Из прошлого в настоящее ради будущего: из опыта работы
Идея внедрения в школу духовно-нравственного воспитания возникла во время поиска ответа на вопрос, издавна являющийся стержневым в российской школьной педагогике, а последнее время как-то по-новому ею выстраданный: как соединить обучение ума с воспитанием души и возрастанием духа?
Как правило, современная школа озабочена, главным образом, первой задачей, в меньшей степени второй, и уж совсем не имеет ввиду третью. А между тем, стремительное разрастание информационной среды, вовлечение нового поколения в жизнь под девизом «Бери от жизни все!» ставят подрастающее поколение в ситуации духовно-нравственного выбора несравнимо чаще, чем прежде. В условиях смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания между поколениями, народами, конфессиями, такой выбор сплошь и рядом приводит к разрушению личности.
Сегодня наши российские духовные корни, традиционные основы воспитания и образования постепенно подменяются более «современными» и «прогрессивными» — западными. И при этом педагоги и родители наблюдают резкое снижение нравственности, которое с каждым годом приводит все больше людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, отчаянию, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики, агрессии и т. д. И, наблюдая этот процесс, мы приходим к пониманию, что сегодня мы живем в мире, в котором наши дети нуждаются в особой защите, т. к. все потрясения, которые наше общество испытывает в духовно-нравственной сфере, тяжелым отпечатком ложится, в первую очередь, именно на них. Истины, которые еще вчера мы, взрослые, считали непреложными, сегодня многим уже не кажутся таковыми. Наши нравственные, моральные критерии оказались размытыми. Государство лишилось идеологии, общество – идеалов. Почувствовав нравственную растерянность, мы теряем себя и теряем свое будущее – детей. Сегодня наши дети являются легкой добычей вседозволенности, так называемой «свободы нравов», тоталитарных сект. Они не защищены ни от религиозных и антирелигиозных предрассудков, ни от духовной и физической эксплуатации, ни от фанатизма, душевных расстройств, насилия и т. д.
Очевидно, что воспитание свободных граждан свободной России, которые понимали бы личную ответственность и свой гражданский долг перед обществом, духовно-богатых и имеющих надежный нравственный стержень, стало актуальнейшей проблемой. И здесь нужна систематическая, комплексная работа.
Один из способов выхода из кризиса в духовной сфере видится в помощи школы в возрождении самобытной российской цивилизации на основе традиционных, веками шлифовавшихся ценностей отечественной культуры, в том числе и традиционных религий, которые на протяжении многих веков неустанно протягивают руку помощи в деле воспитания личности. Все учебные предметы, и в первую очередь предметы гуманитарного цикла, всегда были призваны не только обучать, но и воспитывать учащихся. Но не всегда учебная программа позволяет осуществлять это на практике. Например, уроки истории настолько пресыщены событиями и датами, которые необходимо дать на каждом уроке, что зачастую педагоги еле успевают изложить весь материал, а о воспитательном моменте в такой ситуации говорить уже не приходится. Исходя из того, что мы не вправе менять учебную программу, пришла мысль о том, чтобы попробовать осуществить связь между учебными предметами на отдельных систематических занятиях, делая акцент именно на воспитательных задачах.
Так, еще в 2003 году, возникла идея введения в общеобразовательные учреждения нового курса, который бы:
Для начала (в 2003 году) в ряде школ Урупского района были проведены общешкольные родительские собрания, с целью выявления мнения родителей на этот счет. Все родители поддержали идею внедрения духовно-нравственного воспитания в школах во внеурочное время по заявлению родителей, в соответствии с желаниями детей. Было принято решение начать в одном общеобразовательном учреждении – в лицее п. Медногорский. И первым шагом было приглашение на беседу с учащимися лицея представителей исламского и православного духовенства. Целью такой беседы было довести до учащихся важность общечеловеческих ценностей, которые неизменны во всех религиях, а заодно посмотреть на реакцию учащихся на такие встречи. Священнослужители блестяще справились с поставленной задачей, и все участники остались довольны результатами встречи. На педагогическом совете лицея удалось принять решение попытаться продолжить работу в данном направлении с учащимися всех ступеней общего образования – начальной, средней и старшей.
Работа продолжила набирать обороты после того, как благодаря Президенту КЧР М. А.-А. Батдыеву, в 2004 году Карачаево-Черкесская Республика стала инициатором преподавания в школах курса «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесии», который учащиеся 10–11 классов изучают на уроках истории КЧР. Курс рассчитан на 12 часов в каждом классе.
Далее, был тщательно изучен вопрос духовно-нравственного воспитания в лицее. После неоднократного обсуждения проблемы было признано, что 12 уроков в год в 10–11 классах явно недостаточно для достижения положительного воспитательного эффекта. Этого очень мало и во многих ситуациях поздно, т. к. к 10 классу, к сожалению, многие учащиеся имеют немалый стаж знакомства с алкоголем, табаком, наркотиками и далеко не целомудренного времяпровождения. И учить их основам духовно-нравственной жизни, а точнее, переучивать, гораздо сложнее.
Поэтому следующим шагом было введение предмета, который получил название «Основы духовной культуры» и целью которого было знакомство и изучение учащимися нравственных и духовных ценностей, начиная с младшего школьного возраста, когда у ребенка еще только начинает формироваться нравственный стержень, и в это время в его сердце можно заложить столько человечности, что ее с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в этом возрасте приобретенные навыки поведения, элементарные духовно-нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором происходит развитие и формирование нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. И именно в этом возрасте важно закрепить у учащихся понимание того, что, общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова; о том, что нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости; что необходимо учиться избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.
Кадровый вопрос помогли решить настоятель православного храма ст. Преградной протоиерей Константин (Кишунов) и предприятие-спонсор ЗАО «Урупский ГОК», оказав помощь для моего обучения в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. Шолохова по предмету «Духовная культура» на базе Московской Духовной Академии. На тот момент у меня уже был пятилетний опыт работы с детьми в воскресной церковно-приходской школе и двенадцатилетний опыт педагогической работы в лицее.
Начало было положено. Но предстояло решить еще немало проблем. Отсутствовала учебно-методическая литература, которая отвечала бы требованиям и специфике нашего региона; ощущалась нехватка наглядности и видеоматериала, особенно по исламской тематике; не было возможности в пределах Урупского района получить компетентную консультацию по вопросам, касающихся Ислама. Возникала проблема и с оплатой – поскольку новый курс вводился вне рамок школьной программы, наградой на тот момент могли служить только интерес детей и благодарность родителей.
Программа по предмету «Основы духовной культуры» была разработана мною с учетом многонационального характера региона, возрастных особенностей учащихся и общечеловеческих ценностей. В качестве основы использовалась аксиология традиционных в Карачаево-Черкесии религий – ислама и православия. Но при этом акцент делался не на вероучительные, а культурологические и нравственные элементы. Ведь дети должны знать не только свою духовную культуру, но и культуру живущего рядом народа для понимания и уважительного отношения к традициям и святыням друг друга – именно в этом видится основа мира в Республике: уважать друг друга и знать, за что уважать.
Неоднократно подчеркивалось, что важно не обучать учащихся религиям, а, изучая их, попытаться запустить механизм самопознания, самосовершенствования, развивать привычку контролировать свое поведение, считаться с окружающими.
Эта позиция в целом была поддержана и родителями учащихся. Во время родительских собраний, на которых неоднократно обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, было высказано единое мнение: предмет «Основы духовной культуры» важен и нужен для наших детей.
Отдельно были оговорены следующие моменты:
Многие родители высказывали пожелания, что они и сами хотели бы присутствовать на таких занятиях, пополнять свои знания в этой области, в чем мы их поддержали.
После родительских собраний родители учащихся подали заявления, в которых они давали согласие на изучение предмета «Основы духовной культуры» их детьми во внеурочное время. Администрация систематизировала их по возрастным категориям, на основании которых были сформированы учебные группы. Затем были определены время и место занятий, утверждены программа, планирование, и договор, на основании которого в школах проводится преподавание «Основ духовной культуры».
Таким образом, изучение предмета было начато на всех уровнях общего образования.
Промежуточные итоги такой работы мы подводили в виде праздников, которые назвали «День духовной культуры». Приглашали, кроме учащихся, их родителей и педагогов, Уполномоченного Президента КЧР по связям с религиозными организациями Е. Кратова, местную прессу, телевидение, представителей традиционных в КЧР конфессий, представителей администрации района, педагогов и всех желающих
Все участники давали высокую оценку, как праздникам, так и работе, предшествующей им. А телерепортажи о Днях духовной культуры в лицее были большой поддержкой, как для учащихся, так и для педагогов, которые четко осознавали неоднозначное отношение к данной работе и ее специфику.
Тем не менее, уже первые занятия с детьми показали, насколько необходима работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Более того, выяснилось, что необходима большая работа не только с детьми, но и с родителями, а также с педагогами. В ходе работы вскрылось большое количество болезненных тем, необходимых для обсуждения, как с детьми, так и со взрослыми. Знания детей в области религий, духовных законов, правил, а также в области семейного, полового воспитания, и вообще в области культуры, шокировали своей искаженностью.
Было тяжело слышать из уст детей фразы типа: «Мне нравится играть в компьютерные игры. В них убиваешь и получаешь за это доллары. Жалко, что это не по-настоящему»; «Любовь – это когда собаки или кто-нибудь другой делает себе детей»; «Я никогда не буду слушаться родителей, потому что они меня все время наказывают и все время врут. Они мне сказали, что меня нашли в капусте, а я уже все давно знаю!». И это только часть откровений учащихся начальных классов.
А вот как мыслили дети среднего звена: «Когда я хочу поехать на праздник в церковь, я, отпрашиваясь у учителей, никогда не говорю правду», «Лучше сказать, что мне нужно в больницу или еще куда-нибудь. Потому что есть учителя, которые, узнав, что я хожу в церковь, начинают ругать меня и придираться, относиться предвзято».
Мнения старшеклассников тоже не внушали оптимизма: «Деньги в нашей жизни решают все»; «Ради денег могу пойти на большой риск», «Любовь – это инстинкт для размножения», «Заповеди неинтересны, неактуальны, они мне безразличны», «Мне нравится смерть», «Целомудренность – это пережитки прошлого».
После таких «откровений» не опускались руки только потому, что это было мнение не всех детей. Пока не всех…
В конце 2004–2005 учебного года и учителя и родители отметили положительную динамику в поведении учащихся в тех классах, где работа велась регулярно со всеми без исключения учащимися в тесном сотрудничестве с родителями и классным руководителем. Нельзя сказать, что успехи были значительными, но они были. Особенно это было заметно в начальных классах.
Опыт, материалы данной работы постепенно накапливались. Накапливались и проблемы, которые решить на уровне района становилось все сложнее и сложнее. Возникла необходимость в помощи и объединении усилий учреждений дополнительного образования, общественных организаций, духовенства, здравоохранения, культуры. Так родилась идея о создании Центра духовно-нравственного развития личности, который бы вел работу с учащимися, их родителями, педагогами, оказывал им консультационную, методическую помощь и поддержку, объединил бы усилия школы, семьи, был связующим звеном между ними и всеми, кто проповедует добро, высшие духовно-нравственные ценности в воспитании подрастающего поколения.
Наконец, мы нуждались в том, чтобы наши первые шаги и планы на будущее получили определенную оценку со стороны общественности.
16 ноября 2005 года заведующие и начальники городских и районных отделов образования, заместители глав районных администраций, педагоги собрались в нашем лицее на конференцию «Духовно-нравственное развитие личности: опыт, проблемы, перспективы», на которой мы сообщили о первых результатах нашего эксперимента и подняли проблемы, которые высветились в ходе его проведения и преподавания курса «История и культура традиционных религий народов КЧР». Осознавая важность поднятой проблемы и, проявляя серьезную заинтересованность в ее решении, в работе конференции приняли участие вице-президент КЧР В. Молдованова, Советник Президента КЧР Н. Пивоварова, Уполномоченный Президента по связям с религиозными организациями Е. Кратов, глава администрации Урупского района, представители православного и мусульманского духовенства. Разговор на конференции получился интересный, содержательный и поучительный.
В частности было подчеркнуто, что рассматриваемая проблема уже давно вышла за рамки не только Карачаево-Черкесии, но и России в целом. Это глобальная проблема, т. к. современный мир – это открытое общество, рассыпающееся по экономическим, социальным, религиозным признакам, общество, где отсутствуют единые нормы поведения, где важно не задеть ничьи традиции, чувства, в том числе и религиозные. Наконец, важно научиться сообща, противостоять международному терроризму, уметь не поддаваться на всевозможные провокации. Мы интегрированы в это сложное пространство. И от того, насколько успешно мы будем решать проблемы духовно-нравственного воспитания наших детей, зависит то, насколько полноценно они смогут функционировать в новом мире лет через десять.
Участники конференции поддержали идею создания Центра духовно-нравственного развития личности на базе лицея. В резолюции конференции было рекомендовано принять опыт лицея к сведению во всех образовательных учреждениях республики. Так же, руководству учебных заведений рекомендовалось активнее привлекать мусульманское и православное духовенство при осуществлении воспитательного процесса, а также не препятствовать организации изучения детьми основ религий во внеурочное время в соответствии с действующим законодательством.
После такой поддержки работа в духовно-нравственном направлении начала набирать обороты. Началась работа по организации Центра духовно-нравственного развития личности: наши экспериментальные программы были утверждены Республиканским институтом повышения квалификации работников образования (РИПКРО), выбран координационный Совет центра, в Министерстве образования и науки КЧР нашей работе был присвоен статус экспериментальной площадки, в штатное расписание лицея введена ставка заместителя директора по опытно-экспериментальной работе.
10 марта 2006 года лицей имел честь принимать у себя Вице-Президента КЧР В. М. Молдованову, специалистов Министерства образования и науки КЧР и РИПКРО, которые посетили сразу три моих урока: «Основатель религиозного учения Иисус Христос» в 10 классе; «Вера без дел мертва» в 5 классе и «Имя. Род. Семья. Дом» во 2 классе.
Положительные отклики, доброжелательное отношение гостей, их пожелания, советы, замечания, наставления были большой поддержкой для меня и моих коллег.
Далее работа экспериментальной площадки начала осуществляться во взаимодействии и сотрудничестве с Уполномоченным Президента по связям с религиозными организациями; со специалистами Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований; администрацией п. Медногорский; администрацией предприятия-спонсора – ЗАО «Урупский ГОК»; районным Домом культуры, Центральной районной больницей, библиотеками, исламскими и православными священнослужителями. Представители этих организаций вошли в состав созданного в феврале 2006 года Координационного Совета по реализации программы.
С целью сбора материалов для Центра с 16 по 21 мая 2006 года, благодаря Правительству КЧР, я была включена в состав паломнической группы, направляющейся по святым местам Израиля. Сразу после приезда был оформлен стенд с фотографиями о паломничестве и выставка, на которой представила привезенные материалы. Также удалось снять видеофильм о паломничестве, а в дальнейшем создать мультимедиапрезентацию. Все материалы оказывают большую помощь, как при проведении уроков, так и во внеурочной работе с детьми, их родителями, педагогами. Занятия, на которых используются вышеуказанные материалы, вызывают большой интерес и всегда пользуются большим спросом у учащихся.
Летом работа ведется с учащимися района в лагере отдыха «Грушевая поляна», где проводится ряд мероприятий, целью которых является знакомство с духовными и нравственными ценностями и традициями народов КЧР. Особый интерес у детей был отмечен к легендам и притчам наших народов.
29 июня — 1 июля 2006 года в г. Нальчике опыт нашей работы был представлен и получил высокую оценку на Международном семинаре «Изучение истории и культуры мировых религий: подготовка и повышение квалификации учителей», проводимого министерством образования и науки РФ в г. Нальчике КБР, в рамках совместной программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для РФ.
12 августа 2006 года состоялась встреча с ректором Исламского института Исмаил Хаджи Бостановым, на которой была осуществлена договоренность о сотрудничестве с лицеем.
В июле-августе 2006 года совместно с ДОУ «Одуванчик» ст. Преградной разработана Программа духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста, которая успешно внедряется на практике. Центр систематически ведет работу по оказанию консультационной, методической помощи, помощи в разработке мероприятий воспитателям, одна из которых Г. В. Павлова, в 2007 году стала победительницей районного конкурса «Воспитатель года», представив свой опыт по духовно-нравственной работе, которая строится по аналогии с работой Центра.
31 октября 2006 года на базе МОУ «Лицей п. Медногорский» Центром духовно-нравственного развития личности проведено заседание Круглого стола по теме «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках изучения «Истории и культуры народов КЧР» и во внеурочное время». В работе Круглого стола приняли участие
Участники Круглого стола, в соответствии с планом работы посетили мои открытые мероприятия: урок в 11 классе по теме «Религиозная жизнь мусульман» и открытое занятие в 3 классе по теме «Верность». В ходе работы круглого стола обсуждались вопросы о состоянии преподавания курса «История и культура традиционных религий народов КЧР» в рамках предмета «История и культура народов КЧР»; о ходе эксперимента «Духовно-нравственное развитие личности в условиях многоконфесси-онального состава общества»; проблемы духовно-нрав-ственного воспитания в школах и дошкольных учреждениях района.
Далее мы начали привлекать к нашей работе соседние школы. Был проведен ряд встреч с учащимися и учителями МОУ СОШ № 1 п. Медногорский, МОУ СОШ № 1, 2, 3 ст. Преградной. Совместно составлены планы открытых занятий по тематике «Добру открываются сердца».
Центр духовно-нравственного развития личности при лицее систематически проводит для жителей района старинные праздники «Масленица широкая», «Рождество Христово», «Пасху радостно встречаем», «Ураза-байрам», «Курман-байрам» с привлечением казачьего хора «Жемчужинка», танцевальных и вокальных коллективов района, представителей православного и исламского духовенства. Налажена работа по проведению совместных мероприятий со школами из других районов и городов Республики. Среди них следует отметить Круглые столы для учащихся старших классов по проблемам наркомании «Мы выбираем…», к 450-летию добровольного воссоединения Карачаево-Черкесии с Россией проведены ряд бесед и мероприятий под лозунгом «Навеки с Россией».
Систематически проводятся социологические исследования по проблемам духовно-нравственной жизни учащихся, на основании которых корректируется работа с учащимися, вносятся изменения в экспериментальную программу по предмету «Основы духовной культуры», контролируются результаты хода эксперимента, отношение учащихся к новому предмету. Все опросы учащихся, педагогов и родителей показали их заинтересованность и в проблемах, которые решаются в ходе эксперимента. По результатам опросов наглядно видно, что все больше учащихся начинают задумываться о своей жизни, об окружающем мире, о своем месте в нем, стараются работать над собой, изучать свои корни, традиции, стремятся быть лучше.
Также систематически проводятся конкурсы ученических работ по духовно-нравственной тематике (сочинения, рисунки, поделки), цель которых – активизация духовного и культурного сознания учащихся. Победители конкурса награждены грамотами и призами.
При Центре создан методический уголок, библиотека, видеотека, аудиотека, которые пользуются большим спросом.
23 мая 2007 года проведен Межрегиональный семинар «Духовно-нравственное воспитание в условиях мультикультурного состава общества», в котором приняли участие представители Правительства КЧР, Министерства образования и науки КЧР; представители из регионов РФ: Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Адыгеи, Кабардино-Балкарии; заведующие отделами образования Республики, руководители образовательных учреждений района.
Участники семинара, познакомившись с опытом работы Центра, обсудив состояние и перспективы взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском и Ставропольском краях, г. Санкт-Петербурге, отметили актуальность и своевременность разработки и внедрения в образовательную систему методик, способствующих духовно-нравственному развитию личности, подчеркнув, что эффективность работы в этом направлении существенно возрастает при использовании морально-этического комплекса христианства, ислама, традиционной народной культуры.
Не вызывало сомнения у участников семинара необходимость системного подхода в организации духовно-нравственного воспитания в школе. Работа в этом направлении должна включать в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, детям раннего дошкольного возраста, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования.
Было подчеркнуто, что лицеем поселка Медногорский накоплен определенный опыт по решению этих задач. Большой интерес вызывали методические разработки Центра духовно-нравственного развития личности. Представлялось оправданным рекомендовать образовать подобные центры в других городах и районах Карачаево-Черкесской Республики, установить более тесное взаимодействие с аналогичными центрами в других регионах, активизировать обмен опытом как внутри республики, так и на межрегиональном опыте. С этой целью рекомендовано проводить семинар ежегодно, а для участия в нем привлекать как регионы Южного федерального округа, так и других федеральных округов Российской Федерации.
В ноябре 2008 года вышли в печать дидактические материалы к курсу «История и культура традиционных религий народов КЧР» (авторский коллектив: М. А. Дудкина, Е. В. Кратов, Н. В. Кратова, И. А. Шаповалова). А в октябре 2010 – мультимедийное электронное пособие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (авторский состав тот же), который экспериментально введен в ряде регионов России, в том числе и в КЧР, по инициативе Президента РФ Д. А. Медведева. Вышеуказанные дидактические материалы распространены по всем школам Республики с целью оказания конкретной помощи в преподавании духовно-нравственных дисциплин.
Работа нашего Центра получила высокую оценку российских и иностранных специалистов на заседании Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, 2008, 2010 гг.); на заседании XII Всемирного Русского Народного Собора детей и молодежи (г. Москва, 2008 г.); на III Благовещенском православно-педагогическом форуме (г. Туапсе, 2008 г.); на церковно-общественном форуме Южного федерального округа «Крепкая семья – основа России» (г. Ставрополь 2009 г.).
В настоящее время регулярно по плану проводятся родительские собрания по вопросам духовно-нравственного воспитания. Основные темы – это: «О преподавании предмета «Основы духовной культуры» в лицее», «Толерантность против ксенофобии», «Духовно-нравственное развитие: проблемы школы, родителей и детей».
Задачи таких собраний: активизация деятельности родителей, совместная работа школы и семьи, выработка единых требований в воспитании детей, обмен опытом, обсуждение совместных мероприятий, решение общих проблем.
На сегодняшний день Центром систематически оказывается консультационная, методическая помощь по духовно-нравственной тематике, как для учителей лицея, так и для учителей других школ. Разрабатываются классные часы, темы родительских собраний, сценарии праздников, проводимых в классе совместно с родителями: «День матери», «Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Егорьев день», «День славянской письменности».
При посещении уроков отмечены интересные разработки учителей лицея в интегрировании духовно-нравственного компонента на различных уроках. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию проведена классными руководителями во внеурочное время: классные часы, внеклассные занятия, праздники и т. д. Опыт работы преподавательского состава лицея по духовно-нравственному воспитанию детей постоянно анализируется и обобщается. Большинство работ оформлены соответствующим образом, и подготовлены к печати.
Для помощи учащимся в выборе здорового образа жизни Центром разработан ряд мероприятий и организована работа по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности. С этой же целью проводятся различные акции при проведении других школьных мероприятий. Например, во время дискотек в лицее периодически проходит акция «Поменяй сигарету на… конфету». Победитель, получивший в результате обмена наибольшее количество конфет, становится обладателем памятного приза, а выменянные сигареты уничтожаются тут же самими учащимися.
Во время праздников (Новый год, Курбан-байрам, Рождество, Старый Новый год) организованы подарки от Деда Мороза и Снегурочки, поздравления колядовщиков, ряженых для детей-инвалидов, детей, находящихся в это время в больнице, ветеранов войны и труда, а также детей сотрудников лицея.
Также регулярно ведется и индивидуальная работа с детьми, родителями в форме доверительной беседы, информационной помощи и т. д. как в центре, так и на дому (по просьбе родителей).
Разработан план работы лектория по вопросам духовно-нравственного развития для желающих в рамках проведения Дня духовной культуры: «Вера. Надежда, Любовь», «Проблемы духовной безопасности в современном обществе», «Православная мама», «Не оскверняй!», «Ислам проклинает террор», «О сквернословии взрослым и детям: Наука предупреждает – не убивайте бранным словом!», «Тайные свойства воды», «Чудо жизни» и др.
Сегодня уже можно говорить о первых результатах работы центра. Учащиеся лицея ежегодно являются лауреатами Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси». Два года подряд учащиеся лицея являются победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры (2010 и 2011 гг) и достойно представляют республику в Москве на финальных этапах. Разработка и внедрение инновационных экспериментальных программ по духовно-нравственному воспитанию сыграли немаловажную роль в победах лицея в различных Республиканских и Всероссийских конкурсах: «Лучшие школы России» — Республиканский и Всероссийский этапы; Конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы (лицей дважды стал миллионером – в 2006 и 2008 гг.).
В результате внедрения системы духовно-нравственного воспитания, в лицее, за последние годы отсутствуют правонарушения и преступления, улучшились социальные показатели: снизился уровень остроты духовно-нравственного кризиса, активизировано духовное и культурное сознание учащихся, их родителей. Наблюдается укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций воспитания на основе опыта традиционных религий народов КЧР, повышение уровня духовно-нравственной воспитанности детей и молодежи. Отмечена активизация деятельности родителей, педагогов, родительского комитета, общественных объединений, рост социальной активности.
Все это подтверждает правильность выбранных приоритетов и дает основание надеяться как на успешное продолжение работы в этом направлении в школах республики, так и на развитие эффективного межрегионального сотрудничества.
Как правило, современная школа озабочена, главным образом, первой задачей, в меньшей степени второй, и уж совсем не имеет ввиду третью. А между тем, стремительное разрастание информационной среды, вовлечение нового поколения в жизнь под девизом «Бери от жизни все!» ставят подрастающее поколение в ситуации духовно-нравственного выбора несравнимо чаще, чем прежде. В условиях смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания между поколениями, народами, конфессиями, такой выбор сплошь и рядом приводит к разрушению личности.
Сегодня наши российские духовные корни, традиционные основы воспитания и образования постепенно подменяются более «современными» и «прогрессивными» — западными. И при этом педагоги и родители наблюдают резкое снижение нравственности, которое с каждым годом приводит все больше людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, отчаянию, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики, агрессии и т. д. И, наблюдая этот процесс, мы приходим к пониманию, что сегодня мы живем в мире, в котором наши дети нуждаются в особой защите, т. к. все потрясения, которые наше общество испытывает в духовно-нравственной сфере, тяжелым отпечатком ложится, в первую очередь, именно на них. Истины, которые еще вчера мы, взрослые, считали непреложными, сегодня многим уже не кажутся таковыми. Наши нравственные, моральные критерии оказались размытыми. Государство лишилось идеологии, общество – идеалов. Почувствовав нравственную растерянность, мы теряем себя и теряем свое будущее – детей. Сегодня наши дети являются легкой добычей вседозволенности, так называемой «свободы нравов», тоталитарных сект. Они не защищены ни от религиозных и антирелигиозных предрассудков, ни от духовной и физической эксплуатации, ни от фанатизма, душевных расстройств, насилия и т. д.
Очевидно, что воспитание свободных граждан свободной России, которые понимали бы личную ответственность и свой гражданский долг перед обществом, духовно-богатых и имеющих надежный нравственный стержень, стало актуальнейшей проблемой. И здесь нужна систематическая, комплексная работа.
Один из способов выхода из кризиса в духовной сфере видится в помощи школы в возрождении самобытной российской цивилизации на основе традиционных, веками шлифовавшихся ценностей отечественной культуры, в том числе и традиционных религий, которые на протяжении многих веков неустанно протягивают руку помощи в деле воспитания личности. Все учебные предметы, и в первую очередь предметы гуманитарного цикла, всегда были призваны не только обучать, но и воспитывать учащихся. Но не всегда учебная программа позволяет осуществлять это на практике. Например, уроки истории настолько пресыщены событиями и датами, которые необходимо дать на каждом уроке, что зачастую педагоги еле успевают изложить весь материал, а о воспитательном моменте в такой ситуации говорить уже не приходится. Исходя из того, что мы не вправе менять учебную программу, пришла мысль о том, чтобы попробовать осуществить связь между учебными предметами на отдельных систематических занятиях, делая акцент именно на воспитательных задачах.
Так, еще в 2003 году, возникла идея введения в общеобразовательные учреждения нового курса, который бы:
- являлся интегрирующим направлением, способным на практике осуществлять межпредметные связи во всех звеньях образования, объединять содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс;
- развивал социокультурную основу образования, возрождая первоначальный контекст социокультурных категорий и ценностей общества;
- имел новую педагогическую технологию гармоничного развития личности.
Для начала (в 2003 году) в ряде школ Урупского района были проведены общешкольные родительские собрания, с целью выявления мнения родителей на этот счет. Все родители поддержали идею внедрения духовно-нравственного воспитания в школах во внеурочное время по заявлению родителей, в соответствии с желаниями детей. Было принято решение начать в одном общеобразовательном учреждении – в лицее п. Медногорский. И первым шагом было приглашение на беседу с учащимися лицея представителей исламского и православного духовенства. Целью такой беседы было довести до учащихся важность общечеловеческих ценностей, которые неизменны во всех религиях, а заодно посмотреть на реакцию учащихся на такие встречи. Священнослужители блестяще справились с поставленной задачей, и все участники остались довольны результатами встречи. На педагогическом совете лицея удалось принять решение попытаться продолжить работу в данном направлении с учащимися всех ступеней общего образования – начальной, средней и старшей.
Работа продолжила набирать обороты после того, как благодаря Президенту КЧР М. А.-А. Батдыеву, в 2004 году Карачаево-Черкесская Республика стала инициатором преподавания в школах курса «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесии», который учащиеся 10–11 классов изучают на уроках истории КЧР. Курс рассчитан на 12 часов в каждом классе.
Далее, был тщательно изучен вопрос духовно-нравственного воспитания в лицее. После неоднократного обсуждения проблемы было признано, что 12 уроков в год в 10–11 классах явно недостаточно для достижения положительного воспитательного эффекта. Этого очень мало и во многих ситуациях поздно, т. к. к 10 классу, к сожалению, многие учащиеся имеют немалый стаж знакомства с алкоголем, табаком, наркотиками и далеко не целомудренного времяпровождения. И учить их основам духовно-нравственной жизни, а точнее, переучивать, гораздо сложнее.
Поэтому следующим шагом было введение предмета, который получил название «Основы духовной культуры» и целью которого было знакомство и изучение учащимися нравственных и духовных ценностей, начиная с младшего школьного возраста, когда у ребенка еще только начинает формироваться нравственный стержень, и в это время в его сердце можно заложить столько человечности, что ее с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в этом возрасте приобретенные навыки поведения, элементарные духовно-нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором происходит развитие и формирование нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. И именно в этом возрасте важно закрепить у учащихся понимание того, что, общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова; о том, что нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости; что необходимо учиться избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.
Кадровый вопрос помогли решить настоятель православного храма ст. Преградной протоиерей Константин (Кишунов) и предприятие-спонсор ЗАО «Урупский ГОК», оказав помощь для моего обучения в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. Шолохова по предмету «Духовная культура» на базе Московской Духовной Академии. На тот момент у меня уже был пятилетний опыт работы с детьми в воскресной церковно-приходской школе и двенадцатилетний опыт педагогической работы в лицее.
Начало было положено. Но предстояло решить еще немало проблем. Отсутствовала учебно-методическая литература, которая отвечала бы требованиям и специфике нашего региона; ощущалась нехватка наглядности и видеоматериала, особенно по исламской тематике; не было возможности в пределах Урупского района получить компетентную консультацию по вопросам, касающихся Ислама. Возникала проблема и с оплатой – поскольку новый курс вводился вне рамок школьной программы, наградой на тот момент могли служить только интерес детей и благодарность родителей.
Программа по предмету «Основы духовной культуры» была разработана мною с учетом многонационального характера региона, возрастных особенностей учащихся и общечеловеческих ценностей. В качестве основы использовалась аксиология традиционных в Карачаево-Черкесии религий – ислама и православия. Но при этом акцент делался не на вероучительные, а культурологические и нравственные элементы. Ведь дети должны знать не только свою духовную культуру, но и культуру живущего рядом народа для понимания и уважительного отношения к традициям и святыням друг друга – именно в этом видится основа мира в Республике: уважать друг друга и знать, за что уважать.
Неоднократно подчеркивалось, что важно не обучать учащихся религиям, а, изучая их, попытаться запустить механизм самопознания, самосовершенствования, развивать привычку контролировать свое поведение, считаться с окружающими.
Эта позиция в целом была поддержана и родителями учащихся. Во время родительских собраний, на которых неоднократно обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, было высказано единое мнение: предмет «Основы духовной культуры» важен и нужен для наших детей.
Отдельно были оговорены следующие моменты:
- не делить на группы православных и неправославных детей;
— предмет должен носить светский характер;
— дети не должны принуждаться ни к какой религиозной деятельности, они имеют полное право выбора исповедовать или не исповедовать какую бы то ни было религию;
— предмет должен побуждать искать точки соприкосновения, способствовать поиску общего в религиях и культурах наших народов, показывать все самое лучшее, что в них есть;
— преподаванием предмета охватить всех учащихся с 1 по 11 классы еженедельно с начала и до конца учебного года;
— занятия должны проводиться с учетом правил, Устава, не нарушая распорядка и не ущемляя детей в отдыхе, прогулках, питании.
— предмет должен носить светский характер;
— дети не должны принуждаться ни к какой религиозной деятельности, они имеют полное право выбора исповедовать или не исповедовать какую бы то ни было религию;
— предмет должен побуждать искать точки соприкосновения, способствовать поиску общего в религиях и культурах наших народов, показывать все самое лучшее, что в них есть;
— преподаванием предмета охватить всех учащихся с 1 по 11 классы еженедельно с начала и до конца учебного года;
— занятия должны проводиться с учетом правил, Устава, не нарушая распорядка и не ущемляя детей в отдыхе, прогулках, питании.
Многие родители высказывали пожелания, что они и сами хотели бы присутствовать на таких занятиях, пополнять свои знания в этой области, в чем мы их поддержали.
После родительских собраний родители учащихся подали заявления, в которых они давали согласие на изучение предмета «Основы духовной культуры» их детьми во внеурочное время. Администрация систематизировала их по возрастным категориям, на основании которых были сформированы учебные группы. Затем были определены время и место занятий, утверждены программа, планирование, и договор, на основании которого в школах проводится преподавание «Основ духовной культуры».
Таким образом, изучение предмета было начато на всех уровнях общего образования.
Промежуточные итоги такой работы мы подводили в виде праздников, которые назвали «День духовной культуры». Приглашали, кроме учащихся, их родителей и педагогов, Уполномоченного Президента КЧР по связям с религиозными организациями Е. Кратова, местную прессу, телевидение, представителей традиционных в КЧР конфессий, представителей администрации района, педагогов и всех желающих
Все участники давали высокую оценку, как праздникам, так и работе, предшествующей им. А телерепортажи о Днях духовной культуры в лицее были большой поддержкой, как для учащихся, так и для педагогов, которые четко осознавали неоднозначное отношение к данной работе и ее специфику.
Тем не менее, уже первые занятия с детьми показали, насколько необходима работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Более того, выяснилось, что необходима большая работа не только с детьми, но и с родителями, а также с педагогами. В ходе работы вскрылось большое количество болезненных тем, необходимых для обсуждения, как с детьми, так и со взрослыми. Знания детей в области религий, духовных законов, правил, а также в области семейного, полового воспитания, и вообще в области культуры, шокировали своей искаженностью.
Было тяжело слышать из уст детей фразы типа: «Мне нравится играть в компьютерные игры. В них убиваешь и получаешь за это доллары. Жалко, что это не по-настоящему»; «Любовь – это когда собаки или кто-нибудь другой делает себе детей»; «Я никогда не буду слушаться родителей, потому что они меня все время наказывают и все время врут. Они мне сказали, что меня нашли в капусте, а я уже все давно знаю!». И это только часть откровений учащихся начальных классов.
А вот как мыслили дети среднего звена: «Когда я хочу поехать на праздник в церковь, я, отпрашиваясь у учителей, никогда не говорю правду», «Лучше сказать, что мне нужно в больницу или еще куда-нибудь. Потому что есть учителя, которые, узнав, что я хожу в церковь, начинают ругать меня и придираться, относиться предвзято».
Мнения старшеклассников тоже не внушали оптимизма: «Деньги в нашей жизни решают все»; «Ради денег могу пойти на большой риск», «Любовь – это инстинкт для размножения», «Заповеди неинтересны, неактуальны, они мне безразличны», «Мне нравится смерть», «Целомудренность – это пережитки прошлого».
После таких «откровений» не опускались руки только потому, что это было мнение не всех детей. Пока не всех…
В конце 2004–2005 учебного года и учителя и родители отметили положительную динамику в поведении учащихся в тех классах, где работа велась регулярно со всеми без исключения учащимися в тесном сотрудничестве с родителями и классным руководителем. Нельзя сказать, что успехи были значительными, но они были. Особенно это было заметно в начальных классах.
Опыт, материалы данной работы постепенно накапливались. Накапливались и проблемы, которые решить на уровне района становилось все сложнее и сложнее. Возникла необходимость в помощи и объединении усилий учреждений дополнительного образования, общественных организаций, духовенства, здравоохранения, культуры. Так родилась идея о создании Центра духовно-нравственного развития личности, который бы вел работу с учащимися, их родителями, педагогами, оказывал им консультационную, методическую помощь и поддержку, объединил бы усилия школы, семьи, был связующим звеном между ними и всеми, кто проповедует добро, высшие духовно-нравственные ценности в воспитании подрастающего поколения.
Наконец, мы нуждались в том, чтобы наши первые шаги и планы на будущее получили определенную оценку со стороны общественности.
16 ноября 2005 года заведующие и начальники городских и районных отделов образования, заместители глав районных администраций, педагоги собрались в нашем лицее на конференцию «Духовно-нравственное развитие личности: опыт, проблемы, перспективы», на которой мы сообщили о первых результатах нашего эксперимента и подняли проблемы, которые высветились в ходе его проведения и преподавания курса «История и культура традиционных религий народов КЧР». Осознавая важность поднятой проблемы и, проявляя серьезную заинтересованность в ее решении, в работе конференции приняли участие вице-президент КЧР В. Молдованова, Советник Президента КЧР Н. Пивоварова, Уполномоченный Президента по связям с религиозными организациями Е. Кратов, глава администрации Урупского района, представители православного и мусульманского духовенства. Разговор на конференции получился интересный, содержательный и поучительный.
В частности было подчеркнуто, что рассматриваемая проблема уже давно вышла за рамки не только Карачаево-Черкесии, но и России в целом. Это глобальная проблема, т. к. современный мир – это открытое общество, рассыпающееся по экономическим, социальным, религиозным признакам, общество, где отсутствуют единые нормы поведения, где важно не задеть ничьи традиции, чувства, в том числе и религиозные. Наконец, важно научиться сообща, противостоять международному терроризму, уметь не поддаваться на всевозможные провокации. Мы интегрированы в это сложное пространство. И от того, насколько успешно мы будем решать проблемы духовно-нравственного воспитания наших детей, зависит то, насколько полноценно они смогут функционировать в новом мире лет через десять.
Участники конференции поддержали идею создания Центра духовно-нравственного развития личности на базе лицея. В резолюции конференции было рекомендовано принять опыт лицея к сведению во всех образовательных учреждениях республики. Так же, руководству учебных заведений рекомендовалось активнее привлекать мусульманское и православное духовенство при осуществлении воспитательного процесса, а также не препятствовать организации изучения детьми основ религий во внеурочное время в соответствии с действующим законодательством.
После такой поддержки работа в духовно-нравственном направлении начала набирать обороты. Началась работа по организации Центра духовно-нравственного развития личности: наши экспериментальные программы были утверждены Республиканским институтом повышения квалификации работников образования (РИПКРО), выбран координационный Совет центра, в Министерстве образования и науки КЧР нашей работе был присвоен статус экспериментальной площадки, в штатное расписание лицея введена ставка заместителя директора по опытно-экспериментальной работе.
10 марта 2006 года лицей имел честь принимать у себя Вице-Президента КЧР В. М. Молдованову, специалистов Министерства образования и науки КЧР и РИПКРО, которые посетили сразу три моих урока: «Основатель религиозного учения Иисус Христос» в 10 классе; «Вера без дел мертва» в 5 классе и «Имя. Род. Семья. Дом» во 2 классе.
Положительные отклики, доброжелательное отношение гостей, их пожелания, советы, замечания, наставления были большой поддержкой для меня и моих коллег.
Далее работа экспериментальной площадки начала осуществляться во взаимодействии и сотрудничестве с Уполномоченным Президента по связям с религиозными организациями; со специалистами Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований; администрацией п. Медногорский; администрацией предприятия-спонсора – ЗАО «Урупский ГОК»; районным Домом культуры, Центральной районной больницей, библиотеками, исламскими и православными священнослужителями. Представители этих организаций вошли в состав созданного в феврале 2006 года Координационного Совета по реализации программы.
С целью сбора материалов для Центра с 16 по 21 мая 2006 года, благодаря Правительству КЧР, я была включена в состав паломнической группы, направляющейся по святым местам Израиля. Сразу после приезда был оформлен стенд с фотографиями о паломничестве и выставка, на которой представила привезенные материалы. Также удалось снять видеофильм о паломничестве, а в дальнейшем создать мультимедиапрезентацию. Все материалы оказывают большую помощь, как при проведении уроков, так и во внеурочной работе с детьми, их родителями, педагогами. Занятия, на которых используются вышеуказанные материалы, вызывают большой интерес и всегда пользуются большим спросом у учащихся.
Летом работа ведется с учащимися района в лагере отдыха «Грушевая поляна», где проводится ряд мероприятий, целью которых является знакомство с духовными и нравственными ценностями и традициями народов КЧР. Особый интерес у детей был отмечен к легендам и притчам наших народов.
29 июня — 1 июля 2006 года в г. Нальчике опыт нашей работы был представлен и получил высокую оценку на Международном семинаре «Изучение истории и культуры мировых религий: подготовка и повышение квалификации учителей», проводимого министерством образования и науки РФ в г. Нальчике КБР, в рамках совместной программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для РФ.
12 августа 2006 года состоялась встреча с ректором Исламского института Исмаил Хаджи Бостановым, на которой была осуществлена договоренность о сотрудничестве с лицеем.
В июле-августе 2006 года совместно с ДОУ «Одуванчик» ст. Преградной разработана Программа духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста, которая успешно внедряется на практике. Центр систематически ведет работу по оказанию консультационной, методической помощи, помощи в разработке мероприятий воспитателям, одна из которых Г. В. Павлова, в 2007 году стала победительницей районного конкурса «Воспитатель года», представив свой опыт по духовно-нравственной работе, которая строится по аналогии с работой Центра.
31 октября 2006 года на базе МОУ «Лицей п. Медногорский» Центром духовно-нравственного развития личности проведено заседание Круглого стола по теме «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках изучения «Истории и культуры народов КЧР» и во внеурочное время». В работе Круглого стола приняли участие
В. М. Молдованова – вице-президент Карачаево-Черкесской Республики;
О. Н. Лагунова – помощник вице-президента Карачаево-Черкесской Республики;
Е. В. Кратов – уполномоченный президента Карачаево-Черкесской Республики по связям с религиозными организациями;
Н. В. Кратова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований;
М. В. Кузнецова, начальник отдела образования Урупского муниципального района; директора школ;
заведующие ДОУ и учителя истории народов КЧР.
О. Н. Лагунова – помощник вице-президента Карачаево-Черкесской Республики;
Е. В. Кратов – уполномоченный президента Карачаево-Черкесской Республики по связям с религиозными организациями;
Н. В. Кратова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований;
М. В. Кузнецова, начальник отдела образования Урупского муниципального района; директора школ;
заведующие ДОУ и учителя истории народов КЧР.
Участники Круглого стола, в соответствии с планом работы посетили мои открытые мероприятия: урок в 11 классе по теме «Религиозная жизнь мусульман» и открытое занятие в 3 классе по теме «Верность». В ходе работы круглого стола обсуждались вопросы о состоянии преподавания курса «История и культура традиционных религий народов КЧР» в рамках предмета «История и культура народов КЧР»; о ходе эксперимента «Духовно-нравственное развитие личности в условиях многоконфесси-онального состава общества»; проблемы духовно-нрав-ственного воспитания в школах и дошкольных учреждениях района.
Далее мы начали привлекать к нашей работе соседние школы. Был проведен ряд встреч с учащимися и учителями МОУ СОШ № 1 п. Медногорский, МОУ СОШ № 1, 2, 3 ст. Преградной. Совместно составлены планы открытых занятий по тематике «Добру открываются сердца».
Центр духовно-нравственного развития личности при лицее систематически проводит для жителей района старинные праздники «Масленица широкая», «Рождество Христово», «Пасху радостно встречаем», «Ураза-байрам», «Курман-байрам» с привлечением казачьего хора «Жемчужинка», танцевальных и вокальных коллективов района, представителей православного и исламского духовенства. Налажена работа по проведению совместных мероприятий со школами из других районов и городов Республики. Среди них следует отметить Круглые столы для учащихся старших классов по проблемам наркомании «Мы выбираем…», к 450-летию добровольного воссоединения Карачаево-Черкесии с Россией проведены ряд бесед и мероприятий под лозунгом «Навеки с Россией».
Систематически проводятся социологические исследования по проблемам духовно-нравственной жизни учащихся, на основании которых корректируется работа с учащимися, вносятся изменения в экспериментальную программу по предмету «Основы духовной культуры», контролируются результаты хода эксперимента, отношение учащихся к новому предмету. Все опросы учащихся, педагогов и родителей показали их заинтересованность и в проблемах, которые решаются в ходе эксперимента. По результатам опросов наглядно видно, что все больше учащихся начинают задумываться о своей жизни, об окружающем мире, о своем месте в нем, стараются работать над собой, изучать свои корни, традиции, стремятся быть лучше.
Также систематически проводятся конкурсы ученических работ по духовно-нравственной тематике (сочинения, рисунки, поделки), цель которых – активизация духовного и культурного сознания учащихся. Победители конкурса награждены грамотами и призами.
При Центре создан методический уголок, библиотека, видеотека, аудиотека, которые пользуются большим спросом.
23 мая 2007 года проведен Межрегиональный семинар «Духовно-нравственное воспитание в условиях мультикультурного состава общества», в котором приняли участие представители Правительства КЧР, Министерства образования и науки КЧР; представители из регионов РФ: Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Адыгеи, Кабардино-Балкарии; заведующие отделами образования Республики, руководители образовательных учреждений района.
Участники семинара, познакомившись с опытом работы Центра, обсудив состояние и перспективы взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском и Ставропольском краях, г. Санкт-Петербурге, отметили актуальность и своевременность разработки и внедрения в образовательную систему методик, способствующих духовно-нравственному развитию личности, подчеркнув, что эффективность работы в этом направлении существенно возрастает при использовании морально-этического комплекса христианства, ислама, традиционной народной культуры.
Не вызывало сомнения у участников семинара необходимость системного подхода в организации духовно-нравственного воспитания в школе. Работа в этом направлении должна включать в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, детям раннего дошкольного возраста, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования.
Было подчеркнуто, что лицеем поселка Медногорский накоплен определенный опыт по решению этих задач. Большой интерес вызывали методические разработки Центра духовно-нравственного развития личности. Представлялось оправданным рекомендовать образовать подобные центры в других городах и районах Карачаево-Черкесской Республики, установить более тесное взаимодействие с аналогичными центрами в других регионах, активизировать обмен опытом как внутри республики, так и на межрегиональном опыте. С этой целью рекомендовано проводить семинар ежегодно, а для участия в нем привлекать как регионы Южного федерального округа, так и других федеральных округов Российской Федерации.
В ноябре 2008 года вышли в печать дидактические материалы к курсу «История и культура традиционных религий народов КЧР» (авторский коллектив: М. А. Дудкина, Е. В. Кратов, Н. В. Кратова, И. А. Шаповалова). А в октябре 2010 – мультимедийное электронное пособие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (авторский состав тот же), который экспериментально введен в ряде регионов России, в том числе и в КЧР, по инициативе Президента РФ Д. А. Медведева. Вышеуказанные дидактические материалы распространены по всем школам Республики с целью оказания конкретной помощи в преподавании духовно-нравственных дисциплин.
Работа нашего Центра получила высокую оценку российских и иностранных специалистов на заседании Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, 2008, 2010 гг.); на заседании XII Всемирного Русского Народного Собора детей и молодежи (г. Москва, 2008 г.); на III Благовещенском православно-педагогическом форуме (г. Туапсе, 2008 г.); на церковно-общественном форуме Южного федерального округа «Крепкая семья – основа России» (г. Ставрополь 2009 г.).
В настоящее время регулярно по плану проводятся родительские собрания по вопросам духовно-нравственного воспитания. Основные темы – это: «О преподавании предмета «Основы духовной культуры» в лицее», «Толерантность против ксенофобии», «Духовно-нравственное развитие: проблемы школы, родителей и детей».
Задачи таких собраний: активизация деятельности родителей, совместная работа школы и семьи, выработка единых требований в воспитании детей, обмен опытом, обсуждение совместных мероприятий, решение общих проблем.
На сегодняшний день Центром систематически оказывается консультационная, методическая помощь по духовно-нравственной тематике, как для учителей лицея, так и для учителей других школ. Разрабатываются классные часы, темы родительских собраний, сценарии праздников, проводимых в классе совместно с родителями: «День матери», «Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Егорьев день», «День славянской письменности».
При посещении уроков отмечены интересные разработки учителей лицея в интегрировании духовно-нравственного компонента на различных уроках. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию проведена классными руководителями во внеурочное время: классные часы, внеклассные занятия, праздники и т. д. Опыт работы преподавательского состава лицея по духовно-нравственному воспитанию детей постоянно анализируется и обобщается. Большинство работ оформлены соответствующим образом, и подготовлены к печати.
Для помощи учащимся в выборе здорового образа жизни Центром разработан ряд мероприятий и организована работа по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности. С этой же целью проводятся различные акции при проведении других школьных мероприятий. Например, во время дискотек в лицее периодически проходит акция «Поменяй сигарету на… конфету». Победитель, получивший в результате обмена наибольшее количество конфет, становится обладателем памятного приза, а выменянные сигареты уничтожаются тут же самими учащимися.
Во время праздников (Новый год, Курбан-байрам, Рождество, Старый Новый год) организованы подарки от Деда Мороза и Снегурочки, поздравления колядовщиков, ряженых для детей-инвалидов, детей, находящихся в это время в больнице, ветеранов войны и труда, а также детей сотрудников лицея.
Также регулярно ведется и индивидуальная работа с детьми, родителями в форме доверительной беседы, информационной помощи и т. д. как в центре, так и на дому (по просьбе родителей).
Разработан план работы лектория по вопросам духовно-нравственного развития для желающих в рамках проведения Дня духовной культуры: «Вера. Надежда, Любовь», «Проблемы духовной безопасности в современном обществе», «Православная мама», «Не оскверняй!», «Ислам проклинает террор», «О сквернословии взрослым и детям: Наука предупреждает – не убивайте бранным словом!», «Тайные свойства воды», «Чудо жизни» и др.
Сегодня уже можно говорить о первых результатах работы центра. Учащиеся лицея ежегодно являются лауреатами Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси». Два года подряд учащиеся лицея являются победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры (2010 и 2011 гг) и достойно представляют республику в Москве на финальных этапах. Разработка и внедрение инновационных экспериментальных программ по духовно-нравственному воспитанию сыграли немаловажную роль в победах лицея в различных Республиканских и Всероссийских конкурсах: «Лучшие школы России» — Республиканский и Всероссийский этапы; Конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы (лицей дважды стал миллионером – в 2006 и 2008 гг.).
В результате внедрения системы духовно-нравственного воспитания, в лицее, за последние годы отсутствуют правонарушения и преступления, улучшились социальные показатели: снизился уровень остроты духовно-нравственного кризиса, активизировано духовное и культурное сознание учащихся, их родителей. Наблюдается укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций воспитания на основе опыта традиционных религий народов КЧР, повышение уровня духовно-нравственной воспитанности детей и молодежи. Отмечена активизация деятельности родителей, педагогов, родительского комитета, общественных объединений, рост социальной активности.
Все это подтверждает правильность выбранных приоритетов и дает основание надеяться как на успешное продолжение работы в этом направлении в школах республики, так и на развитие эффективного межрегионального сотрудничества.