Открытки-«поздравишки» к празднику Пасхи
Поздравительные открытки стали привычным и неотъемлемым символом праздников. До недавнего времени мы запасались ими десятками ко всем праздникам, после они разлетались во все концы нашей необъятной Родины. Многие семейные архивы хранят их во множестве и по сей день. Не торопитесь от них избавляться, ведь в них целая история вашей семьи, история нашей Родины. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать много интересного, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое, которое мы предлагаем совершить вам вместе с нами.
Впервые официальное хождение почтовые карточки получили в 1869 году на территории Австрии и предназначались для посланий в несколько слов. В 1870 году во время франко-прусской войны обер-почтмейстер Пруссии Генри Штеффан предложил ввести «открытое письмо» на карточках, которые можно было бы посылать по почте без конвертов. Но у неё была предшественница – поздравительная открытка. Своим рождением она обязана христианскому празднику Рождества Христова.
Впервые официальное хождение почтовые карточки получили в 1869 году на территории Австрии и предназначались для посланий в несколько слов. В 1870 году во время франко-прусской войны обер-почтмейстер Пруссии Генри Штеффан предложил ввести «открытое письмо» на карточках, которые можно было бы посылать по почте без конвертов. Но у неё была предшественница – поздравительная открытка. Своим рождением она обязана христианскому празднику Рождества Христова.
Родиной поздравительной открытки была страна, известная старыми богатыми традициями – Англия. Первую поздравительную открытку придумал английский художник Джон Кэлтон Хосли по просьбе своего друга, директора британского музея Генри Колда, которому надо было поздравить многочисленных друзей и коллег с Рождеством. Так в 1843 году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная открытка. На ней были изображены три символа: золото – богатство, горящие свечи – свет разума, медовые пряники – достаток в доме. Вскоре она завоевала всю Европу, а с 1871 года пришла в Россию.
До революции праздничные открытки – «поздравишки», как их называли, относились к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи, поздравляли с днем Ангела, в начале XX века стали посылать поздравления с Новым годом.
Вначале выпуск поздравительных открыток был государственной монополией. С 1894 года право на их распространение получали частные лица, эту дату можно считать рождением «поздравишки» как оригинального художественного жанра. Печатали их различные издательства, в том числе редакции газет и журналоа и фотоателье, с ними сотрудничали художники, в основном, это были безвестные ремесленники. Но эскизами к «поздравишкам» не гнушались и известные художники: Л. Бакст, Г. Нарбут, В. Щуко, И. Билибин, Е. Бем, Ф. Беренштам, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа и др. Как правило, они подписывались внизу своих произведений. В этом творчестве принимали участие даже царские особы. Обладая незаурядными художественными способностями, Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, делала рисунки к «поздравишкам». Одни из первых красочные пасхальные открытки были изготовлены литографическим способом в петербургской печатне К.де Кастелли в конце XIX в.
Послужили «поздравишки» и делу благотворительности. Одним из крупных заказчиков была община св. Евгении. В апреле 1896 года в Петербурге было основано издательство Евгениевской общины Красного Креста. Одни из первых поздравишек были выпущены издательством общины. К Пасхе 1897 г. был приурочен её первый издательский проект. По акварелям художника Н. Н. Каразина были хромолитографированы 4 открытки: «Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна». Через год появились открытки «Ласточки, летящие над водой» и «Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхой» этого же художника. А с 1898 года издательство общины стало выпускать художественные открытки, среди которых достойное место заняли поздравительные открытки. Их издание встретило поддержку со стороны многих художников того времени, в частности представителей группы «Мир искусства». С 1902 года руководителем издательства и редактором стал А. Н. Бенуа. Поэтому качество и художественные достоинства этих открыток резко выделялись среди других. Их смело можно назвать шедеврами русского печатного искусства. Коллекционеры и сейчас высоко ценят прекрасные художественные издания общины. Полученные от реализации открыток финансы шли на содержание общины и оказание медицинской помощи пациентам, больницы и амбулатории, находящиеся в её ведении.
Выпускали их и другие благотворительные общества. На обратной стороне открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества была издана «поздравишка», доходы от продажи шли на дела благотворительности и милосердия.
В начале XX века спрос на «поздравишки» становится все больше, что даже столичные предприятия не справлялись с заказами, и их по эскизам русских художников стали издавать за границей в Германии, Стокгольме, Париже и экспортировать из Европы.
Сюжеты пасхальных «поздравишек» отражали символику христианского праздника. На открытках изображали пасхальные яйца, ветки вербы и цветы, детей, птиц и зверей. На них печатались четверостишья знаменитых поэтов и лаконичные поздравления с праздником Святой Пасхи.
«Поздравишки» как оригинальный художественный жанр имели свое лицо. Их сюжеты в основном складывались из символики праздников, которым они были посвящены, другие являлись иллюстрацией праздника в городе, деревне или в быту. Бытовая тематика открыток обращалась к историческим сюжетам, напоминая о традициях XVII в., отдавалась дань и защитникам Отечества и, конечно же, не забыли и про детвору. Сюжеты «поздравишек» были рассчитаны на разные вкусы и социальные слои населения, они удовлетворяли спрос от царского двора до российской глубинки. По сути, они отображали богатый традициями русский христианский быт. Открытки являлись художественной иллюстрацией, запечатлевшей для истории празднование Пасхи и пасхальные традиции.
Можно сказать, сложился своеобразный канон «поздравишки». Открытка должна быть высокохудожественной и в тоже время простой, яркой, веселой, как сам праздник. В наше время снова возрождаются традиции нашей православной культуры, прерванной на семьдесят лет. Отрадно, что пасхальная открытка как неотъемлемый символ светлой Пасхи, возвращается в нашу жизнь. Продолжается традиция – продолжается жизнь. Пасха – это праздник Воскресения, символ вечной жизни. Сейчас, как в старые добрые времена разлетаются пасхальные открытки, словно весенние птицы по всей святой Руси, неся пасхальную радость: «Христос Воскресе!»