В редком фонде библиотеки Ростовской-на-Дону епархии хранятся 12 чудом уцелевших книг, изданных Императорским Православным Палестинским Обществом в конце ХIХ столетия, начиная с 1882 г. – года учреждения Общества.
Труды на пользу Церкви и России.
О возрождении на Донской земле
отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Судя по сохранившимся 12 книгам, можно предположить, что Семинария владела уникальным собранием книг Императорского Православного Палестинского общества: в одном из выпусков за 1892 год опубликован потрясающий список изданий Общества за 10-летний период его деятельности, а также ценнейший библиографический указатель из 220 наименований книг, статей, рисунков и карт по Палестине, Сирии и Синаю. В этом же выпуске за 1892 год представлены подробные, обстоятельные отчеты о многогранной деятельности Палестинского Общества за 1891 и 1892 годы. Сегодняшнему читателю, прикоснувшемуся к этим материалам, открывается удивительная и неведомая большинству наших соотечественников картина жизни российского общества конца Х1Х — начала ХХ столетия и та роль, которую выполняло в нем Императорское Палестинское Общество.
Вот как сказано в одном из отчетов о его целях и задачах:
«Главные цели Общества:
1. Поддержание Православия в Святой Земле.
2. Пособие Русским паломникам.
Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но еще более направлены на вспоможение их физических и духовных потребностей в Святой Земле.
Кроме того, Общество поставило себе задачею, посредством разного рода изданий, ознакомить Русское общество с настоящим и прошедшим Святой Земли и тем послужить для духовного единения между Россиею и Матерью Церквей».
В упомянутых отчетах Палестинского Общества даны сведения о том, что оно имело свои представительства в лице уполномоченных в различных городах и губерниях России. На Донской земле такое представительство было открыто в Таганроге при Агентстве Русского Общества Пароходства и Торговли, которое возглавлял в конце ХIХв. Ипполит Ильич Чайковский, родной брат великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Именно Ипполит Ильич был назначен уполномоченным от Императорского Палестинского Общества в Таганроге и Ростове-на-Дону, откуда российские паломники отправлялись в Иерусалим и на Святую Гору Афон.
В частности, были указаны несколько маршрутов и плата за проезд.
До Яффы (Святая Земля) и обратно: От Воронежа через Таганрог проезд по железной дороге 3-м классом, а затем на пароходе 2-м классом с продовольствием стоил 186 рублей, без продовольствия – 118 рублей. От Самары через Ряжск, Воронеж и Ростов проезд только 3-м классом без продовольствия стоил 54 рубля.
До Афона (Греция) и обратно: Через Таганрог: от Воронежа на Ростов проезд стоил 32 рубля; от Самары на Ряжск, Воронеж и Ростов – 48 рублей.
Оказывается, во всех представительствах Палестинского общества можно было приобрести паломнические книжки на целый год. «Купившие оныя могут останавливаться по пути в Москве, Курске, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Таганроге и Константинополе.
С огромным интересом читаются в отчетах сведения о том, как была налажена Палестинским Обществом система отправки грузов через портовые города Одесса и Таганрог, всевозможных пожертвований и денежных средств для строящихся на Святой Земле храмов и подворий, для содержания монастырей в Иерусалиме и на Святой Горе Афон. Вот, например, перечисление на трех страницах Палестинского сборника наиболее крупных грузов:
«1884 год. Колокол весом 319 пудов для храма Вознесения на Елеонской горе от Соликамского купца А. В. Рязанцева.
Иконостас для храма Вознесения на Елеонской горе от купца П. Д. Каверина из Москвы. 1985 год. Паникадило для монастыря Св. Георгия Победоносца в Иерусалиме от Болотова из Киева.
Иконостас тому же монастырю через посредство Совета Общества.
Хрустальная люстра для храма Вознесения на Елеонской горе от камергера Ю. С. Нечаева-Мальцева из Москвы.
Водогрейный аппарат для Иерусалимского подворья Общества от Новикова из Москвы.
Медно-позлащенный крест, с яблоком, весом 58 пуд.20 ф., для храма Св. Гроба Господня от купца Каверина из Москвы…» и так далее в хронологическом порядке до 1893 года.
Все это читается с удивлением, умилением и со слезами на глазах, потому что в одночасье великая для России духовная работа Православного Палестинского Общества была обрублена и обезглавлена. Была разорвана связь времен на долгие десятилетия.
Только в 1993 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Императорское Православное Палестинское Общество было возрождено к жизни трудами православных патриотов Отечества. Уже активно работают в нескольких российских областях отделения этого Общества.
В своем приветствии Донскому отделению Православного Палестинского Общества Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон сказал:
Эти связи не прерывались даже в самые тяжелые времена. В этом мне самому довелось убедиться, когда я нес послушание в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 80-е годы прошлого столетия. Русские люди любыми путями стремились достичь Святой Земли, чтобы припасть к Живоносному Гробу Господню, укрепить душу свою в Вере и Надежде.
Желаю Донскому отделению Палестинского Общества плодотворной работы и помощи Божией во всех добрых начинаниях во благо духовного возрождения нашего общества».
Председатель Донского отделения Императорского Православного Палестинского Общества С. Н. Епифанцев в своем слове к участникам презентации сказал, что с большим волнением и духовным трепетом приступает к новой для него деятельности, в которой он видит важный для общества смысл и значение. Он заверил, что Совет Отделения приложит все свои гражданские и духовные силы для возрождения на Дону деятельности Православного Палестинского Общества во благо народа Божиего, во славу Отечества Российского.
Логашева Людмила Павловна, заведующая канцелярией Епархиального управления Ростовской-на-Дону епархии
3 июня 2007 г.
Ростовская-на-Дону епархия