ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Египетские» маршалы Наполеона побывали и в России. А.И. Исаенко

«Египетские» маршалы Наполеона побывали и в России

Автору данных строк  в середине прошлого века пришлось пройти по следам Бонапарта в Египте от Асуана до Дельты, от Средиземного до Красного морей, а затем до Эль-Ариша и Акра. Покровительница истории Клио напомнила о тех годах в связи с приближающейся датой  200-летия  Бородинского сражения. И я взялся за перо.

Египетская экспедиция Бонапарта проходила с 1798 по 1801. Сам генерал Бонапарт покинул Египет в августе 1799 года, а его войска после капитуляции вернулись во Францию в сентябре 1801 года.

Интересно, что шесть наполеоновских генералов, воевавших в Египте, стали маршалами. Условно этих участников боевых действий в Египте можно назвать «Египетскими» маршалами Наполеона. Вот их имена: Бертье, Ланн, Мюрат, Даву, Бессьер, Мармон. Все они, кроме Бессьера, упоминаются в Военном энциклопедическом словаре.

Рассмотрим вкратце участие будущих маршалов в боевых действиях во время Египетского похода.


Портрет Огюста де Мармона, герцога де Рагюза.
Жан Батист Герен. 1834

Артиллерист Мармон отличился на Мальте, умело отбил вылазку осажденных, взяв несколько пленных. По этому случаю ему было присвоено звание бригадного генерала. Он писал: «я был первым французом, ступившим на землю острова Мальта». Собственными руками отобрал знамя у противника. Его назначили командиром бригады, состоящей из одного пехотного полка. Затем он был назначен комендантом Александрии. Больших командных постов в Египте не занимал, в походе в Палестину не участвовал.


Схватка Мюрата с турками в битве при Абукире.
Антуан-Жан Гро, 1806

Генерал Мюрат отличился в сражении при Абукире, командуя кавалерией. В этом сражении он был ранен первый и последний раз. Взял в плен трехбунчужного сераскера (Мустафа-паша). Был произведен в чин дивизионного генерала. Наполеон так оценил его действия: «Разве кавалерия поклялась сделать сегодня решительно все?» Сейчас имя Мюрат иногда используется в нарицательном значении. Например, «красный Мюрат» — маршал Буденный.


Портрет Жана Ланна, герцога де Монтебелло.
Франсуа Паскаль Симон Жерар. Частная коллекция

Генерал Ланн командовал  дивизией. Лично водил пехоту на штурм крепости Акр, был ранен в шею. В сражении при Абукире водил дивизию в бой и был ранен в бедро. Произведен в дивизионные генералы. Конфликтовал с Мюратом.

Генерал Даву воевал в Среднем и Верхнем Египте. Был направлен на подкрепление генералу Дезе для восстановления коммуникаций. В бою с мамлюками и повстанцами командовал центральным каре. Получил звание дивизионного генерала. Смело сражался при Абукире.

Генерал Бертье был неизменным начальником штаба Восточной армии. Занимался штабной работой, был правой рукой Бонапарта. Участвовал в походе в Палестину. Разработанные им основные положения штабной службы использованы во многих европейских армиях. Он был самый старший по возрасту – 45 лет.

Генерал Бессьер командовал гидами и личной охраной Наполеона. Участвовал в осаде крепости Акр и в сражении при Абукире.

Уезжая из Египта в августе 1799 года, Наполеон взял с собой Мюрата, Мармона, Ланна, Бертье и Бессьера. Генерал Даву прибыл во Францию в 1800 году.

В Европе этим будущим маршалам, пришлось не раз участвовать в Наполеоновских войнах. Воевали они и с русскими войсками, сначала в Европе, а некоторые и в России.


Портрет Иоакима Мюрата. Фрагмент
Франсуа Паскаль Симон Жерар. Ок. 1808 г.


Портрет Даву в форме подполковника 3-го батальона добровольцев в Йонне,
Бельгийская армия, 1792 г.
Алексис Николя Периньон. 1834 г. Версаль и Трианон


Портрет Луи Александра Бертье, князя Невшательского с 1805, герцога Валанженского с 1806, в костюме императорского судьи.
Адреа Аппиани. После 1807 г. Замок Фонтенбло


Портрет Жана Батиста Бессьера в 1793 году в форме аджюдана Пиренейского Легиона
Жан Батист Герен. Национальный Музей в Версале

В Бородинском сражении участвовали Мюрат, Даву, Бертье и Бессьер. Трое их них вместе с Наполеоном в разное время были награждены русским орденом святого Андрея Первозванного. Это тем более примечательно, что высшая награда Российской империи жаловалась редко, причем не за конкретные заслуги, а как знак Монаршего внимания.


На Бородинском поле у Семеновского, 7 сентября 1812 г.
Фабер дю Фор Христиан Вильгельм
(Мюрат в центре на белом коне)

Сам Наполеон и маршалы Бертье и Мюрат получили орден Андрея Первозванного в 1807 году во время подписания Тильзитского мира. В результате этой исторической коллизии в Бородинском сражении противостояли андреевские кавалеры Михаил Кутузов и Бонапарт Наполеон, а андреевский кавалер Петр Багратион отбивал атаки конницы другого андреевского кавалера Иоахима Мюрата. Кстати, из русских воинов «за Бородинское сражение никто не был удостоен ордена св. Андрея Первозванного – высшего ордена Российской империи» (журнал «Родина» № 6, 2012, с. 46).

Маршал Даву в битве при Бородино получил ранение.


В Успенском соборе.
В. В. Верещагин. 1887–1895 гг.
Из пояснения художника: Все свидетельства современников сводятся к тому, что русские церкви по пути следования великой армии были обращены в конюшни. Над входом собора в Малоярославце красовалась надпись углем: «Ecurie du General Guilleminot» (Конюшня генерала Гильемино).
«Церкви,— говорит Labaume,— как здания, страдавшие менее от пожаров, были обращены в казармы и конюшни. Таким образом, ржание лошадей и страшные солдатские кощунства заменили святые гармонические гимны, раздававшиеся под священными сводами».
R. Bourgeois коротко замечает: «Уцелевшие церкви были отданы под кавалерию».
Автор «Journal» замечает, что «церкви были очень богаты в Вязьме, за то же они и были разграблены армиею»…
Вокруг наружных стен Успенского собора стояли горны, в которых французы плавили ободранные ими оклады с образов и похищенные в храмах металлы. Количество их было записано мелом: «325 пуд. серебра и 18 пуд. золота».
«Наглости всякого рода и ругательства, чинимые в церквах, столь безбожны,— говорит очевидец,— что перо не смеет их описывать: они превышают всякое воображение».
Престолы были всюду опрокинуты: на них ели и пили; иконы рубили на дрова, ставили как щиты для стрельбы. Все, кто мог и хотел, одевались в церковные ризы. В Чудове монастыре были лошади, в Благовещенском соборе валялось бездна бумаги, бутылок и бочек…
Есть сведения, что Наполеон при себе приказывал обдирать ризы с образов в Успенском соборе.
«Все было разграблено, разрушено в соборе,— говорит кн. Шаховской, первым вошедший в него по оставлении французами Москвы.— Рака св. митрополита Филиппа не существовала, а мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела… (В. В. Верещагин «Наполеон I в России»)


В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле).
В. В. Верещагин. 1897–1898 гг.


Маршал Даву в Чудовом монастыре.
В. В. Верещагин. 1900 г.
Государственный исторический музей

Пояснение художника: Даву имел главную квартиру в Новодевичьем монастыре, но, приезжая в Кремль, останавливался в Чудовом монастыре, где на месте выброшенного престола была поставлена походная кровать его. Двое часовых из солдат 1-го корпуса стояли по обеим сторонам царских врат. (В. В. Верещагин «Наполеон I в России»)

В России французские военачальники, титулованные Наполеоном высокими дворянскими званиями, отличились особым цинизмом в отношении православных церквей. Так во время оккупации Москвы спальня маршала Даву — герцога Ауэрштедтского, князя Экмюльского — была расположена в алтаре Чудова монастыря. Потомок старинного дворянского рода Даву не мог не осознавать кощунственности и оскорбительности такого жеста в отношении русских. Маршальский жезл Даву дважды доставался российским войскам. Впервые его захватили казаки в январе 1807 года при местечке Бергфриде на реке Алле в Восточной Пруссии. Ныне этот трофей находится в собрании Исторического музея в Москве. Во второй раз Даву лишился своей маршальской регалии 5 ноября 1812 года под Красным, где его обоз был захвачен лейб-гвардии Финляндским полком. Этот жезл хранится ныне в Государственном Эрмитаже.


Отступление армии Наполеона из России.
Е. Коссак. 1927 г.

В Русской кампании Фортуна подвела французские войска, «египетских» и других маршалов и генералов. Их судьба была незавидной.


Наполеон в Эрфурте принимает австрийского посла.
Николя Госсе, 1838, Версаль, Музей дворца.
Наполеон (с андреевской орденской лентой) принимает верительные грамоты у австрийского посла барона Винцента. Справа стоят Александр I, Фридрих Вильгельм III и прусский посол граф Гольц. В центре стоит Талейран. Маршал Ланн (черноволосый в белом мундире) стоит за Наполеоном.

Маршал Ланн не воевал в России. Он погиб в 1809 году в возрасте сорока лет в Австрии. Его связи с Россией ограничились лишь награждением русским орденом св. Андрея Первозванного 25 сентября 1808 года во время переговоров Наполеона и Александра I в Эрфурте, но его старший сын Наполеон Огюст в 1858 году был назначен послом Франции в Петербурге. Пересекались с Россией и более поздние его потомки. Несколько раз бывал в России, один из ныне живущих потомков маршала Ланна — Филипп де Монтебелло. В мае 2005 года правительство Москвы принимало его официально. Он возглавляет знаменитый Музей искусств Метрополитен в США, в 30 залах которого разместились коллекции Древнего Египта, научное изучение которого началось с Египетского похода Наполеона, в котором участвовал маршал Ланн.

«Египетские» маршалы Бертье и Мармон оставили мемуары. Лев Толстой внимательно читал мемуары маршала Мармона на французском языке и в романе «Война и мир» упоминает Бертье, Ланна, Даву, Бессьера и Мюрата. В библиотеке иностранной литературы я взял на французском языке девять томов воспоминаний маршала Мармона — Marmont (Mar?chal), M?moires du Mar?chal Marmont, Duc de Raguse, ?d. Perrotin, 1856, 9 volumes. Тома очень объемные, пришлось их только пролистать, но про Египетский поход Бонапарта прочитал внимательно.

В 2003 году в Москве вышла в свет книга на русском языке «Мемуары маршала Мармона о Наполеоне и его времени», автор-составитель С. Ю. Нечаев. Автор кратко изложил основные этапы жизни Мармона. Один раздел книги посвящен Египетской экспедиции. Даны комментарии и пояснения.

Известно, что Мармон в 1826 году был представителем французского короля на коронации императора Николая I в Москве, где также был награжден русским орденом св. Андрея Первозванного. В старости он совершил путешествие в Египет по местам бывших боев, затем побывал в Палестине. В 1834 году бывал он и на юге России. В 1840 году были изданы на русском языке «Путешествия маршала Мармона, герцога Рагузского, в Венгрию, Трансильванию, Южную Россию, по Крыму и берегам Азовского моря, в Константинополь, некоторые части Малой Азии, Сирию, Палестину и Египет»/Пер. с франц., изданный Кс. Полевым в 4 т. — М., 1840. Умер в 1852 году в возрасте 77 лет, пережив всех своих «египетских» маршалов-коллег.


Русское издание мемуаров маршала Бертье
Фото: Эксклибрис

Двухтомник мемуаров маршала Бертье («Memoires du marechal Berthier». Part. I–II, Paris, 1827) был издан через 12 лет после его смерти. Мемуары посвящены Египетской экспедиции Бонапарта. По стилю мемуары напоминают воспоминания самого Бонапарта. В исторической библиотеке я с интересом прочитал пожелтевшие две небольших, похожих на эльзевиры, книжечки.  Издавались его воспоминания и в России на русском языке («Записки маршала Бертье, князя Невшательского и Ваграмского, начальника главного штаба Французской армии, о Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта». Москва, в типографии Александра Семена на Софийской улице. 1848).

Сведения о «египетских» маршалах Наполеона можно найти также в интересной книге Андрея Иванова «Тайны египетской экспедиции Наполеона». М., 2005, стр. 342 – 396.

Пятьдесят лет назад в 1962 году отмечалось 150-летие Бородинской битвы. В этот год я поступал в Военный институт иностранных языков. По истории мне задали дополнительный вопрос: «Назовите французских маршалов, участвовавших в Бородинском сражении». Я назвал тогда троих. Теперь я знаком со всеми маршалами Наполеона.

Судьба распорядилась так, что летом в студенческие годы пришлось прожить на даче под Бородино (в двух км от памятника Кутузову) в течение пяти лет, познакомиться со всеми памятниками, затем пробыть столько же лет и полстолько в Египте.

Память направляет и переносит  меня и на Бородино, и в Египет.