Одной из важнейших составляющих в связи Православного Востока и России во все времена было духовное образование.
Уроки взаимности.
Сирийские и палестинские студенты в Российских духовных академиях
Начиная с 1850-х гг. в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Судьбы этих посланников были очень разные: одни возвращались в родные страны, другие оставались в России, считая ее второй родиной. Среди иностранцев-выпускников российских духовных школ были будущие архиереи, богословы, активные церковные деятели. Какое применение находили они знаниям, полученным в российской духовной школе? Способствовало ли их российское образование установлению более тесных церковных и богословских связей Поместных Церквей? Эти выпускники, их деятельность также являются плодом российской духовной школы, а обучение иностранных студентов представляет интересную и немаловажную страницу ее церковного служения, которую следует внимательно изучить.
Данная статья посвящена представителям ближневосточных православных Церквей — Антиохийской и Иерусалимской, учившимся в высшей духовной школе России — в духовных академиях. В российских документах все они назывались «сирийцами», даже если были уроженцами Палестины — Иудеи или Галилеи, иногда с пометкой «араб по происхождению».
Следует несколько слов сказать об историческом контексте, то есть, о ситуации в Антиохийской и Иерусалимской Церквах во второй половине XIX в. и о государственных и церковных связях России с Палестиной и Сирией. Греко-арабская православная Церковь в Сирии и Палестине управлялась патриархами Антиохийским и Иерусалимским1: первому были «преклонены» Сирия с частью Малой Азии и Курдистана, второму — историческая Палестина2. Территориальная близость Антиохийского и Иерусалимского патриархатов друг к другу, общие границы во многом определяли и общность их исторических судеб. В VII в. они попали под власть Арабского халифата, в XI–XIII вв. пережили владычество крестоносцев, в XIII в. были завоеваны египетскими мамлюками, а затем, в XV – XVI вв., попали под власть Османской империи. После периода агрессивного завоевания отношение мусульманской политической власти к христианам было неоднозначным: периоды относительной веротерпимости, при условии признания христианами султанской власти, уплаты соответствующих податей и отказа от любых попыток прозелитизма среди мусульман, сменялись вспышками произвола властей и мусульманского фанатизма. Особый статус христианства, как древней монотеистической религии, признаваемой за таковую мусульманством, позволял ближневосточным христианам, несмотря на тяжелое положение, сохранять свое культурное и религиозное своеобразие, самобытность своих традиций и законов в окружении мусульманского большинства. Тем не менее, двенадцать веков арабско-турецкой оккупации привели древние патриархаты в состояние культурного и интеллектуального упадка, ослабления внутренних сил и материальной бедности. В первой половине XIX в. Палестина и Сирия пережили недолгое нашествие Наполеона, краткое облегчение положения при египетском господстве, новое усиление турецкого гнета, неоднократные нашествия бедуинов, грабежи и погромы. Бедствия постигали православное население Сирии и Палестины и в середине XIX в.: турецкая война 1850-х гг., кровавое бедуинское нашествие 1860 г. Антиохийская Церковь к середине XIX в. находилась в состоянии крайней материальной бедности, низкой образованности клира и религиозного невежества населения. Палестинской Церкви в материальном отношении отчасти было легче — поддерживали паломники к христианским святыням, но у нее возникала дополнительная проблема противостояния иным христианским конфессиям в борьбе за обладание святынями и за влияние на местное арабское население. Проблема духовного образования и религиозного просвещения была столь же сильна, как и у соседнего Патриархата.
Положение отягощалось двумя дополнительными проблемами. Первая проблема состояла в сложных внутренних отношениях между христианами-греками, составлявшими численное меньшинство в Антиохийской и Иерусалимской Церквах, но занимавшими приоритетное положение, и христианами-арабами, составлявшими большинство, но не допускаемыми к иерархическим должностям и просвещению. Получение духовного образования представителем арабского населения было большой редкостью. Второй проблемой были так же непростые отношения ближневосточных патриархатов с Константинопольским патриархом. Духовно-евхаристическое общение Константинополя с православными кафедрами Антиохии и Иерусалима все эти годы не прекращалось. Но султанская власть всемерно содействовала усилению власти Константинопольского — Вселенского — патриарха и греческого присутствия на руководящих постах в соседних Иерусалимском (с 1534 г.) и Антиохийском (с 1724 по 1899 г.) патриархатах3.
Религиозное просвещение, духовное образование и подготовка клира к XIX в. составляли особую проблему Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Древние богословские школы были разорены, и богословско-образовательная традиция прервана. В начале XIX в. в обоих патриархатах не было ни одной школы для приготовления священства, архиереи-греки, хотя сами и получали так или иначе некоторое образование, не могли устроить стабильных школ для своего клира. Можно назвать лишь отдельные попытки устроения таких школ, не создавших системы. В 1810-х гг. патриарх Антиохийский Серафим (1813–1823) открыл школу для мальчиков в Дамаске, которая давала начальное образование, а наиболее способным преподавались основы философии и богословия. В начале 1830-х гг. патриарх Иерусалимский Афанасий (1827–1845) устроил катехизаторские курсы при Святогробском монастыре для монахов и клириков4. В 1832 г., при Антиохийском патриархе Мефодии (1823–1850), настоятель монастыря Успения Пресвятой Богородицы близ Триполи (знаменитого Баламанда) архимандрит Афанасий (Касир) (1830–1842) устроил школу для просвещения своей братии и подготовки клириков для Антиохийской Церкви. Но все эти школы действовали недолго и задачу подготовки образованного клира решить не могли. В 1853 г. патриарх Иерусалимский Кирилл II (1845–1872) благословил открытие богословской школы в монастыре Святого Креста (так называемой Иерусалимской патриаршей школы)5. Эта школа неоднократно закрывалась и возобновляла свою деятельность, преобразовывалась, отчасти решая проблему подготовки клира и дидаскалов и для своей Церкви, и для Антиохийской. Но вопрос образования духовенства и, тем более, развития научного богословия стоял по-прежнему весьма остро. Богатейшие рукописные сокровища палестинских библиотек продолжали ждать своих исследователей. Надежды Православных Церквей возлагались на Русскую Церковь, находившуюся в наиболее благоприятных условиях.
Отношения Антиохийской и Иерусалимской Церквей с Русской Православной Церковью начались с момента принятия христианства на Руси, если учитывать существующее предание о сирийском происхождении первого митрополита Киевского Михаила (конец Х в.)6. Начиная с XVI в., после завоевания восточных территорий турками, патриархи Антиохийские и Иерусалимские несколько раз посещали русские земли, с одной стороны, получая материальную помощь, с другой стороны, укрепляя связь Православных Церквей. Приезд патриарха Антиохийского Иоакима в 1586 г. способствовал учреждению патриаршества в Русской Православной Церкви. Патриарх Иерусалимский Феофан, проезжая в 1619 г. через Киево-Литовскую Русь, совершил восстановление православной иерархии, а в Москве участвовал в хиротонии патриарха Филарета. В 1654 – 1656 гг. предпринял путешествие в Россию патриарх Антиохийский Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским7. Россия неоднократно оказывала помощь единоверным Церквам, как материальную и политическую, так и духовно-просветительскую. Просветительской деятельностью занималась Иерусалимская духовная миссия, учрежденная в 1847 г. и продолжавшая свою деятельность после перерыва, обусловленного турецкой войной. Наконец, начиная с рубежа 1840–1850-х гг. открыли двери для посланцев Антиохийской и Иерусалимской Церквей духовные школы России.
Первым сирийским представителем в российских духовных школах был посланец Антиохийского Патриархата Спиридон Абуд (Абута). 3 сентября 1850 г. российский посланник в Константинополе Владимир Павлович Титов писал митрополиту Московскому Филарету о просьбе покойного патриарха Антиохийского Мефодия († 6 июля 1850): разрешить Спиридону Абута определиться для обучения в МДА8. Российское правительство дало согласие, и юноша был отправлен в Россию9. Святитель Филарет принял юношу под свое покровительство, однако для Академии он был сочтен не готовым, и его определили в старший класс Московской ДС. В 1852 г., несмотря на выход из семинарии во втором разряде, Спиридон Абута был принят в МДА. Он прошел полный академический курс, окончил МДА в 18 56 г., хотя в звании лишь действительного студента, и отправился на родину, но вскоре умер10.
Через год таким же путем последовал сирийский уроженец иеромонах Агапит (Агапий) (Ставрос). Он пользовался особым покровительством патриарха Антиохийского Иерофея (1850–1885), успел проявить ревность к проповеданию Евангелия и пострадать от внутренних нестроений в Антиохийской Церкви, потом был направлен к настоятелю Антиохийского подворья в Москве иеромонаху Анфиму11. Об иеродиаконе, а затем и еромонахе Агапии, как и о других сирийских посланцах, по просьбам антиохийской церковной иерархии ходатайствовал А. Н. Муравьев12. Окончив Московскую ДС, и еромонах Агапий в 1853 г. поступил в СПбДА, каковую окончил в 1857 г., причем со степе нью кандидата богословия13. В дальнейшем он стал митрополитом Едесским.
Третьей приняла сирийского посланника КДА. В 1863 г. в нее поступил Муссей Нифонт, который в 1867 г. благополучно окончил полный академический курс, хотя и в звании действительного студента14.
Герасим Яред — Митрополит Селевкидский,
Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества
Фото: Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. XXV. 1882–1907. Санкт-Петербург, 1907 г.
Из архива Сергиевского подворья в Иерусалиме
Через два года СПбДА окончил один из самых известных в российской духовно-учебной истории сирийских уроженцев, араб — иеромонах Герасим (Яред)15. О. Герасим получил образование сначала в Дамаске, потом в Константинопольской патриаршей школе. В 1860 г. он прибыл в Россию, уже будучи монахом, поступил в Московскую ДС, из которой вышел в 1865 г., не завершив старшего богословского класса, и поступил в СПбДА. Окончание им академии совпало с принятием нового Устава духовных академий (1869 г.), и иеромонах Герасим был в составе последнего предреформенного выпуска. По окончании Академии, не успев, как и большая часть его сокурсников, представить выпускное сочинение, он был определен на должность наставника в столичную семинарию. Но через год, когда, согласно правилам нового Устава православных духовных академий 1869 г., академии получили право учреждать приват-доцентуры при кафедрах, о. Герасим стал первым приват-доцентом СПбДА по византийской истории. Разработка именно этой области церковной истории составляла непосредственную обязанность православного богословия, и от этого предмета православная богословская наука ожидала значительных открытий. Он представил диссертацию pro venia legendi на тему «О составных частях государственного строя Византийской империи» и после прочтения двух пробных лекций — «О царствовании Юстиниана» и «О политических принципах иконоборческой партии» — был назначен приват-доцентом академии, войдя в коллектив русских академических профессоров. Чтение иеромонахом Герасимом лекций по византийской истории содействовало его собственным усиленным научным занятиям. В течение шести лет он преподавал курс византийской истории, результатом стали, во-первых, курс лекций по истории Византии, во-вторых, — магистерская диссертация «Отзывы о святом Фотии, патриархе Константинопольском, его современников, в связи с историей политических партий Византийской империи», представленная в Совет СПбДА в 1872 г. Согласно правилам Устава духовных академий 1814 г., который распространялся на всех выпускников 1869–1870 гг., о. Герасим был удостоен в 1874 г. искомой степени магистра без публичной защиты, по положительным отзывам оппонентов. Диссертация была напечатана в том же году16.
В указанном труде о. Герасим (Яред) впервые выдвинул тезис о тесной связи церковно-религиозных расколов в Византии с внутренней политической и династической борьбой. По его мнению, партии игнатиан и фотиан не были новым явлением в истории Византии, но новым этапом столкновения старых политических и династических партий, выступавших с первых веков существования Византийской империи (зеленые и голубые V–VII вв., иконоборцы и иконопочитатели VIII в., прогрессисты и клерикалы времен императрицы Ирины и патриарха Никифора). Некоторые оригинальные положения работы о. Герасима, хотя и оценивались неоднозначно в последующей историографии, позднее повторялись западными византинистами17. Но главная ценность диссертации состояла в тщательном разборе источников по истории патриарха Фотия: о. Герасиму удалось заметить в них такие оттенки, которые ускользнули от внимания других ученых. Определенный интерес представляли и другие работы иеромонаха Герасима18, а также сообщения о церковно-общественной жизни на православном Востоке, помещавшиеся в академических журналах. В 1876 г. о. Герасим был удостоен сана архимандрита и назначен ректором Псковской ДС. В дальнейшем он стал митрополитом Селевкийским († 1899).
Еще одним уроженцем Дамаска, внесшим большой вклад в духовное просвещение, был Искандер Джубраил (Александр Гаврилович) Кезма. Он окончил в 1881 г. Санкт-Петербургскую ДС по второму разряду и поступил в МДА на церковно-историческое отделение. Но в 1883 г. А. Г. Кезма был привлечен новоучрежденным Православным Палестинским обществом (ППО) для сбора информации о состоянии просвещения в Палестине и отправлен в командировку на родину19. В академию Кезма так и не вернулся, но в Палестине он стал одним из главных деятелей образовательной системы ППО: сначала ему были поручены первые школы, учрежденные Обществом в Галилее, затем он был преподавателем в школе в Бейруте, наконец, с 1886 г. стал директором Назаретской семинарии. А. Г. Кезма подходил к учебному процессу творчески: составлял учебники, пособия, разрабатывал особые методы обучения арабских детей.
С учреждением в 1882 г. Православного Палестинского общества и началом его просветительской деятельности в образовательных связях России и Сирии и Палестины началась новая эпоха20. Просвещение сирийского и палестинского населения было одной из задач, которое непосредственно ставило перед собой Православное Палестинское общество. Обществом учреждались в Иудее, Галилее, Сирии школы для арабского православного населения, а с 1890 г. посланники Сирии и Палестины, поддерживаемые стипендиями ИППО, стали регулярно поступать в российские духовные школы. В основном это были выпускники упомянутой выше Назареткой семинарии. Идея создания в Назарете учительской семинарии для подготовки арабских учителей для сельских школ была выдвинута В. Н. Хитрово в ходе его поездки по Палестине в 1884 г. Лучшие из выпускников могли впоследствии продолжать образование в России — в духовных семинариях и академиях или учительских институтах. Семинария была открыта в сентябре 1886 г. Ее возглавил по рекомендации Хитрово Искандер Джабраил (Александр Гаврилович) Кезма. В семинарию на полный бесплатный пансион было принято 20 учащихся, из них 15 сирот. Обучение было четырехгодичным. В 1890 г. состоялся первый выпуск, и лучший выпускник, Константин (Констанци) Канази был направлен в Киев, в Киевскую ДС21.
ИППО содержало посланников на свои стипендии, что существенно облегчало задачу их обучения в России. Кроме того, поддержка Общества помогала им чувствовать себя в России более уверенно, следовать своим научным интересам и выбирать свой путь. Не все из палестинских юношей доходили до академий, многие после окончания семинарии возвращались на родину и служили в родной Назаретской семинарии. Так первый стипендиат ИППО К. Канази по окончании Киевской ДС вернулся в родную школу, такой же патриотизм проявляла и большая часть его последователей22.
Из выпускников Назаретской семинарии, окончивших российские духовные академии, отметим троих, реализовавших в своей после-академической деятельности три разных варианта просветительского служения: на родине, в Палестине, в российской духовной школе и в российской светской школе. Георгий (Егор) Халеби, окончивший Московскую ДС в 1888 г. (по второму разряду) и КДА в 1892 г., трудился в Палестине.
Тауфик Джабраил (Гаврилович) Кезма (1882–1958) — брат Александра Кезмы, после окончания Назаретской семинарии, в 14 лет (1896 г.) был отправлен на учебу в Киевскую ДС (окончил в 1902 г.), затем в КДА (ок. в 1906 г.) Его судьба оказалась, как и у П. К. Жузе, связанной с Россией. Получив в 1907 г. подданство Российской империи, Тауфик Гаврилович стал помощником проректора Киевского университета св. Владимира. Преподавал церковно-славянский, греческий, древне-еврейский, латинский, а после Октябрьской революции еще турецкий и персидский языки. Составил уникальный по сей день учебник элементарных основ грамматики арабского языка. Его жизнь после революции складывалась непросто, но и тогда он старался приносить пользу науке и образованию, читал по возможности лекции по арабской грамматике и другим дисциплинам29.
Но и в годы деятельности ИППО в российские академии продолжали поступать сирийцы «особой судьбы». Одной из наиболее ярких личностей в этой группе явился архимандрит Рафаил (Хававини). Он происходил из благочестивой христианской семьи г. Дамаска, с детства ему покровительствовали представители антиохийской церковной иерархии, и по благословению патриарха Иерофея юный Рафл окончил пастырские подготовительные курсы при Патриархии, служил преподавателем турецкого и арабского языков и был пострижен самим патриархом. Константинопольский патриарх Иоаким III предложил Антиохийскому патриарху прислать одного достойного студента для обучения в Богословской школе в Халки, в восполнение закрытой в 1840 г. Баламандской семинарии, и таким образом Рафаил (Хававини) окончил Халкинское богословское училище, уже в сане иеродиакона, получив диплом по специальности богословие. Д ва года о. Рафаил состоял проповедником Антиохийского Престола, заслужив особое уважение патриарха Герасима (1885–1891). Но ревность к богословской науке побудила о. Рафаила просить благословения на учебу в России, и в сентябре 1888 г. он поступил в КДА. Однако служение церковное не позволило ему заняться наукой: 5 июня 1889 г. по просьбе патриарха Герасима о. Рафаил был посвящен ректором КДА епископом Сильвестром (Малеванским) в сан иеромонаха и назначен настоятелем Антиохийского подворья в Москву, где был возведен в сан архимандрита митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием. Следует отметить, что церковная жизнь архимандрита Рафаила складывалась очень непросто. Когда в 1891 г. патриарх Герасим сложил с себя патриаршие обязанности, чтобы принять Иерусалимскую епархию, архимандрит Рафаил, горя ревностью освободить Антиохийскую Церковь от господства иностранных иерархов и предоставить управление ею коренным клирикам и мирянам, начал рассылать письма отдельным антиохийским епископам и влиятельным мирянам и публиковать статьи в русской прессе. Когда на Антиохийскую кафедру был избран новый патриарх греческого происхождения Спиридон, архимандрит Рафаил отказался поминать нового патриарха за богослужением и был временно отстранен от служения. Приняв свое отстранение, архимандрит Рафаил продолжал писать статьи в русских газетах в защиту антиохийского дела и эта активность побудила всех восточных патриархов (не только Антиохийского, но и Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского) обратиться к царю Александру III с просьбой запретить газетам публиковать статьи о. Рафаила. Не сдаваясь, о. Рафаил начал издавать свои материалы в форме книг. Наконец, патриарх Спиридон просил русских друзей о. Рафаила — в частности, товарища обер-прокурора — убедить отца Рафаила испросить прощение у патриарха. Тот внял просьбе обер-прокурора, прещение было снято и о. Рафаилу было позволено перевестись из-под юрисдикции Антиохийской Церкви под юрисдикцию Русской Церкви и остаться в России. Архимандриту Рафаилу удалось все же окончить КДА, после чего он был направлен в КазДА практикантом арабского языка и оставался там до 1895 г., когда был приглашен Сирийским православным благотворительным обществом Нью-Йорка для окормления арабской православной общины. В Нью-Йорке о. Рафаил, как пастырь арабского происхождения, был радостно встречен христианами-арабами. Надежды паствы оправдались: о. Рафаил служил преданно и творчески. В частности, для своих приходов он составил Служебник на арабском языке («Книга истинного утешения в святых молитвах» — «The Book of True Consolation in the Divine Prayers»), содержащий последование Божественной Литургии и молитвы, и это помогало духовенству в богослужениях и мирянам в ежедневных молитвах. Ему удалось создать тридцать православных арабских приходов, добиться для них вызова опытных священников из Сирии, подготовить и представить к рукоположению образованных мирян30. Помогал он активно и Алеутской и Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви, которую в 1891–1898 гг. возглавлял епископ Николай (Зиоров), а в 1898–1907 гг. — епископ (с 1905 г. архиепископ, будущий святитель) Тихон (Беллавин). В 1903 г. святитель Тихон ездил в Россию и просил Святейший Синод благословить поставление викарными епископами архимандритов Рафаила и Иннокентия (Пустынского). Торжественная хиротония архимандрита Рафаила во епископа Бруклинского состоялась 12 марта 1904 г. Епископ Рафаил произнёс исповедание веры на церковно-славянском и на арабском языках — это было обещанием верно служить Русской Православной Церкви и своей арабской пастве31. В этом же году епископ Рафаил стал издавать официальный журнал Сиро-арабской миссии под названием «Слово» (Al-Kalimat), на следующий год освятил начало Свято-Тихоновского монастыря и благословил приют для сирот в Южном Канаане в Пенсильвании. Прослужив в США 20 лет, епископ Рафаил скончался 27 февраля 1915 г., а в мае 2000 г. он был прославлен Американской Православной Церковью32.
Немного позднее путь епископа Рафаила отчасти повторил Александр (Тахан) — та же Халкинская богословская школа, оконченная в 1897 г., КДА (1901). В 1900 г. иеродиакон Александр был вызван в Дамаск, рукоположен патриархом в сан иеромонаха и затем направлен в Москву для управления Антиохийским подворьем33. В звании настоятеля подворья иеромонах Александр оставался в течение трех лет и за это короткое время успел развить весьма плодотворную деятельность, которая отмечена была в официальном органе Святейшего Синода — «Церковных ведомостях». В 1903 г. он был возведен в сан архимандрита митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским). Затем архимандрита Александра ожидало архиерейское служение, но на Востоке, в Киликийской епархии. Впоследствии — в 1931 г. — преосвященный Александр стал патриархом Антиохийским и всего Востока.
На служении настоятелем Антиохийского подворья в Москве преосвященного Александра (Тахана) сменил выпускник МДА 1903 г. Илиас Аббурус, постриженный с именем Игнатия и возведенный в сан архимандрита.
Учились в российских духовных академиях и выпускники местных — палестинских и сирийских — школ, прежде всего, Иерусалимской патриаршей школы. Так по указу Святейшего Синода в 1892 г. в МДА был принят ее выпускник Яков Хабиб-Ханания34. Начальная богословская подготовка помогла ему освоиться и пройти академический курс достаточно успешно: в 1895 г. он окончил академию со степенью кандидата богословия35.
Но все же наиболее надежным путем была последовательная учеба палестинских и сирийских представителей в российских семинариях затем в академиях. Такой путь прошли в конце XIX — начале XX в. более десятка ближневосточных юношей, причем в обучении участвовали все четыре академии. Так окончили МДА выпускник Московской ДС Панаиот Савабини (выпуск МДА 1897 г., действительный студент)36 и выпускник Вифанской ДС Илиас (Илья) Аббурус (Абуррус, Абурус) (выпуск МДА 1903 г., кандидат богословия)37; СПбДА — выпускник Харьковской ДС Димитрий Харестани (в ыпуск СПбДА 1900 г., кандидат богословия); КДА — выпускник Черниговской ДС Гавриил Хабиб (выпуск КДА 1910 г.). Александр Яред и Афанасий Клели (выпуск КДА 1913 г.)38; выпускника КазДА Юрия (Юлианя) Халеби (вып. 1901 г.)
Постепенно складывалась определенная традиция обучения ближневосточного юношества с России и копился коллективный опыт. Студенты-арабы чувствовали себя более уверенно, что помогало им не только проходить общий курс обучения, но и использовать свои особые знания и способности, прежде всего, знание арабского языка, понимание проблем Сирии и Палестины, неформальное знание истории Антиохийского и Иерусалимского патриархатов. Они занимались переводами с арабского богословских и церковно-исторических текстов, выбирали соответствующие темы для кандидатских работ. Так, например, выпускник МДА Илиас Аббурус писал кандидатское сочинение на тему «Латинская уния в Сирии», а выпускник КДА Гавриил Хабиб — на тему «Хроника Евтихия Александрийского и «История соборов» Севира Ибн-Аль-Мукаффа как источники для церковной истории». Конечно, как любые научные работы, тем более, студенческие, эти диссертации имели недочеты и подвергались критике39. Однако рецензенты отмечали важность разработки этих тем именно представителями Антиохийского патриархата, как авторами, имеющими особый интерес к этим темам и особую церковную компетентность.
Исследование учебной и научной деятельности представителей Сирии и Палестины в духовных школах России только начато. Однако уже на этом этапе можно сделать некоторые выводы. Полезность и плодотворность процесса обучения сирийского и палестинского юношества в российских духовных школах не вызывает сомнения. Во-первых, служение некоторых из этих посланцев имело особое значение для восточных Патриархатов и для Православной Церкви в целом. Несомненно, полученные богословские знания и духовно-учебный опыт были востребованы в этом служении. Большая часть выпускников российских духовных школ сирийского и палестинского происхождения, прежде всего, стипендиаты ИППО, занимались просветительской деятельностью, перенося традиции российской духовной школы в новые условия, тем самым продолжая и обогащая эту традицию. Вкупе со своими земляками, прошедшими обучение в светских российских школах, они заложили основу арабской интеллигенции и образовательной традиции.
Следует отметить и то, что потенциал, который имела система образования представителей Сирии и Палестины в российских духовных школах, не был исчерпан. Более того, когда система стала поддерживаться организационными и материальными силами ИППО, она показала свою особую плодотворность и перспективность. Времени было слишком мало, чтобы перспективы были реализованы во всей полноте, но, несомненно, местные церковные деятели, имеющие высшее духовное образование, принявшие традиции российской научно-образовательной системы, могли бы принести большую пользу науке — в области востоковедения, церковной истории, библейской археологии, церковной археологии и других областей. Их научная и просветительская деятельность могла бы способствовать активному развитию совместных исследований в области истории и практики Православных Поместных Церквей. Этот опыт и эти перспективы следует учитывать в наши дни, когда научным исследованиям и духовному образованию уделяется особое внимание и когда появляется возможность реализовать те идеи, которые остались в наследство от наших предшественников.
1. К IV Вселенскому (Халкидонскому) Собору (451 г.) сложилась система пяти первых престолов Христианской Церкви (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский). Порядок их перечисления был закреплен в 36 правиле Пято-Шестого Трулльского Собора (691–692 гг.) Титул «Патриарх» по отношению к епископам появился в конце IV в., в описании церковным историком Сократом деяний II Вселенского Собора, а 7 правилом Трулльского Собора, устанавливающим соотнесение церковного значения пресвитера и диакона, был введен в канонический корпус. Учение о Пентархии (пяти упомянутых патриархах Христианской Церкви) сложилось к IX в., было внесено в канонические сборники Стефана Ефесского («Синопсис»), св. Саввы Сербского («Кормчая»), а через это — в русскую «Кормчую» (гл. 40). К этому учению неоднозначно относились и относятся канонисты и представители христианских Церквей.
2. Соборным голосом IV Халкидонского Собора в церковное подчинение епископу Антиохийскому были отданы «две Финикии и Аравия», а Иерусалирмскому — «три Палестины». См.: Деяние седьмое Святого Халкидонского Собора // Деяния Вселенских Соборов. Т. III. Репринт: СПб., 1996. С. 70–73.
3. Чтобы сохранить административную автономию восточных христиан и не допустить объединения с католиками в 1454 г. османский султан Мехмед II аль-Фатих (1451–1481) разрешил интронизацию противника Флорентийской унии Георгия Схолария в качестве Вселенского патриарха под именем Геннадия II (1453–1456, 1458, 1462–1463). Под его юрисдикцией были объединены все христиане Османской империи независимо от языка, этнической и даже конфессиональной принадлежности в рамках «Кафолической» (греч. вселенской) Восточно-Православной Церкви. Избрание Геннадия II Схолария главой христианского миллета — этнархом («вождем нации»), или миллет-баши с правом осуществлять административную и судебную власть, собирать налоги, дало Константинопольскому патриарху большую власть, нежели при византийских императорах. Благодаря своему статусу, дарованному султанской властью, «Первый среди равных» практически мог влиять на церковные и административные дела Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Его власть из канонической и духовной все более превращалась в политическую, что серьезно осложняло отношения Восточных Патриархатов.
4. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. Т. I. С. 648–649.
5. К основанию этой школы имел непосредственное отношение первый настоятель Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит (в дальнейшем епископ) Порфирий (Успенский).
6. Это предание основано на Иоакимовой летописи и настаивает на том, что митрополит Михаил был родом из Сирии и являлся учеником будущего Антиохийского Патриарха Иоанна V (995–1000).
7. Архидиакон Павел оставил единственное в своем роде описание жизни России и Русской Православной Церкви того времени «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским».
8. В статье используются принятые сокращения названий духовных академий: СПбДА — Санкт-Петербургская духовная академия, МДА — Московская духовная академия, КДА — Киевская духовная академия, КазДА — Казанская духовная академия, ДС — духовная семинария.
9. АВП РИ. Ф. 180 (Посольство в Константинополе). Оп. 517/1. Д. 3574. Л. 14–14 об.
10. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4.
11. ОР РГБ. Ф. 188. К. 6. Д. 6. Л. 2.
12. Там же. К. 9. Д. 49. Л. 1 об.
13. Родосский А. Списки первых XXVII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1907. С. LXVII. См также: Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф, 277. Оп. 1. Д. 2705. Л. 1–65.
14. Списки начальствующих и наставников Киевской Духовной Академии за истекшее пятидесятилетие ее, 1819–1869 гг. // Труды Киевской духовной академии. 1869. № 11–12. С. 399.
15. Родосский А. Указ. соч. С. LXXXIII.
16. Отзывы о святом Фотии, патриархе Константинопольском, его современников, в связи с историей политических партий Византийской империи. СПб., 1874.
17. Dvornik F. Le premier schisme de Photios // Actes du IV-e congres international des etudes byzantines. Sophia. 1935.
18. Исторический очерк об Антиохийском патриархе Анфимии (1792–1813); Отзыв о сочинении Валлетта.
19. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1676; Журналы заседаний Совета МДА за 1881 г. Сергиев Посад, 1882. С. 142–143, 154–155.
20. Православное Палестинское общество, учреждено в 1882 г. указом императора Александра III, в 1889 г. получило именование и статус Императорского Православного Палестинского общества (ИППО).
21. Лисовой Н. Н. В, Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского общества // В. Н. Хитрово. К Животворящему Гробу Господню. М,, 2006. С. 26–27.
22. Так вернулись на родину выпускник Одесской ДС 1898 г. Акель Христофор, выпускник Московской ДС 1904 г. (до 1899 г. обучавшийся в Киевской ДС) Хури Фози; выпускник Московской ДС 1908 г. Жазар Абдо. См.: ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2165. Л. 30; Там же. Д. 2165. Л. 9 об. Статистика подтверждает верность назаретских выпускников задаче, поставленной ИППО перед Назаретской учительской семинарией: из 69 студентов, выпущенных к 1911 г., две трети работали в школах ИППО. См.: Омар Махамид. Россия — Палестина. Диалог на рубеже XIX – XX веков. СПб., 2002. С. 45. Но не все сирийцы возвращались на родину. Так, например, Иосиф Кирше, окончивший в 1885 г. Московскую ДС (по второму разряду), в дальнейшем был священником в Харьковской епархии.
23. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1330.
24. Положение христиан в мусульманских государствах // Православный собеседник. 1897. IX; Ислам и просвещение // Там же. 1899. XI.
25. Основные сочинения П. К. Жузе по этой тематике: Христианское влияние на мусульманскую литературу // Православный собеседник. 1904. II; Мухаммед меккский и Мухаммед мединский. Казань, 1906.
26. НА РТ. Ф. Р – 1337. Оп. 27. Д. 12. Л. 6–9 об., 42; Там же. Д.11. Л.11.
27. Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария. Казань, 1905; Из истории Иерусалимской Церкви. Казань, 1905; Из истории Иерусалимской Церкви. Казань, 1910.
28. Протоколы собраний Совета КазДА за 1911 г. С. 40. См.: Жузе П. К. Учебник русского языка для арабов: В 2 ч. Казань, 1901–1902; он же. Полный русско-арабский словарь: В 2 т. Казань, 1903–1904.
29. Сочинения Т. Г. Кезмы послереволюционных лет: Оповiдання арабського iсторика XI вiку Абу-Шоджi: Рудраверського про те як охрестилася Русь. Киiв, 1927 (совм. с А. Крымским); (Тауфик-Кезма). Элементарные основы арабского языка в популярном изложении: Из лекций, читанных чл. Киев. отд. Всесоюз. науч. ассоциации востоковедения. Киев, 1928. См. о нем: Ковалевский А. П. Тауфик Гаврилович Кезма // Украинский исторический журнал. 1958. № 4; Гуцало С., Плачинда В. Науковий семiнар, присвячений 110-рiччю вiд народження Тауфiка Гавриловича Кезми // Схiдний свiт. № 2 С. 177–179.
30. Данные на 1902 г. свидетельствуют о том, что арабская паства была самой многочисленной в составе православной Америки: из 17826 человек русских (из России) было 1012 человек, галичан — 2450, угроруссов — 4264, буковинцев — 1500, сербов и других славян — 2500, греков — 600, а арабов — 5500 человек. К 1915 г. Сиро-арабская миссия имела 30 приходов с 25 тысячами верующих
31. За годы служения в Америке архимандрита (епископа) Рафаила неоднократно призывали на родину: в 1901 г. митрополит Бейрутский просил стать его викарным епископом, в 1905 г. его избрали епископом Захлетским и патриарх Антиохийский Мелетий прислал ему телеграмму с просьбой вернуться. Но верность пастве не позволила преосвященному Рафаилу оставить свое служение.
32. http://www.oca.org/
33. [Алексеев А.] Антиохийское подворье в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 60. С. 58–65.
34. Указ Святейшего Синода от 17 марта 1892 года за № 1160.
35. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4602.
36. Там же. Д. 3583.
37. Там же. Д. 5.
38. Извлечение из Журналов заседания Совета КДА за 1909–1910 уч. г. Киев, 1910. С. 24; То же за 1912–1913 гг. Киев, 1913. С. 163.
39. Отзыв о кандидатском сочинении И. Аббуруса // Журналы заседаний Совета МДА за 1903 г. С. 138–140; Отзыв о кандидатском сочинении Г. Хабиба // Извлечение из Журналов заседаний Совета КДА за 1913–1914 г. С. 44–49.