Выступление
Святейшего Патриарха Кирилла
Уважаемые члены Совета Императорского Православного Палестинского Общества!
Я хотел бы в самом начале своего выступления выразить глубочайшее удовлетворение тем, что Общество обрело место своего пребывания в историческом центре Москвы и что давнишняя мечта тех, кто трудился в Обществе, часто в очень непростых условиях, реализована. Хотел бы сердечно поблагодарить за это Вас, Сергей Вадимович. Особое слово благодарности мэру Сергею Семеновичу Собянину, а также его сотрудникам, которые осуществляли этот проект и, в частности, Александру Владимировичу Кибовскому. Прекрасно отреставрированное здание переносит нас в прошлые времена — те самые, когда деятельность Императорского православного палестинского общества активно развивалась на Святой Земле.
На сегодняшнем заседании мы подводим предварительные итоги того, что сделано за последние пять лет. Полагаю, что нам нужно поговорить и о планах нашей работы. Хотя им будет посвящено специальное заседание Совета, я бы позволил себе сказать несколько слов о том, как я вижу повестку дня и главные направления работы ИППО.
Прежде всего, я хотел бы отметить значительные успехи в работе Общества, достигнутые под руководством Сергея Вадимовича Степашина, который в июне 2012 года был переизбран на этот ответственный пост. За минувшие годы Общество смогло значительно активизировать свою работу, постепенно выходя на решение задач в масштабе, который был достигнут в начале минувшего столетия. За короткое время Общество решило ряд вопросов, которые 10–15 лет назад считались практически невыполнимыми. Значительно выросло число членов Общества, расширен состав Совета. В частности, хочу с удовлетворением отметить, что в состав Совета вошел Михаил Леонидович Богданов, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, который курирует в Министерстве Ближний Восток и Северную Африку, опытный дипломат, много лет проработавший в странах арабского Востока.
Отрадным является тот факт, что членами Общества становятся клирики Русской Православной Церкви, деятельность которых связана с задачами Общества. Ведь слово «православное» в названии Общества — это не дань истории и не просто эпитет. Это определение Общества, которое имеет существенное значение. И замечательно, что это слово вновь присутствует в названии Общества — не по каким-то прагматическим соображениям, как некоторые утверждают, а потому что самосознание членов Общества открыто к тому, чтобы определение «православное» присутствовало в названии этой организации.
Совсем недавно по приглашению Иерусалимского Патриарха Феофила я посетил Святую Землю. Имел возможность пройти тем путем, которым в течение столетий шли и поныне идут наши паломники. Вместе с группой таких паломников посетил я и Святой Град Иерусалим, и другие святыни, расположенные на Святой Земле, посетил и место Крещения Спасителя в Иордании, где теперь находится русский странноприимный дом с храмом. Вновь ощутил, как обновляют душу святыни. Посещая Святую Землю, я соприкоснулся с тем наследием, которое оставила в Палестине старая Россия. Это русские храмы, монастыри и подворья, это и здания, построенные трудами представителей Палестинского общества. Наше богатое историческое наследие налагает на нас и обязанность: сохранить и приумножить Русскую Палестину. Я об этом говорил со всеми руководителями, с которыми встречался, — и с Президентом Израиля, и с Президентом Палестинской автономии, и с Королем Иордании. Я говорил о том, что, несомненно, усиливается присутствие России на Святой Земле и главным фактором, который определяет рост нашего присутствия, являются десятки, а теперь уже сотни тысяч паломников. Мы действительно погружаемся в ту атмосферу, которая была в начале XX века, а по количеству паломников уже во много раз превзошли те цифры и те показатели, которые были сто лет назад. Достаточно сказать, что когда я совершал ночное богослужение вместе с Патриархом Феофилом в Храме Гроба Господня, такого большого количества людей не было в храме никогда, кроме как в минуты сошествия благодатного огня. Храм был переполнен, и вся площадь перед храмом была заполнена народом. Конечно, многие приехали специально в связи с моим паломничеством; но когда я спрашивал наших местных служителей, что происходит в обычные дни, то ответ был такой, что и тогда паломников бывает очень много. Паломники Русской Православной Церкви принципиально изменили сегодня духовную атмосферу, картину присутствия православных на Святой Земле.
Полагаю, что все те мероприятия, которые осуществлялись под руководством Сергея Вадимовича, очень своевременны и соответствуют новым реалиям. Я имею в виду в первую очередь замечательные события, связанные с возвращением Сергиевского подворья, постройкой странноприимного дома на Иордане, русского культурного центра в Вифлееме, паркового комплекса в Иерихоне — это плоды последних лет нашей совместной деятельности. Сергей Вадимович, Вы отметили роль нашего президента. Я бы хотел поддержать то, что Вы сказали, и еще раз отметить роль Владимира Владимировича, в том числе и в строительстве странноприимного дома на месте Крещения Господа и Спасителя в Иордании.
Полагаю, что вместе с Русской духовной миссией нужно обустраивать и другие наши объекты недвижимости, в том числе принадлежащие нашей Церкви, включая их в жизнь русских богомольцев. Важно, чтобы историческая и новая Русская Палестина работали на одухотворение нашего народа с максимальной отдачей. А если говорить о количестве паломников, то цифру я услышал из уст официальных лиц Израиля: за этот год Израиль посетило около 600 000 граждан России, но сюда нужно добавить еще Украину, Беларусь, Молдову; и примерно 70% приезжающих составляют паломники.
Много добрых впечатлений относительно деятельности Общества и его восприятия в Палестине я вынес из состоявшегося официального визита в пределы Иерусалимского Патриархата через обмен мнениями с местными священнослужителями. Об ИППО с уважением и похвалой отзывались многие мои собеседники. И если на земле Сирии и Ливана благие дела ИППО живут теперь главным образом в исторической памяти населяющих их народов, то в Израиле и Палестине присутствие Общества воспринимается сегодня не только как часть истории, но и как живая реальность наших дней. Конечно, этому очень помогли усилия, направленные на возвращение России Сергиевского подворья и открытие российских центров в Вифлееме и Иерихоне. Хотя график моего визита не предусматривал посещения этих мест, я все-таки посетил центр в Вифлееме и вынес самое доброе впечатление как от самого здания, так и от атмосферы этого места. Действительно, люди словно ожили; центр стал местом встречи всех тех, кто желает изучать русский язык, кто сохраняет добрую память о России, о ее присутствии на Святой Земле, кто связывает с открытием этого места добрые перспективы.
Говоря о будущих планах Общества, я хотел бы обратить внимание на следующее. Важным направлением его деятельности, несомненно, является усиление русского присутствия в историческом ареале Святой Земли. Но с этой задачей неразрывно связана другая, приобретающая сегодня, на мой взгляд, первостепенную важность. К большому сожалению, несмотря на обилие святынь, регион Ближнего Востока нельзя назвать спокойным. Таким он и не был никогда за всю свою историю. «Просите мира Иерусалиму», — это ведь слова царя Давида, и, наверное, до конца времен они не потеряют своей актуальности. Только недавно мы были очевидцами очередного обострения ситуации в Святой Земле. Вот уже продолжительное время всех нас тревожит положение в Сирии. На фоне военных действий ухудшается положение христиан. Это не может нас не беспокоить. Начиная с момента создания ИППО, одной из главных целей общества было «поддержание Православия в Святой Земле» и защита братьев по вере. Потеря христианского присутствия в регионе разрушает веками складывавшийся религиозный баланс.
Не секрет, что после военной операции в Ираке страну покинуло большое количество христиан. Христианская община в Ираке обескровлена, и сейчас мы имеем факты надругательства над христианами, насилие в отношении христианских девушек и женщин. Люди находятся под сильнейшим гнетом, живут в состоянии опасности. Не может душа оставаться спокойной, когда зверское насилие совершается над людьми только потому, что они принадлежат к христианской общине.
В настоящее время подобную участь рискует разделить и Сирия, где христиане составляют десятую часть населения. Русская Православная Церковь готова к самому тесному сотрудничеству с Министерством иностранных дел, Императорским православным палестинским обществом и другими государственными и общественными организациями для улучшения положения христиан и защиты их прав. В этой ситуации от слов мы должны переходить к действиям. Устав ИППО, принятый в 1882 году, предполагал, что одной из целей Общества станет защита православных христиан в странах, где они подвергаются опасности или гонениям, так что верность историческому призванию Общества побуждает нас сделать это направление одним из приоритетных в нашей работе.
Напомню, что Императорское православное палестинское общество в конце XIX века активно помогало Антиохийскому Патриархату и создало в Сирии сеть учебных учреждений. Здесь было открыто 77 школ для 10 тысяч учащихся. Лучшие выпускники продолжали образование в России. Огромная работа была выполнена Палестинским обществом в просветительной и гуманитарной сферах. Десятки тысяч арабов получили бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях ИППО. Всего же в этом регионе Палестинским обществом было создано 113 школ, которые существовали до Первой мировой войны. Все они, как и Палестинское общество, были взяты русским правительством на государственное финансирование. По закону, принятому Государственной Думой и утвержденному императором Николаем II 5 июля 1912 года, финансирование школ было проведено отдельной строкой бюджета Российской империи (более 150 тысяч золотых рублей в год). Выпускники русских школ составили основу формирующейся национальной арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива и в Сирии, и в Ливане, и в Палестине.
Мы не знаем, как будет дальше развиваться ситуация на Ближнем Востоке, но мы должны заботиться, в том числе, и о влиянии на формирование местной элиты. В советское время для этого делалось очень многое — посещая Сирию, часто встречаешься с людьми, которые получали высшее образование в Советском Союзе, которые говорят по-русски и сохраняют симпатию к нашей стране. Я еще раз хочу сказать — никто пока не знает, чем все закончится в Сирии и вообще на Ближнем Востоке. Но полагаю, что развитие образовательных программ в этом регионе должно быть поддержано нашим государством. Мы не можем пресечь ту традицию, которая началась в XIX веке и привела к тому, что арабский мир стал дружественным по отношению к России. Полагаю, что образование является очень важным фактором формирования элиты, как и той общественной прослойки, которая, помимо знаний, получаемых в этих школах, имела бы еще и доброе расположение к нашему Отечеству и к Православной Церкви.
ИППО в настоящее время активно работает на территории Палестинской автономии. При содействии фонда «Русский мир» были открыты курсы русского языка в Бейт-Джале на базе Вифлеемского отделения ИППО — я уже сказал о той замечательной атмосфере, которая сейчас имеет место в этом центре.
В мае 2011 года группа членов ИППО создала Российский комитет солидарности с народами Ливии и Сирии. Член Совета ИППО и председатель ее международной секции Олег Иванович Фомин стал сопредседателем этого комитета. И я хотел бы поддержать инициативы, высказанные на последнем заседании международной секции ИППО, направленные на усиление взаимодействия с Русской Православной Церковью на Ближнем Востоке и защиту гонимых христиан в этом регионе. Члены Комитета солидарности регулярно проводят круглые столы, пресс-конференции, брифинги для журналистов, выставки фотодокументов, показывающие, в том числе, суть происходящих в Сирии событий. Полагаю, что мы должны поддержать инициативу по отправке гуманитарной помощи пострадавшим и оставшимся без крова христианам Сирии. Речь идет, прежде всего, о медикаментах и перевязочных материалах, и Русская Церковь готова включиться в этот проект.
Одной из причин столь глубокого конфликта в Сирии является разделение между разными слоями общества — разделение по этническому, религиозному, социальному принципу. Не секрет, что попытки разделить общество предпринимаются и в нашей стране. Одним из мотивов этой активности является желание некоторых сил подорвать доверие к Православной Церкви. В ответ на эти вызовы нам необходимо отстаивать традиционные для России христианские ценности. В этом вопросе должны объединиться все здоровые силы общества — объединиться для сохранения мира и стабильности в нашей стране. В этом единстве, сплоченности — ключ к общественному согласию, политической и экономической стабильности нашего государства. Рад, что именно такая атмосфера сохраняется в ИППО — из слов Сергея Вадимовича мы видим, что этой теме ИППО уделяет сейчас пристальное внимание.
Надеюсь, что Императорское православное палестинское общество — организация с большим историческим опытом — будет нести миротворческую миссию не только на Ближнем Востоке, но и в нашей стране и других странах Русского мира. Сегодня на Ближнем Востоке, в библейском регионе особенно востребован голос ИППО как старейшей и уважаемой местным населением организации. Не секрет, что есть силы, которые стараются представить Россию чуть ли не врагом исламского мира. Наравне с теми людьми, которые хранят добрые чувства к нашей стране, в арабском мире сегодня возникает сильная общественная прослойка с довольно радикальными антироссийскими настроениями. Напомню, что недавно один из идеологов ваххабитов Юсуф аль-Кардави призвал исламский мир к войне с Россией. В этих условиях наше Общество призвано активно работать в направлении сохранения уважения к России и русским в арабском мире и, в частности, на Ближнем Востоке. Еще раз хочу сказать, что образовательные программы ИППО могут оказать здесь очень положительное влияние.
Стоит подумать о создании регионального отделения ИППО в Бейруте. Важно было бы при первой возможности оказать помощь православной школе, которую до начала гражданского противостояния собирались строить в Дамаске, — это духовно-образовательный центр, рассчитанный на 2500 детей. Конечно, сейчас, может быть, не время, но в перспективе следовало бы иметь в виду оказание поддержки образовательным программам Антиохийского Патриархата.
Когда-то деятельность Общества охватывала и территорию Малой Азии, нынешнюю Турцию. Сегодня Русская Православная Церковь ведет диалог с турецким государством, которое готово обсуждать, в том числе, вопросы восстановления в Турции некоторых древних памятников христианской архитектуры с перспективой проведения в этих храмах православных богослужений. Эта работа ведется в тесном контакте с представителями Константинопольского Патриархата, каноническая территория которого простирается на Турцию. Во время своего визита в Турцию я встречался с господином Эрдоганом, мы обсуждали вопрос русского православного паломничества в Турцию, и в своем собеседнике я нашел человека, который с большим вниманием и пониманием относится к этой теме. Но христианские памятники в Турции находятся в тяжелом состоянии. Паломники не могут посещать лишь руины, которые напоминают о былом величии Православия на этой земле. Поэтому мы вели переговоры о необходимости восстановления этих памятников и в особенности восстановления храмов, чтобы паломники могли совершать богослужения. В некоторых местах такие богослужения совершаются. Наша Церковь сегодня организует регулярные паломничества по святым местам Турции, которые сопровождаются совершением богослужений. Полагаю, что не без влияния и нашей беседы удалось достичь соглашения о строительстве храма в Анталии, где сегодня проживает большое количество русских. Храм, конечно, находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но по соглашению с Константинопольским Патриархом там совершает богослужения священник, знающий русский язык.
Необходимо также иметь в виду, что сегодня в странах Ближнего Востока существует феномен, которого не было в начале XX века, но который имеет прямое отношение к тематике ИППО. Я имею в виду проживающую в данном регионе огромную диаспору наших бывших соотечественников. Для многих из них осознание себя православными является единственной связующей нитью с Родиной. Считаю, что работа с ними не должна оставаться за рамками деятельности Палестинского общества. Где-то, как в Ливане, Сирии и Израиле, существуют храмы и представительства Русской Православной Церкви. В Турции, о которой мы только что говорили, только формируются православные общины наших бывших соотечественников, идет процесс образования приходов. Периодически я получаю обращения от этих общин с просьбой оказать им поддержку. На большие церковные праздники мы, по согласованию с Константинопольским Патриархатом, направляем священников из России для проведения служб в некоторых городах Турции, включая Стамбул. Как вы знаете, на территории Генерального консульства в Стамбуле, на берегу Босфора, был восстановлен православный посольский храм, в котором также совершаются богослужения. Однако эти общины нуждаются и в развитии просветительских проектов. Думается, что турецкое направление могло бы стать одним из перспективных в деятельности ИППО.
В заключение своего выступления хотел бы пожелать, чтобы работа Общества в предстоящие пять лет была успешной, и призвать к дальнейшему расширению взаимодействия между ИППО и Русской Православной Церковью.
На сегодняшнем заседании мы подводим предварительные итоги того, что сделано за последние пять лет. Полагаю, что нам нужно поговорить и о планах нашей работы. Хотя им будет посвящено специальное заседание Совета, я бы позволил себе сказать несколько слов о том, как я вижу повестку дня и главные направления работы ИППО.
Прежде всего, я хотел бы отметить значительные успехи в работе Общества, достигнутые под руководством Сергея Вадимовича Степашина, который в июне 2012 года был переизбран на этот ответственный пост. За минувшие годы Общество смогло значительно активизировать свою работу, постепенно выходя на решение задач в масштабе, который был достигнут в начале минувшего столетия. За короткое время Общество решило ряд вопросов, которые 10–15 лет назад считались практически невыполнимыми. Значительно выросло число членов Общества, расширен состав Совета. В частности, хочу с удовлетворением отметить, что в состав Совета вошел Михаил Леонидович Богданов, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, который курирует в Министерстве Ближний Восток и Северную Африку, опытный дипломат, много лет проработавший в странах арабского Востока.
Отрадным является тот факт, что членами Общества становятся клирики Русской Православной Церкви, деятельность которых связана с задачами Общества. Ведь слово «православное» в названии Общества — это не дань истории и не просто эпитет. Это определение Общества, которое имеет существенное значение. И замечательно, что это слово вновь присутствует в названии Общества — не по каким-то прагматическим соображениям, как некоторые утверждают, а потому что самосознание членов Общества открыто к тому, чтобы определение «православное» присутствовало в названии этой организации.
Совсем недавно по приглашению Иерусалимского Патриарха Феофила я посетил Святую Землю. Имел возможность пройти тем путем, которым в течение столетий шли и поныне идут наши паломники. Вместе с группой таких паломников посетил я и Святой Град Иерусалим, и другие святыни, расположенные на Святой Земле, посетил и место Крещения Спасителя в Иордании, где теперь находится русский странноприимный дом с храмом. Вновь ощутил, как обновляют душу святыни. Посещая Святую Землю, я соприкоснулся с тем наследием, которое оставила в Палестине старая Россия. Это русские храмы, монастыри и подворья, это и здания, построенные трудами представителей Палестинского общества. Наше богатое историческое наследие налагает на нас и обязанность: сохранить и приумножить Русскую Палестину. Я об этом говорил со всеми руководителями, с которыми встречался, — и с Президентом Израиля, и с Президентом Палестинской автономии, и с Королем Иордании. Я говорил о том, что, несомненно, усиливается присутствие России на Святой Земле и главным фактором, который определяет рост нашего присутствия, являются десятки, а теперь уже сотни тысяч паломников. Мы действительно погружаемся в ту атмосферу, которая была в начале XX века, а по количеству паломников уже во много раз превзошли те цифры и те показатели, которые были сто лет назад. Достаточно сказать, что когда я совершал ночное богослужение вместе с Патриархом Феофилом в Храме Гроба Господня, такого большого количества людей не было в храме никогда, кроме как в минуты сошествия благодатного огня. Храм был переполнен, и вся площадь перед храмом была заполнена народом. Конечно, многие приехали специально в связи с моим паломничеством; но когда я спрашивал наших местных служителей, что происходит в обычные дни, то ответ был такой, что и тогда паломников бывает очень много. Паломники Русской Православной Церкви принципиально изменили сегодня духовную атмосферу, картину присутствия православных на Святой Земле.
Полагаю, что все те мероприятия, которые осуществлялись под руководством Сергея Вадимовича, очень своевременны и соответствуют новым реалиям. Я имею в виду в первую очередь замечательные события, связанные с возвращением Сергиевского подворья, постройкой странноприимного дома на Иордане, русского культурного центра в Вифлееме, паркового комплекса в Иерихоне — это плоды последних лет нашей совместной деятельности. Сергей Вадимович, Вы отметили роль нашего президента. Я бы хотел поддержать то, что Вы сказали, и еще раз отметить роль Владимира Владимировича, в том числе и в строительстве странноприимного дома на месте Крещения Господа и Спасителя в Иордании.
Полагаю, что вместе с Русской духовной миссией нужно обустраивать и другие наши объекты недвижимости, в том числе принадлежащие нашей Церкви, включая их в жизнь русских богомольцев. Важно, чтобы историческая и новая Русская Палестина работали на одухотворение нашего народа с максимальной отдачей. А если говорить о количестве паломников, то цифру я услышал из уст официальных лиц Израиля: за этот год Израиль посетило около 600 000 граждан России, но сюда нужно добавить еще Украину, Беларусь, Молдову; и примерно 70% приезжающих составляют паломники.
Много добрых впечатлений относительно деятельности Общества и его восприятия в Палестине я вынес из состоявшегося официального визита в пределы Иерусалимского Патриархата через обмен мнениями с местными священнослужителями. Об ИППО с уважением и похвалой отзывались многие мои собеседники. И если на земле Сирии и Ливана благие дела ИППО живут теперь главным образом в исторической памяти населяющих их народов, то в Израиле и Палестине присутствие Общества воспринимается сегодня не только как часть истории, но и как живая реальность наших дней. Конечно, этому очень помогли усилия, направленные на возвращение России Сергиевского подворья и открытие российских центров в Вифлееме и Иерихоне. Хотя график моего визита не предусматривал посещения этих мест, я все-таки посетил центр в Вифлееме и вынес самое доброе впечатление как от самого здания, так и от атмосферы этого места. Действительно, люди словно ожили; центр стал местом встречи всех тех, кто желает изучать русский язык, кто сохраняет добрую память о России, о ее присутствии на Святой Земле, кто связывает с открытием этого места добрые перспективы.
Говоря о будущих планах Общества, я хотел бы обратить внимание на следующее. Важным направлением его деятельности, несомненно, является усиление русского присутствия в историческом ареале Святой Земли. Но с этой задачей неразрывно связана другая, приобретающая сегодня, на мой взгляд, первостепенную важность. К большому сожалению, несмотря на обилие святынь, регион Ближнего Востока нельзя назвать спокойным. Таким он и не был никогда за всю свою историю. «Просите мира Иерусалиму», — это ведь слова царя Давида, и, наверное, до конца времен они не потеряют своей актуальности. Только недавно мы были очевидцами очередного обострения ситуации в Святой Земле. Вот уже продолжительное время всех нас тревожит положение в Сирии. На фоне военных действий ухудшается положение христиан. Это не может нас не беспокоить. Начиная с момента создания ИППО, одной из главных целей общества было «поддержание Православия в Святой Земле» и защита братьев по вере. Потеря христианского присутствия в регионе разрушает веками складывавшийся религиозный баланс.
Не секрет, что после военной операции в Ираке страну покинуло большое количество христиан. Христианская община в Ираке обескровлена, и сейчас мы имеем факты надругательства над христианами, насилие в отношении христианских девушек и женщин. Люди находятся под сильнейшим гнетом, живут в состоянии опасности. Не может душа оставаться спокойной, когда зверское насилие совершается над людьми только потому, что они принадлежат к христианской общине.
В настоящее время подобную участь рискует разделить и Сирия, где христиане составляют десятую часть населения. Русская Православная Церковь готова к самому тесному сотрудничеству с Министерством иностранных дел, Императорским православным палестинским обществом и другими государственными и общественными организациями для улучшения положения христиан и защиты их прав. В этой ситуации от слов мы должны переходить к действиям. Устав ИППО, принятый в 1882 году, предполагал, что одной из целей Общества станет защита православных христиан в странах, где они подвергаются опасности или гонениям, так что верность историческому призванию Общества побуждает нас сделать это направление одним из приоритетных в нашей работе.
Напомню, что Императорское православное палестинское общество в конце XIX века активно помогало Антиохийскому Патриархату и создало в Сирии сеть учебных учреждений. Здесь было открыто 77 школ для 10 тысяч учащихся. Лучшие выпускники продолжали образование в России. Огромная работа была выполнена Палестинским обществом в просветительной и гуманитарной сферах. Десятки тысяч арабов получили бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях ИППО. Всего же в этом регионе Палестинским обществом было создано 113 школ, которые существовали до Первой мировой войны. Все они, как и Палестинское общество, были взяты русским правительством на государственное финансирование. По закону, принятому Государственной Думой и утвержденному императором Николаем II 5 июля 1912 года, финансирование школ было проведено отдельной строкой бюджета Российской империи (более 150 тысяч золотых рублей в год). Выпускники русских школ составили основу формирующейся национальной арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива и в Сирии, и в Ливане, и в Палестине.
Мы не знаем, как будет дальше развиваться ситуация на Ближнем Востоке, но мы должны заботиться, в том числе, и о влиянии на формирование местной элиты. В советское время для этого делалось очень многое — посещая Сирию, часто встречаешься с людьми, которые получали высшее образование в Советском Союзе, которые говорят по-русски и сохраняют симпатию к нашей стране. Я еще раз хочу сказать — никто пока не знает, чем все закончится в Сирии и вообще на Ближнем Востоке. Но полагаю, что развитие образовательных программ в этом регионе должно быть поддержано нашим государством. Мы не можем пресечь ту традицию, которая началась в XIX веке и привела к тому, что арабский мир стал дружественным по отношению к России. Полагаю, что образование является очень важным фактором формирования элиты, как и той общественной прослойки, которая, помимо знаний, получаемых в этих школах, имела бы еще и доброе расположение к нашему Отечеству и к Православной Церкви.
ИППО в настоящее время активно работает на территории Палестинской автономии. При содействии фонда «Русский мир» были открыты курсы русского языка в Бейт-Джале на базе Вифлеемского отделения ИППО — я уже сказал о той замечательной атмосфере, которая сейчас имеет место в этом центре.
В мае 2011 года группа членов ИППО создала Российский комитет солидарности с народами Ливии и Сирии. Член Совета ИППО и председатель ее международной секции Олег Иванович Фомин стал сопредседателем этого комитета. И я хотел бы поддержать инициативы, высказанные на последнем заседании международной секции ИППО, направленные на усиление взаимодействия с Русской Православной Церковью на Ближнем Востоке и защиту гонимых христиан в этом регионе. Члены Комитета солидарности регулярно проводят круглые столы, пресс-конференции, брифинги для журналистов, выставки фотодокументов, показывающие, в том числе, суть происходящих в Сирии событий. Полагаю, что мы должны поддержать инициативу по отправке гуманитарной помощи пострадавшим и оставшимся без крова христианам Сирии. Речь идет, прежде всего, о медикаментах и перевязочных материалах, и Русская Церковь готова включиться в этот проект.
Одной из причин столь глубокого конфликта в Сирии является разделение между разными слоями общества — разделение по этническому, религиозному, социальному принципу. Не секрет, что попытки разделить общество предпринимаются и в нашей стране. Одним из мотивов этой активности является желание некоторых сил подорвать доверие к Православной Церкви. В ответ на эти вызовы нам необходимо отстаивать традиционные для России христианские ценности. В этом вопросе должны объединиться все здоровые силы общества — объединиться для сохранения мира и стабильности в нашей стране. В этом единстве, сплоченности — ключ к общественному согласию, политической и экономической стабильности нашего государства. Рад, что именно такая атмосфера сохраняется в ИППО — из слов Сергея Вадимовича мы видим, что этой теме ИППО уделяет сейчас пристальное внимание.
Надеюсь, что Императорское православное палестинское общество — организация с большим историческим опытом — будет нести миротворческую миссию не только на Ближнем Востоке, но и в нашей стране и других странах Русского мира. Сегодня на Ближнем Востоке, в библейском регионе особенно востребован голос ИППО как старейшей и уважаемой местным населением организации. Не секрет, что есть силы, которые стараются представить Россию чуть ли не врагом исламского мира. Наравне с теми людьми, которые хранят добрые чувства к нашей стране, в арабском мире сегодня возникает сильная общественная прослойка с довольно радикальными антироссийскими настроениями. Напомню, что недавно один из идеологов ваххабитов Юсуф аль-Кардави призвал исламский мир к войне с Россией. В этих условиях наше Общество призвано активно работать в направлении сохранения уважения к России и русским в арабском мире и, в частности, на Ближнем Востоке. Еще раз хочу сказать, что образовательные программы ИППО могут оказать здесь очень положительное влияние.
Стоит подумать о создании регионального отделения ИППО в Бейруте. Важно было бы при первой возможности оказать помощь православной школе, которую до начала гражданского противостояния собирались строить в Дамаске, — это духовно-образовательный центр, рассчитанный на 2500 детей. Конечно, сейчас, может быть, не время, но в перспективе следовало бы иметь в виду оказание поддержки образовательным программам Антиохийского Патриархата.
Когда-то деятельность Общества охватывала и территорию Малой Азии, нынешнюю Турцию. Сегодня Русская Православная Церковь ведет диалог с турецким государством, которое готово обсуждать, в том числе, вопросы восстановления в Турции некоторых древних памятников христианской архитектуры с перспективой проведения в этих храмах православных богослужений. Эта работа ведется в тесном контакте с представителями Константинопольского Патриархата, каноническая территория которого простирается на Турцию. Во время своего визита в Турцию я встречался с господином Эрдоганом, мы обсуждали вопрос русского православного паломничества в Турцию, и в своем собеседнике я нашел человека, который с большим вниманием и пониманием относится к этой теме. Но христианские памятники в Турции находятся в тяжелом состоянии. Паломники не могут посещать лишь руины, которые напоминают о былом величии Православия на этой земле. Поэтому мы вели переговоры о необходимости восстановления этих памятников и в особенности восстановления храмов, чтобы паломники могли совершать богослужения. В некоторых местах такие богослужения совершаются. Наша Церковь сегодня организует регулярные паломничества по святым местам Турции, которые сопровождаются совершением богослужений. Полагаю, что не без влияния и нашей беседы удалось достичь соглашения о строительстве храма в Анталии, где сегодня проживает большое количество русских. Храм, конечно, находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но по соглашению с Константинопольским Патриархом там совершает богослужения священник, знающий русский язык.
Необходимо также иметь в виду, что сегодня в странах Ближнего Востока существует феномен, которого не было в начале XX века, но который имеет прямое отношение к тематике ИППО. Я имею в виду проживающую в данном регионе огромную диаспору наших бывших соотечественников. Для многих из них осознание себя православными является единственной связующей нитью с Родиной. Считаю, что работа с ними не должна оставаться за рамками деятельности Палестинского общества. Где-то, как в Ливане, Сирии и Израиле, существуют храмы и представительства Русской Православной Церкви. В Турции, о которой мы только что говорили, только формируются православные общины наших бывших соотечественников, идет процесс образования приходов. Периодически я получаю обращения от этих общин с просьбой оказать им поддержку. На большие церковные праздники мы, по согласованию с Константинопольским Патриархатом, направляем священников из России для проведения служб в некоторых городах Турции, включая Стамбул. Как вы знаете, на территории Генерального консульства в Стамбуле, на берегу Босфора, был восстановлен православный посольский храм, в котором также совершаются богослужения. Однако эти общины нуждаются и в развитии просветительских проектов. Думается, что турецкое направление могло бы стать одним из перспективных в деятельности ИППО.
В заключение своего выступления хотел бы пожелать, чтобы работа Общества в предстоящие пять лет была успешной, и призвать к дальнейшему расширению взаимодействия между ИППО и Русской Православной Церковью.