ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Петр и Феврония: любовь по-русски. С.В. Степашин

Петр и Феврония: любовь по-русски

Сегодня в нашей стране отмечается новый праздник — Всероссийский день семьи, любви и верности. Именно в этот день, 8 июля, Русская православная церковь поминает благоверных князей Петра и Февронию, Муромских чудотворцев. Во имя любви благоверные супруги совершили христианский подвиг и явили своим житием пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев. С тех пор эти святые, княжившие в Муроме в ХIII веке, стали почитаться в народе как покровители любви и брака. Получить благословение, поклониться их мощам стремятся молодожены и паломники со всей страны. 

О христианских ценностях и стратегии развития

В год 1020-летия Крещения Руси мы осознанно обращаем взор к освященным православием традициям. Воссоединяем разорванные нити нашего великого духовного наследия. Воскрешаем забытые, но при этом поучительные страницы истории Государства Российского. Испытываем потребность в заполнении духовного вакуума теми ценностями, которые произрастают из нашей исконной самобытности. Хорошо, что основанный на глубоких национальных и культурных традициях праздник — как выражение базовых ценностных ориентиров нашего народа — сегодня наконец пришел в Россию. Как известно, в течение десятилетий нам пытались надеть идеологические шоры, заставить отказаться от богатейшего духовного и нравственного наследия предков, от Православия и Веры.

Еще не канули в Лету времена, когда православные миряне подвергались унизительным гонениям, проповедовалась идеология на принципах отказа от христианской морали, воспитывалось поколение воинствующих безбожников — по сути, Иванов, не помнящих родства. В результате наше массовое сознание стало сродни настроениям библейского Хама — синонима агрессивной беспардонности, безверия и алчности. Слава богу, добродетельные братья этого ветхозаветного персонажа — Сим и Иафет — все же сумели поправить своего зарвавшегося родственника.

Сегодня вряд ли кто возьмется оценить, правит ли сейчас бал в нашем обществе эта библейская пропорция: на одного Хама — два достойных героя. Но совершенно очевидно, что Российское Государство осознанно стремится возрождать живительные источники духовной силы, обращается к своей идентичности и нравственным опорам. Если в обществе не укоренить и не взращивать главные зерна: чувство патриотизма, любви и национальной гордости за свою великую страну, уважение к ее истории, культуре, языку, к глубоким христианским традициям — нация не обретет достойного будущего.

Известный русский философ Владимир Соловьев писал, что государство не может привести народ в рай, но оно должно сделать все, чтобы удержать людей от падения в ад. Утверждение государственного праздника, главная идея которого сконцентрирована в ясной формуле: сильное государство начинается с крепкой семьи — только один из множества примеров последнего времени по защите духовно-нравственных основ нашего общества.

Как человеку православному, председателю Императорского Православного Палестинского Общества, созданного в России еще в 1882 году во имя сохранения духовных и культурных ценностей нашего народа в центре христианского мира — в Святой земле, мне глубоко не безразлична тема духовного возрождения страны, ее возвращения к исконным православным традициям и ценностям. Их носителями у нас традиционно является Русская православная церковь. Поэтому в ходе поездок в Муром, почетным гражданином которого я являюсь, в Спасо-Преображенский мужской монастырь (Счетная палата РФ его попечитель), я поддержал искренний порыв студентов, священнослужителей и властей этого древнего русского города воздать должное собственной истории и культуре. И стал одним из тех, кто горячо ратовал за утверждение нового Всероссийского праздника, замешанного на истинных семейных и христианских ценностях. Эта инициатива была широко поддержана в самых разных городах страны, кстати, и представителями разных конфессий. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил идею проведения такого праздника. И Совет Федерации одобрил инициативу об учреждении государственного праздника. Логично, что впервые он пройдет в 2008 году, объявленном Годом семьи. Оргкомитет по проведению Всероссийского праздника возглавила супруга президента страны Светлана Владимировна Медведева, человек глубоко верующий. В апреле она посетила Муром, восстановленный Спасо-Преображенский мужской монастырь, а также Свято-Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи святых Петра и Февронии.

Базисные духовно-нравственные ценности, которые утверждает новый праздник, являются основой существующего сегодня единства государства, общества и Церкви. Такой консенсус — одно из необходимых условий для успешного развития страны, сделавшей свой ясный национальный выбор. Только при наличии фундаментальных духовных опор Россия сможет реализовать стратегию модернизации страны, обеспечить суверенитет, сформировать сбалансированную конкурентоспособную экономику с мощным потенциалом роста. И при этом достигнуть качественных изменений уровня жизни населения как абсолютный приоритет избранной руководством страны стратегии развития. Совершенно очевидно, что успех возможен при условии, когда заявленные фундаментальные цели превращаются в национальную идеологию и когда эту идеологию исповедует православное сообщество, которое в России представляет религию национального большинства.

Браки совершаются на небесах

Новый праздник — хороший повод для того, чтобы еще раз ясно заявить: сегодня институт семьи остро нуждается в укреплении. Налицо все признаки институционального кризиса современной семьи и, как следствие, демографический провал, резкое снижение мотивации репродуктивной активности населения. Около 70 процентов российских семей воспитывают одного ребенка. Сокращение населения в свою очередь ослабляет политическое, экономическое и военно-политическое влияние России.

В среднем в России на одну православную семью приходится 2,8 ребенка, а в Москве эта цифра катастрофически мала — 0,95. Это данные профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева. На вопрос «Что делать?» он предлагает весьма простой, но действенный способ: вечно спешащему за золотым тельцом обществу следует вернуть «бабушкино представление о грехе». И тогда человек задумается над системой ценностей: почему иметь второго или третьего ребенка — это сложно и затратно, а стремление к очередной иномарке или коттеджу в элитном поселке — норма и главный смысл жизни. Бездуховность, увы, во все времена выносит на поверхность пену в виде прагматических интересов и арифметически исчисляемых ценностей. Сегодня, как правило, в у.е. Между тем, согласно христианским заповедям, богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал. Совершенно очевидно, что ослабление семьи как базовой ценности общества произошло во многом потому, что в потребительском обществе семья как ценность вообще отсутствует.

По данным социологических исследований, россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем, а христианское понимание семейных ценностей стало самым непопулярным. Для 53 процентов граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни. Между тем еще святитель Иоанн Златоуст дал в свое время весьма точное определение: «Брак есть таинство любви». Это поистине аксиома христианского Предания. Православное учение о таинстве брака, по выражению того же Иоанна Златоуста, это учение о семье как «малой Церкви». Смысл христианского брака, по мнению иерархов Церкви, основывается на тезисе святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». И ставшая расхожей в быту фраза «браки совершаются на небесах» на самом деле имеет особый глубинный смысл. Вспомним, откуда пошел род человеческий. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» — и сотворил ему жену Еву. Только после этого бытие человека достигло совершенства и получило благословение Божие: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Таким образом, первая семья была создана Богом еще в Раю, до грехопадения, и должна была пребывать в вечности.

Апостол Павел, написавший в Послании к коринфянам о том, что «любовь — это постоянное памятование о Боге», уподобил семейные узы союзу Христа и Церкви, полагая, что именно брак является школой любви, именно в семье отец и мать отдают себя, свою жизнь друг другу и детям. И так должно быть. Так устроен мир. Поэтому одна из праведных целей нового Всероссийского праздника — утвердить в обществе эталон семьи, живущей в любви и воспитывающей детей по христианским заповедям.

Семейное воспитание, как никакое другое, закладывает в человеке основы нравственности, добра и веры, чувство уважения к семейным ценностям, любовь к своему Отечеству, к родителям, своему народу. Только в семье, где происходит самоопределение личности, ребенку должна быть сделана своеобразная прививка для выработки иммунитета к пропаганде насилия, безнравственности, бездуховности. В кругу самых близких людей у него должна прививаться и такая нравственная категория, как совесть. Именно совесть, по выражению академика Дмитрия Лихачева, является ангелом-хранителем человеческой чести и рулевым свободы, именно она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол. Кстати, самого Дмитрия Сергеевича еще при жизни справедливо называли «совестью нации». Совестливый человек никогда не станет думать, что человеческая жизнь не стоит ничего, не поддастся на слепое копирование примеров насилия и жестокости, которые преподают многочисленные телесериалы, не попадет в алкогольные и наркотические сети. Увы, каждый год мы теряем 70 тысяч молодых людей из-за наркомании — вдвое больше, чем в автокатастрофах.

В ответ на эти вызовы, я бы сказал, признаки духовного онемения в обществе, Государственная Дума совместно с Общественной палатой разрабатывает сегодня «Концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». В ней, частности, предлагается преподавание учебного предмета «Православная культура» в составе цикла «Духовно-нравственная культура», который рекомендуется включить в федеральные общеобразовательные программы. Каждый образованный человек должен знать культурологические основы своей страны. Только при этом нельзя ущемлять права других религий. Важно помнить, что особенность России — в ее многоконфессиональности. Кстати, авторы концепции предлагают не только оградить молодых людей от ряда молодежных субкультур, которые навязывают депрессивное мировосприятие и некие суррогаты, но и запретить отмечать пришедшие с Запада праздники — хеллоуин и день святого Валентина. Мое мнение — никаких запретов быть не должно. Тут только один путь: тактично и терпеливо разъяснять, что эти праздники прямым образом относятся скорее к католицизму, к западной традиции и, по сути, несут идеологию неоязычества. Только так мы преодолеем всеобщую «валентинизацию» страны и другие чуждые нашей культурной традиции явления. Кстати, точных данных о происхождении того же дня всех влюбленных не существует, а та версия, которая бытует, трактует события не столь возвышенно, как требуют того религиозные каноны: священник Валентин в нарушение указа Римского императора Клавдия тайно венчал легионеров, иначе — мужчин, за что и был посажен в тюрьму. Разве при такой трактовке можно уповать на то, что данный праздник отражает систему духовных ценностей народов? Благодаря настойчивой рекламе это скорее некий коммерческий проект. Между тем любой всенародный праздник есть не что иное, как выражение ценностных ориентиров общества.

В этом контексте необходимо сделать все, чтобы новый российский праздник любви и семьи не смогли опошлить чрезмерно предприимчивые граждане, которые, вне сомнений, поспешат сделать свой бизнес и на этом чистом дне. В этой связи усилия общества и соответствующих ведомств необходимо направить на адекватную оценку вала информационной и рекламной продукции, прежде всего на предмет ее потенциального воздействия на нравственное воспитание и духовное развитие молодых людей. Эта продукция должна исключать пропаганду негативных стандартов поведения, подрыв мировоззренческих и культурных основ наиболее распространенных в нашей стране религий, девальвацию традиционных семейных ценностей, негативное влияние на психическое здоровье нации. Исключительное значение имеет системное проведение государственной информационной политики в сфере демографии, пропаганды семейных ценностей и создания в обществе культа многодетной семьи.

Грозит ли нам языческий ренессанс?

Именно в семье закладывается интерес к литературе, к чтению как важнейшему способу приобщения к общечеловеческим ценностям, как инструменту пробуждения творческого и созидательного начала личности, повышения культурного и интеллектуального уровня человека, его социальной активности. Собственно, это одна из фундаментальных основ, без которой не построить новой экономики, основанной на знаниях. Сегодня же сокращение людей читающих, увы, не абстрактный тезис. Я бы сказал, это становится настоящей трагедией для нации, которая, забывая о книгах, способна потерять себя. Сегодня умами многих молодых людей в нашей стране правит скорее Гарри Поттер, нежели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Тютчев, Тургенев, Лесков, тем более не русские былины или сказания. Об этом могу судить и как президент Российского книжного союза. Одна из наших главных задач — остановить ослабление интереса к чтению, увеличить долю читающего населения хотя бы на 10–15 процентов. Некоторые шаги при поддержке ВКС в этом направлении уже сделаны: количество выпускаемых книг в России увеличилось до 90 тысяч наименований. По этим цифрам мы входим в пятерку стран-лидеров. Но дело, безусловно, не только в количестве выпускаемой литературы и качестве полиграфии. Сегодня крайне важно приобщать людей не только к русской классике. Каждый цивилизованный человек должен иметь представление о том, как христианство повлияло на становление древнерусской письменности и литературы, обогатило в целом культуру этноса. Необходимо знать Библию как фундаментальный мировоззренческий документ, основы христианства, историю Русской православной церкви, православную литературу и архитектуру, жития первых русских святых — Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского…

Особо хотел бы сказать о памятниках русской иконописи. Священник Павел Флоренский, размышляя о Троице — выдающейся иконе Андрея Рублева, писал в свое время, что из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит то, о котором даже не упоминается в учебниках. Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог, замечает Флоренский. В этой связи не могу не сказать, что нахожусь под впечатлением работ известного художника-реставратора, иконописца Адольфа Николаевича Овчинникова, работающего полвека во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Его выставку копий — реконструкций древнерусских фресок мы провели в Счетной палате. За свою долгую творческую жизнь великий мастер создал уникальный банк копий-реконструкций древнерусской живописи, которая представляет духовную основу христианства. Сегодня он готов передать свою уникальную коллекцию государству. Очень надеюсь, что его предложение будет услышано Александром Авдеевым, новым министром культуры страны.

Без таких мощных духовных пластов невозможно понять русскую культуру. Как невозможно ощущать себя православным человеком без духовной связи со Святой землей и наследием Русской Палестины. Здесь — духовные истоки нашей веры, места земной жизни Христа. Здесь — часть России, оплот и дух православия, сакральный центр мира. И, наконец, здесь главные святыни православия — Гроб Господень с нисходящим благодатным огнем. Подвижники нашего Отечества в прошлые века строили на этой библейской земле храмы, монастыри, обители, русские школы: до революции Россия имела в Палестине более 100 школ и 70 участков земли с подворьями и храмами. Благодаря совместным действиям Императорского Православного Палестинского Общества, МИД России и Русской православной церкви при поддержке первых лиц государства сегодня идет процесс возвращения некогда неоправданно утраченного Россией наследия Русской Палестины, открываются русские школы и культурные центры, укрепляется православное присутствие в Ближневосточном регионе. Члены Императорского Православного Палестинского Общества занимаются этой деятельностью по велению души и с надеждой, что все больше православных людей в нашей стране смогут прикоснуться к этим святыням, не утратить традиционные для России духовные, нравственные и христианские ценности, вытекающие из отношения и любви к Отечеству, к Богу, к ближнему. Исторические корни России как православной цивилизации издревле питают российский народ и нашу национальную культуру.

Как известно, духовная сила нашего народа, жертвенное служение высоким идеалам, исконная самобытность и национальное самосознание, наконец, русский характер — собственно все то, что делает нацию нацией,— берут свои нравственные истоки именно в православной вере. Она всегда была залогом и основой исторического существования России, тем источником духовных сил, из которого наши предки черпали силы, преодолевали братоубийственные распри, объединялись и создали могущественную державу. Но еще со времен благоверного князя Александра Невского нам постоянно приходится отстаивать и защищать свою веру. Не случайно Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, размышляя о христианстве на пороге третьего тысячелетия, задавался таким вопросом: «Не стоим ли мы на грани нового языческого ренессанса, при котором твердое стояние на камне предков будет повсеместно признаваться нежелательным?». Мы обязаны сделать все, чтобы не только твердо устоять на камне наших предков, но и укрепить фундаментальные основы российской государственности. В том числе через институт семьи как одной из главных опор сильной России.

От Мурома до самых до окраин

Сегодня в Муроме, на родине святых Петра и Февронии, пройдет первое празднование нового праздника, который только входит в нашу жизнь, но его смысл и значение имеют глубокие исторические корни. Впрочем, в Муроме влюбленные не первый уже год 8 июля в знак любви и верности вручают друг другу открытки, получившие название «февроньки». В программе торжеств и открытие гимназии для православных детей имени святого Илии Муромца в Спасо-Преображенском монастыре, который был восстановлен буквально из руин. Здесь когда-то находилась воинская часть, и тот же академик Лихачев в 1995 году обратился к президенту Ельцину с просьбой вывести воинскую часть и вернуть монастырь Церкви. Уже позже аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин возглавил Попечительский совет по восстановлению этой древнейшей русской святыни. Наш порыв благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Искренняя благодарность всем, кто принял участие и внес свой личный вклад в восстановление этого храма и открытие гимназии.

Сегодня в Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святых Петра и Февронии, придут молодожены, чтобы просить благословения у святых покровителей семьи и брака с верой и надеждой на то, что будут жить в любви долго, счастливо и умрут в один день. Как когда-то русские святые Петр и Феврония — символы крепкой семьи Государства Российского.