Сотрудники Третьяковки нашли пропавшую картину Николая Ге "Милосердие"
Научное открытие, сделанное недавно сотрудниками Третьяковской галереи, можно назвать сенсационным. Готовясь к масштабной выставке картин Николя Ге, музейщики решили проверить некоторые гипотезы. В центре внимания оказалось хрестоматийно известное полотно Ге "Что есть истина?", на которой изображены Иисус Христос и Понтий Пилат.
В воспоминаниях Татьяны Львовны Толстой, отец которой дружил с художником, говорится, будто бы Ге написал картину поверх другой, которая называлась "Милосердие". Один из художественных журналов 20-х годов даже опубликовал ее снимок, однако судьба полотна так и оставалась неизвестной.
"Милосердие" было написано в 1879 году, экспонировалось на 8-й передвижной выставке в 1880-м. Вызвало резкую критику, хотя работу ждали, ведь она появилась после перерыва", - рассказывает Татьяна Карпова, куратор выставки.
Как и каждая старинная картина, полотно "Что есть истина?" покрыто мелкими трещинами-кракелюрами. Эти разрывы краски рассмотрели в бинокулярный микроскоп и заметили: под коричнево-бежевым красочным слоем лежит зеленоватый. Рентгенограммы трех фрагментов картины показали, что под композицией есть другой рисунок.
Рентгеновский снимок картины “Что есть истина? Христос и Пилат” проявил скрытое полотно — “Милосердие (Не Христос ли это?)”
Фото: Анастасия Седленек. МК.ру
"Было решение всю картину рентгенографировать, что и было сделано. 35 рентгенограмм с поверхности картины 1933 года - работа не из легких", - говорит Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи.
Снимки соединили. На черно-белом изображении угадывался Христос, за которым идет девушка в белом платье. Музейщики сопоставили эту сцену с единственной сохранившейся фотографией картины "Милосердие". Гипотеза подтвердилась.
В том, что Николай Ге написал свой шедевр поверх другой картины, есть и причины экономического характера: Ге никогда не работал на заказ, жил скромно.
Этому есть интересное подтверждение. Павел Третьяков покупал у художников работы в авторских рамах. У Ге они отличаются - простые, из дуба. Не характерные для 19 века.
Ге был невероятно требователен к себе. Он делал сотни эскизов к картинам. Безжалостно уничтожал те, которые считал неудачными.
На выставке Николая Ге, которая откроется в залах Третьяковской галереи, будут экспонироваться и рентгенограммы некоторых полотен. Ведь Ге "закрасил" несколько своих холстов.
Вести.Ру (ВИДЕО)
«Пропавшие картины» Николая Ге
Татьяна Карпова, куратор выставки «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения»: «На выставке мы покажем все «пропавшие» картины Николая Ге»
– Откуда появилась информация, что под верхним слоем картины «Что есть истина» может быть что-то еще?
– Из воспоминаний о художнике мы знали, что Ге написал картину «Что есть истина?» в 1890 году поверх картины «Милосердие» 1879 года. В 1880 году он показал ее на восьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Ге уже тогда жил на хуторе Ивановском Черниговской губернии и давно не представлял свои работы публике. Эту картину все очень ждали, но критики ее не приняли, высказывания в прессе по ее поводу были очень резкими и издевательскими. Но были и противоположные оценки работы Ге: «Милосердие» понравилась Павлу Третьякову. Он картину не купил, но позже в переписке с Толстым отмечал как удачу художника.
– А когда все-таки Николай Ге решился «закрасить» или, выражаясь профессиональным языком, «записать» такую крупную работу другим произведением?
– После выставки, удрученный и оплеванный критиками, Ге увез картину на хутор. Она долго стояла там в мастерской. Прошло 10 лет, он, видимо, и сам охладел к этой работе, и в 1890 году записал ее картиной «Что есть истина?» и таким образом уничтожил ее. Мы знали об этом, но хотели проверить и опубликовать в каталоге эту информацию как безусловную. Если мы сейчас посмотрим на картину, то увидим, что между головами Пилата и Христа проступает абрис какой-то другой головы. Со временем, так называемая, «укрывистость» красок падает, они становятся более прозрачными и начинают проступать изображения нижележащего слоя.
– А с чего началась ваша работа?
– Мы вынули холст из рамы и сделали более 30 рентгенограмм. Нужно было установить, что же скрывается под картиной «Что есть истина?». В результате исследований удалось подтвердить факт, известный нам по воспоминаниям современников, в частности Татьяны Львовны Толстой, дочери писателя.
– А что-то еще удалось обнаружить на холсте?
– Довольно спутанная рентгенологическая картина показала, что там не два слоя, а больше. Прежде чем появилась «Что есть истина?», видимо, Ге пробовал какие-то из ранних вариантов «Распятия» на этом же холсте: на одной из рентгенограмм правой части картины просматриваются контуры перекладины креста, лица толпы людей. По свидетельству Н.Н. Ге-младшего «Милосердие» уже в середине 1880-х годов «пошло в переделку».
Ге был очень требовательным к себе художником, и считал, что не надо жалеть не очень удачные и не удовлетворявшие замыслы. И расправлялся с ними довольно жестоко: разрезал на куски, счищал красочный слой, записывал новыми композициями. Он хотел остаться в истории искусства теми работами, в которые верил, которые считал своими творческими удачами.
– Почему Ге работал на использованных холстах?
– Ге в этом отношении не является единственным исключением из правил. Многие художники так поступают. Но среди русских мастеров второй половины XIX – начала ХХ века, пожалуй, Ге и Врубель дают нам наибольшее количество подобных примеров.
Причин здесь несколько. С 1876 года Ге жил на хуторе в удалении от центров художественной жизни. Не всегда у него в мастерской под рукой мог находиться чистый холст. Существовали и затруднения материального характера. Но кроме перечисленных внешних факторов были и причины творческого порядка: он любил «переделывать», отталкиваясь от раннего замысла. И здесь они с Толстым были очень похожи. Работа на использованном холсте стимулировала фантазию художника. Так фигура девушки в светлом платье с картины «Милосердие» была «переделана» в фигуру Христа из «Что есть истина?».
– А что можно сказать о записанной картине?
– Мы располагаем фотографией этой работы. Она была опубликована в альбоме, изданном сыном художника Николаем Николаевичем Ге-младшим, в 1903 году. «Милосердие» представляло собой двухфигурную вертикальную композицию: мужская и женская фигуры в полный рост в окружении летнего сельского пейзажа. Второе название картины «Милосердие» – «Не Христос ли это?». Молодая женщина подает нищему воды в кружке в жаркий день и задается этим вопросом. В этой картине Ге стремился зримо представить слова Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7)/ Идеи милосердия, добра, любви были очень важны для Ге всегда. Поэтому таким органичным было его толстовство, такой горячей дружба с писателем.
Сюжет картины опирается также на следующие фрагменты евангельского повествования: однажды Иисус послал двенадцать своих учеников на проповедь о Царстве Небесном, чтобы врачевали всякую болезнь, всякую немощь в людях. И заповедал им не брать с собой «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10: 9, 10).
Для картины позировали родные Ге: его младший сын Петр Николаевич Ге и красавица-невестка Екатерина Ивановна Забело.
Закончив картину, художник в письме к Е.И. Забело, писал: «Сегодня великий праздник, человечество празднует рождение человека-бога. Жизнь наша покрыта страшным мраком. Невежество, безумие, закрывая свет, делают нашу жизнь бессмысленною, случайною, ненужною. Но бог велик и милосерден, посылая пророков, поэтов, и счастлив тот, кто вовремя познал или поверил этому милосердию. С этим светильником человек может пройти ад – жизнь и выйти туда, где светло, радостно, разумно» (Н.Н. Ге – Е.И. Забело. 25 декабря 1879. Хутор).
Это письмо позволяет почувствовать, в каком настроении Ге находился во время работы над «Милосердием».
Мне жаль, что «Милосердие» не сохранилось. Эта работа могла бы стать этапной для русского искусства. Не получив широкого резонанса и понимания, она осталась одним из немногих примеров одновременно реалистического и символического воплощения евангельской идеи милосердия. Реален пейзаж картины, реальна фигура девушки в белом кисейном платье, которое соответствует моде времени создания картины. Так Ге обозначает современную ему реальность. И в эту реальность он включает фигуру Христа, в рубище нищего идущего по деревенской дороге. Идеи христианства живы, пока живо милосердие в сердцах людей. Такова идея картины Ге.
В России произведения, выходящие за пределы установленного церковью канона изображения Христа и евангельских сюжетов запрещались, снимались с выставок или «убивались» консервативной критикой. Излишнее «жизнеподобие» в трактовке священных сюжетов не приветствовалось, тем более авторское толкование евангельского текста. Не случайно позже, в эру немого кино было запрещено снимать в России фильмы на евангельские сюжеты.
– Ваша работа больше привязана к предстоящей выставке? Такое «открытие к дате»?
– В Третьяковской галерее ведется плановая работа по углубленному исследованию произведений нашей коллекции. Много было сделано к академическому изданию собрания живописи второй половины XIX – начала XX века и к выставке Ге 1970-1971 гг. Но картину «Что есть истина?» тогда не рентгенографировали. Такая задача не ставилась.
– И что же теперь делать с этой информацией?
– У нас на выставке будет целый раздел, посвященный технико-технологическим исследованиями произведений Ге, где можно будет увидеть так называемые, «пропавшие» картины, которые залегают первым слоем под видимыми изображениями. Мы покажем рентгенограммы автопортрета Ге из Киевского музея русского искусства, который написан поверх портрета молодого мужчины с аккуратной бородкой – возможно, младшего сына Ге – Петра Николаевича. Покажем рентгенограмму портрета Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой из Ясной Поляны. Известно, что Ге был не удовлетворен портретом. Говорил, что Софья Андреевна похожа там на богатую барыню. Он переписал портрет и изобразил ее с дочерью. Мы не знали на этом ли холсте или на другом, существовал один портрет Софьи Андреевны или два. Оказалось – один. Под видимым изображением обнаружили исчезнувший кружевной воротник. В Киевском музее русского искусства есть портрет Петра Николаевича Ге. Под ним оказался фрагмент композиции на евангельский сюжет горизонтального формата – стражник с копьем. Видимо, это кусок некоего «Распятия», которое Ге разрезал на части.
– Во-первых, они важны для реставрации произведений. Реставраторам важно знать имеет ли картина нижележащие красочные слои, с чем они могут столкнуться во время реставрационных процессов. Например, мы как раз для этого рентгенографировали картину «В Гефсиманском саду» – было важно понять написана ли она на использованном холсте, сколько там живописных слоев.
Детально исследовав картину под микроскопом, заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Ивановна Гладкова и ее коллеги пришли к выводу, что Ге не только изменил лицо Христа и акцентировал руку, но и внес изменения в колорит этой картины: он изменил цвет неба, общий тон пейзажа. Сначала мы предполагали, что сможем снять старый потемневший лак и освежить картину, но более детальные исследования показали, что есть риск при реставрационном вмешательстве повредить авторские изменения, находящиеся между различными лаковыми слоями, и тем самым нарушить, так сказать, «последнюю волю» художника. Реставрация была остановлена, мы поняли, что на этом этапе нашей технической оснащенности делать ее небезопасно для общего художественного впечатления.
Во-вторых, работая в архивах, читая переписку художника и воспоминания о нем, мы узнаем о тех или иных замыслах мастера, но часто не находим материальных подтверждений их существования. А рентгенологические исследования иногда позволяют нам обнаружить скрытые под видимым красочным слоем «пропавшие картины».
Петр Сейбиль
30 сентября 2011
http://vtbrussia.ru/culture/gtg/news/100172/