ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Выступление участницы проекта ИППО по преподаванию русского языка в православной школе в Вифании Т.С. Рюмшиной «Вифанская школа для девочек — преемница школ ИППО: из опыта становления системы преподавания русского языка»

Выступление
участницы проекта ИППО по преподаванию русского языка
в православной школе в Вифании
Татьяны Сергеевны Рюмшиной
«Вифанская школа для девочек - преемница школ ИППО:
из опыта становления системы преподавания русского языка»

Первая конференции ИППО, Москва, 10 июня 2010 г.


Вифания – известное евангельское место, недалеко от Иерусалима, где жили сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, который после смерти был воскрешен Иисусом Христом. Сейчас Вифания принадлежит Палестине и является частью Святой Земли, которую ежегодно посещает огромное количество паломников, исповедующих христианство.

До начала Первой мировой войны здесь, на Святой Земле, (в Палестине, Сирии, Ливане) насчитывалось 110 православных школ под эгидой ИППО.

Русские монахини пришли в Вифанию в 30-е годы прошлого века и сначала открыли больницу. Первые дети, которые здесь появились, были просто пациентками. Сестры стали общаться с ними, учить грамоте... Монастырь св. Марии Магдалины, который сейчас располагается в Иерусалиме, в Гефсимании, впервые организовался именно здесь, в Вифании. Сюда стали отдавать девочек на воспитание  из некоторых христианских семей. Построили школу. В лучшие времена там училось до 90 девочек.

60 лет  назад образовался Израиль. Изменились границы государств. В результате дети- христиане, которые приезжали в школу из Иордании, больше не могли ее посещать, т.к. границу по реке Иордан, стали открывать для христиан только раз в году, на Пасху. Христиане, которые жили в Вифании, начали ее покидать из-за большого наплыва мусульман со стороны Иерусалима. Сейчас христиан в Вифании меньше 2%.

В начале 1970 года встал вопрос: закрыть школу, т.к. очень мало осталось христиан, или оставить ее для мусульманских детей?

И вот  в 1972 году была зарегистрирована в Вифании частная христианская школа, каких много сейчас на Святой Земле, но православная только одна, эта, вифанская.

Сейчас  школа находится в подчинении Русской православной церкви за рубежом, и ее курирует архиепископ Берлинский и Германский Марк. Но  по недавно подписанному соглашению о каноническом сотрудничестве между Русской Православной Церковью и РПЦЗ, а также в связи с соглашением о сотрудничестве между ИППО и Православным Палестинским Обществом на Святой Земле, вифанскую школу стало возможным рассматривать как наследницу и преемницу тех 110 православных школ, которые работали на Святой Земле под эгидой ИППО до начала Первой мировой войны в 1914 году. С началом войны связь ИППО со Святой землей была надолго прервана.

И вот  в феврале 2009 года благодаря гранту, выделенному фондом «Русский мир» Императорскому Православному Палестинскому Обществу, я поехала на Святую Землю, в вифанскую школу в качестве учителя русского языка на три месяца. Монахини встретили с распростертыми объятьями, дети - настороженно, но, в общем, доброжелательно.

В школе 348 девочек, начиная с детского сада и по 9 класс. В основном, мусульманского вероисповедания. Православные - 13 интернатских воспитанниц, это, главным образом, дети из неблагополучных семей, они полностью находятся на обеспечении монастыря, еще помогают спонсоры. И двое детей одной из учительниц русского языка. Это все. Изучение русского языка начиналось с 5 кл., два раза в неделю. В классах  25-30 учеников. Изучение языка – факультативное, не хочешь – не изучай, экзамена по нему не было, в аттестат этот  предмет не шел. Учебника как такового тоже не было, были сброшюрованные отксерокопированные листы, выжимки из учебника Хаврониной « Русский язык в упражнениях». Два преподавателя русского языка, которые работают в этой школе, не имеют специального образования. Они русские, но одна учительница окончила только среднюю школу, другая—- музыкальное училище.

Я привезла по одному экземпляру учебников, которые  с оказией должны были прийти позже. К сожалению, учебника русского языка  как иностранного для  средней  школы не существует (его надо писать), поэтому тот материал, что я привезла с собой, я постаралась адаптировать под разные возрастные группы, параллельно обучая методике преподавания учителей русского языка. Иногда я вела уроки, и тогда учителя были посредниками между учениками и мной, чаще я корректировала учителей в проведении уроков. Составляли вместе планы уроков, контрольные работы…

В сентябре я снова поехала в Вифанию на три месяца. С нового учебного года, т.е. осенью 2009 года, директор школы, сестра Марфа, уже ввела изучение русского языка с третьего класса, а у старшеклассников русский яз. сделала три раза в неделю. К концу третьего месяца моей работы в школе, я, наконец, обнаружила первые проблески интереса к рус. яз. и первые успехи учениц. Две интернатские девочки, окончившие 9 кл., были отправлены  в Екатеринбург в октябре учиться в медучилище. Они живут в монастыре и готовятся стать сестрами милосердия. Это первый опыт продолжения образования воспитанниц после окончания школы.  Они получат профессию медсестры, профессию, которая так востребована и необходима в Палестине. Преподаватели воспитанниц хвалят, хвалят их знания и прилежание.

Любая христианская школа в Палестине очень ценится благодаря высокому уровню образования. Родители не боятся перехода своих детей в христианство. Это исключено. Хотя отношения в школе между учителями—-христианами и мусульманами не всегда ровные. Бывают всплески недовольства, агрессии и со стороны родителей. Удерживать равновесие довольно трудно. И тут особо следует сказать о директоре школы сестре Марфе, которая владеет искусством дипломатии в совершенстве. Собственно, на ее подвижничестве  держится вся школа: она и директор школы, и ведет уроки английского яз. и математики, ведет переписку со спонсорами и является фактически воспитателем приютских  детей, колючих, ершистых, т.к. девочки из неблагополучных семей… при этом остается веселым, добрым и чутким человеком. Дети ее обожают. Она позаботилась и обо мне: постаралась устроить мой быт с максимально возможным комфортом, а во время праздников и каникул, сестра Марфа предоставляла возможность посетить паломнические места, причем совершенно бесплатно.

Обучение  в школе  платное, но минимальное, родительские взносы покрывают только 1/3 расходов школы, остальное дают спонсоры и пожертвования, которых едва хватает на поддержание школы.

Желающих  учиться здесь намного больше, чем школа может принять.

Конечно, много еще проблем, но начало положено, и будем надеяться, что наступит такое время, когда на Святой Земле будет не меньше христианских православных школ, чем было до 1914 года.