Проповедь Христа народу в русской живописи
Христос среди народа.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
Христос беседует с фарисеями.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)
Беседа с фарисеями /Таинство брака.
Клавдий Васильевич Лебедев. Картон, акварель.
Церковно-археологический кабинет МДА
Динарий кесаря.
Автор неизвестен (школа А. Матвеева). 1730-е гг. Холст, масло, 61,5х49.
Тюменский музей изобразительных искусств
www.christianart.ru
Картина входит в цикл из четырех композиций, написанных учениками А.
Матвеева для церкви Рождества Христова в Петербурге. Композиции
«Преображение», «Изгнание торгующих из храма» и «Воскресение» находятся в
коллекции Эрмитажа. « Динарий кесаря», по мнению Т. В. Ильиной и С. В.
Римской-Корсаковой, авторов монографии о творчестве А. Матвеева, была в
отличие от вышеназванных написана в большей степени самим А. Матвеевым,
что увеличивает значимость картины. Музеи России
Фарисеи посылают учеников своих с иродианами спросить Иисуса, позволительно ли давать кесарю подать.
А. А. Иванов. 1850-е
«Динарий Кесаря» — сюжет изобразительного искусства, основанный на
рассказе Евангелия от Матфея. Денарий, позднее динарий (лат. denarius от
denarum — «состоящий из десяти») — древнеримская серебряная монета,
содержащая 10 ассов (4 сестерция), то же, что драхма. В годы
евангельского повествования динариями в провинциях платили дань римскому
императору; на монетах был вычеканен профиль императора Тиберия (14—37;
лат. Caesar — титул императоров рода Юлиев; см. кесарь). В Евангелии
рассказывается, как фарисеи, желая «уловить» Христа в словах, спрашивали
у Него: «Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать
подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что
искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать.
Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю,
а Божие Богу» (Мф. 22: 17—21). Словарь изобразительного искусства
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись
благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его
начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем,
что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути
Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же,
уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне
динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он
сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли
уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Евангелие от Луки 20:20-26
***
Христос у фарисея.
Фирс Журавлев. Ранее 1901 г. Мозаика.
Собор Воскресения Христова на Крови
***
Христос и Никодим.
И.Е.Репин. 1887 г.
Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа. Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Никодим с этого времени сделался тайным учеником Иисуса Христа.
***
Проповедь Христа в храме.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Евангелие от Иоанна
Христос в синагоге.
Николай Николаевич Ге. 1868 г.
«…говорил он в синагоге, уча в Капернауме» (Ин., 6:59).
«И проповедовал он в синагогах Галлилейских» (Лк., 4:44).
«И он проповедовал в синагогах их по всей Галлилее и изгонял бесов» (Мк., 1:39).
Проповедующего в притчах Христа хотят схватить первосвященники и фарисеи.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец — 1857. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,3х40,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Изгнание торгующих из храма.
Мозаика по оригиналу В. П. Павлова
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови), Санкт-Петербург
Блог о мозаике и не только
Изгнание торгующих из храма.
Василий Иванович Суриков. 1873 г.
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Евангелие от Матфея
Изгнание торгующих из храма.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
***
Вид Генисаретского озера.
Григорий Григорьевич Чернецов. 1844 г. Холст, масло. 56,5х80
Дальневосточный художественный музей
Проповедь Христа на Геннисаретском озере.
Григорий Григорьевич Чернецов. 1852 г. Холст, масло. 58х76.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Евангелие от Луки 5:1-3
Проповедь Христа на берегу озера.
А. А. Иванов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Нагорная проповедь.
Макаров Иван Кузьмич (1822 — 1897). Эскиз
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики
Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное» Евангелие от Матфея 5:1-3
Нагорная проповедь.
Ломтев Николай Петрович (1817 — 1859). 1841 г. Эскиз. Холст, масло. 49х62.5 см
Государственный Русский музей
Арт-каталог
Слева внизу подпись монограммой и дата: Roma Н. Л. 1841. На нижней
планке подрамника штамп: Г.Р. М. Инв. № 4649 (номер зачеркнут)
Поступила: в 1930 от А П. Боткиной (Москва); ранее — в собрании С. С. Боткина (?) (Санкт-Петербург) Ж-3801
Эскиз „Нагорная проповедь" — одна из первых известных работ Н. П. Ломтева, исполненных маслом. Картина написана не была.
Нагорная проповедь.
Петр Васильевич Басин. 1843–1946.
Роспись Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Исаакиевский собор
Нагорная проповедь (Христос, благословляющий царское семейство).
Макаров Иван Кузьмич (1822 — 1897). Около 1890 г. Холст, масло. 235х155 см
Государственный музей истории религии
Этот молельный образ был написан для церкви св. вмч. Георгия Победоносца при Главном и Генеральном штабе при обновлении убранства храма в связи с чудесным спасением Царской Семьи в железнодорожной катастрофе близ станции Борки. В виде людей, которым проповедует Христос, художник изобразил Императора Александра III, Императрицу Марию Феодоровну и их детей.
Палестина. Нагорная проповедь.
В. Д. Поленов. 1890 г. Холст на картоне,
масло. 87х69.
Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
Он учил.
В. Д.
Поленов
И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к
Нему, и Он учил их. Евангелие от Марка, 2:13.
Комментарий В. Д. Поленова: Гористый
берег моря между Вифсаидой и Капернаумом, на вершине горы, под отвесной скалой,
на возвышении сидит Иисус и учит окруживший Его народ, идущий к Нему со всех
сторон по тропинкам.
Нагорная проповедь.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА