Хронологически первым в ряду проектов ИППО в Иерусалиме было Александровское подворье.
Строительство в Палестине
Еще в 1859 г. первым российским консулом В. И. Доргобужиновым в непосредственной близости от храма Гроба Господня был приобретен у коптского священника участок земли, на котором предполагалось построить здание консульства. Но строительство было отложено, а потом и вовсе отменено: консульский дом был воздвигнут позже на Русских Постройках. Причиной стало обилие археологических древностей на приобретенном участке.
Уже первые археологические разведки, сделанные известными археологами — французом графом М. Вогюэ (1864 г.) и англичанином К. В. Вильсоном (1865 г.), — позволили судить о чрезвычайной ценности сохранившихся остатков древности и тем самым — о необходимости систематических раскопок, на которые у Палестинского Комитета (а тем более позже у Палестинской Комиссии) не было средств.
Ситуация изменилась с возникновением в мае 1882 г. Православного Палестинского Общества. Раскопки на Русском месте стали первым масштабным русским научно-исследовательским проектом в Палестине. Их результатом стало открытие Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу. Вскоре встал вопрос о строительстве над местом раскопок соответствующего архитектурного «футляра». Но вопрос о нем затягивался в связи с тем, что у турецких властей, а более всего в Иерусалимской Патриархии, крепли подозрения, что русские собираются построить в непосредственной близости от храма Гроба Господня собственную большую церковь. Наконец, 13 сентября 1887 г. председатель ППО великий князь Сергий Александрович получает поздравительную телеграмму: „Первый камень на Раскопках торжественно положен сегодня при большом стечении народа и при всеобщем энтузиазме. Нижеподписавшиеся члены Общества и паломники, радуясь достопамятному событию, почтительно поздравляют Ваше Императорское Высочество». Телеграмма подписана консулом Д. II. Бухаровым, архимандритом Антонином, уполномоченным ИППО и Иерусалиме Д. Д. Смышляевым, консульским агентом в Яффе В. II. Тимофеевым, архитектором Г. Франгьа и другими присутствовавшими на церемонии членами Палестинского Общества.
Уже первые археологические разведки, сделанные известными археологами — французом графом М. Вогюэ (1864 г.) и англичанином К. В. Вильсоном (1865 г.), — позволили судить о чрезвычайной ценности сохранившихся остатков древности и тем самым — о необходимости систематических раскопок, на которые у Палестинского Комитета (а тем более позже у Палестинской Комиссии) не было средств.
Ситуация изменилась с возникновением в мае 1882 г. Православного Палестинского Общества. Раскопки на Русском месте стали первым масштабным русским научно-исследовательским проектом в Палестине. Их результатом стало открытие Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу. Вскоре встал вопрос о строительстве над местом раскопок соответствующего архитектурного «футляра». Но вопрос о нем затягивался в связи с тем, что у турецких властей, а более всего в Иерусалимской Патриархии, крепли подозрения, что русские собираются построить в непосредственной близости от храма Гроба Господня собственную большую церковь. Наконец, 13 сентября 1887 г. председатель ППО великий князь Сергий Александрович получает поздравительную телеграмму: „Первый камень на Раскопках торжественно положен сегодня при большом стечении народа и при всеобщем энтузиазме. Нижеподписавшиеся члены Общества и паломники, радуясь достопамятному событию, почтительно поздравляют Ваше Императорское Высочество». Телеграмма подписана консулом Д. II. Бухаровым, архимандритом Антонином, уполномоченным ИППО и Иерусалиме Д. Д. Смышляевым, консульским агентом в Яффе В. II. Тимофеевым, архитектором Г. Франгьа и другими присутствовавшими на церемонии членами Палестинского Общества.
Общий вид здания Александровского подворья ИППО в 19 веке с юго-востока
Завершение проекта потребовало трех лет. Новое подворье, именовавшееся первоначально «Русский Дом», было освящено в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны 5 сентября 1891 г. (94). Внутри подворья была уже практически подготовлена к освящению церковь с иконостасом и размещенными в нем иконами, поскольку еще годом раньше, в сентябре 1890 г., ожидали прибытия и Иерусалим наследника-цесаревича Николая Александровича, но приезд его не состоялся, а Патриарх Иерусалимский всячески затруднял и оттягивал открытие нового русского храма.
Церковь во имя святого Александра Невского над Порогом Судных Врат была освящена, в результате совместных усилий Сергия Александровича и русских дипломатов, лишь через шесть лет — 22 мая 1896 г. — в память почившего к тому времени императора Александр» III — создателя Императорского Православного Палестинского Общества.
Уполномоченный ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлов сообщал об этом знаменательном событии в своем донесении великому князю: «С рассветом 22-го мая все ниши подворья, больница, здания Духовной Миссии и Русский Дом близ Гроба Господня украшены были флагами и транспарантами с вензелями Их Императорских Величеств и Вашего Императорского Высочества с Августейшей супругой. Ровно в 6 утра с колокольни Воскресенского храма раздался торжественный звон. Через несколько минут Патриарх, сопровождаемый греческим духовенством и управляющим нашим Генеральным Консульством, с 8 русскими и греческими кавасами во главе шествия, вошел и Русский Дом и тотчас же начал освящение церкви» (95).
Уполномоченный ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлов сообщал об этом знаменательном событии в своем донесении великому князю: «С рассветом 22-го мая все ниши подворья, больница, здания Духовной Миссии и Русский Дом близ Гроба Господня украшены были флагами и транспарантами с вензелями Их Императорских Величеств и Вашего Императорского Высочества с Августейшей супругой. Ровно в 6 утра с колокольни Воскресенского храма раздался торжественный звон. Через несколько минут Патриарх, сопровождаемый греческим духовенством и управляющим нашим Генеральным Консульством, с 8 русскими и греческими кавасами во главе шествия, вошел и Русский Дом и тотчас же начал освящение церкви» (95).
_____________
94. Сообщения ИППО. 1892. Вып. 5. С. 587.
95. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 496. Л. 105–113.
Гефсимания. Храм св. Марии Магдалины.
Фото из альбома иеромонаха Тимона
Фото из альбома иеромонаха Тимона
Следующим памятником в Иерусалиме, связанным с деятельностью ИППО и его председателей, является нарядный семиглавый
храм во имя Марии Магдалины в Гефсимании
Храм построен в типичном дли царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразным архитектурным символом современного Иерусалима.
…Во время пребывания в Иерусалиме великих князей Сергия и Павла Александровичей и Константина Константиновича (в мае 1881 г.) архимандрит Антонин подсказал братьям идею соорудить храм в память об их матери императрице Марии Александровне (1824-1880), указав в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона. Осенью 1882 г. после долгих сложностей с покупкой место было приобретено на имя генерального консула в Иерусалиме Н. Ф. Кожевникова Два года спустя в Иерусалим командируется В. Н. Хитрово для решения организационных вопросов по строительству храма. Одновременно рескриптом на имя архимандрита Антонина великий Сергий Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой церкви (96).
…Во время пребывания в Иерусалиме великих князей Сергия и Павла Александровичей и Константина Константиновича (в мае 1881 г.) архимандрит Антонин подсказал братьям идею соорудить храм в память об их матери императрице Марии Александровне (1824-1880), указав в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона. Осенью 1882 г. после долгих сложностей с покупкой место было приобретено на имя генерального консула в Иерусалиме Н. Ф. Кожевникова Два года спустя в Иерусалим командируется В. Н. Хитрово для решения организационных вопросов по строительству храма. Одновременно рескриптом на имя архимандрита Антонина великий Сергий Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой церкви (96).
Закладка храма состоялась 21 января 1885 г. В закладной надписи было сказано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны» (98). 3 июня 1885 г. Антонин телеграммой извещает помощника Председателя ППО М. П. Степанова: «Plan poloutchen gotow trouditsia". Смета строительства, оцененная иерусалимским архитектором и археологом К. Шиком (ему первоначально хотели поручить строительство) в 443 тыс. франков, была признана слишком большой. 7 февраля 1886 г. Степанов сообщает Антонину о том, что разрешено строить, исходя из сметы в 100 тыс. рублей. Шик отказывается. Телеграмма Сергия Александровича М. П. Степанову от 20 марта 1886 г.: „Очень досадно. Не знаю, что предпринять. Сергей“ (100). На другой день архимандрит Антонин телеграфирует в Петербург В. Н. Хитрово о том, что следует поручить строительство молодому иерусалимскому архитектору Георгию Франгья: „Franguias тоже находит мало 100 тысяч, но берется построить без пола, крестов, дерева, металла. Надо согласиться и спешить делом. Антонин“ (101). В письме Антонину от 5 апреля 1886 г. М. П. Степанов цитирует письмо Сергия Александровича из Ливадии: „Прихожу к заключению, что постройку Гефсиманской церкви следует поручить архитектору Франгья, если о.Антонин за него ручается. Пускай строит за 100 тыс. рублей, а там будет видно, как поступить: главное, чтобы строили и чтобы отец архимандрит не отказался следить внимательно за этим делом“ (102). И уже в мае консул Д. Н. Бухаров доносит тому же М. П. Степанову для передачи великому князю: „На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Каждый месяц будете получать графический отчет о ходе работ. Католики раздирают на себе ризы от досады“ (103).
Храм был построен за три года. Его сооружение и украшение обошлось не в 100 тыс. рублей, как первоначально предполагалось, а в сумму, ровно в два раза большую. Император пожертвовал на строительство 100 тыс. рублей, каждый из четырех его братьев — по 15 тыс. рублей, сестра, великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская,— 5 тыс. рублей. Среди жертвователей и лиц, принимавших участие в изготовлении убранства церкви,— на первом месте великая княгиня Елизавета Федоровна: она собственноручно вышила ковер перед жертвенником. Главным украшением храма является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для которого были написаны известным художником В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырех стен работы С. Иванова (не фрески, а живопись по холсту, прикрепленному затем к стене) отражают основные эпизоды из жизни Магдалины.
_________
96. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492. Л. 6.
97. Кондаков С. Н. Список русских художников. С. 320–321.
98. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 412.
99. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492. Л. 8.
100. Там же. Л. 57.
101. Там же. Л. 58.
102. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 408.
103. Там же. С. 419.
_________
96. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492. Л. 6.
97. Кондаков С. Н. Список русских художников. С. 320–321.
98. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 412.
99. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492. Л. 8.
100. Там же. Л. 57.
101. Там же. Л. 58.
102. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 408.
103. Там же. С. 419.
Для участия в торжественном освящении, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери, 1 октября 1888 года, великий князь Сергий Александрович с Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим (для братьев — уже второе). Программа путешествия включала посещение многих достопримечательностей и святых мест Восточного Средиземноморья (104). Помимо Константинополя, где паломникам был оказан самый почетный прием, они посетили Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, Баальбек, Дамаск, Хайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор. 29 сентября в седьмом часу утра крейсер „Кострома“ бросил якорь у Яффы. Сойдя на берег, великие князья направились по шоссе к Святому Граду. Как сообщал официальный „Правительственный Вестник“, „в предместьях Иерусалима толпы народа ожидали приезда Их Высочеств и бегом бросились сопровождать Их экипаж; дома консульств были разукрашены флагами; две триумфальные арки были сооружены на пути следования, из коих одна против построек Палестинского Общества; улица, вдоль стен русских казенных построек, была красиво убрана флагами, гирляндами цветов и вензелями; на стенах теснились русские обыватели Св. Града и паломники; раздалось русское „ура“. Из храма Св. Троицы, находящегося посреди Русских Построек, доносился трезвон колоколов. У Яффских ворот Иерусалима стоял турецкий батальон с музыкою на правом фланге. Их Высочества оставили экипажи и ровно в 4 часа дня вступили в Св. Град, причем со стен башни царя Давида был сделан салют из орудий. От Яффских ворот Их Высочества направились пешком к храму Св. Гроба Господня. Открывали шествие 30 кавасов с серебряными булавами, за ними шли великие князья, великая княгиня, свита, русское консульство и власти; батальон сопровождал шествие по сторонам шпалерами“ (105).
Августейшие паломники великий князь Сергий Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна,
архимандрит Антонин (Капустин) и другие паломники
на освящении храма св. Марии Магдалины в Гефсимании. 1888 г.
Фото из альбома иеромонаха Тимона
архимандрит Антонин (Капустин) и другие паломники
на освящении храма св. Марии Магдалины в Гефсимании. 1888 г.
Фото из альбома иеромонаха Тимона
Главные торжества происходили непосредственно в храме Марии Магдалины.
„По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты, конный конвой следовал за экипажами великих князей, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств заиграла русский гимн.
По выходе из экипажа у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера „Забияка“ и крейсера „Кострома“, с офицерами на правом фланге.
На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150 человек русских паломников. Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел Фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссиею в облачении.
Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Вел. князья и вел. княгиня, а за ними и все присутствующие последовали крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами. Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы Патриарх читал по-славянски. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память, и все присутствовавшие опустились на колени. Минута была торжественная и в высшей степени трогательная“. (106)
…Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших моментов в созревании решения Елизаветы Федоровны о переходе в православие. Для убежденной немки-лютеранки из верующей протестантской семьи, имевшей право по русским законам оставаться в своем исповедании, это было сознательным и очень непростым шагом. 5 января 1891 г. она пишет наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): „Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т. к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение“ (107). И двумя месяцами позже: „Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву“ (великий князь Сергий Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы) (108). 13 апреля 1891 г. принцесса Элла стала православной.
История имела любопытное продолжение. В 1932 г. две подруги-шотландки, Б. Робинсон и А. Спрот, приехали в Иерусалим на поклонение святым местам, приняли православие, а вскоре затем и монашество и учредили на свои средства новую женскую монашескую общину. Первоначально она располагалась в Вифании — на русском участке, напротив греческого монастыря Марфы и Марии, приобретенном в 1909 г. начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) (109), а затем была переведена в Гефсиманию, где и был, при храме Марии Магдалины, создан доныне существующий русский женский монастырь (в юрисдикции РПЦЗ). Основанная ими в Вифании русская православная школа для девочек-арабок сегодня единственная русская школа в Палестине, последняя хранительница просветительных традиций Императорского Православного Палестинского Общества.
___________
104. Маршрут путешествия Их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Сергия Александровича, Государыни Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Государя Великого Князя Павла Александровича // АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 192.
105. Правительственный вестник. СПб., 27 октября 1888 г. (Цит. по: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 161.)
106. Там же. С. 163.
107. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. Изд. 2. М., 1996. С. 10—11.
108. Там же. С. 13–14.
109. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы // Богословские труды. М., 2001. Сб. 36. С. 275, 303.
„По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты, конный конвой следовал за экипажами великих князей, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств заиграла русский гимн.
По выходе из экипажа у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера „Забияка“ и крейсера „Кострома“, с офицерами на правом фланге.
На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150 человек русских паломников. Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел Фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссиею в облачении.
Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Вел. князья и вел. княгиня, а за ними и все присутствующие последовали крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами. Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы Патриарх читал по-славянски. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память, и все присутствовавшие опустились на колени. Минута была торжественная и в высшей степени трогательная“. (106)
…Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших моментов в созревании решения Елизаветы Федоровны о переходе в православие. Для убежденной немки-лютеранки из верующей протестантской семьи, имевшей право по русским законам оставаться в своем исповедании, это было сознательным и очень непростым шагом. 5 января 1891 г. она пишет наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): „Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т. к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение“ (107). И двумя месяцами позже: „Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву“ (великий князь Сергий Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы) (108). 13 апреля 1891 г. принцесса Элла стала православной.
История имела любопытное продолжение. В 1932 г. две подруги-шотландки, Б. Робинсон и А. Спрот, приехали в Иерусалим на поклонение святым местам, приняли православие, а вскоре затем и монашество и учредили на свои средства новую женскую монашескую общину. Первоначально она располагалась в Вифании — на русском участке, напротив греческого монастыря Марфы и Марии, приобретенном в 1909 г. начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) (109), а затем была переведена в Гефсиманию, где и был, при храме Марии Магдалины, создан доныне существующий русский женский монастырь (в юрисдикции РПЦЗ). Основанная ими в Вифании русская православная школа для девочек-арабок сегодня единственная русская школа в Палестине, последняя хранительница просветительных традиций Императорского Православного Палестинского Общества.
___________
104. Маршрут путешествия Их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Сергия Александровича, Государыни Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Государя Великого Князя Павла Александровича // АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 192.
105. Правительственный вестник. СПб., 27 октября 1888 г. (Цит. по: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 161.)
106. Там же. С. 163.
107. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. Изд. 2. М., 1996. С. 10—11.
108. Там же. С. 13–14.
109. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы // Богословские труды. М., 2001. Сб. 36. С. 275, 303.
Скажем кратко о других памятниках Русской Палестины.
Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме
Прежде всего, это упомянутое уже выше Сергиевское подворье в Иерусалиме. Еще в 1885 г., когда стало ясно, что Русские Постройки, воздвигнутые Палестинским Комитетом в начале 1860-х гг., не вмещают уже растущего числа паломников, Палестинское Общество ставит вопрос о строительстве дополнительного нового подворья. Первоначально планировалось строить новое здание на территории Старых построек (т. е. участка, застроенного в 1860–1864 гг.). Но в мае 1886 г. уполномоченному Общества в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву удалось приобрести по соседству с Русскими Постройками новый участок, на котором и было решено начать строительство. Закладка фундамента состоялась 29 октября 1886 г. Строительными работами руководил городской архитектор Иерусалима православный араб Георгий Франгья. Общая сумма, в которую обошлось Палестинскому Обществу строительство, составила 328 тыс. франков. (110)
Николаевское подворье ИППО. Вид с Яффской улицы
Самым поздним в ряду Иерусалимских проектов является Николаевское подворье, названное так в память о последнем российском самодержце. Договор на проектирование с петербургским архитектором А. Е. Элкиным был заключен в 1902 г., закладка здания состоялась 5 сентября 1903 г. (в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны) Как проектирование, так и строительство в силу общих неблагоприятных обстоятельств шли туго. Здание, не вполне законченное отделкой, было освящено лишь 6 декабря 1905 г.— в праздник Святителя Николая Чудотворца (111). Расходы на его строительство составили 168 546 рублей (112).
Русские паломники у храма св. Георгия Победоносца в Канне Галилейской,
построенного на средства ИППО в 1885 г.
построенного на средства ИППО в 1885 г.
Памятники, связанные с деятельностью ИППО и с именем его председателя великого князя Сергия Александровича существуют и вне Иерусалима. ИППО с самого начала своей деятельности уделяло большое внимание благотворительности и строительству в Галилее. В 1885 году Муджедиле (Мжделе, по другому написанию) была построена первая церковь Палестинского Общества в Святой Земле – храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В том же году строится на средства Общества церковь Георгия Победоносца в Канне Галилейской. Щедрая помощь оказывалась также главному православному храму Назарета – церкви Благовещения у Святого Источника. Иконы в серебряных окладах, написанные по заказу ИППО мастерами-иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, доныне украшают интерьер храма (113).
Подворье ИППО имени великого князя Сергия Александровича в Назарете. 22 июля 1902 г.
История русского участка в Назарете восходит к 1864 г., когда российский консульский агент К. Аверино неподалеку от церкви Благовещения приобрел участок земли для будущей странноприимницы. Но лишь в 1901 г. состоялась закладка подворья на этом участке. Строительство (по проекту немецкого архитектора и археолога из Хайфы Г. Шумахера) продолжалось три года. Освящение подворья произошло в сентябре 1904 г.
__________
110. Сергиевское подворье занимает участок в 4,25 тыс. кв. м. Двухэтажное здание главного корпуса с трех сторон обнимает внутренний дворик с садом, с четвертой (северной) стороны идут одноэтажные хозяйственные постройки. На углу, при пересечении двух улиц, высится главная достопримечательность подворья — башня с площадкой наверху, над которой до революции в праздничные дни гордо развевался „палестинский“ флаг —флаг ИППО. В башне размещались библиотека (в нижнем этаже) и столовая для состоятельных паломников — в верхнем. (Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 478. См. также: Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле. № 2. Сергиевское подворье // Там же. С. 692.)
111. Там же. С. 608.
112. Палестина — Россия: связь времен. М., 1993. С. 16.
113. Лисовой Н. Н. „Приди и виждь“: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 17—18.
111. Там же. С. 608.
112. Палестина — Россия: связь времен. М., 1993. С. 16.
113. Лисовой Н. Н. „Приди и виждь“: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 17—18.