ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Русский крест. С.В. Гнутова

Русский крест

Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году знаменовалось прежде всего тем, что с Киевских холмов были сброшены языческие истуканы и на прежних местах идольских капищ воздвигнуты животворящие кресты.

Их почитание было не только благочестивым обычаем всех христиан, оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях».

Русский православный мир на протяжении многих столетий был осенён крестом. Их ставили на развилках и перекрёстках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда на землю приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, защитой против бедствия становился прежде всего крест. Его возводили за один день – такие кресты назывались обетными, обносили крестными ходами вокруг городов и сёл, прибивали на воротах домов. Именно крест поднимали христиане как щит и оружие против любого зла.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, присутствовавший в начале XVII столетия на таинстве крещения младенца в русской семье, отмечал, что священник в обязательном порядке надевает на шею крещаемого крестик из золота, серебра или свинца в зависимости от достатка родителей.

«Этот крестик, – пишет далее А. Олеарий, – в течение всей своей жизни он должен носить на шее в доказательство того, что он христианин. Если кого-либо находят мёртвым на улице и креста при нём не окажется, то его не хоронят».

Иностранные путешественники, посетившие Московию в XVI–XVII веках, отмечали в своих заметках необыкновенную религиозность, набожность русского народа. Адам Олеарий писал о том, что «русские и на улицах беспрестанно молятся или перед иконами, стоящими на воротах, или перед крестами церквей». И далее: «На церквах и колокольнях непременно должен находиться крест, который или простой, или (в большинстве случаев) тройной (то есть восьмиконечный. – С. Г.). Поэтому они не считают наших церквей, не имеющих крестов, за настоящие церкви. Они говорят, что крест обозначает главу церкви Христа».

«Крест – хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, – писал святитель Димитрий Ростовский, – ибо Он создал его разделённым на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».

Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни, в ознаменование силы Божией и дабы отогнать всякую нечисть. Это известно из множества житий русских святых. Так поступали преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савватий Соловецкий и другие святые при освоении пустынных земель Руси в XIV–XVI веках. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги, на основание монашеских общежительств.

Сохранились сведения о многих крестах-реликвиях, связанных с историческими лицами и русскими святыми: крест преподобного Авраамия Ростовского, по преданию данный ему апостолом Иоанном Богословом на озере Неро для одоления идола Велеса; крест преподобного Евфимия Суздальского, хранящийся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; крест преподобной Евфросинии Полоцкой, исчезнувший во время Великой Отечественной войны и воссозданный вновь в 1997 году. Сохранились наперсные кресты, принадлежавшие русским великим князьям и царям, митрополитам и патриархам.

Монументальные белокаменные кресты, поставленные на поклонение христианам вне храма, стали появляться на Руси уже в XI веке. Эта традиция вначале укоренилась на юге, в Киевских и Волынских землях, а затем перешла в северные пределы Древней Руси – в Новгород Великий, Псков, Изборск и другие места.

Святой Нестор-летописец сообщает драгоценнейшее для нас предание, что святой апостол Андрей Первозванный, бывший на горах Киевских, водрузил крест, причём сказал ученикам своим: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, и град будет велик, и церкви многи созиждет Бог». Поднявшись далее по Днепру и достигнув Новгорода, он недалеко от него также водрузил крест – на месте, называемом теперь Грузино. Далее, переправившись по Ладожскому озеру на остров Валаам, апостол ниспровергнул там идолы Перуна и Велеса и на их месте установил каменные кресты.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, получив от Патриарха Полиевкта крест, «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Митрополит Илларион в своём «Слове о законе и благодати» возносит такую похвалу святому князю Владимиру: «Великий Константин с матерью Еленою утвердил веру, когда принёс крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима, града Константина, и поставив его на земле своей». В другом месте, изображая торжество на Руси христианства над язычеством, святитель Илларион говорит: «Капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются, и явились иконы святых; бесы убежали, и крест освятил города».

Наиболее ранними из сохранившихся монументальных крестов являются Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, находящиеся ныне в Тверском государственном объединённом музее-заповеднике. Они были установлены при начале работ на водных путях для их освящения, а также служили пограничными и путевыми ориентирами.

Большой интерес для современных исследователей представляет Боголюбовский поклонный крест XII века, хранящийся в настоящее время во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Такие кресты высекались из известняка, ракушечника, гранита либо песчаника, имели обычно четырёхконечную форму и могли достигать нескольких метров в высоту.

Особенно много белокаменных монументальных крестов сохранилось на Псковщине. Самый знаменитый из них – Труворов (XIV–XV века), находящийся в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что он отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, по летописи, в 864 году.

Один из ранних и совершенных по своим художественным достоинствам белокаменных крестов – Святославов (1234 год), связанный с закладкой Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Он представляет собой композицию «Распятие с предстоящими» и состоит из трёх отдельных каменных блоков. В подножии выбита следующая надпись о благочестивом деянии князя Святослава Всеволодовича: «Месяца июня в… день в лето 1224 на память святаго Иоанна Воинника поставлен крест сей Святославом Всеволодовичем аминь». Согласно преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своём чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. После перестройки собора в XV веке Святославов крест не раз переносили с одного места на другое, пока он не оказался внутри Георгиевского собора, где и находится в настоящее время. Он всегда особо почитался верующими людьми как чудотворный.

Воздвизальными назывались кресты, возносимые в православных храмах на праздник Воздвижения 14 (27) сентября. Во время богослужения в этот день священнослужитель поднимает крест двумя руками высоко над головой, простирает его на четыре стороны света в память того, как это делал Макарий, Патриарх Иерусалимский, в день обретения царицей Еленой в 351 году Истинного древа Креста Господня. В древние воздвизальные и напрестольные кресты вкладывались частицы крестного древа Христова, то есть они служили одновременно и ставротеками, от греческого «ставрос» – крест.

Крест, обретённый царицей Еленой, стал главной святыней христианской церкви. Кирилл Иерусалимский свидетельствовал, что уже в IV веке его частички распространились по всей земле. Иоанн Златоуст отмечал, что «многие как мужи, так и жёны, получив малую частицу этого древа и обложив её златом, вешают на свою шею».

Запрестольные, выносные кресты устанавливаются в алтаре храма к востоку за престолом на специальных конической формы подставках, своим видом символизируя Голгофу. Они обычно деревянные, четырёх-, семи- либо восьмиконечной формы, высотой около полутора метров и более, на длинном древке. Во время крестных ходов в праздники их выносят из церкви вместе с хоругвями, особо чтимыми иконами и другими святынями храма.

Древние византийские процессионные кресты изготавливались из серебра. На Руси наибольшее распространение получили кресты деревянные, с иконописными изображениями либо со вставками-рельефами из кости, дерева и металла, с композициями праздничного цикла, деисуса и святых.

История донесла до нас свидетельство путешествовавшего по России антиохийского архидиакона Павла Алеппского, видевшего эти кресты в начале XVII столетия: «Справа и слева от трона [горнего места] висят два очень больших креста и резные из слоновой кости иконы с изображениями всех господских праздников и большинства святых; они соединены между собой золотом. Подле каждого креста позолоченная рипида... Позади престола дощатый проход, где поставлены древние иконы из серебра и между ними также большой крест. Эти три креста вместе с иконами всякий раз, когда идут в крестный ход, несут впереди всех». Выносные кресты всегда благолепно украшались серебряной басмой с узорами, резными травами, чеканным орнаментом, драгоценными камнями, жемчугом.

Симеон Солунский на рубеже XIV–XV столетий писал: «На перекрёстках и площадях возносим молитвы, чтобы всё, растленное нашими грехами, очистилось. Посему износим из храмов святые иконы, честные кресты, а иногда и священнейшие останки святых, чтобы вместе с людьми святилось и всё то, чем они пользуются – и дома их, и пути, и воды, и воздух, и земля, нами осквернённая и как бы попираемая, и город, нами населённый, и страна, и чтобы всё это удостоилось Божественной благодати и освободилось от порчи и тления».