ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Форпост православия. О.Г. Пересыпкин

Форпост православия

Международный Фонд единства православных народов присудил за 2002 год свою престижную премию “За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов” ливанскому университету Баламанд, созданному в 1988 году по инициативе Его Блаженства Игнатия IV, Патриарха Великой Антиохии и всего Востока. Университет Баламанд находится на севере Ливана, близ города Триполи, куда я отправляюсь как член комиссии по этой премии, — мне интересно ознакомиться с университетом Баламанд и одноименным православным монастырём, давшим своё имя этому учебному заведению.


Монастырь Богоматери Светоподательницы около г. Шекка
Фото: edgar-leitan.livejournal.com

Шоссе на север Ливана идёт вдоль побережья, минуя исторические города Жбейль (Библос) и Батрун. Сразу за тоннелем перед г. Шекка на высокой горе находится православный монастырь Нурия или монастырь Богоматери Светоподательницы. По-видимому, здесь когда-то находился маяк, и отсюда происходит это название. В 1943 году митрополит гор Ливанских Илья Карам молился в этом монастыре, и случилось ему видение Богоматери, которая просила митрополита сообщить Иосифу Сталину о том, что победа над фашистской Германией будет обеспечена, если он, Сталин, выпустит из тюрем священников и откроет храмы, а также отправит на Сталинградский фронт Казанскую икону Божией Матери. Илья Карам написал письмо Сталину, последний выпустил священников и открыл храмы, а Казанская икона Божией Матери была отправлена самолётом в осаждённый Сталинград. Послушался ли Сталин ливанского митрополита, или были какие-то другие причины, заставившие бывшего семинариста изменить своё отношение к Русской Православной Церкви и её иерархам, точно неизвестно, но эта история хорошо известна и послужила основой для нескольких телефильмов, книг и публицистических статей. Наши священники ставят под сомнение, что именно письмо ливанского митрополита побудило Сталина принять такое решение, полагая, что сложившиеся в ходе Великой Отечественной войны обстоятельства и молитвы о победе иерархов Русской Православной Церкви сыграли более важную роль. Илья Карам в декабре 1947 года посетил Москву и Ленинград, был обласкан руководством СССР и щедро одарён церковными орденами, многочисленными иконами и церковной утварью.



Сразу за г. Шекка на берегу моря находится небольшой, почти игрушечный православный монастырь, где настоятельница матушка Екатерина рассказала мне о том, что в Первую мировую войну засевшие в монастыре турецкие солдаты обстреляли показавшееся на горизонте судно. Им оказался русский военный корабль, открывший ответный огонь из пушек. Монастырь был разрушен и простоял в развалинах несколько десятков лет.

В начале 90-х годов прошлого века это здание и небольшие водоёмы для выпарки соли из морской воды были восстановлены, расписана церковь яркими цветами и райскими птицами художниками из Русской Православной Церкви за рубежом, а ярославский город Углич в 1997 году подарил монастырю колокол, звон которого разносится окрест каждое воскресенье. Сейчас в монастыре работают детский сад и начальная школа для детей с задержкой в физическом и умственном развитии. Родители привозят детей рано утром из г. Триполи и окрестных деревень и забирают вечером. Матушка Екатерина очень гордится выпавшей ей ролью воспитывать и обихаживать этих несчастных детей, полагая, что это христианское послушание скорее от Бога, чем от людей.

Сразу после монастыря дорога сворачивает вправо и серпантином взбирается на крутую гору, плоская макушка которой покрыта рощей похожих на гигантские зонтики средиземноморских сосен. Через несколько минут мы останавливаемся перед массивными воротами монастыря Баламанд, основанного Клервоским католическим монашеским орденом цистерцианцев. Этот орден был создан в 1098 году во французском монастыре Цистериум близ Дижона. В XII веке он был реорганизован аббатом св. Бернаром Клервоским, и его послушники стали называться бернардинцами. Наибольшего влияния орден достиг в XII—XIII веках: только в Европе он имел 700 мужских и женских монастырей.

По своему монашескому уставу цистерцианцам запрещалось выезжать в Палестину в паломнические поездки, поскольку там даже в условиях господства крестоносцев не было условий для религиозной жизни. Король созданного крестоносцами Иерусалимского королевства Бодуэн предложил цистерцианцам построить монастырь близ Иерусалима, однако св.Бернар отказался от этого проекта и наказывал тех монахов, которые отваживались на поездку в Палестину.

Неудача Второго крестового похода побудила престарелого аббата смягчить свою позицию, о чём свидетельствуют его письма к Папе Евгению III в 1149 и 1152 годах, которому он непосредственно подчинялся. Через пять лет, 11 мая 1157 года, был принят Акт о создании монастыря Св.Девы Марии Бельмонской, что считается официальной датой основания монастыря. Его название писалось и произносилось по-разному — Бомон, Биамон, Валмонт, Дейр Бельмент, что в общем обозначает “Красивая гора”.

Работы по строительству монастыря продолжались 10 лет, и в хронике Святой Земли, которую вели крестоносцы, за 1169 год прямо говорится об окончании его строительства. Изучение особенностей кладки стен зданий монастыря убедило учёных, что строительство велось в течение 10 лет, причём отмечалось три периода, различных по строительной технике.


Иконостас церкви Богородицы


Трон Патриарха


Церковь капитула.
В настоящее время здесь устроена часовня св.Георгия

Главным зданием в монастыре Баламанд является церковь, ориентированная на северо-восток. Вход в неё сделан в середине здания, который тем самым поделил её на две равные половины. По традиции в первой половине, ближе к алтарю, молились монахи, входившие через специальный вход рядом с алтарём, а в остальной части — прихожане. По размерам церковь довольно велика и могла бы вместить 250—300 человек, что говорит о многочисленности монашеской братии и сторонников их аскетической жизни.

Цистерцианцы строили свои монастыри по типовому плану. Однако план Баламанда несколько отличается от типового проекта. Археологи объясняют это тем, что монастырь строился на фундаменте разрушенного древнего сооружения, скорее всего византийской церкви или римского языческого храма, и это должны были учитывать строители монастыря.


Все посетители монастыря обращают внимание на отсутствие привычной для православных церквей высокой колокольни, поднимающейся здесь над зданием церкви всего на 5—6 метров. Небольшой колокол виден с четырёх сторон и приводится в движение длинной верёвкой, сброшенной во внутренний двор монастыря. Эта колокольня скорее похожа на небольшой маяк, чем на звонницу знаменитого монастыря, и этому я нашёл вскоре объяснение. Оказывается, устав ордена цистерцианцев запрещал возводить каменные колокольни, и только в 1274 году этот запрет был снят. Сооружение колокольни, особенно в прибрежных монастырях и аббатствах, стало обязательным, но только из камня, поскольку сильные ветры на побережье могли повредить эти сооружения. Отсюда следует вывод: небольшая колокольня монастыря Баламанд, расположенная по прямой линии примерно в 5 км от побережья, во-видимому, служила и маяком.


Справа от главного входа, запираемого тяжёлыми воротами, пологий спуск ведёт в центральный дворик, где устроен колодец и растёт красивый большой кипарис. К дворику справа примыкает продолговатое здание. Археологи считают, что это была трапезная, которая затем была превращена в конюшню примерно на 50 лошадей. Типовой проект не предусматривает строительства конюшни в монастыре, но сложная политическая ситуация, по-видимому, вынудила монахов пойти на превращение трапезной в конюшню. Сейчас эта конюшня с низким сводчатым потолком используется как концертный зал. В центре на небольшом возвышении стоит дорогой рояль и расставлены стулья. Мои друзья, побывавшие в этом зале на концертах, утверждают, что зал имеет хорошую акустику, объясняемую скорее всего местным золотистым известняком, которым выложены стены, пол и потолок.

Во время посещения монастыря мне показали, кроме церкви и концертного зала, книжную лавку и библиотеку. Монахов я не видел. Сопровождающий нас служитель сказал, что все монахи сейчас находятся на занятиях в православном Теологическом институте им. св.Иоанна Дамаскина, здание которого примыкает к стене монастыря. Я насчитал около 20 монашеских келий, расположенных на втором этаже монастыря, хотя сам институт имеет своё общежитие и учебный корпус с библиотекой. В этой библиотеке я нашёл несколько книг и журналов с печатью Императорского Православного Палестинского Общества, которое с большим вниманием относилось к пастве Антиохийского Патриархата. Здесь же, копаясь в старых фолиантах, я обнаружил книгу псалмов, изданную в 1708 году в сирийском Халебе на деньги украинского гетмана Мазепы. Во время посещения института меня пригласили на чаепитие в студенческую столовую, где я увидел огромный, на 5—6 вёдер, тульский самовар.

Имя Баламанд носит не только знаменитый монастырь, но и общеобразовательный православный университет. Восстановление монастыря и создание университета все ливанцы связывают с именем нынешнего Патриарха Антиохийского Игнатия IV Хазима, избранного на Патриарший престол 8 июля 1979 года. По церковному протоколу-диптиху он занимает третье место — после Патриархов Константинопольского и Александрийского, а его полный титул звучит следующим образом: Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока. Город Антиохия сегодня находится на территории Турции и зовётся Антакия, а резиденция Патриархов Антиохийских с XIV века находится в сирийской столице Дамаске. В 457 году Грузинская Церковь стала независимой от матери-Церкви Антиохийской, но в титуле Антиохийского Патриарха сохранилась.

Отношения Русской Православной Церкви и Антиохийской Церкви всегда отличались особой теплотой и доверительностью. И это не случайно. Половина святых, которых почитает наша Церковь, происходят из числа великих богословов Антиохийской Церкви, а святой Георгий Победоносец, имя которого стало в России символом мужества и воинской доблести, совершил свой подвиг на её канонической территории. Таинство Крещения на Руси при равноапостольном князе Владимире было осуществлено с помощью греческих священников, а первым киевским митрополитом стал Михаил Сирин, то есть сириец, ученик Патриарха Антиохийского Иоанна, прибывший в Киев с шестью епископами. Михаил Сирин впоследствии крестил жителей Новгорода и Ростова Великого, что на ярославской земле.

По просьбе царя Фёдора Иоанновича Патриарх Антиохийский Иоаким V, приехавший в Москву в 1586 году, стал хлопотать о том, чтобы возвести митрополита Московского в сан патриарха. Эти хлопоты увенчались успехом, и в 1588 году Патриарх Константинопольский Иеремия, которому подчинялся митрополит Московский, прибыл с соборным определением об открытии патриаршества в России. 26 января 1589 года митрополит Иов стал Патриархом Московским и всея Руси.

К этому следует добавить, что при содействии России в 1899 году патриарший престол Антиохии занял араб по национальности митрополит Мелетий. До этого все антиохийские патриархи были этническими греками и вся служба и церковная переписка велась на новогреческом языке. Сегодня традиция избрания арабов на Патриарший престол сохраняется, и нынешний, 166-й по счету Патриарх Антиохийский Игнатий IV Хазим родился в Сирии в 1921 году, стал епископом в 1961-м, а 2 июля 1979 года был избран патриархом, и 8 июля состоялась церемония его интронизации. Поэтому Антиохийскую Церковь иногда называют “арабской православной церковью”, где служба идёт на арабском языке по арабским богословским книгам.

Но вернёмся к университету Баламанд, где сегодня обучается около трех тысяч студентов. В составе университета работают Ливанская академия изящных искусств со Школой дизайна, Теологический институт св.Иоанна Дамаскина, факультет искусств и социальных дисциплин с Институтом истории, археологии и наследия ближневосточной цивилизации и Центр христианско-мусульманского диалога, инженерный факультет с Центром по изучению экологических проблем, факультет здравоохранения с отделением повышения квалификации, медицинский факультет, факультет бизнеса и управления с Центром по подготовке специалистов по туризму и гостиничному делу. Английский язык является рабочим в учебном процессе, а на французском языке читают лекции в Ливанской академии изящных искусств и на некоторых других отделениях. Новогреческий язык обязателен для студентов Теологического института, а арабский язык преподаётся на всех факультетах в рамках обязательного изучения арабской литературы и культурного наследия.

Активно работают Ассоциация выпускников Баламанда и Фонд поддержки университета Баламанд в США, Канаде и Европе, где проживает большая колония довольно состоятельных этнических ливанцев православного вероисповедания. Общая численность паствы Антиохийского Патриархата, насчитывающая около 14 млн. человек, жертвует значительные средства на развитие университета.

Ливанский бизнесмен Исам Фарес, получивший премию Международного Фонда единства православных народов за 2001 год, построил на свои средства форум — крытый внутренний дворик, где общаются студенты во время перерывов. Мусульманские бизнесмены Ливана также не обходят вниманием университет, демонстрируя тем самым толерантность и религиозную терпимость. Покойный премьер-министр Рафик аль-Харири выделил деньги на строительство спортивного зала, где азартные ливанцы играют в волейбол и баскетбол. Университет Баламанд является частным учебным заведением и содержится в основном за счёт спонсорских взносов и платы студентов за обучение.

Наше посещение университета заканчивается беседой с его президентом Эли Салемом, бывшим вице-премьером и министром иностранных дел Ливана. Именно ему в январе 2003 года была вручена премия Международного Фонда единства православных народов для университета, и именно он в своём выступлении в храме Христа Спасителя объявил о создании в университете кафедры русского языка им. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Э. Салем рассказывает о работе по созданию этой кафедры, о необходимости активизации контактов с Дипломатической академией МИД России, с которой университет в 1993 году подписал Протокол о сотрудничестве. Беседа заканчивается на оптимистической ноте: мы выражаем надежду, что экономический кризис, который в Ливане практически не чувствуется, не помешает развивать сотрудничество в области образования и культуры и укреплять позиции вселенского православия на Ближнем Востоке и во всём мире.
Фото: balamandmonastery.org

ВИДЕО