовало, что  чтения проводились, как правило, с конца осени по начало весны и были приурочены к двум постам – Рождественскому и Великому. Ранее всего к этим мероприятиям в 1895 г. приступили в Шуе – с 12 ноября, неделю спустя начались чтения во Владимире, с 26 ноября  — в Иваново-Вознесенске, в Муроме – с 14 января 1896 г., а в Киржаче и Карабанове – только с началом Великого поста. Везде они происходили с небольшими вариациями по типовой программе, направленной из духовной консистории правления на места/7/.

Как видно из перечня населенных пунктов, они проводились, в основном среди городского населения, их охотно посещали рабочие, представители средних городских слоев, духовенство, в меньшей степени – интеллигенция. Самую массовую потенциальную аудиторию — крестьян подключили к этим мероприятиям в следующие годы.

Вторым направлением в деятельности ИППО являлся сбор средств. В принципе, он проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, проводившийся на Вербной неделе в память праздника Входа Господня в Иерусалим. Заранее Палестинское общество направляло во все епархии Русской Православной церкви воззвание, эпиграфом к которому служила известная фраза из Священного писания «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя», воззвание затем в обязательном порядке перепечатывалось местные «Епархиальными ведомостями». Этот же документ рассылался в благочиния, а  из них – по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» воззвания вывешивались при входе  в храмы, и священники устно знакомили паству с целями этого мероприятия, призванного облегчить путь в Иерусалим для российских паломников и поддержать православное население Палестины. В Вербное воскресение священники обходили во время богослужения собравшихся прихожан с блюдом и собирали их доброхотные даяния. После этого немедленно составлялся акт о количестве собранных средств в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги отправлялись в духовную консисторию, которая пересылала их в столицу в Совет ИППО/8/.

Ежегодно во Владимирской губернии собирали на Вербной неделе по несколько тысяч рублей, которые складывались в основном из копеек и редко – гривенников, которые клали на жертвенные блюда простые крестьяне. Состоятельные прихожане, в частности – в городах, жертвовали по несколько рублей. Подготовительная работы, проводившаяся ежегодно накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, приносили свои плоды и практически ежегодно епархиальный владыка получал от председателя ИППО великого князя Сергея Александровича (после его трагической гибели – от великой княгини Елизаветы Федоровны) благодарственный рескрипт. Так, в своем рескрипте от 21 декабря 1894 г. великий князь писал, что из отчета, присланного в этом году из Владимира, видно, что очередной Вербный сбор завершился успехом, и средств было собрано больше, чем в предыдущем году, за что епархиальный владыка получил благодарность от председателя Палестинского общества/9/.

В отличие от Вербного сбора, который осуществлялся единовременно, за неделю до Пасхи, другие способы сбора были круглогодичными. В частности, пожертвования вносились по так называемые сборным листам.Прихожанин жертвовал определенную сумму, которая тут же записывалась в отдельную строку листа за его подписью. Такого рода  листы выдавались не только духовенству, но и мирянам. При этом учитывался нравственный облик, добросовестность потенциальных сборщиков, то есть это были люди надежные, за которых отдел ручался в том, что они не потратят пожертвования. Эти правила были прописаны в особом документе, называвшемся «Руководящие правила для действий отделов и уполномоченных ИППО»/10/.

В отчете о деятельности Владимирского отдала за 1895–1896 год (операционный год считался с 1 марта по 1 марта следующего года) говорилось, что сборные листы были выданы «в виде опыта» священникам тех храмов, в которых проводились Палестинские чтения. Иереи отнеслись к этим обязанностям по-разному.

Весной 1896 г. Владимирский отдел ИППО вынес благодарность священнику Александру Сокольскому, который собрал по подписному листу 90 р. в Троицкой церкви села Карабанова.Учитывая то, что это был фактически фабричный поселок с крупным текстильным предприятием, можно с уверенностью предположить, что значительную часть суммы внесли рабочие. Особенно отличился также удостоенный особой благодарности отдела священник Воскресенского собора г. Шуи Евлампий Правдин, который собрал по подписному листу 133 р. Некоторые батюшки отнеслись к этому новому для них поприщу с прохладцей. Например, законоучитель гимназии во Владимире Николай Покровский собрал в кафедральном Успенском соборе всего 2 рубля/11/.

Всего за первый год деятельности Владимирского отдала ИППО было собрано, не считая сумм Вербного сбора, которые в бюджете общества выделялись отдельной строкой, 4185 р. /12/

В дальнейшем Владимирский отдел ИППО с каждым годом активизировал свою деятельность. Расширялся круг населенных пунктов, в которых проводились Палестинские чтения, среди них были не только города, но также крупные фабричные и торговые села. В несколько раз возросла численность отделов,  в него вступали представители купечества, духовенства, чиновники, интеллигенция. Соответственно увеличивались сборы на нужды Палестинского общества. Только в годы Первой мировой войны деятельность отдела, как и всей организации, стала постепенно сворачиваться в связи с тем, что Россия, в числе других держав, воевала с Турцией, на территории которой находилась Святая Земля, поэтому отправлять туда паломников стало невозможно, была крайне затруднена помощь православному населению Палестины. Последние сведения о Владимирском отделе, появившиеся в местной периодике, относятся к 1916 году.

_____________
Примечания:

/1/.www.ippo.ru.

/2/. Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 15 марта 1895 г. № 6.

/3/. Там же. 15 февраля 1895 г. № 4.

/4/. Там же. 1 июня 1895 г. № 11.

/5/. 100 владимирских краеведов. Владимир, 2010. С.54.

/6/. ВЕВ 1 апреля 1896 г. № 7.

/7/. Там же. 1 апреля 1896 г. № 7.

/8/. Там же. 1 февраля 1895 г. № 3.

/9/. Там же. 15 марта 1895 г. № 6.

/10/. Там же. 15 февраля 1895 г. № 4.

/11/. Там же. 1 апреля 1896 г. № 7; 1 мая 1896 г. № 9.

/12/. Там же. 1 апреля 1896 г. № 7.