В круглом столе принимали участие преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры
Делегация ГАСК в течение недели совершала паломничество по святым местам, посетив святыни Иерусалима, Вифлеема, Галилеи, приняла участие в ночном богослужении у Гроба Господня в Иерусалиме. Духовным наставником делегации был архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии, настоятель храма Успения на Городке в Звенигороде Московской области.
Завершилось паломничество научным мероприятием — проведением международного круглого стола «Святая Земля в русской культуре», которое проходило в течение всего дня и состояло из двух частей.
Первая часть мероприятия проходила в Российском культурном центре в Тель-Авиве, где собрались представитель Патриарха Иерусалимского архимандрит Евсевий, представители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, монахини Русской Православной Церкви заграницей из Гефсиманского монастыря, председатель Правления ассоциации «Дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России» Павел Аронсон, представители израильской общественности, журналисты.
Ведущими круглого стола были профессор Александр Александрович Крюков – директор Российского культурного центра в Тель-Авиве; профессор Алла Кирилловна Конёнкова – ректор ГАСК, кандидат культурологии, профессор, зав. кафедрой искусствоведения, член Императорского Православного Палестинского общества; профессор Михаил Николаевич Громов – первый проректор ГАСК, член Императорского Православного Палестинского общества и архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии.
Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А. А. Крюков приветствует участников и гостей круглого стола Выступает член ИППО профессор М. Н. Громов |
Выступает профессор В. С. Глаголев Выступает профессор Ю. А. Евдокимов |
Профессор Александр Юрьевич Евдокимов в своем докладе «Политика императора Николая I по защите Святой Земли» обратился к сложной теме внешней политики России, целью которой была защита интересов христиан в Святой Земле. Как сказал докладчик, «когда мы несколько дней паломничали по Святой Земле, то прозвучала среди из наших коллег мысль, что здесь, на Святой Земле, порой демонстрируется не объединение, а разъединение христиан». Небольшой экскурс в историю показал, что на Святой Земле всегда было неспокойно. Кроме того, до известного периода здесь была проблема в защите от ересей внутри самого христианства. XIX век – это логическое продолжение многовековой борьбы за защиту наших духовных ценностей. Николай I назвал Турцию «больным человеком на Босфоре» и для защиты православных христиан в Святой Земле начал военые действия против Османской империи, сторону которой приняли Франция и Англия. Считается, что борьба закончилась поражением России, но это можно оспорить по многим аспектам.
Затем к диалогу подключились израильские участники круглого стола.
Представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий приветствует участников круглого стола |
С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать с Святой Земли учиться в Россию священников. «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом»,— сказал архимандрит Евсевий.
Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская Выступает член ИППО профессор А. К. Конёнкова |
Завершилась первая часть круглого стола ярким выступлением в сопровождении мультимедийной презентации ректора ГАСК профессора Аллы Кирилловны Конёнковой, которая рассказала о евангельской теме в русском изобразительном искусстве XX века. Русское искусство XX века – это очень сложное явление и включает в себя смешение очень многих направлений, но хотя все направления разные, они обладают внутренним единством, и перед исследователями сейчас стоит задача – разобраться в этих направлениях. Мы знаем, что в середине XX века основным направлением было официальное направление, подчиненное идеологии, но творчество не удержишь, и постепенно возникло «другое искусство» или, как его называют, «андеграунд» или «нонкомформизм». Часто художники этого направления обращались к религиозным темам, что позволяло им быть более свободными от давления какого-либо социального или политического заказа, выражая именно то, что они хотели сказать о жизни через обращение к Евангелию.
А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передает А. А. Крюкову в дар книги, изданные ГАСК |
Участники круглого стола поблагодарили директора Российского культурного центра в Тель-Авиве Александра Крюкова за организацию мероприятия. А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передала А. А. Крюкову в дар несколько книг, изданных преподавателями Академии. В ответ Александр Крюков пригласил участников круглого стола и гостей на чаепитие.
Экскурсия по Сергиевскому подворью ИППО в Иерусалиме |
Вторая часть заседания круглого стола началась с выступления научного сотрудника академии С. И. Михайловой.
С докладом выступает научный сотрудник ГАСК С. И. Михайлова Выступает аспирант академии О. Ю. Робинов |
Интересную тему связей Святой Земли и России поднял в своем выступлении аспирант академии О. Ю. Робинов, доклад которого был посвящен теме «Вифанский и Гефсиманский скиты в Троице-Сергиевой лавре». В конце 17–19 веков в живописных местах Свято-Троицкой лавры были основаны несколько обителей, где могли найти уединение и молитвенный покой монахи Троице-Сергиевой лавры. Как известно, Лавра привлекала большое количество паломников, там всегда было много народу, а монахам хотелось молитвенного уединения. И первый такой скит построил митрополит Московский, а тогда еще епископ Платон (Лёвшин). Он получил название – пустынь Вифания, и впоследствии указом Государя был учрежден 2-классным монастырем. Место было выбрано лично архиепископом Платоном.
Студентка ГАСК М. Голдинова выступает с докладом Выступает доцент О. Ю. Иванова |
Доклад «Образ Святой Земли в русской эмали второй половины XIX и в начале XX веков» студентки очного отделения факультета изобразительного искусства ГАСК Марии Голдиновой был основан на изучении небольшой коллекции ростовской эмали второй половины XIX века, хранящейся в экспозиции при домовом храме ГАСК во имя преп. Серафима Саровского. Образ Святой Земли в иконе на эмали находит выражение в традиционных ветхозаветных и евангельских сюжетах. Несмотря на различные влияния, которым подвергалась русская финифть, икона на эмали не утратила древней связи с иконописной традицией. Ремесленность исполнения способствовала сохранению не только византийской, но и древнехристианской иконографии. В середине XIX века в Ростове написание финифтевых икон стало народным творчеством.
Доцент ГАСК, кандидат культурологии, преподаватель древних языков О. Ю. Иванова рассказала о влиянии новозаветных событий, происходивших на Святой Земле, на одного из представителей русской литературы. Доклад на тему «Библейские мотивы в творчестве И. Ф. Анненского» был посвящен неожиданной персоне. «У нас принято говорить о библейских мотивах в творчестве Лермонтова, в творчестве Пушкина, Толстого и т. д., а Иннокентий Федорович Анненский – это фигура, я бы сказала, языческая в русской литературе, поскольку, как правило, библеизмов у Анненского мы не наблюдаем. И вообще ничего очевидного в творчестве Анненского не существует, он слишком не напоказ писал». По мнению Ольги Юрьевны, для того, чтобы каким-то образом интерпретировать творчество Анненского с позиций библейского мировоззрения, необходимо сделать интеллектуальное усилие и хорошо выстроить ассоциативную связь со всем тем, что было когда-то написано предыдущим культурным слоем, наследником которого он был.
Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская |
Выступает член ИППО (Санкт-Петербургское отделение) М. В. Рождественская |
Тему паломнических описаний продолжил доклад члена Санкт-Петербургского отделения ИППО, профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ М. В. Рождественской на тему «О «райско-палестинском» тексте в древнерусской книжности». В частности, Милена Всеволодовна отметила: «Можно перечислить многие описания в древнерусской книжности, посвященные Святой Земле. Мы знаем описания игумена Даниила, мы знаем записки Ионы Малого, Зосимы, мы знаем хождения Антония Новгородского, Арсении Суханова, но вот что удивительно, первым описанием Святой Земли, первым памятником жанра паломнической литературы по праву считается «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил дал определенную модель описания Святой Земли, которая потом устойчиво сохраняется в древнерусской книжности, несмотря на многие различия у авторов, которые писали о своем пребывании в этих местах и в более поздние эпохи. Их объединяют утопические представления о Палестине как о «рае»… Мы знаем, что очень большую роль в формировании древнерусской литературы сыграли библейские тексты. Они формировали жанр летописи, они формировали житийную литературу».
На память о встрече всем участникам и гостям международного круглого стола от имени Иерусалимского отделения ИППО были подарены открытки с видами Святой Земли. Государственной академии славянской культуры был подарен документальный фильм о евангельских святынях Иерусалима. Профессор Алла Кирилловна Конёнкова от имени руководства ГАСК передала в дар Иерусалимскому отделению ИППО несколько книг, изданных преподавателями Академии.
Подводя итог, можно отметить, что международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» прошел плодотворно и насыщенно, благодаря координации всех сил, стремящихся на месте земной жизни Спасителя сохранить русскую культуру, которая в свою очередь во многом сформировалась, благодаря существованию прочных духовных связей России со Святой Землей, что еще раз доказали научные исследования участников круглого стола.
Фото: Иерусалимское отделение ИППО