15 января 2008 г.
Сегодня в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. В истории Императорского Православного Палестинского Общества есть страницы, связанные с далекой епархией на американском континенте
На презентации книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Фото С. Власова |
Обширная монография, вышедшая в начале 2009 года, с большой полнотой охватывает почти двухвековую историю «Русской Аляски» — с момента открытия берегов Аляски в ходе Второй Камчатской экспедиции в 1741 году и вплоть до 1917 года.
Выбор темы не случаен для автора, несшего в 1980-е годы послушание управляющего Патриаршими приходами в США и Канаде. В то время епископ Климент неоднократно посещал Аляску, встречался с православными жителями полуострова, собирал материал для предстоящей работы.
В соответствии с хронологическим принципом, работа разбита на две самостоятельные части соответственно с двумя периодами истории: «русским», когда Аляска была частью Российской империи, и «американским», начавшимся в 1867 г. Для окормления коренных жителей Аляски была создана специальная епархия, которая вела очень активную деятельность и получила распространение по всему Североамериканскому континенту.
В исследовании собраны воедино и систематизированы материалы по церковной истории, в том числе уникальные данные, которые ранее не включались в исследования. Проанализированы многие спорные вопросы; восполнен существенный пробел в историографии, почти не уделявшей внимания периоду после продажи Аляски Соединенным Штатам.
Книга написана с использованием обширного архивного материала, документов, писем и фотографий. Открывают книгу отзывы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента РАН Ю. Осипова, почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.
В истории Императорского Православного Палестинского Общества есть страницы, связанные с далекой епархией на североамериканском континенте.
Письмо Председателя ИППО великого князя Сергея Александровича епископу Тихону о правилах сбора пожертвований. 15 декабря 1903 г. |
Например, сохранились документы, отражающие переписку Совета ИППО, самого Председателя ИППО великого князя Сергея Александровича с епископом Алеутским и Аляскинским (с 1898 г.) позднее Алеутским и Североамериканским (1900–1907 гг.) Тихоном (Белавиным, избранным Патриархом Московским и всея Руси в 1918 году) по поводу сборов пожертвований в пользу Палестинского Общества.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон, бывший епископом в Северной Америке в 1898-1907 Сообщение ИППО для епископа Тихона, Алеутского и Аляскинского о принятии его в пожизненные Действительные члены ИППО |
«За теплое сочувствие к целям и деятельности на пользу Святой Земли» епископ Тихон был избран в 1900 году пожизненным Действительным членом ИППО.
Так Императорское Православное Палестинское Общество соединяло в своей деятельности на Святой Земле разные континенты и страны.
Книга будет интересна всем, кто интересуется русской историей и историей православия до революции.
Фото документов ИППО с сайта журнала ВЕРНОСТЬ — FIDELITY № 62 — 2006
По материалам сайта Патриархия.ру
http://www.ippo.ru/novosti-2009-g./v-rossiyskoy-gosudarstvennoy-biblioteke-sostoyalasj-prezentatsiya-knigi-russkaya-pravoslavnaya-tserkovj-na-alyaske-do-1917-goda.html
У мемориальной доски на одном из старинных домов по
улице Диджиойи в Вильнюсе в день избрания нового
Предстоятеля Русской Православной Церкви появились цветы. Здесь с 1914
года несколько лет жил будущий Патриарх Московский и всея
Руси Тихон, причисленный в 1989 году к лику святых.
В 1900 году он был избран в пожизненные
Действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества.
В старой Вильне ему пришлось встретиться с высокими
особами императорской фамилии, которые тоже участвовали в делах
Общества.
Будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Виленский и Литовский Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года. В Вильнюсе он встречал 14 сентября 1914 года императора Николая II, который возвращался из прифронтовой зоны.
Приняв в благословение от Литовского архиерея икону с ликами этих Угодников Божиих, император поднялся в главный храм. Ему были представлены члены Совета Свято-Духовского православного братства, состоявшего под покровительством самого государя. Государь остался очень доволен приемом в Вильне, а жители города испытали прилив патриотических чувств. А через неделю после визита императора в
Вильне вновь принимали высоких особ – великого князя Константина
Константиновича Романова с супругой и четырьмя
сыновьями. Повод для их приезда был печальный: в боях
с немцами в Восточной Пруссии, под Ширвиндтом, где
воевали все пятеро братьев Романовых, был смертельно ранен один из
них – 22-летний Олег Константинович.
Великий князь Константин Константинович
Романов, внук императора Николая I, писал стихи под псевдонимом К.Р., в
которых ощущалась христианская чуткая душа. Четвертый сын Константина
Константиновича – Олег унаследовал литературные дарования отца, уже в
лицее увлекался русской литературой, творчеством А. С.
Пушкина. Юный князь мечтал об издании всех
рукописей великого поэта, часть он даже успел напечатать, и
это привлекло внимание широкого круга исследователей к
изучению автографов поэта. Но князь Олег Константинович
выбрал военную карьеру, пошел воевать на фронт Первой мировой
войны, где он получил смертельное ранение. А ведь
буквально за 2,5 месяца до трагедии в начале июля Олег
Константинович побывал в Бари, на строительстве
подворья и храма святителя Николая, осуществляемого Императорским
Православным Палестинским Обществом. Перед самой смертью князю успели вручить
Георгиевский крест, пожалованный ему императором за храбрость
в бою. На следующий день, 30 сентября 1914 года, в лечебнице, где скончался корнет, владыка Тихон в сослужении городского духовенства совершил литию по безвременно погибшему воину. 1 октября в Константино-Михайловской церкви, которую в народе называют «Романовской», поскольку возведена она по случаю 300-летия Царствующего Дома Романовых (на ее освящение 9 мая 1913 года приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, Председательница ИППО), архиепископ Виленский и Литовский Тихон отслужил панихиду по рабе Божием Олеге в присутствии Их Высочеств – родителей и братьев усопшего. Не прошло и года, как от горя умер отец Олега Константиновича, великий князь Константин Константинович, активно участвовавший в создании Императорского Православного Палестинского Общества. В 1918 году большевики погубили еще трех его сыновей — Игоря, Иоанна и Константина, брошенных в шахту Алапаевска вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной, причисленной в конце ХХ века к лику святых. Мощи Елизаветы Федоровны покоятся на Святой Земле в храме Марии Магдалины, на освящение которого она приезжала со своим супругом великим князем Сергеем Александровичем, в поездке их сопровождал и великий князь Константин Константинович. Эта поездка сыграла решающую роль в основании ИППО. Святителю Тихону суждено было стать одиннадцатым Патриархом всея Руси и первым после 200-летнего перерыва, когда царь Петр упразднил Патриаршество. Святейший Патриарх Тихон стал во главе Русской Православной Церкви в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на него было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон первым из новомучеников был причислен к лику святых. По материалам: Седмица.Ru и Живой колос |