ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Богородичные праздники в русской живописи

Богородичные праздники в русской живописи


Иоаким и Анна.
К. А. Штейбен (1788-1856). 1843–1854. Холст, масло.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Живописная работа в нише юго-западного пилона. Святые Иоаким и Анна — родители Богоматери 


Рождество Богородицы.
(Карп Золотарёв?). Конец 17 века.
Москва, церковь Покрова в Филях 


Рождество Богоматери.
Иван Яковлевич Вишняков. 1745 г. Холст, масло, 56.5х77.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(из Троицко-Петровского собора) 


Рождество Богородицы.
Антон Карлович Виги. 1823–25 гг. Холст, масло 26х125 (полукруг).
Икона домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


Рождество Богородицы.
Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848. Холст, масло.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Живописная работа в нише северо-восточной стены. Сюжет посвящен одному из двунадесятых праздников. Полотна Т. А. Неффа, пользовавшегося известностью у петербургской знати, отличает утонченность рисунка, одухотворенная красота образов, изысканный колорит и световые эффекты.


Рождество Пресвятой Богородицы.
Александр Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, золото. 34,3х43,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


Рождество Пресвятой Богородицы.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Введение Марии во храм.
Петр Семенович Дрождин. Не позднее 1794. Холст, масло. 343х241.
Копия одноимённой картины П. Тесты. (Государственный Эрмитаж).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина была подарена Александро-Невскому монастырю Екатериной II и находилась в Свято-Троицком соборе (Александро-Невская лавра. 1713-1913).
В 1934 г. советская власть ее забрала в Русский музей 


Введение Богородицы во храм.
Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848. Холст, масло.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Живописная работа в нише пилона. Сюжет связан с одним из двунадесятых праздников Православной церкви. Исполняя обет посвятить Деву Марию Богу, Иоаким и Анна привели Ее в храм. На пороге иерусалимского храма Богоматерь встретил первосвященник Захария, который ввел Ее в святилище храма, что свидетельствовало о Богоизбранности Марии. 


Покров Божией Матери.
Бруни Федор Антонович. 1839–1841 г. 


Покров Богородицы.
Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848. Холст, масло.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Живописная работа в нише северо-восточной стены, посвященная одному из двунадесятых праздников, установленному в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя в Х веке. Среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма Ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. 


Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Медь, масло. 128,4х53,7.
Государственный музей истории религии 


Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.
Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Покровский храм Марфо-Мариинской обители 


Покров Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из
собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва 


Успение Богоматери.
Антон Карлович Виги. 1823-1825
Икона домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


Успение Пресвятой Богородицы.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). 1889 г. Графика.
Церковно-археологический кабинет МДА


Успение Богородицы.
К. А. Штейбен (1788-1856). 1843–1854. Холст, масло.

Живописная работа в нише пилона восточной части Исаакиевского собора.
Евангельский сюжет, отражающий один из двунадесятых праздников. После вознесения Иисуса Христа на небо Пречистая и Преблагословенная Дева Мария жила довольно долго среди первых христиан. В час кончины Божией Матери необыкновенный свет осиял Ее комнату: сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. 


П. Басин. Вознесение Богоматери. 1840


Венчание Пресвятой Богородицы.
Сорокин Евграф Семенович. 1843 г. Медь, масло. 54х43,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург