После смерти Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) практически все отношения с мировыми Поместными и Автокефальными Церквями были прекращены.
Патриарх Тихон
Русская Церковь переживала гонения и притеснения. Она сосредоточена была на самовыживании внутри своей канонической территории. Ее члены, оставшиеся за пределами страны, кто вынужденно, кто добровольно, не имели никакой связи со своим духовным центром, отчасти из-за железного занавеса, существовавшего в СССР. Русские приходы за рубежом входили в юрисдикции других Церквей, а некоторые организовывали раскольнические движения. Русская Православная Церковь фактически оказалась в режиме изоляции, не имея практически никакого общения и помощи со стороны братских Православных Церквей.
В 1940-е годы, после почти двух десятилетий жесточайших гонений, Русская Православная Церковь начала возрождаться. Переломным моментом стала состоявшаяся 4 сентября 1943 года встреча митрополитов <Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И.В. Сталиным. Именно эта встреча и дала толчок всем тем событиям, которые последовали в дальнейшем.
4 февраля 1944 года происходит одно из первых событий, положивших начало возрождению отношений Русской Православной Церкви с православным миром. Константинопольский Патриарх Вениамин, Александрийский Патриарх Христофор и Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III присылают свои поздравительные телеграммы на имя вновь избранного Патриарха Сергия, тем самым официально признавая его Предстоятелем Русской Православной Церкви.
15 мая 1944 года в 6 часов 50 минут скончался Святейший Патриарх Сергий (Страгородский). В соответствии с его завещанием местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).
23 августа 1944 года Совет по делам Русской Православной Церкви одобрил предложение митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о созыве в январе 1945 года Поместного Собора для избрания нового Патриарха Русской Православной Церкви. Одним из важнейших вопросов, связанных с подготовкой Собора, стал вопрос о присутствии на нем предстоятелей Поместных Православных Церквей и их представителей. Среди прочих был приглашен и Александрийский Патриарх Христофор.
Сразу после появления сообщений в египетской прессе о созыве в Москве Поместного Собора и о намерении пригласить на него восточных патриархов, Патриарх Христофор, не дожидаясь официального приглашения, стал выяснять через Посольство СССР в Египте, в каком статусе его собирались пригласить. Так, 28 ноября 1944 года заместитель наркома иностранных дел СССР сообщал Г. Карпову, что Патриарх Христофор заявил: он «не хотел бы ехать в Москву только для участия в качестве почетного гостя на выборах Московского Патриарха, если одновременно с этим же будут обсуждаться вопросы положения Православной Церкви, вопросы отношений Восточных и Московской Церквей и другие актуальные проблемы Православной Церкви»/1/. А по сообщению секретаря посольства Паскалидиса, «Патриарх Христофор хотел бы точнее знать цели, какие преследует Москва приглашением патриархов на Собор, и каков будет неофициальный “порядок дня”»/2/. После того как выяснилось, что Константинопольский Патриарх Вениамин не сможет прибыть в Москву, а только пришлет своего представителя митрополита Фиатирского Германа, Патриарх Христофор, имеющий титул «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, Тринадцатый апостол, Судья вселенной», чья кафедра стоит второй в диптихе Поместных Православных Церквей, оказался самым старшим по протоколу на Московском Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Сразу после Собора, делая отчет правительству о проделанной работе, Г. Карпов докладывал: «В дальнейшем внешняя деятельность Русской Православной Церкви направляется советом в следующих направлениях:
1. Воссоединение с Московской Патриархией русских православных церквей за границей.
2. Установление тесных и дружественных отношений с Православными Церквями славянских стран.
3. Дальнейшее укрепление связей с главами других Автокефальных Церквей и влияние в решении международных церковных вопросов»/3/.
Именно так после Поместного Московского Собора, который единогласно избрал тринадцатым Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), были определены основные направления работы Церкви в сфере внешний отношений.
Блаженнейший Христофор, Папа и Патриарх Александрийский, прибыл на Собор в Москву 28 января 1945 года. Высокого гостя на предстоящих мероприятиях и торжествах встречал сам местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. 29 января Патриарх Христофор присутствовал за Божественной Литургией в Патриархии, после которой был завтрак, а потом устроена экскурсия по Москве с посещением некоторых московских храмов, таких как храмы святителя Николая в Хамовниках, великомученика Иоанна на Якиманке и апостолов Петра и Павла у Преображенской Заставы. В каждом храме Патриарху Христофору были преподнесены подарки. В храме великомученика Иоанна был подарен наперсный крест с украшениями на серебряной вызолоченной цепочке. В храме святителя Николая – икона Божией Матери.
30 января Патриарх Христофор отмечал день своего рождения. С утра он присутствовал на Божественной Литургии в Патриархии, после которой посетил храм Иоанна Предтечи на Пресне. Здесь Патриарху подарили старинную икону в дорогом окладе. Вечером этого же дня Патриарх Христофор посетил Высший богословский институт. На торжественном собрании его приветствовал протоиерей Т.Д. Попов, ректор института. В ответном слове Патриарх Христофор преподал благословение преподавательской корпорации и учащимся. После этого патриарх посетил прочитанную ректором института лекцию по основному богословию на тему «Философские теории о сущности происхождения религии».
31 января, 1 и 2 февраля Патриарх Христофор присутствовал на заседаниях Собора, занимая почетное место первого гостя. Также 1 февраля Патриарх Христофор вместе с другими почетными гостями Собора посетил в ЦПКиО выставку трофейного оружия, музей ЦДКА и выставку военной книги. 3 февраля на всенощном бдении в Богоявленском соборе, накануне интронизации Святейшего Патриарха Алексия, Патриарх Христофор возглавил богослужение, сам совершил литию и каждение на полиелее.
4 февраля 1945 г. Слева направо: Патриархи Антиохийский Александр III, Александрийский Христофор II, Алексий I Московский и всея Руси
Утром 4 февраля он участвовал в интронизации новоизбранного Патриарха Алексия и первенствовал во время совершения Божественной Литургии. Днем он присутствует на торжественном обеде в гостинице «Метрополь», который был дан в честь избрания нового патриарха. Здесь Патриарх Христофор произнес речь:
«От имени Православной Патриархии Александрийской мы желаем сказать несколько слов по случаю нашего нахождения здесь в этот вечер и надеемся, что мы имеем на то согласие как Патриарха Антиохийского, так и представителей Патриархии Константинопольской и Иерусалимской.
Мы преисполнены радостью предоставленному нам исключительному счастью находиться здесь в этот исторический момент Православной Русской сестры-Церкви. Событие исключительно велико совершилось сегодня в Русской Церкви; событие, подобно которому не упоминается нигде в прошлом в истории Русской Церкви. Несмотря на затруднения военной обстановки, было достигнуто года два тому назад положение о созыве Священного Синода Православной Русской Церкви для управления ее делами и для избрания патриарха, и вот сегодня весьма канонически при сотрудничестве Церкви и государства осуществлено единогласное избрание нового Патриарха России г. Алексия. Это великое и важное событие нельзя не назвать благодатью Господа нашего и Спасителя Христа на Русскую Церковь. Конечно, все архиереи были просвещены Святым Духом в избрании нового патриарха, так как поистине такой подобал этой Церкви архиерей.
Поэтому мы приветствуем единогласно избравших патриарха иерархов, которые должны быть уверенны, что они совершили дело подлинно христианского долга и сознательности. Мы познакомились с Блаженнейшим Алексием в эти дни нашего пребывания здесь и высоко оценили его добродетели. Он мудр, благочестив и ревнитель, и православный русский народ, им руководимый, будет следовать по пути духовного развития и достигнет пристанища спасения.
Но и благочестивый русский народ должен быть весьма удовлетворен избранием такого патриарха. Новый отныне открывается период в жизни Православной Русской Церкви, деятельность которой, как мы надеемся, будет иметь влияние на весь Православный Восток. Известно, что Православная Русская Церковь является благой дочерью апостольских Церквей Востока, которым она оказывала посильную помощь в трудные времена их жизни. С другой стороны, мы видим, что и само правительство относится сочувственно к Русской Церкви, оказывая ей помощь и покровительство. Эта помощь весьма ценна для Церкви. Маршал Сталин, который, по всеобщему признанию, является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится. Это он доказал на деле в течение последних двух лет. Это он доказал своим согласием на приглашение четырех Патриархий Востока, которые присутствовали на торжестве избрания патриарха и участвуют в сегодняшнем радостном празднике Русской Церкви. Это доказано и тем, что представитель правительства, присутствовавший в Синоде при избрании патриарха и на торжественно совершенной сегодня Божественной Литургии, приветствовал от имени правительства и поздравил как и патриархов, так и других иерархов Православной Церкви. Мало ли во всем этом утешительного для Церкви?
Ясно, что маршал Сталин, верховный главнокомандующий, под руководством которого ведутся военные операции в невиданном масштабе, имеет на то обилие Божественной благодати и благословения, и русский народ под гениальным руководством своего великого вождя с непревзойденным самоотвержением наносит сокрушительные удары своим вековым врагам. Россия не только изгнала уже всех врагов со своей территории, но и обеспечила надежным образом свои границы во всех направлениях.
Церковь во всем этом благословляет русское войско, которое в самое ближайшее время войдет в Берлин вместе с армиями других союзников, и таким образом будет окончательно разбит самый опасный враг России и всего человечества.
И восточные патриархи после этого будут ожидать распространения на них покровительства России в чисто христианском духе согласно традициям русского народа и его издавна благосклонному вниманию к Православному Востоку.
После сказанного выпьем за здоровье и долгоденствие нового патриарха и тепло пожелаем ему помощи Божией в служении Церкви и верующему народу на высоком посту»/4/.
Мы сочли необходимым дать здесь большую цитату из слова Патриарха Христофора, так как его речь во многом определила дальнейшие отношения Церквей.
5 февраля Патриарх Христофор участвовал в заупокойной Литургии в Богоявленском соборе по почившему Патриарху Сергию. После этого вечером он принял участие во встрече почетных гостей Собора с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР Г.Г. Карповым в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
6 февраля Патриарх Христофор вместе с почетными гостями и членами делегаций, участвовавших в Соборе, побывал на приеме в Патриархии, где были зачитаны официальные поздравительные послания. Патриарх Христофор также огласил послание Александрийской Православной Церкви новому Патриарху Московскому. После этого в Большом зале Московской консерватории для всех гостей и участников Собора состоялся праздничный концерт, устроителем которого была Московская Патриархия.
От Русской Православной Церкви Патриарху Христофору были преподнесены памятные подарки: золотая панагия, золотой крест с драгоценными камнями и полное архиерейское облачение с митрой, также украшенные драгоценностями. Все это по специальному распоряжению правительства было выдано из московских музейных коллекций и музея в г. Загорске/5/.
8 февраля Патриарх Александрийский вылетел из Москвы в Баку, откуда вернулся в Каир. Из Баку он отправляет на имя Г.Г. Карпова телеграмму: «Оставляя русскую землю, выражаю свою горячую благодарность за сердечный прием, молимся о скорой окончательной победе русской армии над вечным врагом»/6/. Вторая телеграмма была адресована Святейшему Патриарху Алексию: «Оставляя русскую землю, считаем долгом выразить Вашему Святейшеству братскую благодарность за радушный привет и гостеприимство. Просим помянуть нас в Ваших святых молитвах, как и мы молимся о Вашем благоденствии и успехе Русской Церкви и русского народа под покровительством СССР»/7/.
8 марта 1945 года Патриарх Христофор присылает свое послание Патриарху Алексию с впечатлениями от визита в СССР для участия в Московском Поместном Соборе. Он выражает в нем свою благодарность за прием и патриарху, и Г. Карпову и сообщает о том, какова реакция на события в Москве Православного Востока, которая складывается из впечатлений, привезенных самим Патриархом Христофором. «Весь греческий православный мир выражал всеобщее нетерпение, чтобы встретиться здесь с нами и узнать о том, что происходило в России во время нашего там пребывания, и, в частности, обо всем, что касается Церкви, а также о жизни русского народа… Мы должны признаться, что общественное выражение наших впечатлений вдохновило и воодушевило верных наших пасомых, так как они услышали и убедились в том, что Православная Церковь как религия, существующая в настоящее время в России, пользуется в полной мере любовью и уважением руководителей страны…»/8/ Вместе с этим посланием Патриарх Христофор присылает Патриарху Алексию высшую награду Александрийского Патриархата – крест апостола и евангелиста Марка 1-й степени.
Каирские средства массовой печати не обошли стороной поездку главы Александрийского Патриархата в Москву. В частности, крупные авторитетные издания «Ля Бурс Эжипсьен» и «Аль-Муссавар» посвящают этому заглавные страницы. События в Москве называются великим возрождением Православия. Звучат фразы о том, что Россия – единственная хранительница и защитница Православия. В общем, египетская пресса и общественность, согласно одному из донесений в Совет по делам религий из дипломатического представительства СССР, сделали выводы, что:
1. Советский Союз возвращается в лоно христианства;
2. все мероприятия Русской Православной Церкви направлены на объединение православных вокруг Московского Патриархата в целях поднятия престижа Православия во всем мире;
3. противоречия, существовавшие между советским правительством и Церковью, исчезли. Советское правительство способствует возрождению Православия и стремится использовать это в своей внешней политике;
4. церковные мероприятия проводятся в исключительно благоприятный момент, когда Католическая церковь с папой Римским во главе сильно скомпрометировала себя связями с фашизмом в нынешней войне/9/.
17 апреля Патриарх Алексий присылает телеграмму Патриарху Христофору, информируя его о планах по своему зарубежному визиту и посещению Александрийской Православной Церкви/10/.
С 6 по 11 июня Патриарх Алексий, после того как побывал на Святой Земле, посетил Александрийскую Православную Церковь. Эта поездка Святейшего на Восток была первым заграничным визитом Предстоятеля Русской Церкви за очень долгое время. Это был также и ответ на визит восточных патриархов и их представителей на Московский Поместный Собор. Патриарх Христофор, еще будучи в Москве, приглашал Патриарха Алексия посетить египетскую землю. Одобрение данной поездки было получено от самого И. Сталина 4 мая 1945 года. Этот визит в истории взаимоотношений Церквей имеет первостепенное значение.
6 июня железной дорогой из Палестины делегация Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием прибыла в Каир, где была торжественно встречена. В этот же день Патриарх Алексий посещает кафедральный собор. Здесь его встречает Патриарх Христофор с духовенством Александрийской Церкви. Служится благодарственный молебен, за которым молятся и обмениваются приветственными словами оба патриарха. После этого состоялся прием в здании Александрийской Патриархии. Вечером состоялся еще один прием, который устроил в честь Патриарха Алексия эмир Латфаллах, предоставивший свой дворец для проживания гостей из Москвы.
7 июня Патриарх Алексий посетил греческий монастырь и несколько коптских церквей и школ, а также музей и зоопарк. Вечером этого же дня патриарх встретился с греческим принцем Петром и принцессой Ириной.
8 июня патриарх посетил православные храмы Каира, а вечером присутствовал на приеме в Посольстве СССР.
9 июня Святейший встретился с главой мусульман шейхом Магометом эль Мерагреем. Вечером состоялось всенощное бдение, после которого патриарх принял членов русской колонии во главе с иеромонахом Алексием (Дехтеревым), настоятелем русского православного храма в Александрии во имя благоверного князя Александра Невского. От имени общины храма отец Алексий принес покаяние и просил воссоединения с Московским Патриархом.
10 июня Патриарх Алексий служил торжественную Божественную Литургию, по окончании которой Патриарх Христофор приветствовал его и преподнес памятный подарок – жезл. После этого патриарху была показана семинария, в которой состоялся прием и обмен словами приветствия и благодарности.
11 июня ранним утром Святейший Патриарх Алексий выехал из Каира в Александрию. Здесь также был отслужен благодарственный молебен в соборе святого Саввы, и Патриарх Алексий был принят египетским королем Фаруком.
12 июня было несколько обзорных экскурсий по городу и встреча с сирийской молодежью.
13 июня Патриарх Алексий и утром, и вечером присутствовал на богослужениях в соборе святого Саввы и имел беседу с членами русской общины в Александрии. Не все члены русской общины выступали за воссоединение с Московским Патриархом, и Святейший в своем слове отметил это: «Я очень рад, что в начале моего патриаршего служения Господь сподобил меня побывать во святом граде Иерусалиме, а затем стать гостем Блаженнейшего Христофора, который, несмотря на зимние холода, приезжал в Москву на мою интронизацию. Его и наши молитвы помогут вам на чужбине. Я желаю вам, православным русским людям, жить друг с другом во взаимной любви и согласии. Но хотя мы с вами и русские люди, все православные, однако, к сожалению, среди вас есть такие, которые не пришли сегодня сюда на наше общее торжество, и не из церковных побуждений, а из-за каких-то посторонних соображений, ничего общего с Церковью не имеющих»/11/.
14 июня был праздник Вознесения Господня. Святейший Патриарх служил Литургию и посетил после этого русскую церковь благоверного князя Александра Невского, где был приветствован настоятелем храма иеромонахом Алексием (Дехтеревым).
15 июля Патриарх Алексий вместе с делегацией покинул александрийскую землю и направился в Антиохию.
Иеромонах Алексий (Дехтерев) так описывает в статье, опубликованной в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии», встречу с Московским Патриархом и принесение им покаяния вместе с членами русской общины:
« – Ну, что же у вас за дело ко мне? – наконец спросил он (Патриарх Алексий) меня. Тогда я прочел краткое прошение о принятии нас в лоно матери-Русской Церкви.
– Хорошо! – ответил нам Святейший. – Я охотно принимаю русскую православную церковь в Александрии в свое молитвенное общение и в ведение. По-прежнему со всеми своими нуждами обращайтесь к Его Блаженству Папе-Патриарху Христофору, в полном каноническом подчинении коего вы остаетесь; меня же поминайте в своих молитвах, на ектениях и на Великом выходе»/12/.
Подводя итоги событий 1943–1945 годов, связанных с Александрийской и Русской Церквями, необходимо сказать о некотором прорыве в их отношениях. Русская Церковь на избрании своего патриарха принимала высокого гостя – Предстоятеля Александрийской Церкви. Это было время, когда еще шла война, и Патриарх Христофор, отправляясь в Москву, пренебрег этой опасностью. К тому же он отправился в страну, где в течение более двух десятилетий Церковь открыто подвергалась гонениям. Заявления, сделанные Патриархом Христофором по возвращении из СССР, также оказали большое влияние на общее мнение о состоянии Церкви в России, что особенно важно было в те годы. И это было необходимо также для дальнейшего развития отношений Московского Патриархата с братскими Поместными Православными Церквями.
Последующий ответный визит Патриарха Алексия не только в Египет, но и на весь Ближний Восток стал подтверждением того, что Русская Церковь переживает новый период своей истории: посредством общения с братскими Церквями, совместно решая общие задачи, Москва встает на путь восстановления своей важной роли в общецерковных делах в мировом сообществе.
Принесение покаяния русским приходом в Александрии и возвращение его в юрисдикцию Московского Патриарха стало также важным событием для Русской Церкви в то время. Это был один из шагов на пути воссоединения заблудших членов Русской Церкви, разбросанных по всему миру. И, несмотря на незначительную, с одной стороны, свою роль в огромном процессе, растянувшемся на многие годы, случившееся 13 июня 1945 года в Александрии имело важное значение.
Александро-Невский приход в Александрии на долгие годы стал местом нахождения при Александрийском Патриархе, хотя официально и не признающегося, представителя Московского Патриарха. Это было особенно важно для Москвы, так как именно посредством отца Алексия (Дехтерева) можно было узнавать о каких-либо особенностях нынешнего положения дел в Александрийской Церкви.
Иерей Давид Шуплецов, Православие.ру