Валентин Пикуль и итальянский город Бари:
по следам героя романа «Честь имею»
В мае 2013 года исполнилось сто лет со дня закладки православного храма святителя Николая Чудотворца в итальянском городе Бари. Храм строился на средства Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Россию и Бари-град соединяют не только духовные, исторические, культурные и религиозные связи, но и ратные дела наших воинов в Великой Отечественной войне.
Об этом говорится и в романе Валентина Пикуля «Честь имею». На последних страницах романа главный герой попадает в город Бари, а затем направляется к партизанам в Югославию, где и погибает в неравном бою.
Автору данных строк приходилось встречаться с прототипами и настоящими героями событий, происходящих в Бари и в Югославии.
Герой романа вспоминает: «Мы благополучно приземлились на аэродроме в Бари. Это случилось в феврале 1944 года, а на всю дорогу от Москвы ушло больше месяца. Я заметил, что раньше из Одессы в Бари попадали гораздо скорее:
— Сюда ходил пароход под флагом Палестинского общества, продавая билеты по дешевке нашим богомольцам, плывшим в Бари поклониться христианским святыням. Но самое удивительное в том, что многие жители Бари тогда знали русский язык».
Данное описание совпадает с исторической хроникой:
- Два самолета вылетели из Москвы 17 января 1944 года по маршруту Тегеран – Каир – Бари, а прибыли в Италию к началу февраля. Военная миссия насчитывала 24 человека.
В. Пикуль уточняет: «Тут были генералы, заслуженные партизаны, авиатехники, минеры, врачи-хирурги, опытные связисты, целый штат переводчиков и даже гордый московский дипломат».
- Для поддержания постоянной связи с югославскими войсками, оказания им помощи и координации военных действий с НОАЮ Советское правительство в феврале 1944 года направило в Югославию военную миссию во главе с генералом Н. В. Корнеевым.
- 17 июня 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О создании в Бари (Италия) базы и авиагруппы по транспортировке военных грузов в Югославию».
Первый его пункт гласил: «В целях оказания помощи Народно-освободительной армии Югославии создать в Бари (Италия) базу и авиагруппу для выполнения специальных заданий по транспортировке грузов, эвакуации раненых и обеспечению связи, подчинив ее начальнику военной миссии в Югославии генерал-лейтенанту Н. Корнееву». Непосредственно базой командовал полковник С. В. Соколов. (См.: Система радиосвязи Советской военной миссии в Югославии www.srpska.ru/article.php?nid=2518?)
Генерал С. М. Штеменко вспоминал в своих мемуарах о выборе главы военной миссии в Югославию:
«Выбор пал на генерала Николая Васильевича Корнеева, бывшего преподавателя Академии Генерального штаба. Я у него учился и могу сказать, что выбор был хорошим. Н. В. Корнееву шел сорок третий год. Он хорошо знал военное дело и, кроме всего прочего, сочетал личную храбрость с осторожностью, качеством далеко не лишним в обстановке Югославии того времени».
Обратим внимание на то, что безымянный герой романа также является выпускником и преподавателем Академии Генерального Штаба.
- 15 июля 1944 года из СССР в Бари прибыла Авиационная Группа Особого Назначения (АГОН) в составе десяти транспортных самолетов (всего около ста человек).
В. Пикуль одним предложением описывает аэродром: «Барийский аэродром был плотно заставлен союзными «дакотами», «мустангами» и «аэрокобрами».
Подробно о подвиге наших летчиков можно прочитать в книге А. М. Сергиенко – «АГОН – авиационная группа особого назначения». Он пишет: «Это было единственное воинское формирование, созданное во время Великой Отечественной войны и размещенное за пределами СССР для выполнения специальных заданий в интересах другого государства».
В октябре 1944 года АГОН в Бари посетил фронтовой корреспондент подполковник Константин Симонов. В своих дневниках Константин Симонов писал: «Что на самом юге Италии, в городе Бари, существует наша авиационная база, с которой наши летают в Югославию, в разные ее точки, по разным заданиям, а кроме того, вывозят оттуда в Италию, в госпитали, тяжело раненных партизан, я знал уже давно. Побывать там было интересно само по себе, а возможность вдобавок оказаться еще в Неаполе и в Риме тогда, в 1944 году казалась мне совершенно несбыточной и в первую минуту просто-напросто ошеломила меня». См. статью «Константин Симонов и наши воины на Барийской земле». http://www.ippo.ru/statji-chlenov-ippo/konstantin-simonov-i-nashi-voiny-na-bariyskoy-zemle.html
На последней странице романа сказано: «Транспортный «Дуглас» имел гарантию фирмы на двадцать одного пассажира, но забрал… не поверите! Он забрал даже ТРИДЦАТЬ ВТОРОГО, перегруженный до такой степени, что люди в его фюзеляже лежали друг на друге».
Прототипом летчика-героя был Павлов Владимир Федорович (1918-1998). В наградном листе сказано: «В одном из вылетов вывез из партизанского отряда на самолете «Дуглас» С-47 в Италию 32 летчика со сбитых американских самолетов, и это при нагрузке самолета – 21 человек». См.: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3724
В конце войны в АГОН было шесть Героев Советского Союза. Один из них жив до сих пор – Езерский Дмитрий Сергеевич (р.1917). Жив и радист Смирнов Василий Иванович (р. 1923).
Автору данных строк приходилось встречаться с Героем Советского Союза Езерским Д. С., генерал-лейтенантом Соколовым С. В. (1903–1976), разговаривать по телефону с радистом В. И. Смирновым.
Мой преподаватель итальянского языка Петр Павлович Шерстобитов (1923 – 2012) был переводчиком на авиабазе в городе Бари. В конце октября 1944 года он сопровождал корреспондента Константина Симонова по достопримечательностям города Бари. П. П. Шерстобитов встретил День Победы на аэродроме в городе Бари. Петр Павлович, участник тех событий, высоко ценил роман «Честь имею».
13 июля 2013 года исполняется 85 лет со дня рождения В. С. Пикуля. Да не забудется имя твоё, Валентин Саввич!
____________Автору данных строк приходилось встречаться с прототипами и настоящими героями событий, происходящих в Бари и в Югославии.
Герой романа вспоминает: «Мы благополучно приземлились на аэродроме в Бари. Это случилось в феврале 1944 года, а на всю дорогу от Москвы ушло больше месяца. Я заметил, что раньше из Одессы в Бари попадали гораздо скорее:
— Сюда ходил пароход под флагом Палестинского общества, продавая билеты по дешевке нашим богомольцам, плывшим в Бари поклониться христианским святыням. Но самое удивительное в том, что многие жители Бари тогда знали русский язык».
Данное описание совпадает с исторической хроникой:
- Два самолета вылетели из Москвы 17 января 1944 года по маршруту Тегеран – Каир – Бари, а прибыли в Италию к началу февраля. Военная миссия насчитывала 24 человека.
В. Пикуль уточняет: «Тут были генералы, заслуженные партизаны, авиатехники, минеры, врачи-хирурги, опытные связисты, целый штат переводчиков и даже гордый московский дипломат».
- Для поддержания постоянной связи с югославскими войсками, оказания им помощи и координации военных действий с НОАЮ Советское правительство в феврале 1944 года направило в Югославию военную миссию во главе с генералом Н. В. Корнеевым.
- 17 июня 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О создании в Бари (Италия) базы и авиагруппы по транспортировке военных грузов в Югославию».
Первый его пункт гласил: «В целях оказания помощи Народно-освободительной армии Югославии создать в Бари (Италия) базу и авиагруппу для выполнения специальных заданий по транспортировке грузов, эвакуации раненых и обеспечению связи, подчинив ее начальнику военной миссии в Югославии генерал-лейтенанту Н. Корнееву». Непосредственно базой командовал полковник С. В. Соколов. (См.: Система радиосвязи Советской военной миссии в Югославии www.srpska.ru/article.php?nid=2518?)
Генерал С. М. Штеменко вспоминал в своих мемуарах о выборе главы военной миссии в Югославию:
«Выбор пал на генерала Николая Васильевича Корнеева, бывшего преподавателя Академии Генерального штаба. Я у него учился и могу сказать, что выбор был хорошим. Н. В. Корнееву шел сорок третий год. Он хорошо знал военное дело и, кроме всего прочего, сочетал личную храбрость с осторожностью, качеством далеко не лишним в обстановке Югославии того времени».
Обратим внимание на то, что безымянный герой романа также является выпускником и преподавателем Академии Генерального Штаба.
- 15 июля 1944 года из СССР в Бари прибыла Авиационная Группа Особого Назначения (АГОН) в составе десяти транспортных самолетов (всего около ста человек).
В. Пикуль одним предложением описывает аэродром: «Барийский аэродром был плотно заставлен союзными «дакотами», «мустангами» и «аэрокобрами».
Подробно о подвиге наших летчиков можно прочитать в книге А. М. Сергиенко – «АГОН – авиационная группа особого назначения». Он пишет: «Это было единственное воинское формирование, созданное во время Великой Отечественной войны и размещенное за пределами СССР для выполнения специальных заданий в интересах другого государства».
В октябре 1944 года АГОН в Бари посетил фронтовой корреспондент подполковник Константин Симонов. В своих дневниках Константин Симонов писал: «Что на самом юге Италии, в городе Бари, существует наша авиационная база, с которой наши летают в Югославию, в разные ее точки, по разным заданиям, а кроме того, вывозят оттуда в Италию, в госпитали, тяжело раненных партизан, я знал уже давно. Побывать там было интересно само по себе, а возможность вдобавок оказаться еще в Неаполе и в Риме тогда, в 1944 году казалась мне совершенно несбыточной и в первую минуту просто-напросто ошеломила меня». См. статью «Константин Симонов и наши воины на Барийской земле». http://www.ippo.ru/statji-chlenov-ippo/konstantin-simonov-i-nashi-voiny-na-bariyskoy-zemle.html
На последней странице романа сказано: «Транспортный «Дуглас» имел гарантию фирмы на двадцать одного пассажира, но забрал… не поверите! Он забрал даже ТРИДЦАТЬ ВТОРОГО, перегруженный до такой степени, что люди в его фюзеляже лежали друг на друге».
Прототипом летчика-героя был Павлов Владимир Федорович (1918-1998). В наградном листе сказано: «В одном из вылетов вывез из партизанского отряда на самолете «Дуглас» С-47 в Италию 32 летчика со сбитых американских самолетов, и это при нагрузке самолета – 21 человек». См.: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3724
В конце войны в АГОН было шесть Героев Советского Союза. Один из них жив до сих пор – Езерский Дмитрий Сергеевич (р.1917). Жив и радист Смирнов Василий Иванович (р. 1923).
Автору данных строк приходилось встречаться с Героем Советского Союза Езерским Д. С., генерал-лейтенантом Соколовым С. В. (1903–1976), разговаривать по телефону с радистом В. И. Смирновым.
Мой преподаватель итальянского языка Петр Павлович Шерстобитов (1923 – 2012) был переводчиком на авиабазе в городе Бари. В конце октября 1944 года он сопровождал корреспондента Константина Симонова по достопримечательностям города Бари. П. П. Шерстобитов встретил День Победы на аэродроме в городе Бари. Петр Павлович, участник тех событий, высоко ценил роман «Честь имею».
13 июля 2013 года исполняется 85 лет со дня рождения В. С. Пикуля. Да не забудется имя твоё, Валентин Саввич!
Литература
Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. — М.: Художественная литература, 1982. Т. I — 479 с.; Т. II
Константин Симонов — Собрание сочинений в десяти томах. Том 1 и 9.
Сергиенко А. М. АГОН - авиационная группа особого назначения. М.: Андреевский флаг, 1999.
Авиарейс длиной в 60 лет. Ромео из разведки. Видеофильм.
Выставка «Сталин и Тито» в выставочном зале Федеральных архивов, 2006 год.
Михайлов П. М. Сто ночей в горах Югославии. — М.: «Молодая гвардия», 1975.
Тито Иосип Броз (ЖЗЛ). Евгений Матонин. Жизнь замечательных людей, 2012
Город русских летчиков, см.: http://old.redstar.ru/2009/04/11_04/3_05.html
Валентин Пикуль. Честь имею. Гл.3.
Народный музей боевой и трудовой славы (Внуково)
Сайт ИППО. Барградский комитет.