ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Содоклад заместителя Председателя ИППО Н.Н. Лисового «К формулировке Концепции Императорского Православного Палестинского Общества»

Содоклад заместителя Председателя ИППО
Николая Николаевича Лисового
"К формулировке Концепции Императорского Православного Палестинского Общества"

Первая Конференция ИППО 10 июня 2010 г.


I.

В последние годы Общество достигло результатов, о которых его ветераны 20-30 лет назад не могли и мечтать. Число членов к настоящему времени возросло в несколько раз и составляет более 600 человек. Создаются новые отделения в России и за рубежом. Удалось добиться возвращения в российскую собственность Сергиевского подворья, завершить процесс юридического закрепления за Российской Федерацией трех участков в Иерихоне. Палестинской Национальной Администрацией передан Обществу участок в Вифлееме для строительства Культурного центра. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Председателем ППО в Святой Земле, архиепископом Берлинским Марком. ИППО совместно с Русской Православной Церковью, РАН и МГУ учрежден и зарегистрирован в Российской Федерации Русский Исторический институт (РИИ) с отделениями в Иерусалиме, Стамбуле, Венеции. Развивается научно-исследовательская и научно-издательская деятельность.

Рост рядов, расширение сфер возможного приложения активности способствует тому, что размываются и утрачиваются традиции и понимание истинных целей и основных направлений деятельности ИППО. Меняющийся состав Общества приводит к изменениям в характере его деятельности и стиля руководства. Между тем, ИППО должно оставаться организацией с ясно определяемыми целями и идеалами, высоким научным и социальным статусом.

При этом, в течение XX — к началу XXI века существенно изменились внешние условия деятельности ИППО. Созданное в 1882 г. для работы с российскими паломниками и с арабской паствой Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов в составе Османской империи. Общество открывало и содержало школы для православных арабских детей, строило церкви для православной арабской общины.

С тех пор карта региона существенно изменилась. Неоднократно менялась парадигма российской политики на Ближнем Востоке (1917, 1947, 1956, 1967, 1991). Сначала имперская политика России, исторической преемницы Византии в поствизантийском пространстве, сменилась советской коммунистической установкой на поддержку всех и всяческих революционных и освободительных движений. Это привело почти к полному вытеснению Советской России из дипломатического и культурного пространства региона. Затем, после Второй мировой войны и возникновения Государства Израиль, сталинское руководство СССР попыталось сделать ставку на «социалистический» Израиль против окружающих «реакционных» арабских режимов. Время Хрущева привело еще к одной смене парадигмы. «Реакционные» арабские режимы оказались просоциалистическими, а Израиль, напротив, стал «плацдармом американской и международной агрессии». Это продолжалось в период так называемого застоя, когда, после Шестидневной войны 1967 г., на 25 лет были прерваны отношения с Израилем, а вся политика на Востоке строилась на политической и военной поддержке его соперников. Существеннейшее изменение внешнеполитической доктрины было связано с перестройкой и крушением СССР. Возвращающаяся к своим духовным и историческим традициям Россия стала одним из «гарантов ближневосточного урегулирования».

Каждая смена внешнеполитической парадигмы отзывалась соответствующими переменами в «курсе», характере и возможностях деятельности Палестинского Общества. Сегодня Общество по-прежнему ставит своей задачей гуманитарно-просветительную работу с местным населением, но при этом отдает себе отчет в том, что работаем мы теперь с народами разных стран, не только с палестинцами и не только с православными. Оставаясь Православным Палестинским, Общество сегодня на исторической территории Святой Земли сотрудничает с несколькими мусульманскими арабскими государствами (ПНА, Сирия и др.) и еврейским иудаистическим Государством Израиль.

Менялись условия деятельности ИППО и внутри России. С 1918 г. Общество, утратив титулы Императорского и Православного, в течение долгих десятилетий действовало в атеистических условиях как Российское Палестинское Общество при АН СССР. Ныне восстановлены устойчивые духовные связи со священноначалием Русской Православной Церкви, издаваемый временник вновь называется - «Православный Палестинский Сборник», Общество считает своим долгом всемерно способствовать возрождению православного паломничества в Святую Землю. Вместе с тем, наличие «конфессионального элемента» в названии Общества не мешает ему сохранять свой светский характер.

Цели  и задачи ИППО перечислены в Уставе, однако, Устав является документом дисциплинарно-организационным и ни в коей мере не идеологическим. Устав регламентирует формы деятельности Общества, Концепция призвана определить содержание этой деятельности — с учетом изменившихся, как отмечено выше, реалий и ориентиров. Более того, после того, как принята будет Концепция ИППО, отпадет необходимость прописывать соответствующие цели и задачи в Уставе.

Все вышесказанное вынуждает ставить  вопрос о разработке и четком формулировании Концепции Императорского Православного Палестинского Общества, отвечающей современным условиям и целям его деятельности.

II.

Как нам представляется, развитие современной  Концепции Общества и его деятельности должно определяться следующими направлениями:

1. Православное Палестинское Общество создавалось и действовало как структура общественная — не государственная и не церковная. Вместе с тем, исходя из живой общественной инициативы, его деятельность неизменно пользовалась поддержкой государства, Церкви, представителей науки, общественности, отечественного бизнеса.

Утверждение Устава Общества, изменений и дополнений в нем, а также кандидатур Председателя и Вице-председателя Общества осуществлялось лично главой государства.

Общество сохранило (точнее, восстановило в 1992 г.) название Императорского, полностью отдавая себе отчет, что имеется в виду работа под прямым покровительством Российского государства и верность служению державным интересам России.

Интуитивно это сознается членами Общества и его руководством. Во главе ИППО стоит сегодня видный государственный и политический деятель С.В. Степашин, кандидатура которого на пост Председателя Общества была одобрена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, получила благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и поддержана Министром иностранных дел С.В. Лавровым.

2. Парадигма отношения Церкви и власти, Церкви и государства в православном мире не меняется с IV в., со времен равноапостольного Константина. Мы говорим о продолжении древней идеи симфонии, определяющей взаимные отношения светской и церковной власти в рамках единого организма — Православной Империи. Одной из важнейших исходных установок, без которых невозможно правильное понимание истории и концепции ИППО, является тот факт, что Империя и Церковь, несмотря на катаклизмы XX века продолжают определять внутреннюю жизнь и внешнюю политику нашего государства.

Сакральный статус власти и государственный статус религии в имперской парадигме связаны неразрывно. И это не противоречие, а живая движущая антиномия, с которой надлежит жить, а не пытаться «преодолеть ее». В этом смысле неудивительно, что русская церковная политика на Востоке совпадала — и не могла не совпадать — с русской государственной политикой. Они симфонически сливаются: церковная составляющая — православный вектор, и государственная составляющая — внешнеполитическая концепция МИДа и Российского Правительства. Общество и сегодня работает в тесном взаимодействии с Министерством иностранным дел, отстаивая российские державные интересы в Святой Земле и других странах библейского региона.

Возникает - поверх и помимо всех и всяких геополитических, политических, экономических «осей», коалиций, союзов, блоков — некая ось: Москва (или Санкт-Петербург) — Иерусалим, на которой исторически строилась церковная и внешнеполитическая концепция на Востоке. Она и определяет ту незримую структуру, о которой было сказано выше. Те же незримые силы держат другой полюс оси — независимо от того, «принадлежит» ли Святая Земля Турции (до 1917 г.), или подчинена Британскому мандату (до 1948 г.), или находится под властью Государства Израиль.

Этим определяется задача сохранения преемства в планировании и повседневной работе ИППО в современных условиях. С учетом государственных задач, геополитических реалий и международной политической конъюнктуры, Палестинское Общество может и сегодня быть действенным фактором народной дипломатии и гибким проводником российской политики в регионе.

3. Палестинское Общество в этом контексте представляет собой уникальный, наиболее крупный научно-гуманитарный и религиозно-просветительный проект в истории России — один из самых насущных и долгосрочных национальных проектов.

Этим  определяется значение работы ИППО по возвращению и возрождению Русской Палестины — удивительного культурного феномена, состоящего из храмов, странноприимных домов, участков земли, школ, больниц, гостиниц, подлинного «островка» Святой Руси на Святой Земле. Мы сознаем при этом, что Русская Палестина — живой, развивающийся организм, предполагающий и способный вместить новые проекты, новые объекты религиозного и культурного назначения. Более того, Русская Палестина — это, прежде всего, люди, созидающие и хранящие эту благословенную реальность на протяжении веков. В силу накопленного нравственного потенциала и положительного имиджа, исторически связанного с деятельностью и наследием ИППО в глазах народов Ближнего Востока, Русская Палестина является признанной и апробированной моделью русского православного присутствия.

Здесь уместно сказать и об участии Общества в развитии паломничества и религиозного туризма в Святую Землю, и о содействии Русской Православной Церкви в ее миротворческом служении, в укреплении и расширении научно-богословских и духовных связей.

4. Обобщая, можно сказать, что важнейшей целью деятельности Православного Палестинского Общества становится использование христианской и библейской традиции, связанной с Палестиной, духовным наследием Ближнего Востока, для возрождения культурной и религиозной жизни современной России. Для достижения этой цели решаются научные задачи: изучение святых мест, объектов культурного и религиозного значения в Палестине, истории Восточных Церквей, духовного и культурного наследия Святой Земли, исторических (культурных, дипломатических, научных, церковных, и пр.) связей России с Палестиной и другими странами библейского региона и распространение знаний о них в России и русском мире. Результатом работы становятся при этом подготовка и публикация научных изданий Общества («Православный Палестинский сборник», «Библиотека Русской Палестины», труды конференций) и научно-популярной литературы по тематике Общества, а также научно-популяризаторская работа (лектории, вечера, СМИ, кино и TV, etc.).

5. Стратегические интересы развития отечественной науки и культуры, возвращения России подобающего ей места в мировом научном сообществе, решение стоящих перед страной внешнеполитических и гуманитарных задач настоятельно требуют создания необходимых структур для укрепления русского научного и культурного присутствия в мире, в том числе в Средиземноморском и Ближневосточном регионе. Такой структурой, способной обеспечить научное и гуманитарное российское присутствие за рубежом, призван стать Русский Исторический Институт (РИИ), учрежденный Палестинским Обществом совместно с Русской  Православной Церковью, Российской Академией наук и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Его создание важно не только с точки зрения непосредственного контакта российских ученых-гуманитариев с рукописными письменными, материальными и иными первоисточниками, способного преодолеть структурный кризис отечественной науки, зачастую лишенной прямого выхода на базовые источники, не только в плане развития международных связей и взаимодействий, необходимых для эффективного функционирования науки и образования, но и для сохранения государственного престижа и национальной идентичности в современном глобализующемся мире.

Непосредственной  площадкой развертывания Иерусалимского отделения РИИ может стать Сергиевское подворье в Иерусалиме. В помещениях Сергиевского подворья планируется создать многофункциональный Русский Научный Центр, включающий историческую штаб-квартиру ИППО с уникальным дореволюционным архивом, Иерусалимское отделение Русского Исторического Института, Музей ИППО и Научно-общественную библиотеку книг по истории России, Православной Церкви, русско-иерусалимских и русско-ближневосточных духовных и культурных связей (на базе подаренной ИППО библиотеки почетного члена и члена Совета Общества, члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова).

6. Основными источниками финансирования ИППО с момента основания были не только членские взносы и добровольные пожертвования, но также всенародные церковные сборы и прямые государственные дотации. Важным материальным фактором стали со временем недвижимости, принадлежавшие Обществу в Святой Земле.

ИППО  и сегодня является некоммерческой организацией, деятельность которой в материальном отношении носит принципиально дотационный характер и должна экономически опираться как на частные инициативы и благотворительные фонды, так и на принятие государственной программы «Россия в Святой Земле», разработкой и согласованием которой Общество занимается в последние два года.

В силу отсутствия у Общества стабильных источников финансирования, нередко приходится сталкиваться с неоднозначным отношением к нему тех или иных заинтересованных структур, которые совпадают в стремлении пользоваться наследием ИППО, считая при этом Общество нежелательным конкурентом на поле собственной деятельности. Недостаточна и степень вовлеченности ИППО в реальную общественную жизнь и информационное пространство страны.

7. Вопреки отдельным представлениям, бытующим в России и за рубежом, Общество не есть «карманная» организация, которая «строится» под ту или иную структуру или конкретное лицо. Общество должно сохранять преемство и традиционные принципы руководства: с полноценной работой Совета, коллегиальным обсуждением и реальным участием действительных членов Общества в решении принципиальных вопросов. Основными целями и формами деятельности определяется и состав Общества: приветствуются те кандидаты в члены, которые могут активно способствовать выполнению стоящих перед ним задач.

Общество является светской неправительственной общественной организацией научно-гуманитарного профиля, деятельность которой остается и уважается партнерами как самоуправляемая и независимая.

8. Органичное включение проектов ИППО в общий контекст государственных и общественных мероприятий не только поднимет авторитет Общества, но и усилит влияние нашей страны, будет способствовать укреплению престижа и положительного образа России.

Объединить  секции и отделения общества в общей работе могли бы следующие проекты: