Архимандрит Паисий
(Балабанов, 1834-1906)
Из отчета ИППО за 1907 год
О.Паисий (Василий Балабанов, 1834-1906)
На ленте - знак члена Императорского Православного Палестинского Общества
Наши краткие поминки мы позволим себе закончить воспоминанием о члене-сотруднике Общества архимандрите Паисии, окончившим свою бурную жизнь в Нижегородском Печерском монастыре осенью прошлого года. Оренбургский казак и шалопутский пророк, искренно раскаявшийся в своей публичной печатной исповеди, о. Паисий покинул жену и семью и удалился на Афон ради спасения души. Недюжинный природный ум, сильная воля и хозяйственные административные способности снискали ему благоволение приснопамятных старцев русского Пантелеимоновского монастыря игумена-архимандрита Макария и духовника иеромонаха Иеронима, которые назначили его в Константинополь заведующим монастырским подворьем.
О. Паисий приобрел здесь громкую известность среди наших многочисленных паломников, проезжавших через Константинополь в Иерусалим и на Афон и пользовался среди них не только славою проповедника, но даже прозорливца. Как домовитый хозяин и администратор, он обратил внимание на себя и покойного В. Н. Хитрово, который не только восхищался его талантами, но и ходатайствовал пред Советом об избрании его членом-сотрудником Общества со знаком, которым о. Паисий всегда очень гордился. К сожалению, при всех природных незаурядных дарованиях, о. Паисий был не чужд славолюбия: ему, как конечный предел желаний, предносилась почти несбыточная для него мечта сделаться иеромонахом, на что права он не имел и по своему малограмотству (писать он совершенно не умел, а читал весьма не бойко) и по тем порокам из прошлой жизни, о которых он поведал всему миру в откровенной своей исповеди. В этом его «искушении», выражаясь языком афонских иноков, сыграл видную роль небезызвестный у нас в России авантюрист Н. И. Ашинов, пытавшийся завязать сношения с Абиссиниею и основать близ Танжера русскую колонию. Ашинов, проживавший подолгу на Пантелеимоновском подворье в Константинополе и сблизившийся с о. Паисием, стал рисовать для него заманчивую перспективу сделаться не только иеромонахом, но даже архимандритом, но, конечно, под условием покинуть подворье и отправиться с ним в Африку в основанную им там новую Московию. Соблазн для старца был велик, и он не устоял пред искушением. В Петербурге о. Паисий был хиротонисан и возведен в сан архимандрита и с штатом им подобранных иноков-добровольцев отправился в Африку в мнимую Московию г. Ашинова.
Поездка эта, как известно, имела последствием танжерскую кровавую эпопею и прогулку о. Паисия в Россию на военном судне... Здесь в Петербурге, однако же, верили в счастливую звезду о. Паисия и надеялись, что его незаурядные административно-хозяйственные способности принесут пользу, а посему назначили его архимандритом-настоятелем на Кавказ в один из полуразрушенных тамошних монастырей, который он обещался привести в цветущее состояние. О. Паисий прибег к старому испытанному средству - к рассылке воззваний по России о пожертвованиях, но и имя неизвестного монастыря, и печать забвения, положенная на его никогда популярное имя временем, не вызвали ожидаемого прилива пожертвований, и о. Паисий сказался бессильным выполнить принятое на себя обязательство и сдал монастырь в другие более молодые руки. Так погибла напрасно эта жизнь полезная и энергичная, в том скромном положении, какое ей указано было Богом, т.е. в роли смиренного инока и заведующего подворьем в Константинополе. Выйдя в отставку, о. Паисий сначала ютился в гостинице Саровской пустыни, а потом закончил дни своей многомятежной жизни в Нижегородской Печерской обители, повсюду, однако же, привлекая к себе симпатию богомольцев и сохраняя до конца дней редкое благодушие и здоровый русский юмор...
Отчет Императорского Православного Палестинского Общества за 1907 год // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Т.19, 1908. Вып.2. С.293-295.
OCR Блинова Л.Н., действительный член Императорского Православного Палестинского Общества