Богородичные праздники
Богородичные праздники – Дни церковного календаря, посвященные
особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных
событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое
значение для установления литургического почитания Богородицы имели
апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II
в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование
Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли
важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и
более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места
Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным
образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме (Bagatti B. P.
185–214).
Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников
стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря
Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о
Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением
Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн.
древних церковных авторов (Зенона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима,
еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (†
461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого
праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери; по
православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества
Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит
только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) –
кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о
Рождестве Христа. Таким образом, Рождество Христово можно назвать 1-м
Богородичным праздником. Во многих обрядах дни, посвященные прославлению
Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству
(Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией
Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали
15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее:
Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon.
Louvain, 1943. № 56. P. 1–33).
Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери
на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой
Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в.
(согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом
I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования
Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV
в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп.
Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее
на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой
Богородицы в одном из храмов К-поля (Скабалланович. Успение. С. 85–86).
Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском
Лекционарии VII в. (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.]
P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же,
что поется на этот праздник и в настоящее время.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые
зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но в греческой Церкви
отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности,
которая присуща др. Богородичным праздникам. Праздник упомянут в
Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266
(IX–X вв.) при нем не дается никакой службы (Дмитриевский. Описание. Т.
1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с
литией (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110)). В слав. Остромировом Евангелии
1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании
(Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения
уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.
В современном православном богослужении в число Богородичных праздников входят:
- Рождество Богородицы (8 сент.);
- память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.);
- Введение во храм (21 нояб.);
- Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (9 дек.);
- Собор Пресвятой Богородицы (26 дек.);
- Благовещение (25 марта);
- Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
- Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
- Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля);
- Успение прав. Анны (25 июля);
- Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.);
- Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 авг.);
Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.
4 важнейших Богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др.– в XIV в.).
Прочие Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова).
С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.; греч. аналог праздника – 28 окт.).
А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич
Приводится по изданию: Богородичные праздники // Православная энциклопедия. Т. V