ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Русские писатели о Пасхе. Л. Соколова

Русские писатели о Пасхе

«Плывут над площадью светлые размытые облачка. Глядят из-за них на город звезды Воскресения. О Пасха! Новая, святая, таинственная, какое счастье! Как хочется поделиться им со всеми…»,— это строчки из трогательной повести Юрия Лощица «Пасха Красная», написанной им в 2005 г. после посещения Святой Земли.

Дореволюционная Россия имела свой идеал — Святую Русь… Мир идеальный, причём сквозь призму детского восприятия отразил в замечательном романе «Лето Господне» Иван Шмелёв: « Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое,… И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками… видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах,— и чудится мне, в цветах,— живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко,— и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

Пасха — это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху чуда. Пасха — это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое — приходится на пасхальную неделю в рассказе: Л. Андреева «Гостинец». Для андреевских героев Пасха — это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного и низкого.

Николай Васильевич Гоголь считал, что смысл Пасхального дня состоит в том, «чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата». Эти мысли он высказал в специально посвященной этому празднику статье «Светлое Воскресение». Идеал святости был как бы маяком света и согревал души тех, кто искал его.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Пасхальный Крестный ход», написанный в 1966 году, один из ярких рассказов русских писателей о Пасхе. С поразительной точностью в этом рассказе зафиксированы и весь мрак той безбожной эпохи, и то прекрасное мужество, которое отражалось в лицах небольшой группки верующих, идущих с пасхальными песнопениями через брань, плевки и гоготание пьяной толпы. Путь Церкви в эти годы, в годы всех этих безбожных десятилетий, был подобен крестному. И Церковь прошла этим путём.

Ни одна страна в мире не считала своим идеалом святость, кроме Руси, которая с момента Крещения, поняла, что именно святость — величайшая ценность нации. Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин, которого по праву современные российские литературоведы называют последним представителем живой русской классической литературы XIX века, в одном из своих выступлений соединил образ Пасхи с образом национального возрождения. Бунин призвал всех русских людей свято верить в то, что по Великой Милости Божьей «камень от гроба будет отвален» и Россия обретет жизнь, победив собственным воскресением всё лихолетье XX столетия и последующую неустроенность. Её возрождение будет подобно лучам солнца:

Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог Воистину Воскрес! 

Лидия Соколова
г. Лудза, газета «Виноградная лоза»
Латвийская православная церковь