ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Ветхий Завет в творчестве Н.Ге

Ветхий Завет в творчестве Н.Ге


Суд царя Соломона.
Н.Н.Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27 

***




Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288x341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Влияние К.П.Брюллова очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой.

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам - «сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её». Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

«И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)»

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — «для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду». (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что «завтра ты и сыны твои [будете] со мною». Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула - Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что «умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом» (1Пар.10:13). 

***


Разрушение Иерусалимского храма.
Н.Н.Ге. 1858 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Долго Ге бился над сюжетом «Разрушение Иерусалимского храма», но вдруг осознал, что это совсем не ново, лишь подражание Брюллову. А ведь «лучше ничего не сказать, чем сказать ничего», - вспомнил слова мастера. 

***


Возвращение Товия (Тобия).
Н.Н.Ге. Между 1864 и 1867 гг. 

В основу сюжета положено ветхозаветное предание о Товите и его сыне Товии (угодный Иегове; Тов 1:1, 9:3, 17:6 и др.). В нем рассказывается о благодетельном израильтянине, который раздавал милостыню, погребал умерших и убитых израильтян, которых уничтожал жестокий асирийский царь Сеннахирим. Но однажды он ослеп, на глазах появились бельма.

Послав своего сына к одному знакомому, жившего в Рагах Мидийских, за своими деньгами, положенными у него на хранение, он волновался о его долгом отсутствии. Сын же, ушедший в сопровождении одного молодого человека в Рагу, столкнулся с некоторыми чудесами и задержался в пути. В реке он поймал рыбу сердце и печень которой могли, по словам его спутника, исцелять бельма и изгонять бесов. Вскоре такое свойство рыбьих внутренностей пригодилось для изгнания беса из девушки Сарры, на которой Товию предложил жениться ее отец, но ее семь раз уже выдавали замуж и все семь мужей умирали в первый же день. Горячая молитва новобрачных и воскурение внутренностей рыбы помогли изгнать беса из Сарры. Все эти события задержали Товия в пути.

Родители очень обрадовались возвращению домой сына. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы, и тем снял бельма с глаз его. Увидел он сына и заплакал от радости. Товия рассказал отцу и матери все, что с ним случилось, и потом все вместе вышли навстречу Сарре.

Пришло время расстаться с добрым путником. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения, но он ответил: "Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых". Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: "не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами". Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела хранителя. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется "Книгою Товита". Архимандрит Никифор (Баженов). Из "Библейской энциклопедии"