Ветхозаветные пророки в русской живописи
Библейские пророки - разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью
как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это
лицо, говорящее от имени Бога слова предвозвещения будущего, наставления или утешения. В Ветхом Завете описаны и чудеса, совершенные пророками, даже случаи воскресения
из мёртвых. Пророк Илия воскресил сына
сарептской вдовы (3Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына
сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей
Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21).
В священной истории пророки упоминаются с ранних времен, Священное Писание пророками именует первых ветхозаветных патриархов Еноха, Ноя, Авраама, Иакова, Моисея.
В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) пророки
становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную
жизнь Израиля, наравне с царем и священником
до времени Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам
Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии,
Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии
и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I
Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в
ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как
исполнение этого обетования.
Христос, а затем и апостолы, постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”.
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Влияние К. П. Брюллова очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы", 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора "Последнего дня Помпеи" с его романтической патетикой.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
***
Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы.
Волков Адриан Маркович. 1854 г. Холст, масло.
Пророк Илия встречает сарептскую вдову у ворот города. Илия возвращает воскрешенного сына матери
Александр Андреевич Иванов. 1840-ые, конец - 1857. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5х23,9.
Третьяковская галерея, Москва
На листе авторские надписи - указание на источники. Относится к циклу библейских эскизов (конец 1840-х-1857), которые поступили в галерею в 1927 году из Московского Румянцевского музеи, куда были подарены С.А. Ивановым, братом художника, в 1877 году.
Источники: А. Иванов. Из собрания государственной Третьяковской галереи/Изобразительное искусство: Москва - 1984
painting.artyx.ru
***
Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы.
Плешанов Павел Федорович. 1854 г. Холст, масло, 152 х 168.
Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Библейское предание повествует, что сына Сарептской вдовы воскресил пророк Илия, а его последователь пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки.
Сонамитянка, веря в силы пророка Елисея, отправилась к нему. По её просьбе пророк пришёл к ней в дом «запер дверь за собою, и … Воскрешённого ребенка Елисей вернул Сонамитянке, «она упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла» (4 Цар.4:37).
***
Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима.
И. Е. Репин. 1870 г. Картон, масло. 91,3х75.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван Господом на 15 году своей жизни и 23 года пророчествовал, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. За грозные предсказания иудейские старейшины бросили его в зловонный ров. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а через некоторое время был насильно уведен иудеями, искавшими спасения от междоусобиц, в Египет. Там за предсказание, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию. Еще одно предание гласит, что пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.
***
Видение Пророка Эзекиля (Иезекииля).
Михаил Врубель. 1906 г. Бумага, уголь
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Видение пророка Иезекииля.
Василий Кузьмич Шебуев. 1836 г. Холст, масло. 89x82.
Законченный эскиз плафона для церкви Св.Екатерины при Императорской Академии художеств.
Слева, под балюстрадой, подпись: Шебуевъ. 1836. На балюстраде тексты с истолкованием «Видения».
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание Ф. И. Прянишникова). Инв. № 5186.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Видение пророка Иезекииля - насыщенная мистической символикой картина явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноимённую книгу в составе пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время т. н. вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 до н. э. завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и многие иудеи уведены в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился «среди переселенцев при реке Ховаре» (Иезек. 1, 1), оно сопровождалось всевозможными природными потрясениями: «бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (1, 4). Среди этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли и откуда исходил огонь и сияние молнии. Животные двигались с быстротой молнии, «каждое по направлению лица своего», никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колёса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как «колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла», откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнём подобие человека. «Такое было видение подобия славы господней», - заключает Иезекииль, после чего он «пал на лицо своё и услышал глас глаголющего», призывавший его на пророческое служение (2, 1-5). dic.academic.ru
***
Сусанна, застигнутая старцами в купальне.
Басин Петр Васильевич. 1822 г.
www.artsait.ru
Сусанна и старцы.
Лапченко Г. И. (1796-1876). 1832 г. Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Сусанна и старцы» — вершина творчества Григория Игнатьевича Лапченко. После ее демонстрации художник стал широко известным и получил официальное признание — живописцу присвоили звание академика. Вполне заслуженно. Позировала для картины будущая жена художника — итальянка Виттория Кальдони. Вскоре после написания картины художник ослеп. Nearyou.ru
Сюжет спасения от смерти благочестивой жены Сусанны, оклеветанной двумя старцами-судьями, связан с пророком Даниилом. Старцы возымели похоть к Сусанне и, спрятавшись, дожидались ее в купальне в саду, куда она ходила каждый день после обеда. Когда она заперлась, чтобы искупаться, судьи вышли из укрытия и поставили ее перед выбором: либо удовлетворить их страсть, либо идти на казнь, потому что они всем расскажут, что она заперлась с молодым человеком. Сусанна выбрала смерть, но не грех. Когда толпа собралась на казнь, голос в защиту невинной поднял Даниил. Народ позволил Даниилу допросить судей. На вопрос, под каким деревом они застали Сусанну с любовником, они дали разные ответы. Клеветники были сами умерщвлены, а невинная жена спасена. С этого дня пророк Даниил стал велик перед народом.
Сусанна и старцы
Егоров А.Е. 1814 г. Гравюра
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Пир Валтасара
Суриков Василий Иванович. 1874 г. Холст, масло. 81 x 140.
Государственный Русский музей
Одно из пророчеств Даниил сделал внуку вавилонского царя Навуходоносора, разрушившего Иерусалим, Валтасару. Однажды во время пира тот приказал принести сосуды, вынесенные его дедом из Иерусалимского храма. Валтасар со своими гостями стал пить из них вино, прославляя идолов, а не Истинного Бога. И вдруг увидел, как из воздуха появилась рука, писавшая слова на стене царского чертога. Никто из призванных мудрецов не мог прочесть и понять написанное. Когда послали за Даниилом, он прочитал надпись "мене, текел, фарес", и растолковал эти слова: мене - значит исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел
- ты взвешен на весах, и найден очень легким; фарес - разделено царство твое и
дано Мидянам и Персам. В ту же ночь, предсказание сбылось, Валтасар был убит, а Дарий Мидянин вместе с Киром Персидским принял
царство.
Пророк Даниил обличает жрецов бога Вила перед царем Навуходоносором.
Николай Петрович Ломтев. 1858 г. Холст, масло. 43 х 35,7.
Слева внизу подпись: N. Л.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 300.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Название не совсем точно отражает время очередного пророчества Даниила. На самом деле оно было сделано не Навуходоносору, а царю Киру, сменившему Дария Мидянина, унаследовавшего царство от внука Навуходоносора Валтасара. Кир почитал дар Даниила и однажды спросил его, почему он отказывается поклоняться вавилонскому богу Вилу. Даниил ответил, что он верует в Бога Живого, а не в глиняного идола, сверху медного. На это царь ответил, как же Вил не живой, если каждый день ему подносят двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер, и все это исчезает утром. Жрецов было 70 кроме жен и детей, они и предложили царю храм опечатать и убедиться, что подношения за ночь исчезнут. Тогда Даниил повелел насыпать на пол храма пепел в тайне от жрецов. Когда утром царь вошел в храм, Даниил обратил его внимание на следы, которыми был усеян пол. оказалось, что жрецы через потайной подземный ход приходили за дарами. По приказу Кира жрецов казнили, идола уничтожили.
Пророк Аввакум, несомый ангелом, и Даниил во рву львином.
Владимир Лукич Боровиковский. Икона. Южная дверь иконостаса. Не окончена. Дерево, масло. 282 х 72
Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-3187.
Государственный Русский музей
Каталог 138-145. Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825. Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792). Троицкая церковь имела три придела: главный - во имя Святой Троицы; второй - во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) - во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха. Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника. Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36677.html