Выступление президента Фонда исторической перспективы,
члена Совета ИППО
Натальи Алексеевны Нарочницкой
Первая Конференция ИППО, Москва, 10 июня 2010 г.
Ваше Святейшество,
уважаемый Сергей Вадимович, Юрий Михайлович,
уважаемые коллеги, дамы и господа!
уважаемый Сергей Вадимович, Юрий Михайлович,
уважаемые коллеги, дамы и господа!
Сегодня
было много сказано слов о том, как уникально наше Императорское
Православное Палестинское Общество и не только потому, что это
действительно старейшая общественная организация. Это и потому, что в
ней неслиянно и нераздельно соработничают Русская Православная Церковь,
государство и само Общество. Чем это не пример столь искомой и никогда
недосягаемой симфонии? Когда действительно это происходит неслиянно и
нераздельно, Церковь, православная картина мира придает государственной
власти, которая находится в центре житейских забот и попечений, где
орудует больше всего враг человеческий, не только то, что нужно и
правильно, но и то, что должно и праведно.
Эти ветви помогают
друг другу, и поэтому деятельность Общества не является простой суммой
отдельных усилий, а приобретает совершенно новое качество. Это новое
качество и в сегодняшней ситуации может как раз дать шанс России через
деятельность Общества сказать еще раз своё слово миру. И я не боюсь этих
слов, которые могут показаться пафосными, потому что Россия не
перестает удивлять мир и не только своими бедами и катастрофами, и не
только тем, как она умеет из них выходить, возрождаясь как птица-феникс
из пепла.
Россия удивила, когда она после падения большевизма стала праздновать День Кирилла и Мефодия, и до сих пор мир не совсем осознает важность этого наследия, через которое на своем родном языке русский народ обрел веру в евангельскую истину. Это сделало его, несмотря на то, что русский народ жил столетиями замкнуто, более универсалистским в своем отношении к миру. Эта вселенскость проявлялась всегда, недаром А. Блок сказал: «Мы любим всё - и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...»
Россия удивила, когда в 2000-летие отпраздновала не чудовищным бескультурьем, которое было воспроизведено в Лондоне, но возрождением из пепла храма Христа Спасителя, за что нужно низко поклониться мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Одно это уже сделало столицу, у которой, как и у всех столиц современного мира есть свой «Вавилон», все-таки не «Вавилоном». Это создало связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.
Россия удивила еще раз, когда облетела мир фотография, как новоизбранный президент Д.А. Медведев целует крест у новоизбранного Патриарха Кирилла. Я знаю, какое впечатление это произвело на консерваторов Европы, я получила поздравления со словами грустной зависти: «нам уже никогда не доведется увидеть наших лидеров, публично поклонившихся кресту».
Россия не перестает удивлять нас и весь мир тем, как она отпраздновала 9 мая. И дело даже не в самом параде и самих ветеранах, идущих по Красной площади. Весь мир отметил, что был такой общенациональный порыв, объединивший старого и молодого, образованного и простого, молчуна, ворчуна, бедного и богатого, что это продемонстрировало, насколько востребовано в сегодняшнем мире объединяющее историческое переживание, которое делает наше население нацией. Вера и общие исторические переживания безусловно делают нас нацией. Я не наивная и понимаю, что этот порыв показал потенциал этого единения и то, как много можно сделать. Именно это говорит о том, что Россия по-прежнему сейчас имеет большой шанс, в том числе, через деятельность Общества нести православную картину мира в мир и показать, что именно Православие сегодня как никогда молодо и современно. Ведь сейчас главное - опираться на человеческие личности, обращаться к индивиду. Так вот именно Православие обращается к индивидуальной личности, возлагает главную ответственность за духовный выбор на самого человека, подтверждая свободу его воли, но, возвышая его дух, обращая внимание на то, что человек там, где дух выше плоти, а не там, где мы видим как в качестве свободы предлагается рабство плоти и гордыня. И поэтому мы свободны духом и готовы вести такие дискуссии, которые, уверяю вас, производят большое впечатление на западную аудиторию и помогают вернуть на легальное дискуссионное поле то, что уже давно объявлено на Западе «неполиткорректным».
Вот та сфера, где Общество может сыграть огромную роль, потому что оно уникально, потому что ни одна общественная организация не может похвастаться таким сочетанием и количеством профессионалов высочайшего класса, количеством элиты в ее рядах, элиты в самом лучшем смысле этого слова, т.е. части социально активного слоя, кадрового резерва, в котором государство черпает свои силы для будущего. Этот огромный интеллектуальный потенциал и осознание тех задач, которые существуют в духовной сфере, могут сделать Россию очень значимым участником мировых процессов. А сегодня в этих процессах и на самом Западе есть огромное движение к тому, чтобы переосмыслить отношение человека к человеку, человека к обществу и государству.
Россия удивила, когда она после падения большевизма стала праздновать День Кирилла и Мефодия, и до сих пор мир не совсем осознает важность этого наследия, через которое на своем родном языке русский народ обрел веру в евангельскую истину. Это сделало его, несмотря на то, что русский народ жил столетиями замкнуто, более универсалистским в своем отношении к миру. Эта вселенскость проявлялась всегда, недаром А. Блок сказал: «Мы любим всё - и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...»
Россия удивила, когда в 2000-летие отпраздновала не чудовищным бескультурьем, которое было воспроизведено в Лондоне, но возрождением из пепла храма Христа Спасителя, за что нужно низко поклониться мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Одно это уже сделало столицу, у которой, как и у всех столиц современного мира есть свой «Вавилон», все-таки не «Вавилоном». Это создало связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.
Россия удивила еще раз, когда облетела мир фотография, как новоизбранный президент Д.А. Медведев целует крест у новоизбранного Патриарха Кирилла. Я знаю, какое впечатление это произвело на консерваторов Европы, я получила поздравления со словами грустной зависти: «нам уже никогда не доведется увидеть наших лидеров, публично поклонившихся кресту».
Россия не перестает удивлять нас и весь мир тем, как она отпраздновала 9 мая. И дело даже не в самом параде и самих ветеранах, идущих по Красной площади. Весь мир отметил, что был такой общенациональный порыв, объединивший старого и молодого, образованного и простого, молчуна, ворчуна, бедного и богатого, что это продемонстрировало, насколько востребовано в сегодняшнем мире объединяющее историческое переживание, которое делает наше население нацией. Вера и общие исторические переживания безусловно делают нас нацией. Я не наивная и понимаю, что этот порыв показал потенциал этого единения и то, как много можно сделать. Именно это говорит о том, что Россия по-прежнему сейчас имеет большой шанс, в том числе, через деятельность Общества нести православную картину мира в мир и показать, что именно Православие сегодня как никогда молодо и современно. Ведь сейчас главное - опираться на человеческие личности, обращаться к индивиду. Так вот именно Православие обращается к индивидуальной личности, возлагает главную ответственность за духовный выбор на самого человека, подтверждая свободу его воли, но, возвышая его дух, обращая внимание на то, что человек там, где дух выше плоти, а не там, где мы видим как в качестве свободы предлагается рабство плоти и гордыня. И поэтому мы свободны духом и готовы вести такие дискуссии, которые, уверяю вас, производят большое впечатление на западную аудиторию и помогают вернуть на легальное дискуссионное поле то, что уже давно объявлено на Западе «неполиткорректным».
Вот та сфера, где Общество может сыграть огромную роль, потому что оно уникально, потому что ни одна общественная организация не может похвастаться таким сочетанием и количеством профессионалов высочайшего класса, количеством элиты в ее рядах, элиты в самом лучшем смысле этого слова, т.е. части социально активного слоя, кадрового резерва, в котором государство черпает свои силы для будущего. Этот огромный интеллектуальный потенциал и осознание тех задач, которые существуют в духовной сфере, могут сделать Россию очень значимым участником мировых процессов. А сегодня в этих процессах и на самом Западе есть огромное движение к тому, чтобы переосмыслить отношение человека к человеку, человека к обществу и государству.
Хочу
пожелать Обществу огромных успехов и сказать, что у нас есть огромные
резервы во взаимодействии с европейскими интеллектуалами и
консерваторами, у которых нет никакой дилеммы России или Европы ибо,
приближаясь к центру Креста, исчезают и размываются политики Запада и
Востока.
Спасибо.