Православные храмы Бейрута
По библейским канонам Ливан, лежащий на восточном побережье Средиземного моря, справедливо считается частью ареала Святой земли. В ливанской столице Бейруте есть залив Святого Георгия, где он совершил свой подвиг и убил змея. На юге Ливана расположен город Тир (нынешний Сур), царь которого Хирам поставлял древесину ливанского кедра иудейскому царю Соломону для строительства Храма в Иерусалиме.
К концу II века Тир стал резиденцией христианского епископа, и в его городской базилике похоронен знаменитый александрийский теолог Ориген. Иисус Христос исцелил “сидонянку”, то есть женщину из Сидона (нынешняя Сайда), от падучей болезни, о чем говорится в Библии. Южнее Сайды, среди холмов, есть пещера с часовней, которая именуется Сейидна аль-Манзара, то есть “Наша смотрящая Госпожа”. Это название христиане объясняют тем, что Богородица здесь ждала Иисуса, который находился в Сидоне. После возвращения Иисус с матерью переночевали в этой пещере. В Сайде, в резиденции православного митрополита Ильяса Кфури, есть небольшая, закопченная свечами комната, где впервые встретились апостолы Петр и Павел, основавшие в 37 году н.э. в Антиохии епископскую кафедру.
Сегодня Антиохия находится на турецкой территории и называется Антакия, а резиденция Патриарха Великой Антиохии и всего Востока с XV века находится в сирийской столице Дамаске. Сегодня Антиохийскую Церковь возглавляет Его Блаженство Игнатий IV, отмеченный премией Международного Фонда единства православных народов за свои труды по укреплению единства и позиций вселенского православия на мировой арене.
Антиохийская Церковь имеет 14 епархий, из которых, естественно, самой значительной считается Бейрутская епархия, много лет возглавляемая выдающимся богословом митрополитом Ильясом Ауди. Именно его усилиями были собраны средства и построен в Бейруте кафедральный собор Святого Николая и восстановлена церковь Святого Георгия, разрушенная в 80-х годах прошлого столетия в ходе семнадцатилетней гражданской войны.
Кафедральный собор Святого Николая в Бейруте.
www.itservices.ws
Собор Святого Николая в православном квартале Ашрафия является двухэтажным зданием прямоугольной формы, причем обе части — верхний и нижний этажи — используются для богослужения. Стены собора облицованы известняком кремового цвета, а купол над иконостасом покрыт красной черепицей. Небольшая колокольня находится на уровне второго этажа и с улицы почти незаметна. Широкая лестница, украшенная коваными изящными фонарями, ведет в верхний придел, где может поместиться, по словам церковного служки, более тысячи человек. В нижнем приделе, как и во втором ярусе, поставлены длинные скамьи — в храмах Антиохийской Церкви прихожане сидят и встают лишь во время архиерейской проповеди. В помещениях собора мало икон, и большая часть из них выполнена русскими художниками, проживающими в Греции.
Неоднократно я задавал себе вопрос: почему у нас, в России, после Спасителя и Богоматери самым почитаемым является святой Николай, всегда упоминаемый с эпитетами “Чудотворец” и “Угодник”? Святой Николай жил в IV веке н.э. и был христианским епископом в г. Миры, в малоазийском районе Ликия. Причем избрание его на епископскую кафедру, по библейскому преданию, было осуществлено Спасителем и Богоматерью, которые вручили ему знаки епископского сана и Библию. Именно в таком виде святой Николай изображается на всех православных иконах.
В свою бытность святой Николай совершил много чудес: спасал моряков во время кораблекрушений, помогал бедным и школярам, освобождал пленников и заключенных, лечил заболевший скот и сделал еще много добрых дел. Поэтому он считается не только “ревнителем” о вере, но и “печальником” о людях. После его кончины моряки из итальянского города Бари в XI веке перевезли его останки в свой родной город. С тех пор Бари обрел своего небесного покровителя, а храм его имени в этом городе стал местом активного паломничества. В приделе католического храма, где находятся сегодня мощи святого Николая, служат как католики, так и православные. Более того, Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в 1882 году, устраивало до 1914 года специальные паломнические поездки в Бари и даже построило здесь свое обширное подворье с двухэтажной церковью по проекту выдающегося русского архитектора А. В. Щусева.
Можно понять антиохийцев, назвавших свой самый большой кафедральный собор в Бейруте именем святого Николая. Жители г. Миры, естественно, имели контакты с Антиохией и ее знаменитой богословской школой, ведь все эти территории входили в состав Византийской империи. Более того, святой Николай вел первый Вселенский собор, созванный по инициативе императора Константина в 325 году в г. Никея, который осудил лжеучение отступника Ария, воспитанника Антиохийской богословской школы. Авторитет святого Николая был очень высок, раз ему из приглашенных на собор 318 епископов было поручено вести его заседания.
И мне невольно приходит в голову мысль о том, что почитание святого Николая пришло в Россию вместе с принятием христианства на Руси. Это произошло в 988 году в Киеве, причем крестили жителей этого города шесть греческих епископов во главе с митрополитом Михаилом Сирином, то есть “сирийцем”, учеником Патриарха Антиохийского Иоанна. Если к этому добавить, что Патриарх Антиохийский Иоаким V, посетивший Москву в 1586 году, сыграл важную роль в учреждении патриаршества в России и избрании 26 января 1589 года митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси, станет ясно, что именно антиохийцы принесли из Византии на Русь почитание святого Николая, ставшего для нас Чудотворцем и Угодником.
Церковь св.Георгия в Бейруте. Центральный вход
wikimapia.org
Церковь св.Георгия в Бейруте, 3D-модель
sketchup.google.com
На площади Звезды в центре Бейрута, рядом со зданием Ливанского Парламента, находится церковь Святого Георгия, куда, в отличие от храма святого Николая, нужно спуститься по лестнице вниз. Это явный признак того, что церковь построена давно и успела врасти в землю. Действительно, эта церковь была построена в Средние века и была главным православным храмом Бейрута, находящимся в центре города. Она представляет собой классический образец византийской храмовой архитектуры с широким многодверным центральным порталом и подстройкой с шестью сломанными по центру узкими арками. Двенадцать колонн, идущие сбоку вдоль всего здания и поддерживающие арки из белого известняка, отделяют здание церкви от археологической зоны, где шли раскопки римского города, названного в честь дочери императора Августа “Процветающая колония Юлии Августы — Берита”. Ливанцы называют свою столицу “матерью юриспруденции” и гордятся тем, что в бейрутской юридической школе учились четыре римских императора. К концу III века эта школа находилась под влиянием христианских теологов.
Церковь Святого Георгия в период гражданской войны находилась на линии огня и была превращена в развалины. Ее восстановление началось в 2003 году, и за пять лет эта церковь была полностью восстановлена. Полихромные потолочные фрески, в обновлении которых принимали участие московские реставраторы, роскошный, щедро украшенный позолотой алтарь, где много икон румынской иконописной школы, тяжелые хрустальные люстры и украшенные иконами колонны производят потрясающее впечатление. В церкви есть икона Святого Георгия, исполненная Патриархом Антиохийским Сильвестром и подаренная им в 1749 году этой церкви. Намоленная в течение веков церковь Святого Георгия весьма почитаема у православных христиан Бейрута, и все богослужения по случаю великих праздников проходят здесь. Именно здесь была торжественная служба по случаю великого христианского праздника Воскресения Христова, и вел эту службу митрополит Ильяс Ауди.
Группа школьников школы св. пророка Илии в Бейруте.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг. в Государственном музее истории религии
В ливанской столице есть еще несколько районов компактного проживания православных христиан. Один из таких районов — Мусейтаба и улица Мар-Ильяс, где были построены две школы Императорского Православного Палестинского Общества. Здание одной школы сегодня занимает посольство Российской Федерации, а второе здание ливанцы продолжают использовать по назначению — работают средняя школа, детский сад и небольшая домовая церковь, в которой проходит служба по религиозным праздникам и воскресеньям.
Два небольших зала церкви, освященной в честь ветхозаветного пророка Святого Ильи — Мар Ильяса, увешана немногочисленными подаренными иконами, исполненными в разных стилях, но с обязательным указанием имени дарителя и даты подарка. Убранство церкви более чем скромное. И это понятно: церковь, встроенная в здание школы, была сооружена во второй половине XIX века и сохраняется до настоящего времени в первоначальном виде без видимых конструктивных изменений. Иконостас церкви украшают иконы Спасителя, Богоматери и двенадцати апостолов, изготовленные в Златоусте на металлической основе с последующим чернением и позолотой, — зримое свидетельство помощи Русской Православной Церкви нашим братьям по вере в Ливане.
В этом же районе Бейрута, в квартале, именуемом Мар-Ильяс — Бтина, что можно перевести как “внутренняя часть квартала Святого Ильи”, есть небольшая церковь Иоанна Крестителя при православном довольно богатом кладбище. Наличие второй церкви буквально в ста метрах от первой вполне обоснованно: район издревле населяют православные, и поэтому здесь есть школа с церковью Святого Ильи и кладбище, тоже со своей церковью Святого Иоанна Крестителя. Судя по датам, выбитым на могильных плитах, кладбище и церковь существуют как минимум два столетия.
Церковь Святого Иоанна Предтечи невелика по размеру, с небольшим под красной черепицей куполом. Стены снаружи облицованы местным известняком желтоватых оттенков, внутри — простая побелка и совсем немного икон. Среди икон замечаю икону Богородицы с ангелами в тяжелой деревянной раме с подарочной надписью: “Марии Александровне Черкасовой в память о 25-летии успешной работы”. Мария Александровна была сначала учительницей, а потом инспектором школ Императорского Православного Палестинского Общества в Ливане. Она настолько хорошо работала, что благодарные ливанцы назвали одну из близлежащих улиц Мама. Эта улица, правда в несколько укороченном виде по причине нового дорожного строительства, существует и сегодня. В церкви Святого Иоанна Крестителя окормляет паству, в основном состоящую из потомков эмигрантов первой волны и жен ливанцев, учившихся в Советском Союзе и России, бывший моряк, а ныне русский священник о.Анатолий.
Прихожане его церкви раньше ходили в небольшую церковь Святого Георгия, входящую в медицинский комплекс православного квартала Ашрафия. Кроме церкви с помещением для церковной школы в этот комплекс входят пятиэтажное здание богадельни и госпиталь, считающийся одним из лучших в Ливане. В саду госпиталя есть специальная аллея с бюстами наиболее щедрых жертвователей этому госпиталю. В этой аллее есть бюст Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который посетил Бейрут сразу после возведения на Патриарший Престол в 1945 году. Он считал себя членом Антиохийской Церкви по своей хиротонии во епископа в 1913 году Патриархом Антиохийским Григорием IV, а Патриарх Антиохийский Александр III, окончивший Киевскую духовную академию и несколько лет проработавший в Москве, считал себя членом Русской Православной Церкви.
С этими мыслями о духовном родстве и особой близости Русской Православной Церкви и Антиохийской Церкви я покидал ливанскую столицу. Был понедельник после праздника Воскресения Господня, и все ливанские газеты поместили сообщения об этом великом христианском празднике. В Бейруте крестный ход с иконами, с пальмовыми и оливковыми ветвями возглавил митрополит Ильяс Ауди, в Триполи — митрополит Триполи и Куры Ильяс Курбан, в Марджаюне, на юге страны, — митрополит Сайды, Тира и Марджаюна Ильяс Кфури, в округе Алей — митрополит Гор Ливанских Джордж Ходр. Причем все указанные выше иерархи Антиохийской Церкви служили в праздник Воскресения Господня в храмах Святого Георгия, который для Русской Православной Церкви и ее членов был и остается символом бескорыстного героизма и бескомпромиссной борьбы против вселенского зла.
Москва — Бейрут — Москва
Сегодня Антиохия находится на турецкой территории и называется Антакия, а резиденция Патриарха Великой Антиохии и всего Востока с XV века находится в сирийской столице Дамаске. Сегодня Антиохийскую Церковь возглавляет Его Блаженство Игнатий IV, отмеченный премией Международного Фонда единства православных народов за свои труды по укреплению единства и позиций вселенского православия на мировой арене.
Антиохийская Церковь имеет 14 епархий, из которых, естественно, самой значительной считается Бейрутская епархия, много лет возглавляемая выдающимся богословом митрополитом Ильясом Ауди. Именно его усилиями были собраны средства и построен в Бейруте кафедральный собор Святого Николая и восстановлена церковь Святого Георгия, разрушенная в 80-х годах прошлого столетия в ходе семнадцатилетней гражданской войны.
Кафедральный собор Святого Николая в Бейруте.
www.itservices.ws
Собор Святого Николая в православном квартале Ашрафия является двухэтажным зданием прямоугольной формы, причем обе части — верхний и нижний этажи — используются для богослужения. Стены собора облицованы известняком кремового цвета, а купол над иконостасом покрыт красной черепицей. Небольшая колокольня находится на уровне второго этажа и с улицы почти незаметна. Широкая лестница, украшенная коваными изящными фонарями, ведет в верхний придел, где может поместиться, по словам церковного служки, более тысячи человек. В нижнем приделе, как и во втором ярусе, поставлены длинные скамьи — в храмах Антиохийской Церкви прихожане сидят и встают лишь во время архиерейской проповеди. В помещениях собора мало икон, и большая часть из них выполнена русскими художниками, проживающими в Греции.
Неоднократно я задавал себе вопрос: почему у нас, в России, после Спасителя и Богоматери самым почитаемым является святой Николай, всегда упоминаемый с эпитетами “Чудотворец” и “Угодник”? Святой Николай жил в IV веке н.э. и был христианским епископом в г. Миры, в малоазийском районе Ликия. Причем избрание его на епископскую кафедру, по библейскому преданию, было осуществлено Спасителем и Богоматерью, которые вручили ему знаки епископского сана и Библию. Именно в таком виде святой Николай изображается на всех православных иконах.
В свою бытность святой Николай совершил много чудес: спасал моряков во время кораблекрушений, помогал бедным и школярам, освобождал пленников и заключенных, лечил заболевший скот и сделал еще много добрых дел. Поэтому он считается не только “ревнителем” о вере, но и “печальником” о людях. После его кончины моряки из итальянского города Бари в XI веке перевезли его останки в свой родной город. С тех пор Бари обрел своего небесного покровителя, а храм его имени в этом городе стал местом активного паломничества. В приделе католического храма, где находятся сегодня мощи святого Николая, служат как католики, так и православные. Более того, Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в 1882 году, устраивало до 1914 года специальные паломнические поездки в Бари и даже построило здесь свое обширное подворье с двухэтажной церковью по проекту выдающегося русского архитектора А. В. Щусева.
Можно понять антиохийцев, назвавших свой самый большой кафедральный собор в Бейруте именем святого Николая. Жители г. Миры, естественно, имели контакты с Антиохией и ее знаменитой богословской школой, ведь все эти территории входили в состав Византийской империи. Более того, святой Николай вел первый Вселенский собор, созванный по инициативе императора Константина в 325 году в г. Никея, который осудил лжеучение отступника Ария, воспитанника Антиохийской богословской школы. Авторитет святого Николая был очень высок, раз ему из приглашенных на собор 318 епископов было поручено вести его заседания.
И мне невольно приходит в голову мысль о том, что почитание святого Николая пришло в Россию вместе с принятием христианства на Руси. Это произошло в 988 году в Киеве, причем крестили жителей этого города шесть греческих епископов во главе с митрополитом Михаилом Сирином, то есть “сирийцем”, учеником Патриарха Антиохийского Иоанна. Если к этому добавить, что Патриарх Антиохийский Иоаким V, посетивший Москву в 1586 году, сыграл важную роль в учреждении патриаршества в России и избрании 26 января 1589 года митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси, станет ясно, что именно антиохийцы принесли из Византии на Русь почитание святого Николая, ставшего для нас Чудотворцем и Угодником.
Церковь св.Георгия в Бейруте. Центральный вход
wikimapia.org
Церковь св.Георгия в Бейруте, 3D-модель
sketchup.google.com
На площади Звезды в центре Бейрута, рядом со зданием Ливанского Парламента, находится церковь Святого Георгия, куда, в отличие от храма святого Николая, нужно спуститься по лестнице вниз. Это явный признак того, что церковь построена давно и успела врасти в землю. Действительно, эта церковь была построена в Средние века и была главным православным храмом Бейрута, находящимся в центре города. Она представляет собой классический образец византийской храмовой архитектуры с широким многодверным центральным порталом и подстройкой с шестью сломанными по центру узкими арками. Двенадцать колонн, идущие сбоку вдоль всего здания и поддерживающие арки из белого известняка, отделяют здание церкви от археологической зоны, где шли раскопки римского города, названного в честь дочери императора Августа “Процветающая колония Юлии Августы — Берита”. Ливанцы называют свою столицу “матерью юриспруденции” и гордятся тем, что в бейрутской юридической школе учились четыре римских императора. К концу III века эта школа находилась под влиянием христианских теологов.
Церковь Святого Георгия в период гражданской войны находилась на линии огня и была превращена в развалины. Ее восстановление началось в 2003 году, и за пять лет эта церковь была полностью восстановлена. Полихромные потолочные фрески, в обновлении которых принимали участие московские реставраторы, роскошный, щедро украшенный позолотой алтарь, где много икон румынской иконописной школы, тяжелые хрустальные люстры и украшенные иконами колонны производят потрясающее впечатление. В церкви есть икона Святого Георгия, исполненная Патриархом Антиохийским Сильвестром и подаренная им в 1749 году этой церкви. Намоленная в течение веков церковь Святого Георгия весьма почитаема у православных христиан Бейрута, и все богослужения по случаю великих праздников проходят здесь. Именно здесь была торжественная служба по случаю великого христианского праздника Воскресения Христова, и вел эту службу митрополит Ильяс Ауди.
Группа школьников школы св. пророка Илии в Бейруте.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг. в Государственном музее истории религии
В ливанской столице есть еще несколько районов компактного проживания православных христиан. Один из таких районов — Мусейтаба и улица Мар-Ильяс, где были построены две школы Императорского Православного Палестинского Общества. Здание одной школы сегодня занимает посольство Российской Федерации, а второе здание ливанцы продолжают использовать по назначению — работают средняя школа, детский сад и небольшая домовая церковь, в которой проходит служба по религиозным праздникам и воскресеньям.
Два небольших зала церкви, освященной в честь ветхозаветного пророка Святого Ильи — Мар Ильяса, увешана немногочисленными подаренными иконами, исполненными в разных стилях, но с обязательным указанием имени дарителя и даты подарка. Убранство церкви более чем скромное. И это понятно: церковь, встроенная в здание школы, была сооружена во второй половине XIX века и сохраняется до настоящего времени в первоначальном виде без видимых конструктивных изменений. Иконостас церкви украшают иконы Спасителя, Богоматери и двенадцати апостолов, изготовленные в Златоусте на металлической основе с последующим чернением и позолотой, — зримое свидетельство помощи Русской Православной Церкви нашим братьям по вере в Ливане.
В этом же районе Бейрута, в квартале, именуемом Мар-Ильяс — Бтина, что можно перевести как “внутренняя часть квартала Святого Ильи”, есть небольшая церковь Иоанна Крестителя при православном довольно богатом кладбище. Наличие второй церкви буквально в ста метрах от первой вполне обоснованно: район издревле населяют православные, и поэтому здесь есть школа с церковью Святого Ильи и кладбище, тоже со своей церковью Святого Иоанна Крестителя. Судя по датам, выбитым на могильных плитах, кладбище и церковь существуют как минимум два столетия.
Церковь Святого Иоанна Предтечи невелика по размеру, с небольшим под красной черепицей куполом. Стены снаружи облицованы местным известняком желтоватых оттенков, внутри — простая побелка и совсем немного икон. Среди икон замечаю икону Богородицы с ангелами в тяжелой деревянной раме с подарочной надписью: “Марии Александровне Черкасовой в память о 25-летии успешной работы”. Мария Александровна была сначала учительницей, а потом инспектором школ Императорского Православного Палестинского Общества в Ливане. Она настолько хорошо работала, что благодарные ливанцы назвали одну из близлежащих улиц Мама. Эта улица, правда в несколько укороченном виде по причине нового дорожного строительства, существует и сегодня. В церкви Святого Иоанна Крестителя окормляет паству, в основном состоящую из потомков эмигрантов первой волны и жен ливанцев, учившихся в Советском Союзе и России, бывший моряк, а ныне русский священник о.Анатолий.
Прихожане его церкви раньше ходили в небольшую церковь Святого Георгия, входящую в медицинский комплекс православного квартала Ашрафия. Кроме церкви с помещением для церковной школы в этот комплекс входят пятиэтажное здание богадельни и госпиталь, считающийся одним из лучших в Ливане. В саду госпиталя есть специальная аллея с бюстами наиболее щедрых жертвователей этому госпиталю. В этой аллее есть бюст Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который посетил Бейрут сразу после возведения на Патриарший Престол в 1945 году. Он считал себя членом Антиохийской Церкви по своей хиротонии во епископа в 1913 году Патриархом Антиохийским Григорием IV, а Патриарх Антиохийский Александр III, окончивший Киевскую духовную академию и несколько лет проработавший в Москве, считал себя членом Русской Православной Церкви.
С этими мыслями о духовном родстве и особой близости Русской Православной Церкви и Антиохийской Церкви я покидал ливанскую столицу. Был понедельник после праздника Воскресения Господня, и все ливанские газеты поместили сообщения об этом великом христианском празднике. В Бейруте крестный ход с иконами, с пальмовыми и оливковыми ветвями возглавил митрополит Ильяс Ауди, в Триполи — митрополит Триполи и Куры Ильяс Курбан, в Марджаюне, на юге страны, — митрополит Сайды, Тира и Марджаюна Ильяс Кфури, в округе Алей — митрополит Гор Ливанских Джордж Ходр. Причем все указанные выше иерархи Антиохийской Церкви служили в праздник Воскресения Господня в храмах Святого Георгия, который для Русской Православной Церкви и ее членов был и остается символом бескорыстного героизма и бескомпромиссной борьбы против вселенского зла.
Москва — Бейрут — Москва