ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

По следам философа Владимира Соловьева в Египте: размышления египтофила. А.И. Исаенко

По следам философа Владимира Соловьева в Египте:
размышления египтофила

В Египте  автору данных строк пришлось  работать немало лет (1968-1980). Было это  почти сорок лет назад. Могу сказать, что в Египте нет ни одного музея и древнего памятника материальной культуры, которые я не посетил бы.

В Каире, на острове Замалек на посольской вилле в библиотеке я часто брал книги. Мое внимание привлекли многотомные исторические сочинения крупнейшего русского историка С. М. Соловьева (1820 – 1879).


Владимир Сергеевич Соловьев

Оказалось, что его 23-х летний сын, религиозный философ, магистр и доцент, преподаватель Московского и Петербургского университетов Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) провел четыре месяца в Египте, а затем совершил и второе путешествие в страну пирамид в марте 1898 года.

В 1875 году он едет в командировку в Англию для изучения в библиотеке Британского музея памятников индийской, гностической и средневековой философии.

В знаменитой библиотеке внутренний голос ему прошептал: «В Египте будь!».

Он приехал в Александрию пароходом, а затем поездом добрался  до Каира, где находился с 11 ноября 1875 года по 12 марта 1876 года.

Соловьев расположился в отеле «Аббат», а затем переехал на квартиру.

В Каире он вел активный образ жизни: влезал на пирамиду Хеопса, купался в Ниле, спускался в колодец Иосифа, посещал мечети и музеи, катался на фелюге по Нилу, пытался найти сходство со Сфинксом, побывал у министра иностранных дел, посещал различных аскетов в пустынных местах. И как многие молодые люди, просил отца прислать ему денег, при этом утаивал причину своего нахождения в Египте, объясняя желанием выучить арабский язык.

Загадочный голос продолжал ему говорить: «В пустыне я – иди туда за мной».

Одной из целей его путешествия в Египет было посещение Фиваиды, находящейся на расстоянии около 200 км от Каира. Фиваида (Фивы) — древнее место египетских и христианских культов, известное благодаря первоначальному монашеству и получившее в истории христианства мировое значение. Загадочные и древние египетско-христианские мистические тайны влекли к себе Владимира Соловьева. Но в Фиваиду он не попал – его встретили и ограбили разбойники-бедуины.

В пустыне под Каиром между 25 и 27 ноября 1875 года Вл. Соловьев увидел безбрежную космическую лазурь с женским лицом. Это было его третье свидание — видение Софии Премудрости Божией.

О том, что явилось ему в Египте, можно судить по его следующему стихотворению, написанному в конце ноября 1875 года в Каире:

Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.

В Египте его охватывали эмоционально-умозрительные состояния, которые рисовали ему Софию. Египетская пустыня  оставила на нем неизгладимое впечатление, которое он отобразил в образных египетских стихотворениях: «У царицы моей», «Близко, далеко», «Песня офитов», «Нильская долина», «Песня моря», а также в повести «Три свидания».

В это же время в Каире философ и поэт Владимир Соловьев встретил известного отставного генерала Ростислава Фадеева, который дал ему совет: «Об этом происшествии постыдном не говорите больше ни при ком», так как  философ рассказал только факты происшествия в пустыне, а видение скрыл.


Ростислав Андреевич Фадеев

Р. А. Фадеев (1824–1883) – двоюродный брат Блаватской Е. П. (кстати, тоже бывавшей в Египте), дядя С. Ю. Витте, военный историк, публицист, генерал-майор, человек необычной судьбы, участник пленения Шамиля. Недавно переиздана его книга «Шестьдесят лет кавказской войны». Похоронен в Одессе. В Каире он появился по военной линии. В 1875 году Фадеев становится военным консультантом в Египте. По ряду причин египетское мероприятие Фадеева закончилось неудачно.

С. Ю. Витте о нем писал: «должен сказать, что я не встречал в своей жизни человека более образованного и талантливого, чем Ростислав Андреевич Фадеев…». Более подробно читатель может ознакомиться в современном исследовании О. И. Кузнецова «Р. А. Фадеев: генерал и публицист», Волгоград, 1998. Его имя знала вся образованная Россия. «Ресурсов тьма была сокрыта в нем.

Трудно сейчас определить в пустыне южнее Каира место, где почти сто сорок лет назад явилась Владимиру Соловьеву София. Мне же пришлось в долине Нила объездить всю Фиваду вдоль и поперек, где до сих пор сохранились христианские монастыри и обитают аскеты. Сначала на топографической карте я отмерил расстояние в 20 км на юг от Каира, затем на местности  обследовал возможный район приключений молодого философа. За сто лет местность изменилась, появились дороги, арыки, каналы, поля и сады. А вверху на небе простирается та же лазурь, которую наблюдал философ.


Склеп Соловьевых на территории Новодевичьего монастыря (не путать с Новодевичьим кладбищем).
Белый крест установлен над могилой историка С. М. Соловьева,
слева — черные надгробия с порушенными крестами над могилами его детей -
Владимира, философа, и Поликсены, поэтессы, известной как Allegro
Фото: http://www.devichka.ru/nekropol/view/item/id/153/catid/1


Позже, после командировки, я посетил Новодевичий монастырь и разыскал могилу знаменитого философа  Владимира Соловьева. Похоронен он рядом с могилой его отца С. М. Соловьева. Вечный им покой.

Я купил открытку с видом на могилу двух великих людей.


Н. А. Ярошенко. Портрет философа В. С. Соловьева. 1895 г.
Фото: http://rusportrait.ru/gal2/1_1_s10–12.htm


И. Н. Крамской. Портрет философа Владимира Соловьёва. 1885
Фото: http://territa.ru/photo/892-0-63161

Образ философа отображен в искусстве. В Третьяковской галерее можно увидеть картину художника Ярошенко Н. А. «Портрет В. С. Соловьева. 1895» (зал № 24), а также  мраморный бюст философа работы скульптора Домогацкого В. Н. (зал № 38). В Петербурге в Государственном Русском музее находится картина И. Н. Крамского «Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1885».

Я часто перечитываю автобиографическую повесть  философа «Три свидания» (Москва – Лондон – Египет). Мысли уходят в Египет, в пески пустыни, в лазурь. А поэзия Соловьева полна музыки и образов. Кроме того, от поэзии человек становится лучше.

В романе Н. Вико «Шизофрения» много внимания уделено философу Владимиру Соловьеву. Однако в финале он так и остался лежать под открытым египетским небом. На этом сказ о приключениях философа в романе закончился:

…Звезды — хранители душ ушедших в вечность Богов — смотрели сверху на фигурку маленького человека, который спал на песке с безмятежной улыбкой на лице, не зная, как и все смертные, что уготовило ему будущее…

Жаль, что автор романа (член ИППО) не написала отдельной книги о пребывании Владимира Соловьёва в Египте.

Философ хорошо знал современную историю Египта. Своим попутчикам на пароходе он рассказывал:

 В июне 1800 года здесь был убит французский главнокомандующий, знаменитый генерал Клебер. Убит он был молодым сирийцем, которого звали Сулейман эль-Халеби, которого тут же схватили, пытали и приговорили к казни.

Владимир Соловьев побывал на вершине пирамиды Хеопса. Наталья Вико описывает это восхождение художественно:

Один из феллахов указал на отметку на камне и сказал: «Наполеон».

«До этой черты поднялся великий император, — понял Соловьев. — До вершины не дошел. Хотя говорят, и эту надпись просто приказал сделать, не сумев вовсе преодолеть высоту. А я — дойду!».

Сорок лет назад автору данных строк также удалось побывать на вершине пирамиды, чтобы взглянуть на а местность, где проходила битва французов с мамлюками 21 июля 1798 года.

Мне не раз приходилось бывать у пирамид на том месте, где более ста лет назад польский художник Войцах Коссак (поляки тоже были в походе) рисовал историческую панораму «Битва у пирамид». На  картине  художник  изображает  французское  боевое   каре,  а  в  средине   каре разместил ученых и ослов, иллюстрируя, таким образом, афористическую команду Наполеона: «Ослов и ученых — на средину». («Les savants et les anes au milieu!»). Эта грандиозная панорама выставлялась сто лет назад в Москве.

Египет не забывается! Мне кажется, что я всё еще там. Египетская лазурь навсегда осталась в памяти.

P. S. Недавно я побывал в усадебном комплексе «Узкое» (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), где провел последние дни жизни и скончался великий философ 31 июля 1900 года в 21 час 30 минут. В комнате, в которой он скончался, находится бильярдная.

А в библиотеке «Дом А. Ф. Лосева» на Арбате мне прочитали лекцию о пребывании Владимира Сергеевича в Египте.