ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне

Рязанцев Александр Васильевич (18 ноября 1807 — 15 августа 1889) — соликамский личный почетный гражданин и солепромышленник, основатель и строитель Усть-Боровского солеваренного завода был действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

 



Рязанцев Александр Васильевич (18 ноября 1807 — 15 августа 1889) — соликамский личный почетный гражданин/1/ и солепромышленник, основатель и строитель Усть-Боровского солеваренного завода был действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

История рода Рязанцевых подробно описана в работе М. В. Богданова „Рязанцевы“, изданной в Соликамске в 2010 году. В очерке на основании обширного краеведческого материала и многочисленных архивных источников рассказывается об истории Рязанцевых, живущих на соликамской земле вот уже пятый век. Опираясь на это исследование, можно воссоздать историю предков Александра Васильевича Рязанцева и вехи его биографии.

Рязанцевы — одна из древних вятских фамилий, известная историкам с XV века. С XVII века появляется соликамская ветвь рода Рязанцевых. Первое упоминание, соединяющее Соликамск с фамилией Рязанцевых, относится к началу 70-х годов XVII века, когда соликамские соляные промыслы заинтересовали многих крупных торговых людей из Москвы, Балахны, Вятки, Ярославля и других городов. Изначально фамилия писалась через „о“ — Рязанцовы, и только в XIX веке закрепилось написание через „е“.

Сильный пожар в городе в 1688 году уничтожил варницу Рязанцевых. Предки Александра Васильевича занялись другими промыслами, проявили себя как искусные строители и даже иконописцы.


Колокольня Спасо-Преображенского собора.
Гравюра В. А. Седегова

Сохранились сведения, что звонница Спасо-Преображенского собора в Усолье в 1730 году была возведена соликамскими каменщиками „Рязанцевым и др. за 120 руб.“. Так утверждает „Пермская летопись“ В. Н. Шишонко, изданная в 1881 году.


Церковь Жен Мироносиц в Соликамске.
Фото нач. XX века

В 1777 году Соликамская летопись отмечала, что в строящуюся церковь Жен Мироносиц „святые образа местные в иконостасе писал Петр Рязанцов с товарищи…“. В донесении в Синод духовного правления Вятской и Великопермской епархии во второй половине XVIII века Петр причислялся к лучшим мастерам „в иконном писании“. Необходимо сказать, что в Соликамске было высокое искусство иконописи, родом из Соликамска был знаменитый иконописец Федор Зубов. Мастер иконописи Петр Рязанцов (в некоторых источниках он ошибочно назван Казанцевым) приходился двоюродным братом деду будущего радетеля ИППО. Церковь Жен Мироносиц была освящена в 1780 году, до настоящего времени иконопись не сохранилась, храм был частично разрушен, иконостас разобран в конце 20-х годов прошлого века.

Отец Александра Васильевича — Василий Иванович — жил в каменном доме на Монастырской улице с деревянной мыловарней и занимался мыловарением и окраской холстов и сукон. Женат был на Евфимье Егоровне Вахрушевой и проживал совместно с матерью Анной Самойловной. Из их шестерых детей выжило только двое — Степан и Александр. Именно от них продолжается соликамская ветвь Рязанцевых до сего времени.

Братья Степан и Александр Васильевичи жили не бедно, но и не богато. Они вели мелочную торговлю с 1830-х годов, оставаясь при этом в мещанах. Но постепенно их дела налаживались, капиталы умножались, в 1851 году они смогли приписаться в купечество.

Наиболее удачно и активно вел дела Александр Рязанцев. Несмотря на то, что весной 1853 года у него сгорела пильная и мукомольная мельницы, он вскоре наверстал потерянное. Когда в октябре 1862 года купцам разрешили содержать питейные заведения, Александр использовал эту возможность. Составленный им капитал позволил перейти во II гильдию купечества. Помимо торговых дел занимался А. В. Рязанцев и лесом.

Вскоре Александр Рязанцев уже значится как „тысяцкий“ купец. В городском магистрате он был одним из бургомистров. И решил вернуться почти через 200 лет к родовому промыслу — солеварению. Начав как арендатор Дедюхинского и Георгиевского солеваренных заводов, он накопил денег для начала самостоятельного дела и в 1878—1882 годы построил в селе Усть-Боровом свой солеваренный завод, оснащенный с применение технических новшеств. Финансовый успех способствовал этому начинанию А. В. Рязанцева.

Образ жизни Александра Васильевича вызывал уважение у горожан. В 1869 году он был избран директором Соликамского общественного Черкасова банка и состоял в этой должности до 3 сентября 1872 года. Александр Васильевич был человеком набожным, и приумножающиеся капиталы он использовал для помощи делу православия. Благочестивые традиции рода продолжали и его сыновья Василий и Иван.


Д. Д. Смышляев (1828-1893)

К моменту открытия Усть-Боровского завода в Санкт-Петербурге было учреждено Православное Палестинское Общество, чьим уполномоченным в Перми с 1 марта 1883 года стал Дмитрий Дмитриевич Смышляев. Его активная деятельность по привлечению в ряды Общества состоятельных членов, которые могли бы содействовать целям Палестинского Общества, способствовала тому, что вскоре соликамский солепромышленник Александр Васильевич Рязанцев вступает в ряды его действительных членов. В отчете о деятельности Палестинского Общества за 1884–85 годы упоминается имя А. В. Рязанцева с указанием, что он внес при вступлении 500 рублей/2/. В то время отделов Палестинского Общества еще не существовало, в 1882–1883 отчетном году/3/ по всей России в членах Общества числилось всего 256 человек. Вот их немногочисленные еще ряды и пополнил Александр Васильевич Рязанцев, успешный купец и начинающий солепромышленник. Вступив в Православное Палестинское Общество в возрасте 76 лет, Александр Васильевич успел дожить до того времени, когда Общество в 1889 году получило почетное право именоваться Императорским за свои значительные заслуги и достижения в содействии русскому паломничеству на Святой Земле.


Рисунок знака Православного Палестинского Общества

По уставу действительный член Палестинского Общества должен был вносить ежегодно в кассу Общества в качестве членских взносов не менее 25 рублей серебром или мог сразу сделать единовременный взнос в 500 рублей серебром. Действительный член получал на свое звание соответствующий диплом, подписанный Председателем и заверенный Секретарем, а при внесении единовременного взноса в 500 рублей ему полагался особо установленный серебряный знак Палестинского Общества на ленте. Высочайше утвержденный знак Палестинского Общества снабжен словами пророка Исайи (Ис. 62, 1): „Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь“. Надпись на обратной стороне гласит: „Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима“ (Пс. 127, 5). Обе надписи как нельзя лучше выражали жизненное кредо нового члена Православного Палестинского Общества Александра Васильевича Рязанцева.

Некоторые подробности о благочестивых начинаниях А. В. Рязанцева находим в статье  протоиерея Г. Остроумова, опубликованной после смерти Александра Васильевича в  „Пермских Епархиальных Ведомостях“. Статья была посвящена открытию в 1891 году Иоанно-Предтеченской женской общины, в селе Красном, вблизи г. Соликамска, средства на которую в размере 10,5 тыс. рублей завещал А. В. Рязанцев, а все хлопоты по исполнению воли родителя взяли на себя сыновья Василий и Иван.

„Покойный Александр Васильевич, скончавшийся на 82 г. своей жизни, при современном оскудении веры и благочестия, отличался строгою христианскою жизнию, большую часть которой он провел в паломничестве по святым местам. Посетив все святые места и знаменитые обители родной русской земли, он неоднократно посетил святую гору Афонскую с ея обителями и священную Палестину, где родился, жил, учил и пострадал Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Паломничество свое по святой земле он ознаменовал пожертвованием в новопостроенный на горе Елеонской храм колокола в 300 пудов“/4/.

Русский Вознесенский храм и колокольня на заснеженном Елеоне.
Вид с северной стороны.
Фото сделано монахом Русской Духовной Миссии Тимоном 4 декабря 1888 г.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Спасо-Вознесенский собор на горе Елеон строился архимандритом Антонином (Капустиным), начальников Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества, начиная с 1873 года. К 1881 году возведение храма было закончено, приступили к внутреннему убранству. Примечательным архитектурным сооружением стала колокольня высотой 64 метра, возведенная по чертежам архимандрита Антонина итальянским мастером Антонио Лангодорки, который сложил ее собственноручно от первого до последнего камня. Сам отец Антонин называл колокольню Элеонской башней, сейчас она известна под именем „Русская свеча“. Вот для нее и был пожертвован самый большой колокол купцом и солепромышленником А. В. Рязанцевым. Про другие колокола, меньшие по размеру, о.Антонин записал в своем дневнике еще 13 февраля 1881 года: „Приехал московский Никола с елеонскими колоколами“/5/. Впрочем, ко времени прибытия колоколов сама колокольня еще не была построена, ее заложили лишь в конце 1884 года.


Иконостас Вознесенского храма на Елеоне.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Колокол был не первым вкладом А. В. Рязанцева для елеонского храма. Он и ранее передавал о.Антонину пожертвования, которые исчислялись в несколько тысяч рублей, внес он свою лепту и в создание иконостаса, доставленного в 1884 году от московского купца П. Д. Каверина, который был выполнен по рисункам о.Антонина и стоил 2 тысячи рублей/6/.

Нам неизвестна точная дата паломничества А. В. Рязанцева в Святую Землю, но, судя по датам пожертвований и вышеприведенной фразе протоиерея Г. Остроумова „паломничество свое по святой земле он ознаменовал пожертвованием…“, видимо, это произошло в кон.1870-х — нач. 1880-х годов. Во время паломничества он лично познакомился и затем поддерживал связь с архимандритом Антонином, который возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме с 1865 года. Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, церковный историк, архимандрит Августин (Никитин) и краевед А. А. Пашков, написавший книгу о роде Капустиных, прямо называют А. В. Рязанцева близким другом о.Антонина/7/. Можно предположить, что сочувствие русскому делу в Палестине способствовало и вступлению Рязанцева в ряды Императорского Православного Палестинского Общества, он хорошо понимал нужды паломников и цели новой организации, созданной им в помощь.

Заказанный в Москве 308-пудовый колокол (почти 5 тонн), высотой 3 метра и 2,13 метра в диаметре стал значимым вкладом А. В. Рязанцева, к тому времени действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества, в дело строительства будущего русского монастыря. Этот благовестник — самый большой колокол елеонской звонницы, которая насчитывает 7 благозвучных специально подобранных в тон колоколов, и второй по величине из русских колоколов на Святой Земле (самый крупный русский колокол находится на колокольне храма Гроба Господня, его голос мы слышим при схождении Благодатного огня).


Русский благовестник на колокольне Вознесенского храма на Елеоне


Вид на колокол сверху.
Город лежит в снегу, который изредка выпадает в Иерусалиме


Надпись по нижнему краю елеонского колокола содержит данные о заказчике, времени и месте отливки, в центре видны награды завода.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО. 2008 г.
 
Колокол украшен художественно выполненными орнаментами, иконными горельефами и надписями. В верхней части колокола традиционным церковным колокольным шрифтом написано: „Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа“/8/.

Надпись, идущая в два ряда по нижнему краю колокола, сообщает:

„Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п 20 ф“/9/.
 
Упоминание имен заводчика и мастера-литейщика позволяет частично воссоздать историю создания колокола.

Павильон завода Финляндского на Всероссийской выставке 1882 года в Москве
Фото: http://www.zvon.ru/article3.view2.page4.part16.html

В то время московский колокольнолитейный завод Николая Дмитриевича Финляндского, который с 1893 года унаследовал его сын Павел Николаевич Финдлядский, был лучшим в России по тщательности отливки и обработки. Этот завод единственный в России мог изображать на своих колоколах помимо разных наград в виде медалей сразу три герба Российской империи. Такого права он был удостоен в 1873, 1882 и в 1896 годах, что являлось высшим официальным признанием отличного качества продукции завода. Когда-то на этом заводе был отлит Царь-колокол, а в 1877 году — колокола для Храма Христа Спасителя. Колокола на заводе Финляндского отливались по заказу для Парижа, Канн, Сан-Франциско, Константинополя, болгарской Шипки, Токио, Афона и многих других зарубежных городов. Многие знаменитые расположенные в крупных городах, а также сельские российские храмы и обители имели колокола этого завода.

Завод прилагал правила эксплуатации к колоколам и давал гарантию на каждый колокол при их соблюдении. Запрещалось проводить манипуляции с языком колокола, направленные на его изменение, или его замену. Особым условием было требование к звонарям, они должны были быть обучены искусству колокольного звона. Излишне усердствующий неопытный звонарь может разбить колокол.

По мнению специалистов средний срок жизни обычного колокола составляет примерно век. Выдающиеся тяжелые образцы служат гораздо дольше — по 500–600 и более лет. Видимо, поэтому Александр Рязанцев не поскупился и заказал колокол на лучшем заводе России у знаменитого мастера Ксенофонта Веревкина.

Ксенофонт Веревкин был одним из самых талантливых московских литейщиков конца XIX века. Он отливал колокола для храма Христа Спасителя, собора Рождества Христа Спасителя Рижской епархии, для Данилова монастыря. Его колокола обладали превосходными акустическими свойствами, что достигалось чистотой и особым подбором в сплаве колокольной бронзы соотношения олова и меди, содержание которой доходило до 80%. При этом, колокола К. Веревкина выполнялись на высоком художественном уровне, что требовало профессионального чутья от мастера, так как изобилие художественных элементов пагубно отражалось на звучании. Мастер удивительно тонко чувствовал красоту формы колокола, подчеркивал ее профильной обработкой и орнаментацией в „древнерусском“ („византийском“) стиле, который был распространен в храмостроительстве в эпоху императора Александра III. К слову, в династии Веревкиных были и другие известные мастера колокольного литья. В Ярославле находился огромный колокололитейный завод Товарищества “П. И. Оловянишникова Сыновья”, где главным мастером в 1868 г. состоял Игнатий Веревкин, а с 1905 г. им стал его сын Иван Веревкин/10/.

Художественный декор делали только на крупных колоколах, у мелких от нанесения орнамента однозначно ухудшался звук. Украшение колоколов удорожало их стоимость. Так на заводе Финляндского стоимость колокола при его декоративной отделке возрастала на 17-18 руб. за пуд. Во сколько в целом обошелся купцу Рязанцеву его дар, нам неизвестно, но примерную стоимость можно рассчитать по колоколам храма Христа Спасителя, которые тоже отливались на заводе Финляндского, но несколькими годами ранее. 14 колоколов весом 4008 пудов 39 фунтов стоили 88 тысяч 184 руб./11/. В среднем получается цифра в 22 рубля за пуд. Умножив эту цифру на вес елеонского колокола в 308 пудов, получаем сумму в 6 776 руб. Это наименьшая граница. С учетом, что среди этих 14 колоколов были и мелкие, а значит без узора, и более крупные, чем елеонский колокол, можно условно поднять цену, допустим до 25 руб. за пуд, а значит общая стоимость выйдет уже примерно в 7 700 руб.

Сравнение цен с колоколами храма Христа Спасителя выглядит вполне обоснованным в свете открытий, сделанных современными исследователями.


Елеонские колокола на верхнем ярусе.
© Фото  из архива Иерусалимского отделения ИППО. 2008 г.

Вот что рассказал о колоколах Свято-Вознесенского храма на Елеоне председатель Общества церковных звонарей, художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов, который в 2007 году с группой российских звонарей обследовал русские колокола на Святой Земле, в интервью порталу Интерфакс-Религия:

„Второй по значимости подбор — на колокольне русского Вознесенского монастыря на Елеонской горе (так называемая „Русская свеча“). Я был просто поражен, когда увидел на колоколах, которые там находятся, точные копии рельефов колоколов московского храма Христа Спасителя. Напомню, что мне посчастливилось принимать участие в воссоздании колоколов храма Христа Спасителя — в частности, по моим эскизам был исполнен их декор. И вот мы обнаружили прототип этого декора на  русских  колоколах Святой земли, то есть то, что мы в России искали по старым фотографиям, рельефам Большого Кремлевского дворца, который строила та же самая команда архитекторов под управлением Константина Тона. Это очень красивые колокола, но они чуть меньше, чем в храме Гроба Господня. Колокола  для храма Христа Спасителя были отлиты в 1997 году, но весь вопрос — как: не все, к сожалению, удалось разглядеть на тусклых старых фотографиях. А здесь мы один в один увидели, какими были колокола  московского храма“/12/.


Горельеф Вознесения на елеонском колоколе.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО. 2008 г.

По мнению И. Коновалова, декор колоколов храма Христа Спасителя был редким и необыкновенно художественным:

„Колокола Храма Христа Спасителя имели оригинальное художественное  оформление, не встречавшееся прежде на  колоколах  завода Финляндского и не повторявшееся позже. Вполне возможно, оно выполнено кем-либо из помощников или под прямым руководством главного архитектора Храма Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства как самого Храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам К. А. Тона (Большой Кремлевский дворец и проч.)“/13/.

Это отрывок из книги, написанной в 2002 году, на тот момент автор еще не побывал на Святой Земле, и исследователям только предстояло сделать свои удивительные открытия на елеонской колокольне.

Таким образом, колокол на Елеоне не просто отлит на лучшем заводе лучшим мастером, он еще и повторяет уникальные утерянные колокола России, только меньшего размера. Интересно, видел ли сам Александр Васильевич Рязанцев изящного медного красавца, отлитого на его немалые по тем временам средства?

Расходы по доставке колокола до портового города Яффы взяли на себя транспортные компании того времени, содействующие русскому православию на Востоке.

Вот что писал по этому поводу в марте 1884 года „Церковный вестник“/14/ № 9:

„С колокольного завода Н. Д. Финляндского в Москве отправлен в дорогу колокол, отлитый для храма в Старом Иерусалиме, на св. горе Елеонской, весом 308 пудов 20 фунтов, пожертвованный членом Русского палестинского общества, Соликамским купцом Рязанцевым. Провоз колокола приняли на себя безвозмездно общества Московско-Курской, Курско-Киевской, Юго-Западной железных дорог и Русское общество пароходства и торговли.  Колокол  этот будет первым на горе Елеонской“/15/.

Эту же заметку перепечатали чуть позднее „Пермские епархиальные ведомости“ под заголовком „Жертва на Восток“ и с уточнением даты отправки из Москвы — 20 февраля/16/.


Трехпалубный почтово-пассажирский пароход „Корнилов“,
построенный по заказу Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) на судоверфи „A. Leslie & С°“ в Ньюкасле (Англия) в мае 1869 г. Функционировал до 1925 г.
Фото: РетроФлотъ http://www.retroflot.com/k/pochtovopassazhirskij_parohod_kornilov_vtoroj.html


Пароход „Корнилов“ в Средиземном море.
В. Д. Поленов. Холст, масло. 35х23 см
Государственная Третьяковская галерея
Фото: Музей-усадьба В. Д. Поленова
http://polenovo.tula-oblast.ru/polenov/syujet/syujet9

Из Одессы дар Рязанцева был отправлен на пароходе „Корнилов“ 12 марта 1884 года  и выгружен на берег Яффы 27 марта 1884 года. Как упоминалось выше, колокольня тогда еще даже не была заложена, и колокол еще долго оставался в порту. Когда фундамент колокольни был готов, встала задача установить внутри будущей колокольни терпеливо ожидающие своего звездного часа колокола, которые поднимались на вершину постепенно по мере возведения стен.

В августе 1885 года рязанцевский колокол, благодаря финансовой помощи графини О. Е. Путятиной, члена-учредителя Императорского Православного Палестинского Общества, был перевезен с пристани в русский сад в Яффе близ могилы св. Тавифы. Отсюда предстояло его доставить в Иерусалим (это около 70 км, железная дорога будет построена лишь через 7 лет), а затем поднять на гору Елеонскую (816 м).

Писатель и журналист Антонин Петрович Ладинский, побывавший на колокольне Елеонского монастыря в 1936 году, так описывает свои ощущения:






На колокольне русского Елеонского монастыря. 2008 г.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

„Наконец, колокольня. Ветер реет в ее широких окнах, когда поднимаешься по винтовой лестнице, срывает, пытается сбросить с огромной высоты. Один за другим опускаются мимо, в колодезь  башни, тяжелые колокола со славянской вязью. Каким образом дотащили их сюда! Колокольня гудит. Кажется, вот все рухнет, такое жуткое ощущение высоты, когда посмотришь в очередное окно на крошечные  деревья и дома, что остались где-то там, на земле; на верблюдов величиной с блоху, проходящих гуськом по  Иерихонской дороге. Но вот ограда последнего этажа. Ветер  безумствует. Внизу тихо и душно, а тут, как буря. И вот Палестина перед вами, весь Иерусалим, как на ладони, узенькие ленточки дорог, проходящие среди холмов, и кубики арабской деревушки, и песчинками ставшие надгробья Иосафатовой долины, и оливы, и кипарисы, и далеко далеко, среди лунного пейзажа Иудейской долины, голубое Мертвое море…“/17/

Вопрос писателя „каким образом дотащили их сюда?“ обращает нас к замечательной странице в летописи Русской Палестины. Читая скупые свидетельства ниже, иначе как подвигом ее и не назовешь.


Елеонский колокол на Святой Земле.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

„В воскресенье, 27 января <1885 г.>, сделано было надлежащее воззвание к люду Божию о помощи. 105 человек (на 2/3 женщины) спешно прибыли утром во вторник в Яффу и принялись за дело“/18/.

„60 км, отделяющих Яффу от Иерусалима, колокол тянули с помощью веревок и полотенец вместо лямок. Половина пути пролегала по сыпучим пескам, так что в день нельзя было проходить иногда более версты“/19/.

„За этот труд архим. Антонин не мог предложить людям ничего кроме пищи, да и едва ли между ними нашелся бы человек, ожидающий какую-нибудь плату“/20/.

„… а дальше начался многодневный подвиг — в телегу с колоколом впряглись паломники. За великую честь считали они тащить непомерную тяжесть. Вязли колёса в песке, застревали в камнях. И был случай, который поразил и потряс иностранцев, — одну паломницу сильно придавило колоколом, повредило ей внутренности, она умерла. Но у неё сияло лицо, она радостно говорила всем, что Господь удостоил её великого счастья — потрудиться во славу Его и пойти к Нему из Святой Земли“/21/.

„Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения“/22/.

„На следующий день архим. Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 часов утра, тысячи людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 часам вечера удалось подтянуть колокол к ограде русского участка“/23/.

„По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35–40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели „Спаси Господи люди Твоя“, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха“/24/.

Колокол доставлен на Елеон.
Фото из „палестинской коллекции“ ИППО из фондов ГМИР

„7 февраля колокол был осторожно выгружен в пространство, окруженное фундаментом колокольни (заложен в кон. 1884), и поставлен вертикально на деревянные брусья“/25/.


Колокольня на Елеоне.
Фото монаха Тимона


Недостроенная колокольня храма Вознесения на Елеоне.
Фото из „палестинской коллекции“ ИППО из фондов ГМИР

С этого момента начался подъем русского благовестника с остальным колокольным набором ввысь. С появлением каждого нового яруса колокольни поднимались и колокола. В 1887 году возведение колокольни было завершено, наконец-то колокола смогли обрести голос. Колокольня имеет три яруса, Рязанцевский колокол висит на втором ярусе, в него производится праздничный благовест. На верхнем ярусе подвешены 2 колокола поменьше, а в арке окна — 4 мелких колокола.

Русская церковь на Елеонской горе.
Иллюстрация из книги Ювачев И. П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. 1904 г.
Фото Паломник http://palomnik.org/VPalestinu/PVP28.html

Очень любил слушать благовест елеонских колоколов архимандрит Антонин (Капустин). Именно протяжный гул самого большого из них, подаренного его другом Александром Рязанцевым, известил Иерусалим о кончине собирателя Русской Палестины. Сейчас любимые колокола звучат над его могилой, устроенной в Вознесенском храме.

Как известно, хороший звон зависит от качества самого колокола, правильности его установки и искусства звонаря. Если колокол жестко прикреплен к балке и не имеет возможности небольшого движения во время звона, как правило, он звонит глухо. Елеонские колокола были высокого качества, и, по мнению председателя Общества церковных звонарей Игоря Коновалова, были очень грамотно подвешены и подобраны по тону. А значит, прав был протоиерей Г. Остроумов, когда писал о колоколе Рязанцева:

„Этот священный памятник, с высоты горы Елеонской, громким своим гласом призывая верных на церковную молитву, возвещает о торжестве христианства и вместе с сим на все времена будет говорить об усердном русском жертвователе с далекого севера, жителе хотя и древнего, но ныне мало известного и небогатого города Соликамска“/26/.

Мысль о торжестве христианства блестяще подтверждает описание праздника Вознесения на Елеонской горе, изданное профессором богословия и секретарем Императорского Православного Палестинского Общества А. А. Дмитриевским в 1913 году:

„По благозвучному благовесту на русской высокой колокольне Елеонской церкви <…>, в пятом часу вечера, все многочисленные богомольцы отсюда идут к торжественному Всенощному бдению, совершаемому велелепно начальником Русской Духовной Миссии соборне со своими монахами и поклонниками из духовенства. На литии ввиду громадного стечения молящихся, не вмещающихся в прекрасном Елеонском храме, выходят из храма на двор под сень дивных кипарисов, сосен и масличных деревьев. При пении стихир праздника, крестным ходом идут вокруг храма, причем на каждой стороне его произносится одно из литийных прошений. В 8 часов вечера Всенощное бдение в русском Елеонском храме оканчивается, и все богомольцы спешно отправляются к „стопочке“, к месту Вознесения Господня…

В 8 часов утра с окончанием греческого богослужения на месте Вознесения начинается мощный благовест к литургии на колокольне русского Елеонского храма во имя Спаса, наполняющий своими приятными звуками всю окрестность. Богомольцы от „Стопочки“ направляются в женскую Елеонскую общину к поздней литургии, которую благолепно с прекрасным пением инокинь совершает начальник Духовной Миссии о. архимандрит в сослужении собора священнослужителей. Литургия обычно предваряется водосвятным молебном, а заключается около 12 часов дня торжественным крестным ходом с осенением молящихся крестом на всех четырех сторонах храма и окроплением их святой водой. Почетным гостям и богомольцам радушный хозяин о. архимандрит вместе с сестрами общины предлагает хлеб и соль в монастырской столовой, простых же паломников угощают сестры общины в монастырских странноприимных гостиницах. Русские паломники, туземцы-арабы, а равно и мусульмане — обитатели Иерусалима целый этот день проводят на Елеонской горе до позднего вечера, а поэтому здесь царит необыкновенное оживление…“/27/.
 
Русский храм с колокольней на горе, с которой вознесся на небо Христос, не только служит торжеству православия, но и являет собой собирательный символ православной русской души, которая ликует на Святой Земле. Это ликование включает и бессонные ночи, когда архимандрит Антонин делал чертежи храма и своей Элеонской башни, и дар купца Рязанцева из далекого Соликамска, который он захотел оставить в память о своем паломничестве, и воодушевление сотен безвестных русских паломников, впрягшихся в повозку с красавцем-колоколом, и даже пострадавшая от его тяжести паломница, с легкостью отошедшая к Господу со Святой Земли, и звонарей, помогающих колоколам зазвучать в полный голос…

К этому ликованию присоединяются все, кто оказывается на русской колокольне, поднявшись до ее шпиля и встав вровень с величавыми колоколами.


Вид с елеонской колокольни. 2008 г.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

„Испросив благословения у иеромонаха, звонарь открыл нам вход в колокольню. Пришлось перебрать не одну сотню ступеней, прежде чем мы достигли самого верха. Говорят, о. Антонин хотел вывести колокольню такой высоты, чтобы за пятьдесят верст увидеть Средиземное море, но недобрые завистники и этому скромному желанию воспрепятствовали, не дав достроить ему одну или две сажени до требуемой высоты.

Хорошо вознестись на горе Елеонской на высоту двадцати сажень (сама же Елеонская гора возвышается на 378 сажень над уровнем моря) и взглянуть с вершины колокольни на Святую Землю! На севере видны самарийские и галилейские горы. На востоке — Иорданская долина; а Мертвое море кажется совсем близко, хотя до него не менее двадцати верст.

Юг весь изрыт горами, а на западе расстилается в тумане прибрежная равнина. Вот она, Обетованная земля Израиля! Так, вероятно, и Моисей осматривал ее с вершины Фасги моавитской горы Нево, когда „показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну, и равнины долины Иерихона“/28/.  

Вид с елеонской колокольни. 2008 г.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

„Ищущие красот природы и очаровательных видов могут любоваться с русского места на Елеоне великолепной панорамой Мертвого моря, заиорданских гор, прииорданской долины и т. д. Туристы европейцы и все более или менее крепкие на ноги русские паломники, любители прекрасных видов, желающие расширить свой горизонт, взбираются по витой железной лестнице на высокую колокольню Елеонского храма под самый почти шпиль ее, и за это вознаграждаются созерцанием действительно восхитительной панорамы Святого Града и Елеонской горы с ее монументальными германскими постройками и грандиозно-величественной при них башней, господствующей над городом и окрестностями, с французским монастырем кармелиток, именуемым Paternoster — Отче наш, которое здесь на мраморных досках написано на 33 языках, с изящной русской Гефсиманской церковью св. Марии Магдалины, утопающей в роскошной зелени и т. д. Вид на море, Иордан и на Моавитские горы — сказочный. Вооруженные биноклем с колокольни в ясную погоду могут видеть даже синеву Средиземного моря“/29/.


Елеонская колокольня — „Русская свеча“. 2008 г.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

„На горе находится наш монастырь и гигантская колокольня. В этой простой и грозной башне есть что-то от крепостного строительства. Недаром во время ее постройки Poccию обвиняли в каких-то скрытых империалистических замыслах в Палестине. Действительно, она господствует над всей страной, озирает, как страж, Иерусалим, покатые склоны горы, глядит далеко во все стороны, до самого Мертвого моря. Прекрасный стратегический пункт. Говорят, что башней восхитилось воинственное сердце Вильгельма II. Он дважды взбирался на нее во время своего путешествия в Палестину и тотчас же послал две телеграммы: одну — восторженную — русскому императору, другую — султану, с просьбой уступить место по соседству. Султан подарил ему участок между Елеонской горой и Скопусом, где теперь германский санаторий. Но во время землетрясения в 1927 году германские сооружения пострадали, а русская башня покачалась и осталась на местe, построенная с расчетом на  землетрясение“/30/.

Действительно землетрясение 1927 года основательно потрясло „Русскую свечу“, но при усиленной молитве монахинь, она, сильно накренившись из стороны в сторону, выпрямилась и вновь замерла. Не пострадали и колокола.




Паломницы из России на елеонской колокольне у колокола, пожертвованного А. В. Рязанцевым. 31 января 2008 г.


Глыба мокрого снега, упавшая с колокола, с оттиском его надписи


Один из средних елеонских колоколов


Елеонские колокола на верхнем ярусе.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Да-а, многое повидали эти колокола за свою историю. Маленькие из них уже состарились и замененные в 2009 году новыми, отдыхают в музее. Но колокол жертвователя Рязанцева пребывает по-прежнему в полной силе звучания, взывая за своего давно почившего жертвователя „Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь“. Время окрасило зеленью его бронзовые бока, но позеленевшие буквы все еще бережно хранят память о славном члене Императорского Православного Палестинского Общества Александре Васильевиче Рязанцеве из Соликамска.

Богоборческие времена в России, тяжелые испытания, пережитые русской обителью на Елеоне, утратившей связь с родиной во времена коммунистического правления, наложили свой отпечаток на звучание ее колоколов, которое, по мнению российского специалиста Игоря Коновалова, требует корректировки:

„В монастыре Марии Магдалины веревка от одного колокола сброшена вниз, и во время будничных звонов звонарь на колокольню не поднимается. На Елеонской горе то же самое. Будничный звон производится в один колокол. На Русскую свечу, Елеонскую колокольню, надо подниматься очень высоко, десятки метров. Особенно на верхний ярус, где подвешены мелкие колокола. И, конечно, по старинным ступенькам подниматься тяжеловато. Во время праздника на Елеонской колокольне три звонаря — на каждом ярусе свой звонарь. Один звонит на нижнем ярусе в большой трехсотпудовый колокол и два наверху. Причем расположение колоколов поярусно таково, что не способствует слаженному звону: звонари друг друга не видят и не слышат“/31/.


Колокол-благовестник, пожертвованный Рязанцевым на Елеон, в снегу, который напоминает о далекой России.
© Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Есть надежда, что традиции колокольного звона будут должным образом возрождены, и еще не одну сотню лет певучий голос русского колокола будет благовестить над Иерусалимом, пережив утрату и возрождение традиций колокольного литья на Святой Руси, смерть и воссоздание колоколов-братьев с храма Христа Спасителя, повидав многих известных и безвестных смертных, поднимавшихся к нему по сотням ступенек винтовой лестницы, храня память об исчезнувших годах и эпохах, свидетельствуя о величии русской веры и настраивая на молитву благочестивых христиан.

Послушать голоса колоколов елеонской звонницы может любой желающий в Интернете. Звонарь из России Илья Дроздихин записал их и разместил на своей странице в YouTube/32/.

Известно, что длительный благовест распространяется на многие километры. Хочется добавить к этому один визуальный, хотя и невидимый глазом штрих, о котором никогда не знали старинные мастера и звонари и который позволили увидеть компьютерные технологии.

Последние научные открытия исследователей колокольного звона позволяют мысленно представить, как громкий глас рязанцевского колокола с высоты Елеонской горы осеняет раскинувшуюся под ним округу звуковой волной в виде креста. Такое открытие о распространении колокольного звука сделали сотрудники акустической лаборатории ЗИЛа, возглавляемой физиком-акустиком, выпускником МГУ, доктором технических наук, руководителем Общества древнерусской музыкальной культуры, лауреатом Государственной премии России, профессором Борисом Николаевичем Нюниным. Старинные технологии колокольного литья в результате атеистической политики советского государства были утрачены, многие дореволюционные колокола были уничтожены, именно эта лаборатория возрождает колокольное литье на основе научных исследований по математическим алгоритмам, изучая сохранившиеся старинные колокола.

„Один из колоколов мы поместили в специальную камеру, определили по 126 точкам спектр его звучания, диаграмму направленности звука и создали математическую модель. Оказалось, что звук колокола деформируется и расходится в пространстве крестообразно, словно осеняет крестным знамением ту часть мира, которую озвучивает. Этот объемный звуковой „крест“, смоделированный на компьютере, производит сильнейшее впечатление… Нас это поразило… Для меня, акустика, это был решающий момент обращения к вере“/33/.

Дальнейшее изучение немногочисленных сохранившихся русских колоколов, в том числе, благовестника, пожертвованного на Святую Землю соликамским радетелем А. В. Рязанцевым, еще послужит возрождению традиций колокольного литья и звона в России. В этом большом и важном деле важны самые малые крупицы.

В заключение хочется отметить, что покупка колокола для Елеона была не последним благим начинанием Александра Васильевича Рязанцева. Он и его сыновья послужили и родному городу. Предоставим вновь слово их современнику протоиерею Пермского Успенского женского монастыря Григорию Остроумову:

“Передав все торговые и солепромышленные дела своим сыновьям, Александр Васильевич остаток своей жизни посвятил также делам христианского благочестия. Подражая благочестивым своим предкам, украсившим г. Соликамск многими благолепными храмами, он возымел желание поддержать и украсить находящийся вблизи г. Соликамска, в селе Красном, каменный двухэтажный храм в честь Рождества Предтечи Иоанна и св. великомученика Иоанна Воина. Храм этот, замечательный по своей легкой и красивой архитектуре, построен был в 1715 г. солепромышленниками Турчаниновыми, которые, кроме соляных промыслов, имели вблизи Соликамска медилавиленные заводы, памятником существования которых остались на Соликамских колокольнях благозвучные и тяжеловесные колокола, а гармонический звон колоколов Красносельской церкви каждого посетителя приводит в восхищение.<…>

По превратностям времени и обстоятельств, Красносельский храм оставался с давняго времени без всякой поддержки и, как безприходный, был приписан к Соликамскому собору. Было даже покушение совсем его опустошить. <…>
 

Церковь Иоанна Предтечи в Соликамске в нач.20 века
http://northural.ru/image/1231106662/
 
 

Этот-то св. храм, приходивший в упадок и которому впоследствии времени предстояло полное разрушение, покойный Александр Васильевич совершенно возобновил и украсил, как подобает дому Божию; а чтобы в нем совершалась служба Божия, он внес на содержание штатного причта капитал в 10400 р., построил дом для помещения священника с псаломщиком и таким образом Красносельский храм с 1887 г., по указу Св. Синода 6 октября 1886 г. за № 6279-м, из приписного сделался самостоятельным, со своим штатным причтом. Возобновив и благолепно украсив этот храм и обезпечив содержание причта при нем, А. В. возымел новую благую мысль – учредить при этом храме женскую общину. Но ему не суждено было исполнить это намерение при жизни. Господь воззвал его в свои небесные, вечные обители. Но его добрые и почтительные сыновья приняли на себя обязанность выполнить намерение почившего своего родителя; его желание сделалось их собственным желанием и они вскоре, после его смерти, приступили к осуществлению воли своего родителя и собственного своего желания. <…>

 
Св. Синод 11 октября 1890 г. определил учредить при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину на средства купцов Рязанцевых, согласно с изложенными в их прошении условиями, с наименованием ее Иоанно-Предтеченскою и с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам. <…>
 
 

По предварительном извещении жителей города, накануне открытия, т. е. в 28-е число сентября, в нижнем храме в честь мученика Иоанна Воина, в 4 часа по полудни, после малой вечерни, отслужен был молебен (параклисис) Божией Матери и Предтече Иоанну. В 6 часов началось всенощное бдение: на литию и полиелей выходил градо-Соликамский протоиерей Петр Киселев с игуменом Тихоном, протоиереем Гр. Остроумовым, иеромонахом Григорием и местным священником М. Пинегиным. В день открытия, 29 сентября, во время перезвона перед литургиею, совершено было водоосвящение. Литургия совершена была соборне вышеозначенными священнослужителями; на правом клиросе пели сестры общины, а на левом певчие из города; храм был наполнен молящимися. По окончании литургии в городских церквах все городские священники собрались в собор и отсюда отправились в Красное село с крестным ходом; на пути к нему присоединился крестный ход из Свято-Троицкого мужского монастыря в сопровождении монастырской братии. На литургии, в обычное время, протоиереем Гр. Остроумовым произнесено было слово, приличное случаю, в память покойного учредителя общины Александра Васильевича и в назидание сестрам новооткрытой обители. После литургии, перед началом молебна, благочинным монастырей игуменом Тихоном прочитан был указ Святейшаго Синода об утверждении Красносельской Иоанно-Предтеченской женской общины и полученная пред началом литургии телеграмма от Его Преосвященства, в которой Архипастырь, преподавая свое святительское благословение на торжество открытия общины, призывал благословение Божие на ея учредителей, на начальницу с ея сестрами и на всех участвующих при торжестве открытия новой обители.

 

После этого совершено было благодарственное Господу Богу молебствие, с коленопреклонением при чтении благодарственной молитвы. По произношении обычного многолетия Государю Императору и Всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Архипастырю, учредителям новооткрытой общине и начальнице ея с сестрами; возглашена было вечная память и главному учредителю общины, в Бозе почившему рабу Божию Александру. Вслед за молебном кругом храма и всей усадебной земли, отведенной общине от города, совершен был общий крестный ход с принесенными из города св. иконами и при участии всего городского духовенства и, по совершении этого хода, все присутствовавшие в храме богомольцы из города и окрестностей отправились из села Краснаго в город за крестным же ходом. Так, по благословению нашего Архипастыря, началось и совершилось открытие новой Иоанно-Предтеченской женской общины в Красном селе, вблизи г. Соликамска. Желаем от всей души, чтобы этот новый духовный приют для жен и дев, желающих посвятить себя на служение Богу, достигал своего высокаго назначения, и чтобы все имеющия жить в нем сестры достигали своего спасения, пребывая в молитве, разделяя общий труд и преуспевая в христианском смирении»/34/.


Красносельский женский монастырь в Соликамске
http://northural.ru/image/1230068672/

Через три года Иоанно-Предтеченская община получила статус монастыря.

Эпоха богоборчества не пощадила монастырь. Только в 1989 году он был вновь передан церкви, был проведен огромный ремонт, и в храме возобновились службы. Так что память об основателе обители Александре Васильевиче Рязанцева жива не только на Святой Земле, но и в его родном городе.

Похоронен Александр Васильевич Рязанцев с женой на Старом кладбище Соликамска у церкви Жен Мироносиц, которую когда-то расписывал его предок/35/. Благочестивые дела Александра Васильевича и его сыновей послужили тому, что они стали потомственными почетными гражданами Соликамска, то есть это звание стало переходить в роду Рязанцева по наследству.
 
Мы, сегодняшние члены Императорского Православного Палестинского Общества, с полным правом можем благодарно сказать в адрес своего предшественника: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» (Пс. 127, 5) и продолжить дело сохранения Русской Палестины на Святой Земле в силу своих возможностей.
______________
Примечания

/1/. В 19 веке звание почетный гражданин города давалось городской думой в знак признательности за особые заслуги перед городом, за деятельность на его благо. Сначала давалось звание личного почетного гражданства, затем, если благие дела умножались, через 10 лет благодетель имел возможность получить звание потомственного почетного гражданина города, которое передавалось по наследству.
/2/. Отчет Православного Палестинского общества за 1883–1884 год. СПб. 1884. С.177. Цит.: В. П. Микитюк. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии
/3/. На тот момент времени отчетный год в ИППО начинался с 1 марта.
/4/. Цит. по: Историческая справка о храме св. Иоанна Предтечи, г. Соликамск
/5/. Цит. по: Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг. Речь идет, видимо, об одном из жертвователей среднего колокола, на котором среди многих имен упоминается Николай.
/6/. Осипов М. И. Отчет уполномоченного ИППО в Одессе за время с 1883 по 1892 г. // СИППО. 1892. Т. 3. Вып. 4. С. 463. Цит. по: Н. Н. Лисовой. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/7/. См. Архимандрит Августин (Никитин). Под парусом надежды  // Вокруг света № 2 1992 и А. А. Пашков. Батурина-Батуринское. Священнический  род  Капустиных. Шадринск: Исеть, 2004. Глава «Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Палестина. Архимандрит  Антонин  — начальник Русской Духовной Миссии. Приобретение земельных участков. Православное Палестинское общество».
/8/. С. М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». С. 64.
/9/. Там же
/10/. См. Н. Оловянишниковъ «История колоколов и колокололитейное искусство», издание т-ва П. И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912 г.
/11/. Там же.
/12/. Русские колокола висят едва ли не на каждой колокольне Святой земли. Интерфакс-Религия. 11 января 2008 года
/13/. Православный колокольный звон: теория и практика / О-во церк. звонарей; [сост. Коновалов И. В., Завьялов Н. И.].— М.: Триада плюс, 2002. Глава «Оформление колоколов»
/14/. Издание Санкт-Петербургской духовной академии (основано в 1875 году).
/15/. Цит.по: А. А. Пашков. Батурина-Батуринское. Священнический  род  Капустиных. Шадринск: Исеть, 2004.
/16/. Пермские епархиальные ведомости. 1884, 2 мая. С.255–256. Цит.по: Микитюк В. П. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии
/17/. А. П. Ладинский. Путешествие в Палестину. София. 1937. Глава «На Елеонской горе»
/18/. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима // ЦВ. 1885. № 14. С. 240. Цит.по: Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/19/. Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/20/. С. М. Дмитревский. 2006. С. 63. Цит.по: Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/21/. Крупин В. Н. Между землей и небесами.
/22/. А. А. Дмитриевский «Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия со дня его кончины // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV.Вып.2. с. 95-148). 
/23/. Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/25/. Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг.
/26/. Протоиерей Гр. Остроумов. Открытие Иоанно-Предтеченской женской общины. Пермские епархиальные ведомости. 1891 г. Цит.по: Историческая справка о храме св. Иоанна Предтечи, г. Соликамск
/27/. Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на  Елеонской горе. С.-Петербург. 1913 г.
/28/. Ювачев И. П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. 1904 г. С.204-206
/29/. Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на  Елеонской горе. С.-Петербург. 1913 г.
/30/. А. П. Ладинский. Путешествие в Палестину. София. 1937. Глава „На Елеонской горе“
/31/. Русские колокола на Святой Земле. Интервью И. Меладзе с председателем ОЦЗ Игорем Коноваловым. 27.04.2008.
/32/. http://www.youtube.com/user/drozdihin/feed
/33/. Александр Ефремов, Евгений Данилов. Осеняя крестом пространство // Фома № 5(61), май 2008 г.
/34/. Протоиерей Гр. Остроумов. Открытие Иоанно-Предтеченской женской общины. Пермские епархиальные ведомости. 1891 г. Цит. по: Историческая справка о храме св. Иоанна Предтечи, г. Соликамск
/35/. Мат-лы к Русск.некрополю. В.1. СПб., 2003

Литература

  1. Богданов М. В. Рязанцевы. Соликамск, 2010. http://www.solikamsk.tv/file/rajzancev.pdf
  2. Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на  Елеонской  горе. Профессора А. А. Дмитриевского. С.-Петербург. Типография В. О. Киршбаума. Дворц. площ., д. М-ва  Финансов, 1913. Сайт Русской духовной Миссии в Иерусалиме (электронный ресурс) http://www.rusdm.ru/holiday.php?item=2
  3. Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе / Подгот. текста, сопроводит. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2006.
  4. Александр Ефремов, Евгений Данилов. Осеняя крестом пространство // Фома № 5(61), май 2008. Сайт журнала „Фома“ (электронный ресурс). 01.01.2008. http://www.foma.ru/article/index.php?news=3120&print=Y
  5. Историческая справка о храме св. Иоанна Предтечи, г. Соликамск. Сайт храма Иоанна Предтечи, Пермский край, Соликамск (электронный ресурс) http://ioann.i-perm.ru/history.php
  6. Когда Зазвонит Царь-Колокол. “Мир новостей”. 30 сентября 2000 г. № 40 (354). Интервью Александра Астафьева с Игорем Коноваловым. Электроная публикация на сайте Храма Христа Спасителя (электронный ресурс) http://www.xxc.ru/stati/text005/index.htm
  7. Крупин В. Н. Между землей и небесами. Сайт журнала „Русский дом“ (электронный ресурс). 28.05.2010 г. http://russdom.ru/node/2973
  8. Ладинский А. П. Путешествие в Палестину. София. 1937. Глава „На Елеонской горе“. Электронная публикация на сайте ПНПО „Россия в красках“ (электронный ресурс) http://ricolor.org/arhiv/redkie_knigi/ladinsky/11/
  9. Лисовой Н. Н. Елеонский монастырь в 1869–1914 гг. Седмица.Ru/ Церковно-научный центр „Православная энциклопедия“ (электронный ресурс) http://www.sedmitza.ru/text/1424549.html
  10. Микитюк В. П. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии. Сайт Императорского Православного Палестинского Общества (электронный ресурс) http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/svetskiy-aktiv-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-v-permskoy-gubernii.html
  11. Юлия Москвичева, Ольга Азарова. Московский колокололитейный завод Финляндского. Общество церковных звонарей (электронный ресурс Zvon.Ru) http://www.zvon.ru/article3.view2.page4.part16.html
  12. Православный колокольный звон: теория и практика / О-во церк. звонарей; [сост. Коновалов И. В., Завьялов Н. И.].— М.: Триада плюс, 2002. Выборочные статьи из книги в электронном виде на сайте Интернет-сообщества православных звонарей „Перезвон“ (электронный ресурс) http://perezvon.org/book/2
  13. Русские колокола на Святой Земле. Интервью И. Меладзе с председателем ОЦЗ Игорем Коноваловым. 27.04.2008. Общество церковных звонарей (электронный ресурс Zvon.Ru) http://www.zvon.ru/zvon5.view5.page1.html
  14. Русские колокола висят едва ли не на каждой колокольне Святой земли. Интерфакс-Религия. 11 января 2008 года http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=160
  15. Ювачев И. П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию. С 126-ю иллюстрациями. СПб., тип.Слово, 1904 г., XV с., 365 с. Глава 28. Елеонская гора. Вид с горы на Иерусалим.— Место Вознесения Господня.— Отношение греков к святым местам.— Сокровище, скрытое на поле.— Покойный архимандрит Антонин.— Высочайшая колокольня в Иерусалиме.— Вифания.— Гробница Лазаря.— Крестный ход.— Арабские дети.— Всенощная с ваиями. Стр. 200 — 209. Электронная публикация с постраничной оцифровкой на сайте Паломник (электронный ресурс) http://palomnik.org/VPalestinu/PVP28.html