Содоклад заместителя Председателя ИППО
Николая Николаевича
Лисового
"К формулировке
Концепции Императорского Православного Палестинского
Общества"
Первая Конференция ИППО 10 июня 2010 г.
В последние годы Общество достигло результатов, о которых его
ветераны 20-30 лет назад не могли и мечтать. Число членов к настоящему
времени возросло в несколько раз и составляет более 600 человек.
Создаются новые отделения в России и за рубежом. Удалось добиться
возвращения в российскую собственность Сергиевского подворья, завершить
процесс юридического закрепления за Российской Федерацией трех участков в
Иерихоне. Палестинской Национальной Администрацией передан Обществу
участок в Вифлееме для строительства Культурного центра. Подписано
соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Председателем ППО в Святой
Земле, архиепископом Берлинским Марком. ИППО совместно с Русской
Православной Церковью, РАН и МГУ учрежден и зарегистрирован в Российской
Федерации Русский Исторический институт (РИИ) с отделениями в
Иерусалиме, Стамбуле, Венеции. Развивается научно-исследовательская и
научно-издательская деятельность.
Рост рядов, расширение сфер возможного приложения активности способствует тому, что размываются и утрачиваются традиции и понимание истинных целей и основных направлений деятельности ИППО. Меняющийся состав Общества приводит к изменениям в характере его деятельности и стиля руководства. Между тем, ИППО должно оставаться организацией с ясно определяемыми целями и идеалами, высоким научным и социальным статусом.
При этом, в течение XX — к началу XXI века существенно изменились внешние условия деятельности ИППО. Созданное в 1882 г. для работы с российскими паломниками и с арабской паствой Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов в составе Османской империи. Общество открывало и содержало школы для православных арабских детей, строило церкви для православной арабской общины.
С тех пор карта региона существенно изменилась. Неоднократно менялась парадигма российской политики на Ближнем Востоке (1917, 1947, 1956, 1967, 1991). Сначала имперская политика России, исторической преемницы Византии в поствизантийском пространстве, сменилась советской коммунистической установкой на поддержку всех и всяческих революционных и освободительных движений. Это привело почти к полному вытеснению Советской России из дипломатического и культурного пространства региона. Затем, после Второй мировой войны и возникновения Государства Израиль, сталинское руководство СССР попыталось сделать ставку на «социалистический» Израиль против окружающих «реакционных» арабских режимов. Время Хрущева привело еще к одной смене парадигмы. «Реакционные» арабские режимы оказались просоциалистическими, а Израиль, напротив, стал «плацдармом американской и международной агрессии». Это продолжалось в период так называемого застоя, когда, после Шестидневной войны 1967 г., на 25 лет были прерваны отношения с Израилем, а вся политика на Востоке строилась на политической и военной поддержке его соперников. Существеннейшее изменение внешнеполитической доктрины было связано с перестройкой и крушением СССР. Возвращающаяся к своим духовным и историческим традициям Россия стала одним из «гарантов ближневосточного урегулирования».
Каждая смена внешнеполитической парадигмы отзывалась соответствующими переменами в «курсе», характере и возможностях деятельности Палестинского Общества. Сегодня Общество по-прежнему ставит своей задачей гуманитарно-просветительную работу с местным населением, но при этом отдает себе отчет в том, что работаем мы теперь с народами разных стран, не только с палестинцами и не только с православными. Оставаясь Православным Палестинским, Общество сегодня на исторической территории Святой Земли сотрудничает с несколькими мусульманскими арабскими государствами (ПНА, Сирия и др.) и еврейским иудаистическим Государством Израиль.
Менялись условия деятельности ИППО и внутри России. С 1918 г. Общество, утратив титулы Императорского и Православного, в течение долгих десятилетий действовало в атеистических условиях как Российское Палестинское Общество при АН СССР. Ныне восстановлены устойчивые духовные связи со священноначалием Русской Православной Церкви, издаваемый временник вновь называется - «Православный Палестинский Сборник», Общество считает своим долгом всемерно способствовать возрождению православного паломничества в Святую Землю. Вместе с тем, наличие «конфессионального элемента» в названии Общества не мешает ему сохранять свой светский характер.
Цели и задачи ИППО перечислены в Уставе, однако, Устав является документом дисциплинарно-организационным и ни в коей мере не идеологическим. Устав регламентирует формы деятельности Общества, Концепция призвана определить содержание этой деятельности — с учетом изменившихся, как отмечено выше, реалий и ориентиров. Более того, после того, как принята будет Концепция ИППО, отпадет необходимость прописывать соответствующие цели и задачи в Уставе.
Все вышесказанное вынуждает ставить вопрос о разработке и четком формулировании Концепции Императорского Православного Палестинского Общества, отвечающей современным условиям и целям его деятельности.
Рост рядов, расширение сфер возможного приложения активности способствует тому, что размываются и утрачиваются традиции и понимание истинных целей и основных направлений деятельности ИППО. Меняющийся состав Общества приводит к изменениям в характере его деятельности и стиля руководства. Между тем, ИППО должно оставаться организацией с ясно определяемыми целями и идеалами, высоким научным и социальным статусом.
При этом, в течение XX — к началу XXI века существенно изменились внешние условия деятельности ИППО. Созданное в 1882 г. для работы с российскими паломниками и с арабской паствой Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов в составе Османской империи. Общество открывало и содержало школы для православных арабских детей, строило церкви для православной арабской общины.
С тех пор карта региона существенно изменилась. Неоднократно менялась парадигма российской политики на Ближнем Востоке (1917, 1947, 1956, 1967, 1991). Сначала имперская политика России, исторической преемницы Византии в поствизантийском пространстве, сменилась советской коммунистической установкой на поддержку всех и всяческих революционных и освободительных движений. Это привело почти к полному вытеснению Советской России из дипломатического и культурного пространства региона. Затем, после Второй мировой войны и возникновения Государства Израиль, сталинское руководство СССР попыталось сделать ставку на «социалистический» Израиль против окружающих «реакционных» арабских режимов. Время Хрущева привело еще к одной смене парадигмы. «Реакционные» арабские режимы оказались просоциалистическими, а Израиль, напротив, стал «плацдармом американской и международной агрессии». Это продолжалось в период так называемого застоя, когда, после Шестидневной войны 1967 г., на 25 лет были прерваны отношения с Израилем, а вся политика на Востоке строилась на политической и военной поддержке его соперников. Существеннейшее изменение внешнеполитической доктрины было связано с перестройкой и крушением СССР. Возвращающаяся к своим духовным и историческим традициям Россия стала одним из «гарантов ближневосточного урегулирования».
Каждая смена внешнеполитической парадигмы отзывалась соответствующими переменами в «курсе», характере и возможностях деятельности Палестинского Общества. Сегодня Общество по-прежнему ставит своей задачей гуманитарно-просветительную работу с местным населением, но при этом отдает себе отчет в том, что работаем мы теперь с народами разных стран, не только с палестинцами и не только с православными. Оставаясь Православным Палестинским, Общество сегодня на исторической территории Святой Земли сотрудничает с несколькими мусульманскими арабскими государствами (ПНА, Сирия и др.) и еврейским иудаистическим Государством Израиль.
Менялись условия деятельности ИППО и внутри России. С 1918 г. Общество, утратив титулы Императорского и Православного, в течение долгих десятилетий действовало в атеистических условиях как Российское Палестинское Общество при АН СССР. Ныне восстановлены устойчивые духовные связи со священноначалием Русской Православной Церкви, издаваемый временник вновь называется - «Православный Палестинский Сборник», Общество считает своим долгом всемерно способствовать возрождению православного паломничества в Святую Землю. Вместе с тем, наличие «конфессионального элемента» в названии Общества не мешает ему сохранять свой светский характер.
Цели и задачи ИППО перечислены в Уставе, однако, Устав является документом дисциплинарно-организационным и ни в коей мере не идеологическим. Устав регламентирует формы деятельности Общества, Концепция призвана определить содержание этой деятельности — с учетом изменившихся, как отмечено выше, реалий и ориентиров. Более того, после того, как принята будет Концепция ИППО, отпадет необходимость прописывать соответствующие цели и задачи в Уставе.
Все вышесказанное вынуждает ставить вопрос о разработке и четком формулировании Концепции Императорского Православного Палестинского Общества, отвечающей современным условиям и целям его деятельности.
II.
Как нам представляется, развитие современной Концепции Общества и его деятельности должно определяться следующими направлениями:
1. Православное Палестинское Общество создавалось и действовало как структура общественная — не государственная и не церковная. Вместе с тем, исходя из живой общественной инициативы, его деятельность неизменно пользовалась поддержкой государства, Церкви, представителей науки, общественности, отечественного бизнеса.
Утверждение Устава Общества, изменений и дополнений в нем, а также кандидатур Председателя и Вице-председателя Общества осуществлялось лично главой государства.
Общество сохранило (точнее, восстановило в 1992 г.) название Императорского, полностью отдавая себе отчет, что имеется в виду работа под прямым покровительством Российского государства и верность служению державным интересам России.
Интуитивно это сознается членами Общества и его руководством. Во главе ИППО стоит сегодня видный государственный и политический деятель С.В. Степашин, кандидатура которого на пост Председателя Общества была одобрена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, получила благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и поддержана Министром иностранных дел С.В. Лавровым.
2. Парадигма отношения Церкви и власти, Церкви и государства в православном мире не меняется с IV в., со времен равноапостольного Константина. Мы говорим о продолжении древней идеи симфонии, определяющей взаимные отношения светской и церковной власти в рамках единого организма — Православной Империи. Одной из важнейших исходных установок, без которых невозможно правильное понимание истории и концепции ИППО, является тот факт, что Империя и Церковь, несмотря на катаклизмы XX века продолжают определять внутреннюю жизнь и внешнюю политику нашего государства.
Сакральный статус власти и государственный статус религии в имперской парадигме связаны неразрывно. И это не противоречие, а живая движущая антиномия, с которой надлежит жить, а не пытаться «преодолеть ее». В этом смысле неудивительно, что русская церковная политика на Востоке совпадала — и не могла не совпадать — с русской государственной политикой. Они симфонически сливаются: церковная составляющая — православный вектор, и государственная составляющая — внешнеполитическая концепция МИДа и Российского Правительства. Общество и сегодня работает в тесном взаимодействии с Министерством иностранным дел, отстаивая российские державные интересы в Святой Земле и других странах библейского региона.
Возникает - поверх и помимо всех и всяких геополитических, политических, экономических «осей», коалиций, союзов, блоков — некая ось: Москва (или Санкт-Петербург) — Иерусалим, на которой исторически строилась церковная и внешнеполитическая концепция на Востоке. Она и определяет ту незримую структуру, о которой было сказано выше. Те же незримые силы держат другой полюс оси — независимо от того, «принадлежит» ли Святая Земля Турции (до 1917 г.), или подчинена Британскому мандату (до 1948 г.), или находится под властью Государства Израиль.
Этим определяется задача сохранения преемства в планировании и повседневной работе ИППО в современных условиях. С учетом государственных задач, геополитических реалий и международной политической конъюнктуры, Палестинское Общество может и сегодня быть действенным фактором народной дипломатии и гибким проводником российской политики в регионе.
3. Палестинское Общество в этом контексте представляет собой уникальный, наиболее крупный научно-гуманитарный и религиозно-просветительный проект в истории России — один из самых насущных и долгосрочных национальных проектов.
Этим определяется значение работы ИППО по возвращению и возрождению Русской Палестины — удивительного культурного феномена, состоящего из храмов, странноприимных домов, участков земли, школ, больниц, гостиниц, подлинного «островка» Святой Руси на Святой Земле. Мы сознаем при этом, что Русская Палестина — живой, развивающийся организм, предполагающий и способный вместить новые проекты, новые объекты религиозного и культурного назначения. Более того, Русская Палестина — это, прежде всего, люди, созидающие и хранящие эту благословенную реальность на протяжении веков. В силу накопленного нравственного потенциала и положительного имиджа, исторически связанного с деятельностью и наследием ИППО в глазах народов Ближнего Востока, Русская Палестина является признанной и апробированной моделью русского православного присутствия.
Здесь уместно сказать и об участии Общества в развитии паломничества и религиозного туризма в Святую Землю, и о содействии Русской Православной Церкви в ее миротворческом служении, в укреплении и расширении научно-богословских и духовных связей.
4. Обобщая, можно сказать, что важнейшей целью деятельности Православного Палестинского Общества становится использование христианской и библейской традиции, связанной с Палестиной, духовным наследием Ближнего Востока, для возрождения культурной и религиозной жизни современной России. Для достижения этой цели решаются научные задачи: изучение святых мест, объектов культурного и религиозного значения в Палестине, истории Восточных Церквей, духовного и культурного наследия Святой Земли, исторических (культурных, дипломатических, научных, церковных, и пр.) связей России с Палестиной и другими странами библейского региона и распространение знаний о них в России и русском мире. Результатом работы становятся при этом подготовка и публикация научных изданий Общества («Православный Палестинский сборник», «Библиотека Русской Палестины», труды конференций) и научно-популярной литературы по тематике Общества, а также научно-популяризаторская работа (лектории, вечера, СМИ, кино и TV, etc.).
5. Стратегические интересы развития отечественной науки и культуры, возвращения России подобающего ей места в мировом научном сообществе, решение стоящих перед страной внешнеполитических и гуманитарных задач настоятельно требуют создания необходимых структур для укрепления русского научного и культурного присутствия в мире, в том числе в Средиземноморском и Ближневосточном регионе. Такой структурой, способной обеспечить научное и гуманитарное российское присутствие за рубежом, призван стать Русский Исторический Институт (РИИ), учрежденный Палестинским Обществом совместно с Русской Православной Церковью, Российской Академией наук и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Его создание важно не только с точки зрения непосредственного контакта российских ученых-гуманитариев с рукописными письменными, материальными и иными первоисточниками, способного преодолеть структурный кризис отечественной науки, зачастую лишенной прямого выхода на базовые источники, не только в плане развития международных связей и взаимодействий, необходимых для эффективного функционирования науки и образования, но и для сохранения государственного престижа и национальной идентичности в современном глобализующемся мире.
Непосредственной площадкой развертывания Иерусалимского отделения РИИ может стать Сергиевское подворье в Иерусалиме. В помещениях Сергиевского подворья планируется создать многофункциональный Русский Научный Центр, включающий историческую штаб-квартиру ИППО с уникальным дореволюционным архивом, Иерусалимское отделение Русского Исторического Института, Музей ИППО и Научно-общественную библиотеку книг по истории России, Православной Церкви, русско-иерусалимских и русско-ближневосточных духовных и культурных связей (на базе подаренной ИППО библиотеки почетного члена и члена Совета Общества, члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова).
6. Основными источниками финансирования ИППО с момента основания были не только членские взносы и добровольные пожертвования, но также всенародные церковные сборы и прямые государственные дотации. Важным материальным фактором стали со временем недвижимости, принадлежавшие Обществу в Святой Земле.
ИППО и сегодня является некоммерческой организацией, деятельность которой в материальном отношении носит принципиально дотационный характер и должна экономически опираться как на частные инициативы и благотворительные фонды, так и на принятие государственной программы «Россия в Святой Земле», разработкой и согласованием которой Общество занимается в последние два года.
В силу отсутствия у Общества стабильных источников финансирования, нередко приходится сталкиваться с неоднозначным отношением к нему тех или иных заинтересованных структур, которые совпадают в стремлении пользоваться наследием ИППО, считая при этом Общество нежелательным конкурентом на поле собственной деятельности. Недостаточна и степень вовлеченности ИППО в реальную общественную жизнь и информационное пространство страны.
7. Вопреки отдельным представлениям, бытующим в России и за рубежом, Общество не есть «карманная» организация, которая «строится» под ту или иную структуру или конкретное лицо. Общество должно сохранять преемство и традиционные принципы руководства: с полноценной работой Совета, коллегиальным обсуждением и реальным участием действительных членов Общества в решении принципиальных вопросов. Основными целями и формами деятельности определяется и состав Общества: приветствуются те кандидаты в члены, которые могут активно способствовать выполнению стоящих перед ним задач.
Общество является светской неправительственной общественной организацией научно-гуманитарного профиля, деятельность которой остается и уважается партнерами как самоуправляемая и независимая.
8. Органичное включение проектов ИППО в общий контекст государственных и общественных мероприятий не только поднимет авторитет Общества, но и усилит влияние нашей страны, будет способствовать укреплению престижа и положительного образа России.
Объединить секции и отделения общества в общей работе могли бы следующие проекты:
- Широкое участие ИППО в международном праздновании «Ста веков Иерихона» осенью текущего года — с открытием Культурно-музейного комплекса на принадлежащем Обществу «Иоасафовском участке» в городе, с проведением культурно-общественных и научных (конференция, выставка) акций, раскрывающих историю русского присутствия в Палестине и, в частности, в долине Иордана, русский вклад в культуру, археологию, духовную жизнь Иерихона;
- цикл мероприятий по организации на территории Сергиевского подворья в Иерусалиме к 130-летнему юбилею Императорского Православного Палестинского Общества (2012) Музея Общества, мемориальных комплексов Председателей ИППО великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, а также руководителей строительства и обустройства подворья В.Н. Хитрово и Д. Д. Смышляева;
- патриотический проект «Русские школы на Ближнем Востоке», целью которого было бы выявить и локализовать учебные заведения ИППО на территории Израиля, Палестинской Национальной Администрации, Сирии и Ливана, провести работу по выявлению персоналий русских педагогов-подвижников, преподававших в школьной системе ИППО во всех региональных отделениях Общества, организовать совместно с Иерусалимским, Вифлеемским, Галилейским отделениями Общества аналогичную работу по изучению судеб местных, арабских учителей, работавших в русских школах. Открытие мемориальных досок на сохранившихся зданиях, привлечение местной бизнес-элиты и широкой общественности позволит сделать проект крупной международной культурной акцией России в регионе;
- большим совместным церковным и культурно-общественным проектом в сотрудничестве с зарубежной ветвью Русской Православной Церкви и пребывающим под ее омофором Православным Палестинским Обществом в Святой Земле могли бы стать мероприятия, связанные со 150-летием Русских Построек в Иерусалиме (2010-2014), 125-летием освящения храмов Вознесения на Елеоне (2011) и св. Марии Магдалины в Гефсимании (2013). Итоговым и объединяющим проектом должны стать научные, церковные и общественные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения создателя Русской Палестины архимандрита Антонина Капустина (2017);
- важнейшим объединяющим моментом должна стать разработка и расширение молодежных проектов Общества на основе действующих программ: Научного конкурса работ молодых ученых им. В.Н.Хитрово, молодежного исторического лектория при Научной секции Общества (руководитель А.В.Назаренко). Не предрешая вопроса об организационных формах работы с молодежью (молодежная секция, центр молодежных программ в рамках ИППО, или иные варианты деятельности), в Концепции Общества должна присутствовать в качестве одной из краеугольных программ работа по подготовке смены, по привлечению молодого поколения к задачам и идеалам русского присутствия на Востоке.