Русская Палестина в центре Москвы:
в «Манеже» открылась выставка Палестинского Общества
5 июня 2012 года в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского Православного Палестинского Общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Сегодня выражение «родные Палестины» кажется фразеологизмом, требующим истолкования и исследования его истории. Между тем в конце XIX и начале ХХ веков словосочетание «Русская Палестина» имело конкретный и понятный всем смысл. Русская Палестина — это десятки храмов, монастырей, подворий, гостиниц, школ и больниц, построенных русскими на Святой земле (Палестина, Ливан и Сирия) как для паломников из России, число которых достигало 15 тысяч в год, так и для местных арабов, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей.
Эту русскую Палестину – в иконах, живописных полотнах, фотографиях, документах — показывают в Манеже до 14 июня.
Создавая в 1859 году Палестинский комитет, или по полному титулу «Комитет для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных поклонников», император Александр II сказал: «Это для меня вопрос сердца». Тогда он выразил общее отношение Романовых к Святой Земле: в дальнейшем русское присутствие в Палестине всегда пользовалось поддержкой царствующего дома.
При Александре III и по его воле МИД, Генштаб России и целый ряд известных гражданских и церковных деятелей выдвинули идею создания Православного Палестинского общества (ИППО). Оно было учреждено в мае 1882 года и празднует сегодня 130-летний юбилей. Учредителями и почетными членами общества стали семь представителей императорской фамилии, а также известные религиозные и политические деятели. Первым председателем общества был избран брат Императора, Великий князь Сергей Александрович. После его гибели от руки террориста дело супруга продолжила Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Она сложила свои полномочия председателя ИППО только после революционного переворота в России — с тех пор общество возглавляют представители ученого и культурного сообщества.
У входа на экспозицию зрителя встречает полотно Ивана Макарова «Нагорная проповедь»: здесь Христос обращается не к рыбакам и пастухам древнего Израиля, а благословляет основателя ИППО императора Александра III и его семью. Исторически картина находилась в Александровском дворце Царского Села.
Основными задачами ИППО на Святой Земле стали, во-первых, «народная дипломатия», т. е. организация поездок русских паломников и содействие Русской Православной Церкви в ее духовном служении по сохранению православия в многоконфессиональном ближневосточном регионе, во-вторых, культурно-просветительская деятельность среди местного населения, а в-третьих, всестороннее научное исследование исторического наследия христианства. В более чем 100 школах, устроенных ИППО в Палестине, Ливане и Сирии, наряду с православными учились мусульмане и друзы, приобщаясь к русскому языку и русской культуре. В советские времена, когда из названия общества пришлось выбросить политически неблагонадежные слова «императорский» и «православный», Российское Палестинское Общество сосредоточилось только на научных исследованиях.
Эту русскую Палестину – в иконах, живописных полотнах, фотографиях, документах — показывают в Манеже до 14 июня.
Создавая в 1859 году Палестинский комитет, или по полному титулу «Комитет для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных поклонников», император Александр II сказал: «Это для меня вопрос сердца». Тогда он выразил общее отношение Романовых к Святой Земле: в дальнейшем русское присутствие в Палестине всегда пользовалось поддержкой царствующего дома.
При Александре III и по его воле МИД, Генштаб России и целый ряд известных гражданских и церковных деятелей выдвинули идею создания Православного Палестинского общества (ИППО). Оно было учреждено в мае 1882 года и празднует сегодня 130-летний юбилей. Учредителями и почетными членами общества стали семь представителей императорской фамилии, а также известные религиозные и политические деятели. Первым председателем общества был избран брат Императора, Великий князь Сергей Александрович. После его гибели от руки террориста дело супруга продолжила Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Она сложила свои полномочия председателя ИППО только после революционного переворота в России — с тех пор общество возглавляют представители ученого и культурного сообщества.
У входа на экспозицию зрителя встречает полотно Ивана Макарова «Нагорная проповедь»: здесь Христос обращается не к рыбакам и пастухам древнего Израиля, а благословляет основателя ИППО императора Александра III и его семью. Исторически картина находилась в Александровском дворце Царского Села.
Основными задачами ИППО на Святой Земле стали, во-первых, «народная дипломатия», т. е. организация поездок русских паломников и содействие Русской Православной Церкви в ее духовном служении по сохранению православия в многоконфессиональном ближневосточном регионе, во-вторых, культурно-просветительская деятельность среди местного населения, а в-третьих, всестороннее научное исследование исторического наследия христианства. В более чем 100 школах, устроенных ИППО в Палестине, Ливане и Сирии, наряду с православными учились мусульмане и друзы, приобщаясь к русскому языку и русской культуре. В советские времена, когда из названия общества пришлось выбросить политически неблагонадежные слова «императорский» и «православный», Российское Палестинское Общество сосредоточилось только на научных исследованиях.
Все три аспекта работы Императорского Православного Палестинского Общества отражены на выставке в Манеже.
— Теперь из паломничеств привозят сувениры и гигабайты фотографий, — рассказывает гостям на открытии выставки заместитель председателя ИППО историк Николай Лисовой. — В исторической России паломники старались привезти святыню, которую можно поставить в божницу, чтобы она поддерживала духовную связь дома со Святой Землей.
На выставке таким реликвиям посвящены целые витрины: инкрустированные перламутром кресты, длинные четки – кому нравились с тонкой резьбой из камней и кости, а кому аскетические из оливковых косточек, каменные резные подсвечники и бутылочки со сценами из земной жизни Христа…
ИППО по праву гордится своими заслугами не только по строительству храмов и богаделен в дореволюционные времена, но и по возвращению собственности в Святой Земле, утраченной в основном в 1960-е годы при Никите Хрущеве. Сергиевское подворье в Иерусалиме, построенное когда-то ИППО, уже передано России. Скоро будет возвращено другое подворье – Александровское, хронологически первое из проектов ИППО в Иерусалиме — на участке близ Гроба Господня было найдено больше всего археологических древностей. Недавно открыли музейно-парковый комплекс в Иерихоне, идет строительство Культурного центра в Вифлееме. Прямо на открытии выставки посол Королевства Иордания сообщил, что России будет подарен «приют паломника» на берегу Иордана неподалеку от места, где совершилось Крещение Господне. Управление новым приютом тоже, скорее всего, возьмет на себя ИППО.
По периметру Манежа в отдельных залах обосновались тематические выставки о шести странах библейского региона: Святая Земля – это не только Израиль, но и Сирия, Ливан, Египет, Палестина, Иордания.
— Мы показываем, что для нас Святая Земля неделима, — комментирует Николай Лисовой. — Послы всех этих ближневосточных стран приняли непосредственное участие в подготовке выставки.
Иордания, Израиль и Палестина с радостью принимают русских паломников. В Сирии и Египте положение сложнее в силу политических обстоятельств. Все выставочные павильоны в Манеже одинаково гостеприимны: в ливанской секции юноши и девушки в багряных костюмах и национальных головных уборах — ливанский танцевальный коллектив — едва могут сказать по-английски, что приехали из Ливана, зато широко улыбаются, а зрелый мужчина в оттеняющем смуглую кожу белоснежном уборе наливает гостям кофе на донышко крохотных стаканчиков. Лекарство от жадности: больше глотка этого напитка все равно не выпьешь. В египетский павильон придется входить между статуями в человеческий рост — одна с козлиной, другая с птичьей головой. Из палестинской секции зрители возвращаются в шарфиках с государственной палестинской символикой, с традиционными резными реликвиями.
В экспозиции представлено около 900 различного рода экспонатов, рассказывающих об истории российского присутствия и возвращения России на Святую землю, из более чем 30 музеев, частных коллекций, архивов, библиотек. Среди самых запоминающихся — подлинники картин Василия Верещагина и Василия Поленова, Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Александра Сопова
— Теперь из паломничеств привозят сувениры и гигабайты фотографий, — рассказывает гостям на открытии выставки заместитель председателя ИППО историк Николай Лисовой. — В исторической России паломники старались привезти святыню, которую можно поставить в божницу, чтобы она поддерживала духовную связь дома со Святой Землей.
На выставке таким реликвиям посвящены целые витрины: инкрустированные перламутром кресты, длинные четки – кому нравились с тонкой резьбой из камней и кости, а кому аскетические из оливковых косточек, каменные резные подсвечники и бутылочки со сценами из земной жизни Христа…
ИППО по праву гордится своими заслугами не только по строительству храмов и богаделен в дореволюционные времена, но и по возвращению собственности в Святой Земле, утраченной в основном в 1960-е годы при Никите Хрущеве. Сергиевское подворье в Иерусалиме, построенное когда-то ИППО, уже передано России. Скоро будет возвращено другое подворье – Александровское, хронологически первое из проектов ИППО в Иерусалиме — на участке близ Гроба Господня было найдено больше всего археологических древностей. Недавно открыли музейно-парковый комплекс в Иерихоне, идет строительство Культурного центра в Вифлееме. Прямо на открытии выставки посол Королевства Иордания сообщил, что России будет подарен «приют паломника» на берегу Иордана неподалеку от места, где совершилось Крещение Господне. Управление новым приютом тоже, скорее всего, возьмет на себя ИППО.
По периметру Манежа в отдельных залах обосновались тематические выставки о шести странах библейского региона: Святая Земля – это не только Израиль, но и Сирия, Ливан, Египет, Палестина, Иордания.
— Мы показываем, что для нас Святая Земля неделима, — комментирует Николай Лисовой. — Послы всех этих ближневосточных стран приняли непосредственное участие в подготовке выставки.
Иордания, Израиль и Палестина с радостью принимают русских паломников. В Сирии и Египте положение сложнее в силу политических обстоятельств. Все выставочные павильоны в Манеже одинаково гостеприимны: в ливанской секции юноши и девушки в багряных костюмах и национальных головных уборах — ливанский танцевальный коллектив — едва могут сказать по-английски, что приехали из Ливана, зато широко улыбаются, а зрелый мужчина в оттеняющем смуглую кожу белоснежном уборе наливает гостям кофе на донышко крохотных стаканчиков. Лекарство от жадности: больше глотка этого напитка все равно не выпьешь. В египетский павильон придется входить между статуями в человеческий рост — одна с козлиной, другая с птичьей головой. Из палестинской секции зрители возвращаются в шарфиках с государственной палестинской символикой, с традиционными резными реликвиями.
В экспозиции представлено около 900 различного рода экспонатов, рассказывающих об истории российского присутствия и возвращения России на Святую землю, из более чем 30 музеев, частных коллекций, архивов, библиотек. Среди самых запоминающихся — подлинники картин Василия Верещагина и Василия Поленова, Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Александра Сопова