Калужский отдел Императорского Православного Палестинского Общества
Губернское Собрание Калуги.
В центре губернатор А. А. Офросимов, заместитель председателя Калужского отделения ИППО,
почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
А.А. Офросимов руководил губернией с 1893 года, в 1909 году покинул Калугу, т.к. по ходатайству П.А. Столыпина был назначен в Правительственный Сенат. Тайно покинул Россию в 1917 году, дальнейшая судьба неизвестна.
Фото: zhurnal.lib.ru
Открытие Калужского отдела ИППО состоялось 5 апреля 1894 года. В тот день под руководством Калужского вице-губернатора Александра Александровича Офросимова собралось двенадцать знатных людей, которые решили открыть Калужский отдел Императорского Православного Палестинского Общества в пределах Калужской епархии.
Через пять дней на очередном заседании были распределены обязанности. Председателем избран Преосвященный Александр (Светлаков), епископ Калужский и Боровский. Его заместителем стал Александр Александрович Офросимов, будущий Калужский губернатор.
Князь Н.Д. Голицын (1850-1925), калужский губернатор с 1893 г.
7 сентября 1897 г. был назначен губернатором в Тверь.
В конце 1916 г. был назначен Председателем Совета министров.
После захвата власти большевиками князь Голицын остался в России, зарабатывал на жизнь сапожным ремеслом и охраной общественных огородов. Подозревался в связях с контрреволюционерами. После третьего ареста по постановлению Коллегии ОГПУ был расстрелян 2 июля 1925 г. в Ленинграде. Реабилитирован в 2004 г.
Е.И. Трояновский (1854-?), калужский полицмейстер (1886—1912),
калужский губернский тюремный инспектор (1912—1917), почётный гражданин города Калуги.
Очень много сделал для благоустройства Калуги, свободное время посвящал общественной работе.
После революции работал в Москве заведующим книжным складом издательства журналов «Светлячок» и «Путеводный огонёк», контролером в Главугле. Дважды арестовывался. После последнего освобождения в мае 1917 года выехал из Калуги на Кавказ для поправки здоровья. Дальнейшая судьба неизвестна.
И.К. Цыпулин (1825-1901), почетный гражданин Калуги,
выходец из крестьян, купец, пароходчик, благотворитель,
16 лет занимавший пост городского головы Калуги до самой своей смерти в 1901 году
Членами Совета отдела стали: губернатор, князь Николай Дмитриевич Голицын, губернский предводитель дворянства Николай Семёнович Яновский, действительный статский советник Владимир Степанович Сорокин, протоиерей Дмитрий Егорович Лужецкий, протоиерей Алексей Михайлович Колыбелин, статский советник Дмитрий Валерианович Панин, калужский полицмейстер Евгений Иванович Трояновский, уездный исправник Николай Эрнестович Мантейфель и купец Феоктист Павлович Власов. Казначеем избран Иван Козьмич Ципулин и кандидатом на этот пост Николай Васильевич Теренин.
На заседании 10 апреля 1894 года с речью "Святая Земля и Россия" выступил действительный член ИППО М.П. Соловьев. Текст его выступления был опубликован в "Сообщениях ИППО" (1894 г. Т.5, июнь. С.257-287).
За время существования отдела его членами были многие видные представители духовенства, купечества, государственные деятели, крестьяне, мещане.
Преосвященный Вениамин, епископ Калужский и Боровский с 1901 по 1910 гг.
В миру – Василий Антонович Муратовский (1855-1930),
почетный член Императорского Православного Палестинского Общества,
председатель Калужского отдела ИППО,
после революции ушел в обновленческий раскол
За девятилетний период существования Калужского отдела ИППО не раз менялись его председатели. 8 октября 1895 года после болезни скончался епископ Александр (Светлаков). До середины 1901 года председательствовал Преосвященный Макарий (Троицкий), епископ Калужский и Боровский, который по преклонности лет ушёл на покой. Его сменил в сентябре 1901 года Преосвященный Вениамин (Муратовский), епископ Калужский и Боровский. После перевода епископа Вениамина на другую кафедру в конце 1910 года его на короткое время сменил епископ Александр (Головин), в 1912 году - архиепископ Тихон (Никаноров), в 1913 году - епископ Георгий (Ярошевский).
Бессменным заместителем оставался шталмейстер двора А.А. Офросимов, который в 1899 году избран почётным членом Общества. За выездом из Калужской губернии выбыли: князь Николай Дмитриевич Голицын и протоиерей Дмитрий Егорович Лужецкий; за смертью: Владимир Степанович Сорокин, Дмитрий Валерианович Панин и протоиерей Троицкого кафедрального собора Алексей Михайлович Колыбелин.
Вместо выбывших лиц в члены Совета вошли: действительный статский советник Александр Петрович Булгаков, ректор Калужской Духовной Семинарии архимандрит Александр (Трапицин) и купец Николай Васильевич Теренин. В октябре 1896 года отказался от должности казначея почётный гражданин Иван Козьмич Ципулин. На его место был избран уездный исправник г. Козельска Николай Эрнестович Мантейфель, пожизненный член-сотрудник ИППО с 1897 года, по документам 1907 года он значится уже действительным членом. Действительный статский советник Н.Э.Мантейфель был участником битвы под Плевной в 1877 году. 7 сентября 1918 года был расстрелян по постановлению Козельской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности "за укрывательство оружия и злоупотребления с таковым часть которого была сожжена". В 1896 году скончался священник Богоявленской церкви Александр Григорьевич Волхонский (1840, с. Березовка Малоярославецкого уезда — ум. 24 ноября 1896, Калуга). Обязанности по продаже паломнических книжек стал исполнять Евгений Иванович Трояновский, который за свои труды удостоился звания пожизненного члена Общества. Пожизненный член Общества калужский купец Алексей Васильевич Зюзин скончался 18 января 1904 года.
Памятная книжка Калужской губернии за 1914 год сохранила имена активных членов Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества: Председатель — Преосвященный ГЕОРГИЙ, Епископ Калужский и Боровский. Товарищ председателя — Губернатор кн. Горчаков Сергей Дмитриевич. Члены совета: стат. сов. Мантейфель Николай Эрнестович, прот. Некрасов Дмитрий Алексеевич, дейст. стат. сов. Трояновский Евгений Иванович, Власов Ф. П., колл. ассес. Архангельский Василий Васильевич; казначей — прот. Преображенский Алексей Александрович; канд. казначея — Теренин Николай Васильсевич. Делопроизводитель Дмитревский М. Г. Там же обозначен Сергиев скит отдела Императорского Православного Палестинского Общества (10 верст от г. Калуги). Настоятель скита о. Герасим.
За десятилетний период отделом было собрано 36 560 рублей. Из них 35 777 рублей отослано в Совет Общества, остальные деньги были потрачены на мелкие расходы: приобретение волшебного фонаря, туманных картин, канцелярских принадлежностей, миссионерскую деятельность, издательскую деятельность.
Много раз члены Калужского отдела ИППО встречали в городе председателей Императорского Православного Палестинского Общества (Великого Князя Сергея Александровича и Великую Княгиню Елисавету Феодоровну), почетных членов ИППО (Императора Николая II, Великого Князя Михаила Александровича). Но самым частым гостем града Калуги, святых мест Калужской земли была Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Она совершила много паломничеств и посетила: Тихонову и Оптину пустыни, Сергиев скит, Шамординский монастырь, Калужский Казанский монастырь, Калужский Лаврентиев монастырь. В этих поездках ее не раз сопровождали многие представители ИППО, а сопутствовали члены Калужского отдела.
Калужский отдел ИППО проводил очень большую работу, но, пожалуй, самым крупным достижением его стало строительство Сергиева скита, основанного на месте жительства монахов у деревни Мстихиной (Мстихино), недалеко от Калуги. Основание этого уникального деревянного монастыря в память о Великом Князе Сергие Александровиче пришлось на трудные для Российской Империи 1905–1906 годы. В то время, пока страна вела тяжелую войну с Японией, революционеры-безбожники, щедро финансируемые из-за рубежа, устраивали забастовки и митинги, поднимали студентов и крестьянство.
Великий Князь Сергей Александрович пал от брошенной в его карету бомбы в 1905 году в самом центре России, в Московском Кремле. Убежденный монархист, глубоко православный человек, сторонник сильной и могучей Державы Российской, он твердо держал знамя в Москве, видимое со всех концов Империи. Великий Князь Сергей Александрович был не только представителем Царствующего Дома Романовых и убежденным монархистом, это был полноправный, деятельный, талантливый хозяин Москвы.
4 февраля 1906 года состоялось историческое заседание Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, посвященное памяти Великого Князя Сергея Александровича. На заседании присутствовали председатель отдела епископ Калужский и Боровский Преосвященный Вениамин (Муратовский), товарищ председателя отдела, калужский губернатор, шталмейстер А. А. Офросимов и 17 членов отделения: Н. С. Яновский, Е. И. Трояновский, Д. А. Некрасов, В. В. Архангельский, Н. Э. Мантейфель, Л. П. Офросимова, Е. Ф. Денисьева, М. Б. Трояновская, Е. Н. Салтыкова, игуменья Ангелина, Д. Ф. Соколов, А. А. Преображенский, А. Ф. Орлов, И. И. Ципулин, В. С. Розанов, иеромонах Герасим (Гаврилов) и делопроизводитель А. Д. Лебедев.
На этом собрании заместитель председателя отдела, калужский губернатор А. А. Офросимов высказал предложение об увековечении памяти первого руководителя и председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого Князя Сергея Александровича, а также рассказал всем присутствующим о том, что:
«Некоторые лица обращались к нему с заявлениями о желании пожертвовать на благотворительное учреждение, или доброе дело, земельную собственность с возведением построек и, что он, заручившись согласием жертвователей принести этот дар Императорскому Православному Палестинскому Обществу, для увековечения памяти мученически скончавшегося 4 февраля 1905 года Великого Князя Сергея Александровича, довел об этой мысли до сведения Августейшего председателя Палестинского Общества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, через Ея помощника в делах Общества генерал-лейтенанта Степанова, и ответ генерала Степанова заключал в себе милостивое согласие Ея Высочества разрешить Обществу принять это предложение. Подлинное письмо было прочитано и выслушано» (ГАКО фонд 33, опись 2, дело 1634).
Сергиев скит стал единственным монастырем на всей территории Российской Империи, построенным в память Великого Князя Сергея Александровича, по благородному и искреннему почину всех калужан.
Первым настоятелем монастыря стал действительный член Калужского отделения ИППО иеромонах (впоследствии игумен) Герасим (Гаврилов). Жертвователи пожелавшие увековечить память почившего Великого Князя, человека, несомненно, высокого христианского образа жизни, подвижника и защитника государственности, были людьми разных слоев общества: представители власти, священнослужители, купцы, крестьяне. Так общими усилиями Церкви, светской власти и простых верующих калужан было положено начало строительству и последующей миссионерской деятельности Сергиева скита.
Промыслом Божиим протянулась духовная нить от игумена всея земли Русской преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (чье святое имя носил Великий Князь), преподобного Тихона Калужского Чудотворца (послушником Тихоновой пустыни много лет был будущий настоятель скита отец Герасим). Благословение этих святых покрыло светом Истины Христовой благословенные земли у деревни Мстихиной и стало надежным духовным щитом.
Местные газеты писали в 1907 году:
СЕРГИЕВ СКИТ
Указом Святейшего Синода на имя епископа Калужского и Боровского Вениамина 25 марта учреждена мужская обитель при деревне Мстихиной Калужского уезда - Сергиев скит. Член калужского отдела Палестинского общества Николай Эрнестович Мантейфель и калужская купчиха Серафима Федоровна Михайлова пожертвовали на его устройство два участка земли площадью более 110 десятин - под саму обитель, под богадельню на 12 увечных и престарелых воинов и церковно-приходскую школу, так как в деревне Мстихиной, имеющей 350 душ населения, школы нет. Жертвуемому имению в урочище "Боровой лес" присвоено наименование "Сергиев скит калужского отдела Императорского православного Палестинского общества в память в бозе почившего великого князя Сергея Александровича".
Указом Святейшего Синода на имя епископа Калужского и Боровского Вениамина 25 марта учреждена мужская обитель при деревне Мстихиной Калужского уезда - Сергиев скит. Член калужского отдела Палестинского общества Николай Эрнестович Мантейфель и калужская купчиха Серафима Федоровна Михайлова пожертвовали на его устройство два участка земли площадью более 110 десятин - под саму обитель, под богадельню на 12 увечных и престарелых воинов и церковно-приходскую школу, так как в деревне Мстихиной, имеющей 350 душ населения, школы нет. Жертвуемому имению в урочище "Боровой лес" присвоено наименование "Сергиев скит калужского отдела Императорского православного Палестинского общества в память в бозе почившего великого князя Сергея Александровича".
Настоятель Сергиева скита игумен Герасим (Гаврилов) вел строгую подвижническую жизнь, славился доброй душой и отзывчивым сердцем, был страннолюбцем, и имел духовный дар предвидения. Он начал свою иноческую, суровую подвижническую жизнь совсем еще маленьким мальчиком и почти с первых шагов сознательной жизни стал учеником известного старца Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Герасима (Брагина).
Скит стал сосредоточением дел милосердия, молитвы, благотворительности, паломничества, миссионерства. Его два настоятеля игумен Герасим (Гаврилов) и иеромонах Авксентий (Бунин) были не только действительными членами ИППО, но и активно трудились в деле просвещения народа Российского. Сергиев скит стал отправной точкой для сотен русских паломников, желающих поклониться святыням Востока. Иеромонах Авксентий (Алексей Дмитриевич Бунин) с 1908 года по 1915 год служил штатным иеродиаконом при русской духовной миссии в Иерусалиме, был лично знаком с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, и возглавил Сергиев скит в трудные годы, совпавшие с началом богоборческих гонений. Калужский отдел ИППО активно трудился во всех городах Калужской губернии, его члены читали для народа книги о Святой Земле, показывали туманные картины, бесплатно раздавали тысячи гравюр и литографий видов Святой Земли.
В 1915 году, во время второго паломничества великой княгини Елизаветы Федоровны в Сергиев скит, отец Герасим (Гаврилов) озвучил свою новую идею – возобновить монашескую жизнь на месте подвигов известного в XIX веке старца Брянской Белобережской пустыни схимника Мельхиседека, который в 1837 году со своим духовным чадом и учеником Михаилом переселился в глухое малонаселенное место на стыке нынешних Кировского и Куйбышевского районов Калужской области, в Хатожскую лесную дачу, принадлежавшую промышленнику И. А. Мальцову. Последний выделил старцу участок земли для пустыни, а также снабжал отшельников продуктами, одеждой, книгами, свечами, лампадным маслом. 9 июля 1840 года старец Мельхиседек в возрасте 125 лет отошел ко Господу. Для поминовения старца на этом месте 9 июля ежегодно собиралось до 300 и более человек из окрестной округи и даже из отдаленных мест.
Хатожская дача в 1915 году дворянином Василием Авраамовичем Баталиным была выкуплена у Мальцовых и пожертвована в пользу Императорского Православного Палестинского общества для присоединения к Сергиеву скиту. Итак, в 1915 году Калужский отдел ИППО владел уже двумя монастырями.
Настоятель Сергиева скита отец Герасим (Гаврилов) решил начать там строить уединенную пустынь и, как всегда, быстро взялся за дело. Уже 10 июля 1916 года в Мельхиседековой пустыни состоялось торжественное освящение нового главного храма во имя Божией Матери Одигитрия. Освящение возглавил епископ Калужский и Боровский, председатель Калужского отдела ИППО, Преосвященный Георгий, который во время Божественной Литургии в храме возвел иеромонаха Герасима (Гаврилова) в сан игумена. Из Мельхиседековой пустыни Преосвященным Георгием была послана телеграмма на имя Председателя ИППО Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. В ответ Ее Высочества изволила прислать ответную телеграмму: «Благодарю Вас, Владыко, и отца Герасима за молитвенную память. Да пошлет Господь процветание Мельхиседековой пустыни. Прошу и впредь святых молитв Ваших. Елисавета». К сожалению, Мельхиседекова пустынь, как и Сергиев скит, была закрыта в 1918 году и постепенно разрушена, к 1950 годам XX века там не осталось практически ничего.
Сегодня в Калуге есть общественная инициатива начать возрождение разрушенного в богоборческие годы Сергиева скита, который должен стать не только монашеской обителью, но и в продолжение традиций — паломническим и просветительским центром.
По материалам В. В. Легостаева и А.Н. Панина, действительного члена ИППО