ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Судьба первой турецкой газеты на русском языке «Стамбульские новости». Д.А. Коркмасова

Судьба первой турецкой газеты на русском языке «Стамбульские новости»

Иллюстрированная еженедельная газета «Стамбульские новости» издавалась в Константинополе в 1909-1910 гг. и явилась первым образцом русскоязычной турецкой прессы. Возросший интерес в России к событиям в Османской империи после младотурецкой революции послужил причиной появления данного издания. Главной целью издатели считали взаимовыгодное развитие культурных и экономических связей между Россией и Турцией. 

Газета издавалась только на русском языке и распространялась в Турции, России, Болгарии, ряде стран Западной Европы. Еженедельник получил благожелательные отзывы в западноевропейской и российской прессе. Тираж составлял 1000 экземпляров. Газета соответствовала формату журналов того времени - 16 страниц в каждом номере.

Непременным сопровождением каждого номера были многочисленные хорошо выполненные фотографии. Печаталась газета в Константинополе в первой и единственной русской типографии. Она выходила по пятницам с 23 октября 1909 г. по 4 июня 1910 г. - всего 33 номера. 

В состав редакции входили известные турецкие политики и общественные деятели, представители русской и кавказской интеллигенции. Ответственным директором газеты был Ахмед Джевад1, принадлежавший к младотурецким кругам, издатель ряда младотурецких газет. Главным редактором газеты был русский подданный Джалал Эд-Дин Коркмасов (1877-1937) - видный общественный, государственный и политический деятель России начала XX в.2
Тематику публикаций можно сгруппировать в несколько основных направлений, касающихся вопросов экономики, политической и общественной сфер; значительное место было отведено вопросам культуры. Материалы газеты отражают ее тесные контакты со многими известными турецкими журналистами, писателями, поэтами. 

Политику этого независимого печатного органа определяли взгляды и предпочтения редакторов и авторов газеты. Ее содержание и цели на начальном этапе укладывались в рамки, касающиеся печати, определяемые турецкой и российской сторонами. 

Высоко оценил роль газеты императорский посол в Константинополе гофмейстер Двора Его Величества Н.В. Чарыков’. В депеше от 31 октября 1909 г. на имя министра иностранных дел Российской империи А.П. Извольского4 говорилось: «На днях начала выходить в Константинополе первая русская газета - иллюстрированный еженедельник "Стамбульские новости'’. За время существования Турции это первая русская газета, возникшая в Константинополе. Выход ее является для нас несомненным успехом. Судя по первому номеру <...> газета преследует не столько политические, сколько культурные цели и предполагает главным образом знакомить читателей с развитием и направлением умственной, политической и общественной эволюции в Турции. <...> Газета возникла без всякого участия Посольства или Консульства в Константинополе, и только по выходу первого номера Коркма-сов с позволения мне представился. Я считаю его частную инициативу в журнальном деле предпочтительной казенному почину и в данном случае думаю, что “Стамбульские новости” будут способствовать осуществлению нашей общей программы дружественного сближения с Турцией на почве культурных и экономических вопросов»5. 

В следующем письме на имя министра иностранных дел Российской империи от 21 ноября 1909 г. Н.В. Чарыков сообщал: «Проживающий в Константинополе русско-подданный Джелал Эд-дин Коркмасов обратился ко мне с просьбой предоставить господину министру внутренних дел свое ходатайство, при сем подлинник прилагаемое, о разрешении свободного доступа в Россию иллюстрированной еженедельной газеты “Стамбульские новости”, издаваемой им здесь на русском языке. О появлении этой газеты я счел долгом упомянуть сочувственно в депеше от 31 октября за № 54, и вышедшие с тех пор номера, при сем равным образом прилагаемые, лишь подтвердили мое первое благоприятное впечатление. Газета эта, как заявляет сам ее издатель, умеренно-либеральная и совершенно не касается вопросов российской политики. В области политики внешней газета преследует цели, вполне согласованные с видами Императорского Министерства, стремится, главным образом, способствовать экономическому и культурному сближению Турции и России посредством ознакомления русской читающей публики с различными чертами быта современной Турции. За все время существования Турции это первая русская газета,
возникшая в Константинополе. Выход ее является для нас несомненным культурным успехом, и потому, смею думать, заслуживает с русской стороны просимой поддержки, путем разрешения подписки на нее в русских почтовых учреждениях, что имело бы большое значение для газеты»6. 

Депеши посла повлекли за собой длительную переписку в российских чиновничьих кругах о предоставлении таможенной льготы на беспошлинный ввоз и открытие широкой подписки в почтовых учреждениях России, о чем свидетельствуют многочисленные архивные материалы. 

Согласно полученным депешам из Константинополя, министр иностранных дел А.П. Извольский направил премьер-министру и министру внутренних дел П.А. Столыпину донесение от 5 декабря 1909 г., в котором говорилось: «Препровождая у сего копию письма гофмейстера Чарыкова по сему вопросу от 21 ноября № 70, из коего письма Ваше Высокопревосходительство изволите усмотреть о желательности в видах экономического и культурного сближения России и Турции оказать поддержку названному журналу, и прошу Вас о заключении Вашем по настоящему делу почтить меня удовлетворением». 

В ответ на это ходатайство в Министерство иностранных дел 28 января 1910 г. поступило письмо за подписью директора департамента государственного заказа Министерства финансов товарища министра финансов - тайного советника С.Ф. Вебера8. В письме он сообщил, что министр финансов «не признал возможным удовлетворить ходатайство проживающего в Константинополе русского подданного Джелал Эд-Дина Коркмасова»9. 

Из письма от 23 февраля 1910 г. (№ 1317) товарища министра иностранных дел С.Д. Сазонова10 в адрес министра финансов В.Н. Коковцева: «Письмом от 8 января с. г. за № 154 тайный советник Агриро-пуло обратился к Вашему Высокопревосходительству с просьбой разрешить беспошлинный ввоз в Россию издаваемой в Константинополе русским поданным Джелал Эд-Дином Коркмасовым газеты на русском языке “Стамбульские новости”. В ответ на это тайный советник Вебер уведомил Министерство иностранных дел письмом от 28 января с. г. № 2909, что Вы не признали возможным удовлетворить ходатайство Кор-кмасова, т.к. не усматриваете оснований в освобождении упомянутого издания от оплаты установленной ввозной пошлины. <...> Я желал бы обратить внимание Вашего Высокопревосходительства на то обстоятельство, что указанная газета является первой русской газетой в Константинополе, задача ее - ознакомление русской публики с различными сторонами быта современной Турции - несомненно немало способствовала экономическому и культурному сближению двух соседних государств <...> Принимая во внимание ограниченные средства редакции, казалось бы весьма желательно было бы оказать всемерную поддержку этому новому, высокодостойному органу отечественной печати с первых его выступлений в свет»11. 

Архивные материалы свидетельствуют, что газета произвела благоприятное впечатление на высокопоставленных дипломатов, которые вплоть до издания последнего номера отстаивали ее интересы. В апреле 1910 г. 1-й советник посла российского императорского посольства в Константинополе С.Д. Боткин направил письмо в адрес вице-директора 1-го департамента и заместителя министра иностранных дел A.A. Нера-това: «...Николай Валерьевич [Чарыков] поручил мне в частном порядке просить тебя разъяснить нам следующее дело - отношением от 21.11.1909 г. за № 70 посол просил тов. министра поддержать перед премьер-министром ходатайство выходящих здесь “Стамбульских новостей” Коркмасова о “разрешении свободного доступа в Россию” этой газеты. Под свободным доступом посол подразумевал “разрешение приема подписки на нее в русских почтовых учреждениях”. Между тем мы получили на днях за подписью тайного советника К.Э. Аргиро-пуло № 2088 сообщение, что министр финансов не нашел возможным разрешить “беспошлинный ввоз” в Россию газеты. Такой ответ не вносит ясность, и Николай Валерьевич хотел бы получить ответ, а именно, что значит отказ в “беспошлинном пропуске” со стороны министра финансов и было ли сделано сношение с министром внутренних дел и какой последовал от него ответ». 

Усилия российского посольства в Константинополе в отстаивании интересов газеты не принесли результатов. Положительного решения на беспошлинный ввоз в Россию газеты «Стамбульские новости» получено не было. К весне 1910 г. газета начала испытывать определенные трудности в финансировании. Архивные материалы раскрывают подробности обстоятельств в деятельности Министерства внутренних дел и департамента духовных дел иностранных исповеданий МИД, связанных с отказом в предоставлении беспошлинного ввоза и запретом распространения газеты в России. Учинив проверку на предмет ее издания на других языках, реакция полицейских чиновников явилась полной противоположностью отзывам в различных общественных кругах России и за ее пределами. Письмо № 661 от 24 июня 1910 г. на имя заместителя министра внутренних дел К.Э. Аргиропуло: «По имеющимся в департаменте духовных дел сведениям, издаваемая в Константинополе на русском языке газета “Стамбульские новости”, занимаясь освещением современной политической и общественной жизни Турции, дает преувеличенное понятие о могуществе Османской империи и ее культурном развитии и, будучи предназначена исключительно для русских мусульман, имеет целью вызвать среди мусульман интерес к новому направлению в Турции тяготеющих к ней и тем самым содействовать успешности паносманской пропаганды. Ввиду такого направления газеты гос. министр внутренних дел приказал изъять названное издание из обращения. Одновременно с сим мною сделано сношение с министром финансов на предмет отдания по таможенному ведомству распоряжения о недопущении ко ввозу в Россию и возвращение за границу почтовых отправлений, в коих таможнями будет обнаружено вложение экземпляров означенной газеты»13. Тем самым российское посольство в Константинополе, как и сотрудники центрального аппарата МИД России во главе с его руководством, были поставлены перед фактом необходимости доведения до соответствующего сведения в Константинополе решения, возобладавшего в полицейских кругах России. 

Логика этих опасений отражала отсталость российской государственности, что объясняет консерватизм и реакционность отдельных ведомств вроде полицейского, остерегавшегося влияния газеты на русских мусульман и распространения в их среде либеральных западноевропейских воззрений и учений, прошедших через опыт молодого турецкого государственного управления. 

Этот запрет совпал по времени с событиями в Турции, когда в условиях формирующегося репрессивного курса младотурок демократическое направление в прессе попало в разряд оппозиционных. В этот период новой волны репрессий против печати был закрыт целый ряд изданий, в том числе и газета «Стамбульские новости». В последнем номере газеты по-прежнему публиковались условия подписки на следующие номера. Прекращение деятельности газеты было неожиданным для читателей и, вероятно, для издателей, которые, тем не менее, продолжали жить и работать на территории Османской империи. 

В настоящее время доступны 33 номера газеты, начиная с первого номера от 23 октября 1909 г. до номера от 4 июня 1910 г. Коллекции этих номеров хранятся в Институте восточных рукописей в С.-Петербурге, в Государственной публичной исторической библиотеке России в Москве. Имеются также фотокопии в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН в г. Махачкале. 

___________
Примечания
1 Ахмед Джевад - сотрудник и издатель ряда младотурецких газет, в том числе главного органа комитета «Единение и прогресс» - газеты «Танин». Принимал активное участие в движении младотурок и младотурецкой революции.
2 Подробнее о Д.А. Коркмасове см.: Джелал Эд-Дин Коркмасов. Выдающийся государственный и общественный деятель России и Дагестана // Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения. Махачкала, 2007. 240 с.
3 Чарыков Николай Валерьевич (1855-1930) -российский дипломат, в описываемый период занимал пост чрезвычайного и полномочного посла в Османской империи. До своего назначения на данный пост в 1909 г. состоял товарищем министра иностранных дел. В начале 1912 г. вернулся в Петербург и был назначен сенатором.
4 Извольский Александр Петрович (18561919) - российский дипломат и государственный деятель, в описываемый период - министр иностранных дел, гофмейстер, член Государственного Совета. С 1911 г. - чрезвычайный и полномочный посол во Франции, где в качестве такового и оставался вплоть до событий 1917 г. в России.
5 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 151, он. 482, д. 3073, л. 43.
6 Там же. Ф. 149, оп. 502/2(6), д. 6891, л. 2.
7 Там же, л. 1.
8 С.Ф. Вебер с 1905 г. занимал пост директора департамента государственного заказа Министерства финансов. С 1909 г. - товарищ министра финансов. Тайный советник.
9 АВПРИ. Ф. 149, оп. 502/2(6), д. 6891, л. 6.
10 Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927) -российский дипломат и государственный деятель. С мая 1909 г. по сентябрь 1910 г. - товарищ министра иностранных дел, в 1910-1916 гг. -министр иностранных дел.
11 АВПРИ. Ф. 149, оп. 502/2(6), д. 6891, л. 7.
12 Там же, л. 11.
13 Там же, л. 19.


Д.А. Коркмасова
Восточный архив. Выпуск № 2 (26) / 2012. С.47-50.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sudba-pervoy-turetskoy-gazety-na-russkom-yazyke-stambulskie-novosti#ixzz350MbbnJ2