Боевики ИГИЛ захватили жемчужину Сирийской пустыни - древнюю Пальмиру. Комментарий Михаила Пиотровского, Почетного члена ИППО.
Если вандалы уничтожат уникальные исторические памятники Пальмиры, то на международное сообщество ляжет пятно позора. С таким призывом спасти ситуацию вышли газета "Аль-Ватан" и другие арабские СМИ после того, как боевики "Исламского государства" захватили древний сирийский город, чьи архитектурные сооружения внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Над Пальмирой (арабское название - Тадмор), которая представляет собой археологический комплекс - музей под открытым небом - поднялись черные полотнища радикальной группировки ИГ. Официальный Дамаск бьет тревогу, опасаясь, что древний город будет уничтожен со всем уникальным историческим наследием.
В ночь на четверг сирийские войска после ожесточенных боев покинули последние позиции в окрестностях Пальмиры, которая находится в 240 километрах от Дамаска и является стратегически важным транспортным узлом. Аэродром, тюрьма и штаб сирийских сил безопасности, располагающийся всего в нескольких сотнях метров от знаменитых руин III века, - все эти объекты оказались в руках боевиков "Исламского государства". Накануне сирийские военные и местные отряды обороны завершили, по некоторым данным, эвакуацию из города мирных жителей.
До сих пор в Пальмире жили около 50 тысяч человек. Кроме того, по данным New York Times, там находились десятки тысяч сирийцев, бежавших от военных действий из других регионов страны. Спасти "жемчужину Сирийской пустыни" призвал мировое сообщество директор сирийского Департамента древностей и музеев Маамун Абдель Керим. "Сотни скульптур из открытых музеев нам удалось вывезти, однако другие экспонаты, в том числе захоронения, не подлежат эвакуации", - рассказал он. Чиновник выразил опасение, что Пальмиру постигнет судьба древнего шумерского города Нимруда на территории современного Ирака. В марте этого года боевики ИГ уничтожили его исторические руины с помощью тяжелой техники, и в Багдаде признали, что некоторые артефакты, которым более двух тысяч лет, безвозвратно утеряны. Ранее большой вред городу нанесло вторжение американских войск во время Иракской кампании в 2003 году. "У стен античной Пальмиры идет битва между цивилизацией и варварством", - признал Маамун Абдель Керим. По его словам, достаточно будет пятерых человек, чтобы взорвать все архитектурные сооружения позднеримского периода, которые внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Один из богатейших городов поздней античности, основанный еще библейским царем Соломоном, расположен в одном из оазисов Сирийской пустыни (поэтому Пальмиру называли "невестой пустыни") и на бывшем пересечении караванных путей. Одно его имя у ценителей старины вызывает трепет. До вооруженного конфликта на территории Сирии Пальмиру посещали тысячи туристов, она также была Меккой для археологов. Слава этого города достигла самых дальних мест - как известно, еще во времена Российской империи Санкт-Петербург называли "северной Пальмирой", а Одессу - "южной". Растянувшиеся на несколько километров руины, некрополь с пещерами и фамильными усыпальницами, агора, сохранившиеся с римских времен улицы, арки и колоннады, остатки дворцов, акведуков, знаменитый шумерский храм Бэла и святилище Юпитера, караван-сарай - все эти объекты бесценны. Сама почва этого сирийского города буквально пропитана историей. Как с горечью сообщил заместитель министра культуры Сирии Джамаль Аль-Кайим, везде, куда смогли добраться террористы ИГ, были разрушены церкви и мечети, разграблены музеи, а ценности вывезены за пределы Сирии. Всего были уничтожены и пропали без вести около 750 объектов культурного наследия.
"Последние события послужат новым укором тем, кто продолжает сквозь пальцы молчаливо смотреть на поддержку, которая оказывается в Сирии террористам", - написала газета "Аль-Ватан" в связи с захватом Пальмиры боевиками ИГ. "Пальмира является символом богатого культурного наследия Сирии и перекрестком цивилизаций. Массовые убийства ИГ и преднамеренное уничтожение объектов археологического и культурного наследия в Сирии и Ираке приравнивается к военному преступлению согласно Римскому статуту Международного уголовного суда", - говорится в коммюнике шефа европейской дипломатии Федерики Могерини.
- Сообщается, что армия и ополчение отступили после эвакуации жителей, чтобы не вести бои в исторической части Пальмиры...
Михаил Пиотровский: Если это действительно так и армия отошла, чтобы не дать погибнуть памятникам древней цивилизации, то это обнадеживает. Это то, о чем говорил Рерих в своем знаменитом Пакте Рериха, за что ратовал Дмитрий Сергеевич Лихачев, разрабатывая декларацию прав культуры. Речь шла о том, чтобы памятники культуры выводились из сферы сражений. Если хотите, эти памятники Ближнего Востока - код не какой-то отдельной цивилизации, это культурный код всего человечества. Пальмира, как и многие памятники древности, получила мировую известность в XVIII веке. Это яркий пример того, как интерес европейцев - историков, археологов - сделал город объектом вожделения для собирателей древностей. Тех самых собирателей, про которых пару веков спустя стали говорить: "Приехали, разграбили, верните обратно". Это очень важный урок: город стал интересен, как результат научных исследований.
В начале XIX века русское правительство купило у турецких властей знаменитый Пальмирский тариф. Это большая каменная стела с надписями на греческом и арамейском языках о налогах, которыми облагались горожане, таможенных пошлинах, ценах на основные товары, - один из замечательнейших памятников древней истории, который находится в Эрмитаже. Как показывают события, иногда очень неплохо, что памятники оказываются в сохранности и распределены между разными музеями мира: какие-то древних памятников в Британском музее, какие-то в Лувре...
- Пальмиру сейчас захватывают террористы, для которых эти памятники - просто идолы, которые надо уничтожить. Они не считывают текст культуры, для них культура - нечто враждебное, как вся цивилизация.
Михаил Пиотровский: Они, может, не считывают текст древней культуры. Но они очень хорошо считывают текст культуры современной, которая целиком строится на сенсации. Они отлично понимают, что для мировой культуры это не просто уничтожение идолов, а некое сильное потрясение. И потому, как правило, съемка уничтожения памятников строится ими так же театрально, как убийства заложников. Они считывают код современной медийной культуры и используют его.
- Уничтожение памятников становится таким медийным проектом террористов, как и отрезание голов пленников?
Михаил Пиотровский: Именно так, чтобы вызвать шок. С одной стороны, они уверяют, что так защищают свои религиозные чувства. А с другой стороны - организуют мощный медийный шок. Они блестяще владеют медийным языком современности.
Подготовила Жанна Васильева