Выступление
члена Совета ИППО,
Чрезвычайного и Полномочного Посла
Российской Федерации в Саудовской Аравии
Олега Борисовича
Озерова
Первая Конференция ИППО, 10 июня 2010 г.
Уважаемый Сергей Вадимович,
уважаемые члены Совета,
все участники нашей конференции!
На первый взгляд, тема кажется
странной – Саудовская Аравия и Императорское Православное Палестинское
Общество. Когда я уезжал в Саудовскую Аравию, мне казалось, что не может
быть пересечений, и там совершенно другая своя Святая Земля. Всё свое и
чужого им, как говорится, не надо. Но выяснилось, что деятельность
Императорского Православного Палестинского Общества, о которой мы самым
подробным образом говорим, востребована там. Правда, востребована в
несколько ином ключе, и это, пожалуй, тот аспект, о котором мы сегодня
не говорили. Только Татьяна Сергеевна Рюмшина чуть-чуть затронула тему о
том, что существуют немного неровные отношения между мусульманами и
христианами. Так вот я считаю, что это мало сказано.
Отношения очень напряженные, и, если смотреть правде в глаза, то мир стоит перед угрозой очень серьезного цивилизационного конфликта, в который могут быть втянуты и христианская, и мусульманская конфессии. Все это понимают, все это осознают, но практически мало, что делается для того, чтобы этот конфликт предотвратить. Мы прекрасно с вами знаем из сообщений по радио и телевидению о терроризме, экстремизме и т.д. Много раздается обвинений в адрес ислама. Всё это вызывает самую большую озабоченность в исламском мире, который видит свою религию, видит ислам как религию мира, как религию доброжелательную, религию открытую.
К таким настроениям и обертонам очень восприимчиво Императорское Православное Палестинское Общество, которое всегда работало именно на стыке цивилизаций. У него в этом отношении, наверное, самый богатый опыт из всех организаций, которые есть в России, потому что оно всегда работало на Святой Земле, где были представлены и мусульмане, и христиане, христиане самых разных конфессий. Общество в своей деятельности преуспело, потому что его школы, его больницы, которые работали на Святой Земле, были открыты и для христиан, и для мусульман. Именно поэтому, как сейчас справедливо говорил Сергей Георгиевич Козлов, сформировалось чрезвычайно позитивное отношение к России, и не только со стороны христиан на Святой Земле, но и со стороны мусульман.
Прибыв в Саудовскую Аравию, я обнаружил, что восприятие православного мира очень позитивно. Мы даже, может быть, недооцениваем, насколько позитивно восприятие в исламской среде именно православной цивилизации. В этом смысле еще много предстоит и можно много сделать. Что востребовано, что нужно? Как говорят арабы, «мы все дети Писания», у них признается Иисус Христос как пророк, если не как Бог и не как Сын Божий, то как пророк признается мусульманами. И когда диалог с мусульманами начинается именно с этого, то он воспринимается очень позитивно.
Озабоченность межконфессиональными отношениями присутствует не только у нас, она присутствует и в Саудовской Аравии. И не случайно король Саудовской Аравии провозгласил собственную инициативу межконфессионального и межцивилизационного диалога. Эта инициатива поддерживается на государственном уровне, она прекрасно профинансирована, проходят конференции и чего так не хватает, то именно другой стороны – православного компонента, который как раз и может обеспечить наше Общество.
Сегодня мы говорили с Сергеем Вадимовичем о том, что на следующий год запланирован его визит в Саудовскую Аравию по линии Счетной палаты Саудовской Аравии. Я думаю, что, может быть, имело бы смысл подумать и о том, чтобы воспользоваться этим визитом для начала и завязывания межконфессионального диалога, диалога между российским православием и традиционным исламом, корни которого находятся в Саудовской Аравии. Мекка, Медина и Коран – все они, как говорится, ниспосланы именно Саудовской Аравии, и сами саудовцы себя рассматривают себя самыми коренными, настоящими мусульманами, которые несут знамена истинного ислама, поэтому диалог с ними очень нужен. За те короткие месяцы, которые я там пробыл, я понял, что есть открытость, есть готовность говорить по этим проблемам, причем буквально еще 3-5 лет назад это было совершенно не характерно. А сейчас есть готовность говорить и о проблемах джихада, и о проблемах смертности, и о проблемах вообще ценности человеческой жизни.
И в ходе этого диалога выясняется, что наши ценности и подходы порой оказываются между мусульманами и православными гораздо ближе, чем тот диалог, который мы ведем с Западом, где мы наталкиваемся на стену непонимания, на политкорректность, на идеологию прав человека без соотнесения с высокими ценностями религиозных цивилизаций. Я думаю, что у нашего Общества есть большой ресурс не только для укрепления присутствия в Святой Земле и в Палестине, но и в плане развертывания полноценного диалога между российским православием и настоящим коренным исламом, корни которого находятся в Саудовской Аравии. И, может быть, этот диалог приобретет более широкие формы, и позволит всем нам вместе найти выходы из тех сложных ситуаций, конфликтных ситуаций, с которыми сталкивается мир сегодня.
В заключение я еще раз хотел поблагодарить Сергея Вадимовича за приглашение на конференцию и сказать, что человек, который уехал в Саудовскую Аравию не был потерян для Общества.
Отношения очень напряженные, и, если смотреть правде в глаза, то мир стоит перед угрозой очень серьезного цивилизационного конфликта, в который могут быть втянуты и христианская, и мусульманская конфессии. Все это понимают, все это осознают, но практически мало, что делается для того, чтобы этот конфликт предотвратить. Мы прекрасно с вами знаем из сообщений по радио и телевидению о терроризме, экстремизме и т.д. Много раздается обвинений в адрес ислама. Всё это вызывает самую большую озабоченность в исламском мире, который видит свою религию, видит ислам как религию мира, как религию доброжелательную, религию открытую.
К таким настроениям и обертонам очень восприимчиво Императорское Православное Палестинское Общество, которое всегда работало именно на стыке цивилизаций. У него в этом отношении, наверное, самый богатый опыт из всех организаций, которые есть в России, потому что оно всегда работало на Святой Земле, где были представлены и мусульмане, и христиане, христиане самых разных конфессий. Общество в своей деятельности преуспело, потому что его школы, его больницы, которые работали на Святой Земле, были открыты и для христиан, и для мусульман. Именно поэтому, как сейчас справедливо говорил Сергей Георгиевич Козлов, сформировалось чрезвычайно позитивное отношение к России, и не только со стороны христиан на Святой Земле, но и со стороны мусульман.
Прибыв в Саудовскую Аравию, я обнаружил, что восприятие православного мира очень позитивно. Мы даже, может быть, недооцениваем, насколько позитивно восприятие в исламской среде именно православной цивилизации. В этом смысле еще много предстоит и можно много сделать. Что востребовано, что нужно? Как говорят арабы, «мы все дети Писания», у них признается Иисус Христос как пророк, если не как Бог и не как Сын Божий, то как пророк признается мусульманами. И когда диалог с мусульманами начинается именно с этого, то он воспринимается очень позитивно.
Озабоченность межконфессиональными отношениями присутствует не только у нас, она присутствует и в Саудовской Аравии. И не случайно король Саудовской Аравии провозгласил собственную инициативу межконфессионального и межцивилизационного диалога. Эта инициатива поддерживается на государственном уровне, она прекрасно профинансирована, проходят конференции и чего так не хватает, то именно другой стороны – православного компонента, который как раз и может обеспечить наше Общество.
Сегодня мы говорили с Сергеем Вадимовичем о том, что на следующий год запланирован его визит в Саудовскую Аравию по линии Счетной палаты Саудовской Аравии. Я думаю, что, может быть, имело бы смысл подумать и о том, чтобы воспользоваться этим визитом для начала и завязывания межконфессионального диалога, диалога между российским православием и традиционным исламом, корни которого находятся в Саудовской Аравии. Мекка, Медина и Коран – все они, как говорится, ниспосланы именно Саудовской Аравии, и сами саудовцы себя рассматривают себя самыми коренными, настоящими мусульманами, которые несут знамена истинного ислама, поэтому диалог с ними очень нужен. За те короткие месяцы, которые я там пробыл, я понял, что есть открытость, есть готовность говорить по этим проблемам, причем буквально еще 3-5 лет назад это было совершенно не характерно. А сейчас есть готовность говорить и о проблемах джихада, и о проблемах смертности, и о проблемах вообще ценности человеческой жизни.
И в ходе этого диалога выясняется, что наши ценности и подходы порой оказываются между мусульманами и православными гораздо ближе, чем тот диалог, который мы ведем с Западом, где мы наталкиваемся на стену непонимания, на политкорректность, на идеологию прав человека без соотнесения с высокими ценностями религиозных цивилизаций. Я думаю, что у нашего Общества есть большой ресурс не только для укрепления присутствия в Святой Земле и в Палестине, но и в плане развертывания полноценного диалога между российским православием и настоящим коренным исламом, корни которого находятся в Саудовской Аравии. И, может быть, этот диалог приобретет более широкие формы, и позволит всем нам вместе найти выходы из тех сложных ситуаций, конфликтных ситуаций, с которыми сталкивается мир сегодня.
В заключение я еще раз хотел поблагодарить Сергея Вадимовича за приглашение на конференцию и сказать, что человек, который уехал в Саудовскую Аравию не был потерян для Общества.