Суд над Христом в русской живописи
Один большой сюжет «Суд над Христом» объединяет последовательности событий, которую можно установить, сопоставив рассказы разных евангелистов.
Шесть допросов и судов над Иисусом Христом совершили: Анна (Иоанн, 18:12–13, 19-24), Каиафа (Матфей, 26:57-68), синедрион (Матфей, 27:1-2), Пилат (Иоанн, 18:28-38), Ирод (Лука, 23:6-12), Пилат (Иоанн, 18:39–19:6).
Христос перед Анной.
Н. Н. Ге. 1868 г. Эскиз. Холст, масло, 44,7х67.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе». Ин.18:12–13, 19–24.
***
Поругание Христа у первосвященника Каиафы.
А. А. Иванов. 1850-е. 27х39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И закрывши Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Евангелие от Луки
Суд над Христом у первосвященника.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
Христос перед Каиафой.
Худ.Н. П. Шаховской.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только
***
Апостол Петр отрекается от Христа.
Гавриил Игнатьевич Козлов (1738-1791). 1762 г. 208х184. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. Евангелие от Марка 14:53–54, 66–68 Источник: Библейский сюжет в русской живописи
Отречение святого апостола Петра.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
***
Отречение Петра.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1919 г.
***
Повинен смерти.
В. Д. Поленов
***
Суд Синедриона. «Повинен смерти!».
Н. Н. Ге. 1892 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Огромное, примерно два на три метра, полотно недавно отреставрировано по уникальной технологии. «Суд Синедриона. „Повинен смерти!“ – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин „страстного цикла“. Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) „страстной цикл“ включает также произведения „Что есть истина?“ (1890, ГТГ), „Совесть. Иуда“ (1891, ГТГ), „Голгофа“ (1893, ГТГ), „Распятие“ (1892, Музей Орсе, Париж), „Распятие“ (1894, местонахождение неизвестно). ГТГ
***
Христос перед Пилатом.
Н. К. Бодаревский.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только
***
Суд Пилата.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1887–1895 гг.
Фреска в северном корабле храма
Владимирский собор, Киев
В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.
***
«Что есть истина?». Христос и Пилат.
Н. Н. Ге. 1890 г. Холст, масло. 233х171
На евангельский сюжет, указанный в авторской надписи на картине (Ин. 18:38).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Ин.18:33-38
В поздний период творчества Ге обращается к теме Страстей Христовых. Сюжет картины заимствован из 18-й главы Евангелия от Иоанна. В ответ на слова Христа: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» Пилат пренебрежительно бросает: «Что есть истина?» Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л. Н. Толстой восторженно писал о картине: «Мира не может быть между Христом и миром…» и «…это верно исторически, и верно современно». ГТГ
***
Христос перед Пилатом.
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Эскиз. Картон, масло. 41x 26,5/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день
***
Христос на суде у Пилата.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
***
Иисус перед народом.
К. П. Брюллов. 1843 г. Эскиз росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Саратовский государственный художественный музей
***
Хохот («Радуйся, царю иудейский»)
Иван Николаевич Крамской. 1870–1880. Холст, масло. 373х501.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22).
Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом. «Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин.19:4-5).
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25).
Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).
***
«Се, Человек»
Павел Петрович Чистяков (1832-1919). 1871 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
«Се, человек».
И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31х19.
Частное собрание
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».
***
«Се, Человек»
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва
«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.
***
Христос перед народом
Марк Антокольский. 1876 г. Мрамор. В. 195
Христос перед судом народа.
Марк Антокольский. 1874–1878 гг. Бронза, 195х71х61.
Отлито в 1878 г. в мастерской братьев Фузеро во Флоренции.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Бичевание Христа.
А. А. Иванов. 1850-е. 29,5х46,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Евангелие от Иоанна
***
Истязание Спасителя.
А. Е. Егоров. 1814 г. Холст, масло, 260х208.
Государственный Русский музей
Самая известная картина Егорова — «Истязание Спасителя» (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: «Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки». В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет Академии Художеств с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к «замечательнейшим новым творениям в искусстве». Русская живопись
***
Поругание Христа.
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Эскиз. Бумага, масло. 31,5х17,4.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день
Спаситель в терновом венце.
Василий Познанский (1667-1712). 1682 г. 90х59 см.
Икона церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце, Москва
Верхняя запись с авторской живописи удалена полностью, нижняя, в местах сильной потертости, частично оставлена. Икона реставрировалась в 1981–1984 гг. Словарь русских иконописцев
***
Спаситель в темнице в терновом венце.
К. П. Брюллов. 1834 г.
***
Спаситель в терновом венце.
В. М. Васнецов. 1906 г.
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых, Киров
***
Христоc в терновом венце.
Илья Ефимович Репин. 1913 г.
Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51х45.
Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913».
Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г.
Частное собрание
***
Голова Христа.
Карл Павлович Брюллов. 1849 г.
Христос в терновом венце.
Неизвестный художник (круг К. Брюллова). Не ранее 1849 г. Холст, масло, 52?42.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Христос в терновом венце.
И. Н. Крамской. 1881 г.
Музей истории религии, Санкт-Петербург
Картина «Христос в терновом венце» кисти «отца» передвижничества Ивана Крамского долгие годы считалась одним из произведений, исчезнувших в бурном море отечественной истории, пока в ходе реставрации не была открыта подпись на картине из Музея истории религии. Это сравнительно небольшая картина приоткрывают дверь в творческую лабораторию художника, в период работы над полотном «Хохот» или «Радуйся, царь Иудейский!» (ныне хранится в Русском музее), незаконченной и потому не выставляющейся картиной, которая должна была стать одним из центральных живописных произведений эпохи. Музеи России
***
Иисус Христос в белых одеждах.
Митрополит Серафим (Чичагов).
Храм во имя пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)
В белые одежды Христа одел Ирод. О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк.23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука, «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. (Лк.23:11-12)».
В белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти. Википедия